Научная статья на тему 'Театрализованная деятельность в школе как средство приобщения детей к истокам национальной культуры'

Театрализованная деятельность в школе как средство приобщения детей к истокам национальной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДНОЙ ЯЗЫК / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕАТРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / КУЛЬТУРА НАРОДА / ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ НАРОДА / NATIVE LANGUAGE / EDUCATIONAL ACTIVITIES / THEATRICAL DIRECTION / CULTURE OF THE PEOPLE / CUSTOMS AND TRADITIONS OF THE PEOPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конакова Люба Аскербиевна

В статье представлен опыт функционирования школьного театра, спецификой которого является тесное взаимодействие с учащимися младших классов. Автор актуализирует такое направление театрализованной деятельности, как работа с карачаево-балкарскими сказками, играющими ведущую роль в народной педагогике Кавказа. Публикация нацелена на распространение позитивного опыта работы педагогов энтузиастов, формирующих ключевые компетенции подрастающего поколения посредством оригинальных подходов и решений. В статье прослеживается роль национального детского театра не только как источника развития эмоциональной сферы детей, но и мощного ресурса, помогающего младшим школьникам разрабатывать свою собственную систему нравственных ценностей, а педагогам и родителям успешно преодолевать детскую агрессию и жестокость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEATER ACTIVITY AT SCHOOL AS A MEANS OF ACQUISITION OF CHILDREN TO THE ORIGINS OF NATIONAL CULTURE

The article presents the experience of the functioning of the school theater, the specificity of which is the close interaction with students of primary grades. The author actualizes such a direction of the theatrical activity as work with Karachai Balkarian fairy tales, which play a leading role in the popular pedagogy of the Caucasus. The publication is aimed at spreading the positive work experience of enthusiastic teachers who form the key competencies of the younger generation through original approaches and solutions. The article traces the role of the national children's theater not only as a source for the development of children's emotional sphere, but also as a powerful resource that helps younger students develop their own system of moral values, and teachers and parents successfully overcome child aggression and cruelty.

Текст научной работы на тему «Театрализованная деятельность в школе как средство приобщения детей к истокам национальной культуры»

Список литературы /References

1. Фортова Л.К. Проблема адаптации обучающихся к образовательному процессу вуза // Молодой ученый. 2019. №10. С. 63-65.

2. Шолохова Г.П., Чикова И.В. Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психо лого-педагогические особенности // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 3 (164). С. 103-104.

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ

НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ Конакова Л.А. Email: Konakova663@scientifictext.ru

Конакова Люба Аскербиевна - учитель карачаево-балкарского языка и литературы, Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Гимназия № 1, г.о. Нальчик

Аннотация: в статье представлен опыт функционирования школьного театра, спецификой которого является тесное взаимодействие с учащимися младших классов.

Автор актуализирует такое направление театрализованной деятельности, как работа с карачаево-балкарскими сказками, играющими ведущую роль в народной педагогике Кавказа.

Публикация нацелена на распространение позитивного опыта работы педагогов -энтузиастов, формирующих ключевые компетенции подрастающего поколения посредством оригинальных подходов и решений.

В статье прослеживается роль национального детского театра не только как источника развития эмоциональной сферы детей, но и мощного ресурса, помогающего младшим школьникам разрабатывать свою собственную систему нравственных ценностей, а педагогам и родителям успешно преодолевать детскую агрессию и жестокость.

Ключевые слова: родной язык, воспитательная деятельность, театральное направление, культура народа, обычаи и традиции народа.

THEATER ACTIVITY AT SCHOOL AS A MEANS OF ACQUISITION OF CHILDREN TO THE ORIGINS OF NATIONAL

CULTURE Konakova LA.

Konakova Lyuba Askerbievna - teacher of the Karachay-Balkarian language and literature, MUNICIPAL GOVERNMENT EDUCATIONAL INSTITUTION GYMNASIUM № 1, NALCHIK

Abstract: the article presents the experience of the functioning of the school theater, the

specificity of which is the close interaction with students of primary grades.

The author actualizes such a direction of the theatrical activity as work with Karachai -

Balkarian fairy tales, which play a leading role in the popular pedagogy of the Caucasus.

The publication is aimed at spreading the positive work experience of enthusiastic teachers

who form the key competencies of the younger generation through original approaches and

solutions.

The article traces the role of the national children's theater not only as a source for the development of children's emotional sphere, but also as a powerful resource that helps younger students develop their own system of moral values, and teachers and parents successfully overcome child aggression and cruelty.

Keywords: native language, educational activities, theatrical direction, culture of the people, customs and traditions of the people.

УДК 37.036.5

Реалии современного информационного общества требуют от людей высокого интеллекта. Как много говорится об искусственном интеллекте, о покорении далеких планет и высоких технологиях!

Мы с коллегами - учителями родных языков, нередко с тревогой задумываемся о том, какое место в этом безграничном пространстве инноваций отведено родному языку, национальной культуре? Какими людьми станут наши ученики, которых сложно оторвать от телефона, планшета? А ведь многим из них гаджеты уже заменили семью, друзей, добрую сказку...

Список подобных вопросов и проблем катастрофически разрастается. А в это время мы, учителя, с тревогой констатируем, что дети становятся более агрессивными, жестокими, бездушными; нивелируются понятия добро, порядочность, честность, верность своей большой и малой Родине.

Для нас есть однозначный ответ на многие указанные вопросы: да, обществу нужны люди высокоинтеллектуальные, но интеллекта эмоционального, вдохновляющего, созидающего. Именно эти мысли заставляют нас с коллегами искать новых решений, подходов. Зачастую, подспорьем становится и позитивный опыт прошлых лет. Именно опыт успешного функционирования франкофонного театра «Синяя птица», работавшего в гимназии в начале 2000-х годов, стал для нас, учителей карачаево- балкарского языка, своего рода образцом и стимулом. Как говорится, новое - хорошо забытое старое! Теперь у нас карачаево-балкарский театр для малышей! Почему именно театр, театр народной сказки?

Мы смогли убедиться в том, что деятельность театрального направления в школе располагает большими возможностями в осуществлении социально-культурного воспитания учащихся (формировании эстетических суждений, художественного вкуса, нравственных ценностей личности, основных коммуникативных навыков, способов работы с партнером и в коллективе, самоактуализации и самовоспитания, трудолюбия, самоорганизованности и ответственности, обеспечивая формирование разных типов общения, овладение спецификой театральной деятельности. Продвигаясь от простого к сложному, ребята постигают увлекательную науку театрального мастерства, приобретают опыт публичного выступления и творческой работы. В школьном театре дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, работать над характерами персонажа, приобретают навыки критически оценивать отдельных сказочных героев и анализировать сказку как художественное произведение в целом. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Есть и малыши, которые плохо знают свой родной язык. Однако в ходе театральных постановок они начинают лучше общаться на карачаево-балкарском языке. Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей: над декорациями, костюмами, музыкальным сопровождением. Все это развивает воображение,

творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности. Такая работа предполагает тесный контакт с родительским коллективом. Родители выступают как помощники и союзники при постановке спектакля. Это кропотливый труд, но доставляющий массу удовольствий: помощь детям при заучивании ролей (особенно в начальной школе), изготовлении костюмов, декораций и даже совместное участие в спектаклях! Мы союзники : ребенок, родитель, учитель!

Любая театральная деятельность предполагает наличие зрителя. Сначала мы выступаем перед нашими детьми и родителями нашей гимназии. Потом выступаем на конкурсах таких как «Родной язык, моя душа, мой мир», «Жангы жыл бла». Юные актёры из первой гимназии - частые гости на республиканском телевидении. На канале ТВ КБР 1 уже были транслированы наши спектакли - сказки, получившие восторженные отзывы телезрителей. Немаловажно, что любимые герои наших юных актеров становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной постановки оказывать влияние на детей. С удовольствием перевоплощаясь в любимый образ, школьник добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Таково влияние на школьников как положительных, так и отрицательных героев. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослыми достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю над своим поведением.

Помните, у Пушкина: «Что за прелесть эти сказки!»? На самом деле, эту прелесть ощущают и наши юные актеры, которые, набрасывая на себя шкурку хитрой лисы, доброго медведя, зайки-побегайки, перевоплощаются и... играют, влюбляясь, порой, ненавидя своего героя.

Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей. Наши дети с упоением говорят на родном языке, гордятся этим, наслаждаются. С волнением и радостью мы наблюдаем, как уходит детская агрессия, нервозность. Карачаево-балкарские народные традиции - богатая основа формирования у подрастающего поколения чувства уважения и поклонения нравственным устоям наших предков, природе, мирозданию. Принимая действенное участие в праздниках и театрализованных постановках, связанных с народными традициями, ребенок развивает свои художественные и творческие задатки, самостоятельность, самодеятельность. Все это возвращает детей к истокам национальной культуры карачаево-балкарского народа и естественному познанию духовной жизни народа.

Кукольный театр, воспитывает у детей, чувство красоты, умение воспринимать краски, ощутить прекрасное, познания окружающей действительности. Под воздействием у ребят побуждается фантазия и возникает желание самому стать героем этих сказок, «оживить» художественный образ.

Вызывает у детей интерес и теневой театр. Теневой театр - распространенный вид инсценировок сказок и сюжетных стихотворений. Показ теней сопровождается чтением рассказа, сказки, басни. Поскольку теневой театр имеет свои особенности: неподвижность силуэтов, отсутствие перспективы, глубины, невозможность располагать один силуэт за другим - это во многом определяет и выбор репертуара. Показ спектакля теневого театра требует участие трех человек и более: один должен сидеть перед экраном и читать текст (это может быть из взрослых), двое других за

экраном управлять силуэтами (это дети). Ребята учатся говорить за разных персонажей, выразительно и придавая каждому образу определенную интонацию и образность. Дети могут разыгрывать сценки-импровизации, шутить и веселиться. Мы пробовали себя в этом жанре через постановку эпизодов карачаево-балкарского «Нартского эпоса».

Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности - жизни. Но самое главное - это праздник, эмоциональный всплеск, восторг от участия в спектакле.

Список литературы /References

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2005.-№4. С. 28-35.

2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1999.

3. Кудаев М.Ч. Театральные игры карачаевцев и балкарцев // М.Ч. Кудаев. М., 2005. С. 24-25.

4. Кузнецова А.Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев. Нальчик, 1982. С. 77-81.

5. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Спб., 1998 С. 19-20, 44-45.

6. Разина Т.М. Русское народное творчество. М., 1999.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ Рябенко М.А. Email: Ryabenko663@scientifictext.ru

Рябенко Мария Александровна - студент магистратуры, кафедра музыкального искусства, Институт культуры и искусств Московский городской педагогический университет, г. Москва

Аннотация: в статье проанализировано влияние авторской песни на формирование ценностных ориентаций современных подростков. Сделан вывод о том, что авторская песня является одним из средств нравственного воспитания, характеризуется конкретной морально-этической направленностью, основанной на самой сущности этого феномена и на общечеловеческих нравственных ценностях. Выявлен ряд функций авторской песни и установлено, что ее влияние на сознание подростков обусловлено их психологическими особенностями, эстетическими способностями, переживаниями и эмоциями в процессе ее восприятия. Сделан вывод о том, что использование современной авторской песни является надежным фактором формирования ценностных ориентаций подростков.

Ключевые слова: подростки, авторская песня, ценностные ориентации, воспитание, культура, восприятие, патриотизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.