Научная статья на тему 'Значение детского театра для становления культуры безопасности в образовательной среде'

Значение детского театра для становления культуры безопасности в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
695
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ДЕТСКИЙ ТЕАТР / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕАТР КУКОЛ / ТЕАТР ТЕНЕЙ / PERSONAL SECURITY / CHILDREN''S THEATER / SECURITY CULTURE / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / THEATRICAL ACTIVITY / PUPPET THEATER / SHADOW THEATER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лыкова Ирина Александровна, Александрова Елена Юрьевна, Мартынова Алия Ирфановна

Авторы поднимают вопрос о важной роли детского театра для формирования основ культуры безопасности детей дошкольного возраста в образовательной среде. Уточняют понятия «детский театр», «культура безопасности растущего человека», «образовательная среда». Раскрывают воспитательный потенциал разных видов детского театра в контексте проблемы безопасности личности. Описывают методику воспитания культуры безопасности в процессе разных видов театрализованной деятельности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF THE CHILDREN''S THEATER FOR SECURITY CULTURE DEVELOPMENT IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The authors raise the question of the children's theater important role of the foundations of the preschool children security culture development in the educational environment; clarify the concepts of "children's theater", "security culture of a growing person", "educational environment". It is disclosed the educational potential of children's theater different types in the context of the personal security problem; describe the methodology of security culture upbringing in the process of children theatrical activities different types.

Текст научной работы на тему «Значение детского театра для становления культуры безопасности в образовательной среде»

УДК 373.2 (075.8)

ЗНАЧЕНИЕ ДЕТСКОГО ТЕАТРА ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ

КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

И.А. Лыкова, Е.Ю. Александрова, А.И. Мартынова

Аннотация. Авторы поднимают вопрос о важной роли детского театра для формирования основ культуры безопасности детей дошкольного возраста в образовательной среде. Уточняют понятия «детский театр», «культура безопасности растущего человека», «образовательная среда». Раскрывают воспитательный потенциал разных видов детского театра в контексте проблемы безопасности личности. Описывают методику воспитания культуры безопасности в процессе разных видов театрализованной деятельности детей.

Ключевые слова: безопасность личности, детский театр, культура безопасности, образовательная среда, театрализованная деятельность, театр кукол, театр теней.

THE IMPORTANCE OF THE CHILDREN'S THEATER FOR SECURITY CULTURE DEVELOPMENT IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

I. Lуkova, E. Aleksandrova, A. Martynova

Abstract. The authors raise the question of the children's theater important role of the foundations of the preschool children security culture development in the educational environment; clarify the concepts of "children's theater", "security culture of a growing person", "educational environment". It is disclosed the educational potential of children's theater different types in the context of the personal security problem; describe the methodology of security culture upbringing in the process of children theatrical activities different types.

Keywords: personal security, children's theater, security culture, educational environment, theatrical activity, puppet theater, shadow theater.

Становление культуры безопасности личности в настоящее время является одним из важнейших направлений деятельности образовательных организаций. Эта тенденция поддерживается Федеральным законом «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-Ф3 (редакция от 05.10.2015), Законом об образовании в Российской Федерации (от 29 декабря 2012 года № 272 ФЗ) и Федеральными государственными образовательными стандартами для всех уровней образования, начиная с дошкольного.

Безопасность личности понимается как состояние защищенности человека от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей; защита жизни, здоровья, достоинства, прав и свобод; обеспечение свободы совести и политических убеждений. Следовательно, безопасность личности - это более широкое понятие, которое вбирает в себя безопасность жизнедеятельности как важную составляющую часть.

Культура безопасности личности интерпретируется как высокий уровень готовности человека осмысленно осваивать и адекватно применять знания и опыт, связанные с угрозами жизни и здоровью (физическому и психическому). Культура личной безопасности выступает важной частью общечеловеческой

культуры, проявляется в поведении и поступках человека, связанных с предвидением или адекватным преодолением опасностей.

Современный детский сад призван подготовить ребенка к встрече с различными жизненными ситуациями - зачастую сложными, а порой и опасными, несущими угрозу жизни и здоровью. В связи с этим перед руководителями и воспитателями детских садов встает сложная задача поиска оптимальных путей формирования у детей сознательного и вполне ответственного отношения к вопросам личной и социальной безопасности. В качестве профессионального «инструмента», позволяющего решить эту сложную задачу разработана образовательная программа «Мир Без Опасности» (автор И.А. Лыкова [8]). Цель данной программы -становление культуры безопасности личности «растущего человека» (термин Д.И. Фельдштейна) в процессе активной деятельности, расширение социокультурного опыта, содействие формированию эмоционально-ценностного

отношения к окружающему миру и «Я-концепции». Основной особенностью авторского подхода является проектирование

образовательных маршрутов по модели развития человеческой культуры и общества на основе взаимосвязи культуротворчества и

нормотворчества (подробнее см. в статье, опубликованной в «Казанском педагогическом журнале» № 5, 2017 [9]).

Одним из направлений, предложенных программой «Мир Без Опасности» с целью формирования культуры безопасности ребенка-дошкольника в образовательном пространстве, выступают арт-технологии, связанные с приобщением детей к театральному искусству

[4;10].

Театр (греч. ©8aтpov - изначально - место для зрелищ, затем - и само зрелище, от Веаоцаг -смотрю, вижу) - род визуального искусства, основанный на синтезе разных искусств (музыки, живописи, графики, архитектуры) с целью отражения реальности посредством

драматического действия. Основным средством выразительности выступает актёр, который через слово мимику, жест, действие доносит до зрителя суть спектакля. Актером может выступать человек или театральная кукла, которой управляет актер. Искусствоведы и психологи обоснованно полагают, что театр обладает самым сильным потенциалом воздействия на зрителя, который непроизвольно ассоциирует себя с тем или иным персонажем и через катарсис изменяется.

Высокое назначение детского

театра - духовное воспитание юного зрителя. В пространстве театра ребенок приоткрывает те извечные тайны бытия, которые и составляют суть настоящего Искусства: что есть Добро и Зло, Истина и Ложь, Мир и Война, Любовь и Ненависть, Дружба и Вражда, Созидание и Разрушение, День и Ночь, Свет и Тьма... Детский театр - сокровищница таких тайн и путь для их открытия. Он обладает удивительной способностью исподволь влиять на детскую психику. Ребенок-зритель всеми помыслами участвует в событиях, в действии на сцене, сопереживает героям и своими мыслями, эмоциями и аплодисментами «помогает» вершить добрые дела. У него появляется желание подражать положительным героям и быть не похожими на отрицательных. Просмотр театрального представления сочетается с огромной внутренней работой. Ребенок учится чувствовать и размышлять, переживать и сопереживать, знакомится с законами общества, пытается понять различные аспекты человеческих отношений. Наблюдая за происходящим действом и сопереживая любимым героям, дети осваивают модели поведения, становятся более отзывчивыми и терпимыми. Увиденное и пережитое в детском театре способствует расширению кругозора, обогащению эмоциональной сферы и надолго

остается в памяти каждого ребенка. Выражение «школа чувств» - вовсе не абстракция в хорошем детском театре [3].

На примере театра теней [2] и театра на столе [11; 12] рассмотрим возможности формирования культуры безопасности ребенка-дошкольника в игровой театрализованной деятельности.

Методика приобщения детей к культуре личной безопасности средствами театра теней разрабатывается Е.Ю. Александровой [2]. Отдельные аспекты методики представлены в данной статье.

В основе театра теней лежит игра света и тени. Именно контраст света и тени определяет специфику данного вида искусства и особенности его воздействия на зрителя. Для организации теневого театра необходимы три элемента: экран, источник света и теневые фигуры. Теневая фигура - это визуальный образ. Она может трансформироваться, причудливо изменяться на экране на глазах у зрителей. Сюжет раскрывается с помощью динамических кадров-картин, спроецированных на экран. Актеры-куклы освещаются сзади, и на экране появляется их черно-белое или цветное изображение. В качестве актеров в теневом театре могут быть использованы куклы, вырезанные из бумаги, руки и сами актеры-люди, игрушки, а также обыкновенные бытовые предметы с узнаваемым силуэтом (ложки, расчески, искусственные цветы, игрушки и т.д.) [5,7].

В театре теней можно показать много разных спектаклей, связанных с вопросами безопасности: от инсценирования потешек и сказок до постановки спектаклей по сюжетам больших литературных произведений, подготовки и показа спектаклей по самостоятельно разработанным сценариям. Ценный воспитательный характер имеют истории из жизни детей. Когда ребенок слышит волшебную историю о самом себе или о приключениях своих приятелей, его восторгу нет предела, а увидев себя со стороны, он наверняка задумается над своим поведением. В процессе теневого спектакля дети лучше и глубже, без назидания осознают, «что такое хорошо и что такое плохо», осваивают определенную систему моральных норм и правил безопасного поведения в обществе.

Прежде, чем приступать к работе над спектаклем, педагог определяет для себя, какие полезные уроки для детей несет конкретная сказка, например: русская народная сказка «Гуси-лебеди» - о том, что надо быть готовым к неожиданностям, выход найдется из любой ситуации и иногда не стыдно, а просто необходимо убегать; «Волк и семеро козлят» - не быть доверчивыми и не открывать дверь чужим, а

также не рассказывать о том, что дома нет взрослых; «Кот, лиса и петух», «Заюшкина избушка» - о том, что нужно обязательно звать на помощь, когда тебя обижают или ты попал в беду; авторская сказка «Красная Шапочка» Ш. Перро - о том, как опасно разговаривать с незнакомцами и др.

В силу возрастных особенностей дети младшего дошкольного возраста участвуют лишь в просмотре теневых спектаклей. На начальных этапах приобщения детей к искусству театра теней, в подготовке и показе теневого спектакля принимают участие лишь взрослые, постепенно привлекая детей. Например, предлагая детям раннего возраста для просмотра спектакль «Колобок», мы ставим цель насторожить ребенка, вызвать здоровую недоверчивость к «сладким» чужим речам. Дети завороженно наблюдают за происходящим на экране, прислушиваются к интонациям педагога и усваивает правила безопасности, запоминают очень нужные предостережения. Воспитатель комментирует поступок Колобка, выражая свое отношение. Даже простое «ай-ай-ай» к поступку колобка дает оценку его поведению. После просмотра спектакля во время беседы важно помочь детям понять: что Колобок сделал неправильно? Что надо было сделать, чтобы лиса его не съела? Что делать, чтобы не пропасть?

Авторская методика «Театр на столе», разработанная и успешно апробированная А.И. Мартыновой [6;11;12], позволяет в игровой театрализованной форме при помощи кукол (сказочных героев) смоделировать возможные жизненные ситуации, связанные с личной безопасностью детей раннего возраста. Доступная форма проведения занятия позволяет даже самым маленьким детям осмыслить поведение каждого героя - куклы, проанализировать возможный результат их поведения и действий, рассмотреть возможные последствия случившегося. Детям предлагается составить план - сценарий, как можно избежать допущенных ошибок и помочь герою избежать опасностей в дальнейшей его жизни [1].

Дети трех-четырех лет в силу мало приобретенного личного жизненного опыта и сильной привязанности к родителям доверчиво относятся к окружающему миру. Они не осознают возможной опасности в повседневной жизни, существующей в быту за пределами родительской опеки.

Педагог, используя потенциал методики «Театр на столе», сочетающей в себе поэтапное развитие сюжета потешки или сказки, возможности остановиться на любом эпизоде для обсуждения возникающей проблемы и

совместного поиска ее решения, подбирает актуальную тематику занятия.

Доступными и понятными для детей этого возраста являются сказки, где куклы попадают в разные ситуации, например, сказка «Кот, лиса и петух». На занятии сюжет данной сказки необходимо простроить так, чтобы максимально глубоко донести до ребенка легкомысленное поведение Петушка. В сказке очень наглядно показано, что может случиться, если не исполнять наставления старших. Трехлетние дети часто сопротивляются замечаниям, указаниям и просьбам взрослых членов семьи, нередко вступают с ними в открытое противостояние и проявление упрямства (кризис трех лет). Благодаря правильно сделанным акцентам в спектакле, можно очень ненавязчиво донести до ребенка, что нельзя открывать дверь «чужому» (в данном случае хитрой лисе), что может случиться, если не послушаться родителей. Когда петушок в третий раз не послушается указаниям и его вновь украдет лиса, будет долго в борьбе нести в свой дом, а у кота уже не будет возможности спасти его, важно показать, как страшно было слабому петушку в лапах лисицы, как он громко и долго звал на помощь, как сопротивлялся, и как его никто не мог спасти. Эмоциональная окраска действия, временное увеличение пути лисы к своему дому, борьба петушка по пути и попытка спастись, которые не увенчались успехом, отрицательный результат всех этих действий - важная часть данного спектакля, которая глубоко проникает в душу ребенка и вызывает переживание за судьбу героя. При всей яркости этого эпизода сказки, им нельзя завершать занятие на этом этапе. Ведь петушка все-таки опять спасает кот! Теперь необходимо подойти к закреплению увиденного материала. В самом конце сказки педагогу необходимо повторить детям и Петушку правило безопасного пребывания одного дома и попросить самих детей сделать еще раз наказ петушку, что «нельзя никому открывать дверь». Во время проговаривания ребенком правила, можно дополнительно погрозить петушку пальцем, чтобы он уж точно не нарушал обещание (и правило)!

Дети с удовольствием принимают участие в нравоучениях и наказах, так как дома от своих родителей слышат подобные рекомендации и даже эмоционально украшают свои слова нужной интонацией.

В конце спектакля (в завершении занятия) педагог спрашивает у детей, как они думают: откроет петушок дверь лисе или нет? Ответы в основном отрицательные, дети самостоятельно

рассуждают, почему так нельзя делать и что может случиться.

Рекомендуем воспитателям, гувернерам и родителям обратить внимание на следующие сказки, сюжеты которых связаны с формированием культуры безопасности детей младшего дошкольного возраста.

- «Лиса-нянька» - сказка об опасности поведения нанятой на работу няни-домохозяйки. Здесь дети смотрят, как «чужая тетя», по сказке это хитрая лиса, совершенно не исполняет возложенные на нее обязательства, не кормит и не поит мишку в течение дня. Сказка очень эмоциональна и дети сильно переживают за маленького медвежонка.

- «Яблоко» - сказка о ссоре друзей, которая может привести к драке. Главные герои сражаются за яблоко и травмируют друг друга, не задумываясь о последствиях. Дети осуждают такое поведение героев и рассуждают как правильно поступить.

- «Маша и Медведь» - сказка об опасности оказаться в заложниках в чужом доме. К такой ситуации может привести непослушание взрослому, упрямое поведение ребенка, частое убегание от родителей.

- «Сказка о глупом мышонке» С.Я. Маршака - очень красивая и поучительная сказка об опасности постоянных каприз и недовольства со стороны ребенка. В конце этой сказки дети просто бегут к столу, чтобы найти и спасти мышонка, которого педагог незаметно прячет, а мама-мышка не может нигде его найти.

Для детей старшего дошкольного возраста рекомендуем использовать следующие сказки.

- «Подарок волку» - сказка о том, как важно ребенку знать и не доверять посторонним неизвестным людям, не идти с «чужими» на улице по их просьбе, так как такие случае не редкость в жизни детей. Важно донести ребенку через эту сказку, что умение побороть собственный страх, позвать на помощь, привлечь к себе внимание в подобной ситуации - является залогом сохранения жизни и здоровья ребенка. На занятии по этой сказке дети активно пытаются помочь зайчонку придумать выход из ситуации. Педагог активирует детей вопросами, слушает рассуждение и переносит высказывания и мысли детей на активизацию действий, принятие решений и правильное поведение в дальнейшем.

- «Два жадных медвежонка» - об опасных последствиях ссоры с родными и близкими.

- «Ежик и кошка» - о нормах морали и права,

когда один герой имеет власть над другим, более слабым, незащищенным или попавшим в зависимость от другого героя. Как важно, имея силу и преимущества над другими, оставаться добрым и помогать более слабым.

- «Золотой цыпленок» - о подстерегающей опасности даже в стенах родного дома, когда неприятности могут случиться в кругу семьи. Как важно в таком случае уметь находить верное решение и помогать другим. Дети с удовольствием переживают, ищут возможные решения и выходы из сложившейся ситуации, когда у матери курицы украли единственного ребенка (яйцо).

Помимо театрализованной деятельности желательно создавать условия для изобразительного творчества. Это позволяет детям выразить свои мысли доступными художественными средствами, передать свое желание помочь главным героям.

Сказки - это волшебный мир, а их содержание - опыт многих поколений. Они очень поучительны, и один из уроков, которым нас учат сказки - уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая, обсуждая, играя с нами в сказки, а также разыгрывая сказки в театре теней и кукол, каждый ребенок легко усвоит то, что в жизни необходимо соблюдать определенные правила: не быть слишком доверчивым, уметь обращаться за помощью, не робеть и не сдаваться, не преступать запреты и т.п. Раз за разом повторяя эти нехитрые истины, ребенок будет учиться бдительности и осторожности.

Выводы. Одна из важнейших жизненных стратегий каждого человека - активно осваивать окружающий мир, не бояться на этом пути трудностей и препятствий, смело принимать «вызовы», предвосхищать опасности, находить выход из сложных ситуаций и при этом творить самого себя. Детский театр позволяет детям прожить, прочувствовать и осмыслить основные модели жизненных ситуаций, принять универсальные законы жизни в обществе, найти индивидуальные способы преодоления опасностей. Задача близких взрослых - создать в образовательной среде и в домашнем пространстве оптимальные условия для формирования культуры личной безопасности. Но при этом важно сохранить эмоционально-ценностное отношение к театру как высокому искусству, не свести его к полезному дидактическому средству.

Литература:

1. Акулова О. Театрализованные игры / О. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 24.

2. Александрова Е.Ю. Особенности театра теней и его значение для развития детей дошкольного возраста / Е.Ю. Александрова // Историческая и социально-образовательная мысль, ISSN: 2075-9908 (Print). - Том 9. - 2017. - № 3/1. - С. 121-126.

3. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду / Е.А. Антипина. - М.: «Сфера», 2009. - 128 с.

4. Бартковский А.И., Лыкова И.А. Кукольный театр в детском саду, начальной школе и семье: учебно-методическое пособие / А.И. Бартковский, И.А. Лыкова. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015.

- 120 с.

5. Башинская Л.А. Театр теней в России: заимствования и интерпретации: автореф. дисс. ... кандидата искусствоведения / Л.А. Башинская. -Саранск, 2012.

6. Васильева О.К. Образная игрушка в играх дошкольников / О.К. Васильева. - СПб.: Детство, 2003.

- 144 с.

7. Генов Г.В. Театр для малышей. - М.: Просвещение, 1968. - 160 с.

8. Лыкова И.А. Парциальная образовательная

программа для детей дошкольного возраста «Мир Без Опасности» / И.А. Лыкова. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017. - 120 с.

9. Лыкова И.А. Образовательная программа «Мир без опасности: концепция, целевые ориентиры, технология реализации / И.А. Лыкова // Казанский педагогический журнал. - 2017. - № 5. - С. 74-78.

10. Лыкова И.А., Шипунова В.А. Теневой театр в детском саду, или Как приручить тень: учебно-методическое пособие для реализации модульной программы дополнительного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста «Цветной мир» / И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017. - 120 с., 2-е изд., перераб. и доп.

11. Мартынова А.И. Значение театрализованной игры для адаптации ребенка к детскому саду: сборник / А.И. Мартынова // Сборник докладов всероссийской научно-практической конференции «Психологическая безопасность образовательной среды». - ФГБНУ ИППСП, г. Казань, 2016. - С. 260-263.

12. Мартынова А.И. Театральные игры и игрушки в жизни детей раннего возраста / А.И. Мартынова // Международный альманах «Гуманитарное пространство». - 2016. - Том 5. - № 4. -С. 507-517.

Сведения об авторах:

Лыкова Ирина Александровна (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, e-mail: cvetmir@mail.ru

Александрова Елена Юрьевна (г. Москва, Россия), аспирант лаборатории интеграции искусств и культурологии им. Б.П. Юсова ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», методист ГБОУ «Школа № 1468», г. Москва, e-mail: aleksa0116@mail.ru

Мартынова Алия Ирфановна (г. Москва, Россия), аспирант лаборатории интеграции искусств и культурологии им. Б.П. Юсова ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», координатор благотворительных программ и проектов БФ «Образ жизни», педагог дополнительного образования ГБОУ «Школа № 1468», г. Москва, e-mail: mai70alia@mail.ru

Data about the authors:

I. Lykova (Moscow, Russia), Ph.D, Chief Researcher Institute for Study of Childhood, Family and Education of Russian Academy of Education, e-mail: cvetmir@mail.ru

E. Aleksandrova (Moscow, Russia), graduate student of the laboratory of integration of arts and cultural science of B.P. Yusov FGBICU «Institute of Artistic education and cultural studies Russian Academy of Education», the methodologist, GBOU «School № 1468», Moscow, e-mail: aleksa0116@mail.ru

A. Martynova (Moscow, Russia), graduate student of the laboratory of integration of arts and cultural science of B.P. Yusov FGBICU «Institute of Artistic education and cultural studies Russian Academy of Education», coordinator of charitable programs and projects BF "Lifestyle", teacher of additional education GBOU «School № 1468», Moscow, e-mail: mai70alia@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.