ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ УСЛОВИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В
ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1 2 Аббасова Л.И. , Ибрагимова Л.С.
1Аббасова Левиза Иловиевна - кандидат педагогических наук, доцент;
2Ибрагимова Лиля Стасановна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым
Аннотация: в статье рассматривается экспериментальная работа по апробации организационных условий по формирования управленческой культуры будущего педагога в дошкольном образовательном учреждении. Определены критерии, показатели и уровни по формированию управленческой культуры будущего педагога ДОО.
Ключевые слова: организационные условия, управленческая культура, будущие педагоги, формирование, дошкольная образовательная организация.
На основании анализа научно-педагогической литературы по проблеме формирования управленческой культуры будущего руководителя ДОО был сделан вывод о ее важности и актуальности, что обусловило необходимость проведения экспериментальной работы.
Экспериментальная работа по определению эффективности организационных условий формирования управленческой культуры будущего педагога ДОО.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Цель констатирующего этапа эксперимента заключалась в выявлении актуального уровня сформированности управленческой культуры будущих педагогов ДОО.
Для достижения поставленной цели констатирующего этапа эксперимента и реализации поставленных задач, мы проводили работу по двум направлениям: работа с будущими руководителями педагогами ДОО и работа с преподавательским составом вуза.
Работа с будущими педагогами ДОО предполагала непосредственно проведение диагностического исследования; а работа с преподавательским составом вуза заключалась в индивидуальных беседах, с целью определения средств и методов комплекса по формированию управленческой культуры будущего педагога ДОУ в учебно-воспитательном процессе высшей школы.
На основе анализа работ Т.П. Вейс, С.Н. Пилюковой и др. нами были выделены следующие критерии и показатели формирования управленческой культуры будущих педагогов ДОУ: когнитивный, мотивационный и продуктивный [2].
Когнитивный критерий предполагает знание сущности процесса управления и роли управленческой культуры педагога в данном процессе; знание теории и практики управленческой деятельности педагога ДОУ.
Мотивационный критерий предусматривает ориентированность будущих педагогов ДОУ на различные стороны педагогической реальности; готовность и желание будущих педагогов ДОУ выполнять свою работу.
Продуктивный критерий характеризуется наличием управленческих умений в различных управленческих ситуациях; а также в стремлении самостоятельно осуществлять деятельность по педагогическому управлению во время прохождения практики.
Для выявления уровня сформированное™ управленческой культуры будущих педагогов ДОУ, в соответствии с выделенными критериями и показателями, нами был использован комплекс методов, взаимодополняющих друг друга и контролирующих объективность результата по всем выделенным критериям и показателям.
К каждому критерию и его показателям были подобраны задания для определения актуального уровня сформированности управленческой культуры будущих педагогов ДОО.
Методики для оценки когнитивного критерия.
Задание 1. Опросник Т.М. Горюновой «Управленческая культура» [3].
Цель: определить осознание будущих педагогов ДОО о сущности процесса управления и роли управленческой культуры руководителя в данном процессе.
Процедура выполнения: экспериментатор в процессе беседы с будущим педагогом ДОУ задает вопросы о сущности процесса управления и роли управленческой культуры руководителя в данном процессе. Вопросы анкеты представлены в Приложении Б. Беседа проводилась индивидуально, ответы будущих педагогов ДОУ фиксировались в протоколе. Во внимание брались полнота ответа, соответствие знаний и представлений о процессе управления ДОУ и управленческой культуре руководителя.
Задание 2. Анкетирование будущих руководителей ДОО «Управленческая деятельность руководителя ДОО» (адаптированный вариант З.К. Багировой) [1].
Цель: выявление знаний будущих педагогов ДОО о теории и практике управленческой деятельности руководителя ДОО.
Процедура выполнения: будущим педагогам ДОО предлагается ответить на вопросы анкеты.
Методики для оценки мотивационного критерия.
Задание 3: Изучение гуманистических ценностных ориентаций студентов (разработан В.Г. Мараловым).
Цель: выявление частных типов ориентированности будущих педагогов ДОУ на различные стороны педагогической реальности.
Процедура выполнения: студентам предлагаются утверждения, касающиеся различных сторон деятельности руководителя ДОО. Им необходимо выразить свое отношение к этим утверждениям по 5-ти бальной шкале. Анкета позволяет выявить частные типы ориентированности будущих педагогов ДОО (на собственную личность, на администрацию, на коллег, на родителей, на технологию воспитания, на детей).
Задание 4. Методика определения личностно-мотивационных сфер будущего руководителя ДОО (адаптированный вариант методики Н.П. Фетискина)
Цель: исследование готовности и желания будущих педагогов ДОУ выполнять свою работу после окончания вуза.
Процедура выполнения: студентам предлагается бланк методики, содержащий 18 вопросов. По количеству положительных ответов определяется уровень готовности и желания будущих педагогов ДОУ выполнять свою работу после окончания вуза.
Методики для оценки продуктивного критерия.
Задание 5: Методика «Цикл управленческих умений» (В.Г. Маралов).
Цель: исследование управленческой культуры будущих педагогов ДОУ в различных управленческих ситуациях.
Процедура выполнения: методика представляет собой метод исследования сильных и слабых сторон педагога. Она включает в себя опросник, оценивающий менеджерские умения, объединенные в блоки, а также классификацию различных типов руководителей. Будущим педагогам ДОУ необходимо отвечать на вопросы циклично, в зависимости от указанной роли в заголовке анкеты.
Задание 6. Адаптированная методика Ю.Н. Кулюткина. Цель: изучение умений решать управленческие задачи.
Процедура выполнения: будущим педагогам ДОО было предложено задание: «Составить управленческую задачу и дать примерные варианты решения с обоснованием».
Диагностический инструментарий, примененный нами на констатирующем этапе эксперимента, включал различные виды аналитико-оценочной деятельности (теоретического, исследовательского, конструктивного и мотивационно-рефлексивного характера). Это дало возможность увидеть и проанализировать уровень развития различных характеристик управленческой культуры у студентов.
Список литературы
1. Багирова З.К. Формирование управленческой культуры будущего руководителя образования / З.К. Багирова : автореф. дисс...канд.пед.наук. Махачкала, 2008. 18 с.
2. Вейс Т.П. Технология формирования управленческой культуры менеджера в процессе профессиональной подготовки / Т.П. Вейс, С.Н. Пилюкова // Психология, социология, 2015. С. 309-313.
3. Горюнова Т.М. Развитие управленческой культуры будущего педагога дошкольного образования: дис. канд. пед. наук: / Т.М. Горюнова. Н. Новгород, 2002. 218 с.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К ОРГАНИЗАЦИИ И РУКОВОДСТВУ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 1 2 Аббасова Л.И. , Гафарова З.С.
1Аббасова Левиза Иловиевна - кандидат педагогических наук, доцент;
2Гафарова Зарема Серверовна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым
Аннотация: в статье рассматривается экспериментальная работа по подготовке будущих воспитателей к организации и руководству театрализованной деятельностью старших дошкольников. Определены критерии, показатели и уровни готовности будущих воспитателей к организации и руководству театрализованной деятельностью старших дошкольников.
Ключевые слова: театрализованная деятельность, будущие воспитатели, подготовка, организация, дошкольное образовательное организация, старшие дошкольники.
С целью определения уровня готовности будущих воспитателей к организации и руководству театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста мы использовали такие методы как анкетирование, тесты, беседа, анализ, обобщение, синтез, систематизация, математические и статические обработки результатов экспериментальной работы, систематизация, интервью, наблюдение за будущими воспитателями при подготовке к семинарским занятиям по спецкурсу.
Следующим шагом была проведена исходная диагностика уровней готовности будущих воспитателей к организации и руководству театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.