Научная статья на тему 'Теоретические аспекты влияния авторской песни на формирование нравственных ценностных ориентаций современных подростков'

Теоретические аспекты влияния авторской песни на формирование нравственных ценностных ориентаций современных подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
708
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА / ВОСПРИЯТИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ADOLESCENCE / RUSSIAN GUITAR POETRY / VALUE-BASED ORIENTATIONS / UPBRINGING / CULTURE / PERCEPTION / PRIDE FOR THE NATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябенко Мария Александровна

В статье проанализировано влияние авторской песни на формирование ценностных ориентаций современных подростков. Сделан вывод о том, что авторская песня является одним из средств нравственного воспитания, характеризуется конкретной морально-этической направленностью, основанной на самой сущности этого феномена и на общечеловеческих нравственных ценностях. Выявлен ряд функций авторской песни и установлено, что ее влияние на сознание подростков обусловлено их психологическими особенностями, эстетическими способностями, переживаниями и эмоциями в процессе ее восприятия. Сделан вывод о том, что использование современной авторской песни является надежным фактором формирования ценностных ориентаций подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF IMPACT EXERTED BY GUITAR POETRY ON THE DEVELOPMENT OF MORAL VALUE-BASED ORIENTATIONS IN ADOLESCENCE

The article investigates the impact that the Russian guitar poetry may exert on the development of moral valued-based orientations in adolescence. It makes a conclusion that guitar poetry is a means of upbringing and is definitely focused on ethics and morality that are an integral part of this phenomenon, as well as on universal human values. The article gives an overview of some specific guitar poetry’s functions in this direction and states that this impact largely depends on psychological peculiarities, aesthetic capabilities, feelings and emotions of teenagers while listening to the Russian bards’ songs. Finally, it concludes that guitar poetry largely contributes to the development of moral value-based orientations in adolescence.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты влияния авторской песни на формирование нравственных ценностных ориентаций современных подростков»

экраном управлять силуэтами (это дети). Ребята учатся говорить за разных персонажей, выразительно и придавая каждому образу определенную интонацию и образность. Дети могут разыгрывать сценки-импровизации, шутить и веселиться. Мы пробовали себя в этом жанре через постановку эпизодов карачаево-балкарского «Нартского эпоса».

Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности - жизни. Но самое главное - это праздник, эмоциональный всплеск, восторг от участия в спектакле.

Список литературы /References

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2005.-№4. С. 28-35.

2. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М., 1999.

3. Кудаев М.Ч. Театральные игры карачаевцев и балкарцев // М.Ч. Кудаев. М., 2005. С. 24-25.

4. Кузнецова А.Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев. Нальчик, 1982. С. 77-81.

5. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Спб., 1998 С. 19-20, 44-45.

6. Разина Т.М. Русское народное творчество. М., 1999.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ АВТОРСКОЙ ПЕСНИ НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ Рябенко М.А. Email: Ryabenko663@scientifictext.ru

Рябенко Мария Александровна - студент магистратуры, кафедра музыкального искусства, Институт культуры и искусств Московский городской педагогический университет, г. Москва

Аннотация: в статье проанализировано влияние авторской песни на формирование ценностных ориентаций современных подростков. Сделан вывод о том, что авторская песня является одним из средств нравственного воспитания, характеризуется конкретной морально-этической направленностью, основанной на самой сущности этого феномена и на общечеловеческих нравственных ценностях. Выявлен ряд функций авторской песни и установлено, что ее влияние на сознание подростков обусловлено их психологическими особенностями, эстетическими способностями, переживаниями и эмоциями в процессе ее восприятия. Сделан вывод о том, что использование современной авторской песни является надежным фактором формирования ценностных ориентаций подростков.

Ключевые слова: подростки, авторская песня, ценностные ориентации, воспитание, культура, восприятие, патриотизм.

THEORETICAL ASPECTS OF IMPACT EXERTED BY GUITAR POETRY ON THE DEVELOPMENT OF MORAL VALUE-BASED ORIENTATIONS IN ADOLESCENCE Ryabenko M.A.

Ryabenko Maria Aleksandrovna - Graduate Student, DEPARTMENT OF MUSICAL ART, INSTITUTE OF CULTURE AND ART MOSCOW CITY PEDAGOGICAL UNIVERSITY, MOSCOW

Abstract: the article investigates the impact that the Russian guitar poetry may exert on the development of moral valued-based orientations in adolescence. It makes a conclusion that guitar poetry is a means of upbringing and is definitely focused on ethics and morality that are an integral part of this phenomenon, as well as on universal human values. The article gives an overview of some specific guitar poetry's functions in this direction and states that this impact largely depends on psychological peculiarities, aesthetic capabilities, feelings and emotions of teenagers while listening to the Russian bards' songs. Finally, it concludes that guitar poetry largely contributes to the development of moral value-based orientations in adolescence.

Keywords: adolescence, Russian guitar poetry, value-based orientations, upbringing, culture, perception, pride for the nation.

УДК 37.034

Издавна музыка, кроме прикладной и эстетической функции, через свое эмоциональное воздействие, была мощным средством воспитания человека. Еще в IV в. до н. э. Платон высказал мнение, что влияние музыки на психику и воспитание может быть положительным или отрицательным в зависимости от того, какими идеями и чувствами она проникнута. Поэтому философ советовал применять к музыкальным произведениям строгую цензуру и только после этого позволять их массовое использование. Платон писал: «...музыкальное искусство обладает наиболее мощным воспитательным средством, поскольку ритм и гармония всего проникают в глубину души и сильнее захватывают ее, придавая ей благопристойность, если воспитание осуществляется правильно; если же нет, то получается обратное» [1]. Эту же мысль развил Аристотель: «Не должна ли музыка, кроме того, что дает обычное наслаждение, служить и более высокой цели, в частности направлять свое действие на человеческую этику и психику? Это было бы очевидно, если было бы доказано, что музыка оказывает своеобразное влияние на наши моральные качества» [1]. В целом, на протяжении всей истории человечества, проблема влияния музыки на ценностные ориентации и духовный мир человека привлекала внимание педагогов и философов.

Изучить сущность человека, его проблемы и опыт в познании и совершенствовании самого себя и мира, раскрыть его положение в истории и во Вселенной - такие основные задачи выполняет в целом музыкальное искусство, и в частности, авторская песня - уникальное явление 60-х гг. XX века, синкретический жанр, возможности которого в плане эстетического и нравственного воздействия изучены в недостаточной степени. Сегодня особое внимание следует обратить на роль авторской песни в формировании ценностных ориентаций молодого поколения и воспользоваться этим как надежным фактором влияния на морально-нравственное воспитание подростков.

Анализ последних исследований и публикаций свидетельствует о значительном интересе к этой проблеме со стороны ученых. Проблемам формирования ценностных ориентаций подростков посвящено немало исследований. Среди последних научных поисков в данном направлении следует отметить научные публикации Д. А.

Кудряшовой [2], С. М. Тихонова [3], Л. Р. Халиковой [4], Е. Г. Черниковой [5]. Проблемам исследования авторской песни посвящены работы Е. А. Василевич [6], М. Ю. Матвеева [7], Е. Г. Милюгиной [8], А. Ю. Павловой [9]. Вопросам влияния авторской песни на воспитание и формирование нравственных ценностных ориентаций посвятили свои научные поиски Л. П. Беленький [10], А. В. Прокофьева [11;12] и Н. А. Стрельникова [13]. В то же время, применительно к подросткам среди последних публикаций можно указать лишь научную статью Л. Л. Корчака [14]. Отмеченное обусловило актуальность и практическую значимость дальнейших научных поисков в этом направлении.

Существенным вкладом в разработку проблем ценностных ориентаций являются исследования Э. Фромма и А. Маслоу. Как утверждает Э. Фромм, «современная эпоха переживает социальный и духовный кризис, мир теряет ценностные ориентации» [15, с. 142]. Утилитарные ценности становятся весомее духовных и моральных ценностей. Отсюда - низкий уровень культуры людей. В свою очередь, А. Маслоу изучал духовно полноценную, «полностью очеловеченную личность» [16]. Настоящий человек руководствуется критериями совершенства, истины, добра и красоты, а также справедливости.

О многогранности ценностных ориентаций и их связи с мировоззрением, картиной мира утверждают современные ученые [17]. В общем понимании ценностные ориентации рассматриваются как диалектический синтез идеологии, теологии, эстетики и нравственности, что воплощается в процессе практического взаимодействия личности и общества. Основой для образования духовно и морально образованной личности является идеал. Стоит отметить, что россияне всегда были носителями высоких нравственных и культурных традиций.

Целенаправленное использование авторской песни на практике трансформирует жизненные ориентиры, улучшает осмысление собственных возможностей. То есть, в контексте укрепления морально-ценностного здоровья молодежи следует помнить о значении авторской песни, которая дает ощущение свободы, современности и гармонии.

Наличие такого феномена как авторская песня требует специальных исследований, связанных со спецификой этого вида культурной деятельности. Особенно важным фактором является нравственная направленность, основанная на самой сущности этого феномена. Поэтому цель статьи предусматривает раскрытие особенностей формирования ценностных ориентаций у подростков, определение влияния авторской песни на этот процесс.

Авторская песня была и остается важным фактором воспитания молодежи. Она занимает надлежащее место в педагогическом процессе школы, влияет на формирование морально-этических чувств подростков во внешкольной деятельности.

Как известно, молодежи, особенно подросткового и юношеского возраста, сегодня присуща «своя» музыкальная культура, или субкультура, которая отражает специфические жизненные запросы, интересы и ценности данной группы. При этом молодежная субкультура является частью культуры общества и может быть объяснена только в связи с ней. Сегодня появился новый тип подростка - критически ориентированный, с политизированным сознанием и симпатией к радикализму. Такой подросток понимает, что детские и молодежные проблемы порождены не детьми и молодежью, а обществом взрослых. Если жестокость распространена в обществе, то она пускает корни и в душах подростков, проявляясь стихийно в поведении. Так как уровень ценностных ориентаций у подростков намного ниже уровня физического, они, в большинстве своем, не могут понять настоящее социальное значение своих действий. Доброта, честь, совесть, сострадание, любовь и другие человеческие качества не могут быть привиты только через обучение и образование, потому что это достижения культурной практики. Подростка нужно, прежде всего, научить углубляться в себя, осуществлять самоанализ, критически мыслить. Известно, что это процесс постепенный, продолжительный во времени, который требует определенных усилий.

Воспитание молодежи средствами авторской песни - это основа для формирования ее нравственных ценностных ориентаций, ведь среди различных видов искусства молодежь часто отдает предпочтение именно этому виду творчества. Если художественная литература, живопись, влияют на чувства через воздействие на интеллектуальную составляющую, то авторская песня действуют непосредственно на эмоциональную сферу, пробуждая мысли и представления. Слушая такие песни, группа подростков испытывает общее переживание. В этом большая воспитательная и объединяющая роль авторской песни.

Искусство авторской песни создает неповторимую атмосферу и привлекает молодежь к сфере высоких нравственных идеалов. Так происходит целенаправленное воздействие на сознание и эмоциональное состояние. Авторская песня выражает личностную эмоцию без каких-либо объяснений - легко и естественно. Слушая ее, мы не только получаем эстетическое наслаждение от исполнения, но и укрепляемся морально.

В нашем теоретическом исследовании мы попытались выяснить, как происходит процесс воздействия авторской песни на формирование нравственных ценностных ориентаций подростков. Этот процесс можно реализуется поэтапно: чувственное восприятие объекта; приобретение нужных сведений о его ценности путем изучения расширенных сведений; формирование шкалы образцов, демонстрирующих способность субъекта к моральной, этической и эстетической оценке; сравнение информации для оценки со стандартной шкалой. Именно так осуществляется воздействие авторской песни на формирование эмоционально-чувственной сферы личности подростков. Он помогает закреплению в сознании молодого поколения основных морально-этических идеалов и ценностных ориентаций.

Учитывая это, авторская песня объединяет в себе сразу несколько педагогических функций, наиболее важны из них следующие: мировоззренческая, целеполагающая, активизирующая, компенсаторная, функция традиции.

Выводы. Итак, авторская песня является одним из средств воспитания эмоционального, интеллектуального, творческого потенциала подростка. Она влияет на морально-нравственное состояние, прививает вкус, учит критически мыслить и воспринимать авторские произведения. Авторская песня также является действенным и эффективным средством воспитания у молодежи чувства гордости за свою страну, народ, культуру.

Влияние авторской песни на сознание личности основывается на психологических особенностях, эстетических способностях, переживаниях и эмоциях в процессе эстетического восприятия произведений. Последнее является фундаментальным фактором, который позволяет нам контролировать процесс воздействия искусства на человека, и незаменимым фактором в гармонизации отношений подростка с окружающим миром.

В процессе исследования установлено, что современная авторская песня - это специфический феномен общей музыкальной культуры, с ее особым способом миропонимания и восприятия, что приводит к необходимости создания соответствующей традиции, системы принципов и надлежащего отношения к указанному феномену.

Определено, что авторская песня характеризуется конкретной морально-этической направленностью, основанной на самой сущности этого феномена и на общечеловеческих нравственных ценностях.

Выявлен ряд функций авторской песни, среди которых наиболее важными являются: мировоззренческая функция традиции, целеполагающая, активизирующая, компенсаторная.

Установлено, что влияние авторской песни на сознание подростков обусловлено их психологическими особенностями, эстетическими способностями, переживаниями и эмоциями в процессе ее восприятия.

В ходе научного анализа процесса воспитания молодежи, в частности старших подростков, средствами авторской песни определена роль искусства в формировании молодой личности, которая заключается в том, что воспитание подростка происходит через его эстетическое мировосприятие. Особенно важным в этом процессе является выработка здорового художественного вкуса и понимания отечественного искусства. В целом использование современной авторской песни является надежным фактором формирования ценностных ориентаций у старших подростков.

Список литературы /References

1. Античная музыкальная эстетика. Вступительный очерк и собрание текстов профессора А.Ф. Лосева. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dlib.rsl.ru/rsl01005000000/rsl01005418000/rsl01005418045/rsl01005418045.pdf/ (дата обращения: 07.05.2019).

2. Кудряшова Д.А. Развитие ценностных ориентаций подростков / Д. А. Кудряшова // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире, 2019. № 25. С. 40-42.

3. Тихонов С.М. Городские подростки: анализ ценностных ориентаций / С.М. Тихонов, У.С. Борисова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2018. № 12. С. 51-56.

4. Халикова Л.Р. Особенности ценностных ориентаций подростков в современных условиях / Л. Р. Халикова // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина, 2018. № 2. С. 53-58.

5. Черникова Е.Г. Ценностные ориентации современных городских подростков / Е.Г. Черникова, Т.Г. Пташко, С.В. Рослякова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2019. № 1 (167). С. 333-337.

6. Василевич Е.А. Авторская песня: динамика в поколениях / Е.А. Василевич // European Journal of Literature and Linguistics, 2018. № 2. С. 34-40.

7. Матвеев М.Ю. Стереотипы, связанные с авторской песней дискуссионные заметки / М.Ю. Матвеев // Библиотечное дело, 2018. № 24 (330). С. 38-44.

8. Милюгина Е.Г. «Прививка против пошлости»: молодежные студии авторской песни в культурном пространстве современной России / Е.Г. Милюгина, Т.А. Степанова // Молодежь и государство: научно-методологические, социально-педагогические и психологические аспекты развития современного образования: международный и российский опыт: сборник трудов VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Тверь: ТГУ, 2018. С. 75-80.

9. Павлова А.Ю. Авторская песня: субкультурный подход / А.Ю. Павлова // Информация-Коммуникация-Общество, 2018. Т. 1. С. 254-259.

10. Беленький Л.П. Воспитание средствами авторской песни / Л.П. Беленький // Воспитание школьников, 2016. № 3. С. 52-58.

11. Прокофьева А.В. Авторская песня как средство формирования нравственных ориентиров младших школьников / А.В. Прокофьева, И.П. Якушко // Научный результат. Педагогика и психология образования, 2016. Т. 2. № 4. С. 29-32.

12. Прокофьева А.В. Формирование нравственных ценностей у младших школьников посредством авторской песни / А.В. Прокофьева, Н.В. Игошина // Гуманитарно -педагогические исследования, 2017. Т. 1. № 1. С. 61 -66.

13. Стрельникова Н.А. Патриотическое и гражданское воспитание через искусство авторской песни / Н. А. Стрельникова // Образовательная среда: материалы всероссийской научно-практической конференции / гл. ред. М.П. Нечаев. Старый Оскол: ЦДО «Перспектива», 2018. С. 96-98.

14. Корчака Л.Л. Авторская песня в формировании эстетических и нравственных идеалов подростков / Л.Л. Корчака // XIX Царскосельские чтения: материалы международной научной конференции / под общей ред. В.Н. Скворцова Л.М. Кобрина (отв. ред.). СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. С. 155-158.

15. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для самого себя / Э. Фромм; сост., науч. ред. и авт. предисл. П.С. Гуревич. М.: Изида, 2004. 398 с.

16.МаслоуА. Психология бытия / А. Маслоу. М. : Рефл-Бук, 2017. 304 с.

17.Михайленко С. М. О взаимосвязи мировоззрения и ценностей / С.М. Михайленко, С.П. Ваньков // Образование как единство обучения и воспитания: материалы международной научно-методической конференции. Новосибирск: Сибирский государственный университет путей сообщения, 2016. С. 238-242.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.