Научная статья на тему 'Инновационная модель инкультурации и социализации детей – детский фольклорный центр «Золотой петушок»'

Инновационная модель инкультурации и социализации детей – детский фольклорный центр «Золотой петушок» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННАЯ ФОЛЬКЛОРНАЯ КУЛЬТУРА / TRADITIONAL FOLK CULTURE / ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / THE TYPES OF ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITIES / ТВОРЧЕСКИЙ СИНТЕЗ ИСКУССТВ В ФОЛЬКЛОРЕ / CREATIVE ABILITIES / ФОЛЬКЛОРНАЯ СРЕДА / СТИЛЕВАЯ НОРМА / ФОЛЬКЛОРНЫЕ ОБРАЗЦЫ КАК ОБУЧАЮЩИЕ МОДЕЛИ / INNOVATIVE MODEL OF AESTHETIC DEVELOPMENT OF CHILDREN / ИНКУЛЬТУРАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ / INCULTURATION AND THE SOCIALIZATION OF CHILDREN / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ / СТРУКТУРА КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ / ПРОЕКТ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРНОГО ЦЕНТРА / FOLK BACKGROUND / FOLK STANDARDS AS LEARNING MODELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коряжкина Елизавета Алексеевна

В статье освещается многолетний опыт работы созданного в 1987 году Центра эстетического воспитания «Золотой петушок», первого в Москве негосударственного образовательного учреждения, осуществляющего комплексное обучение детей по развивающим программам на основе синтеза искусств: музыки, театра, хореографии, изобразительного творчества. Этот синтез представлен в технологиях освоения фольклорных образцов как обучающих моделей, изначально имеющих синкретичный характер. Показано, что в отличие от синтетических видов профессионального искусства творческий синтез в фольклоре представлен синхронией: текстовой, интонационной, ритмической, двигательной, театрально-игровой и что в процессе освоения образцов фольклорной культуры происходит постижение «языков» различных видов искусств. При этом дети, в отличие от взрослых, благодаря своему «природному синкретизму», включают в процесс освоения фольклорного образца все свои ресурсы одновременно. Это позволяет им максимально эффективно развивать творческие способности и овладевать исполнительскими навыками. Зафиксировано, что в организации процесса инкультурации и социализации детей средствами традиционной фольклорной культуры главным условием выступает создание среды, соответствующей стилевым нормам и канонам этой культуры, а также компетентность педагогов различных видов художественных специализаций в сфере народного творчества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коряжкина Елизавета Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An innovative model of enculturation and socialization of children - children’s folklore center “Golden Cockerel”

The article highlights the experience of work of the Center of Aesthetic Education of Children “The Golden Cockerel” established in 1987 Moscow’s first private educational institution which carries out a comprehensive education of children based on the synthesis of the arts: music, theater, dance, visual art. This synthesis is presented in the technologies of acquisition of folk samples as teaching models, which initially possess syncretic character. It is shown that in contrast to synthetic forms of professional art, creative synthesis in folklore present synchrony of text, intonation, rhythm, movement, theater games, and that in the process of learning samples of folk culture comprehension of the “languages” of different kinds of art is obtained. Children, unlike adults, due to their “natural syncretism” use in development process all their resources together. This allows them to maximize the ability to develop creative abilities and learn performance skills. It is shown that in organizing the process of enculturation and socialization of children by means of traditional folk culture as main condition serves the environment that is appropriate to stylistic norms and canons of this culture, and the competence of teachers in different kinds of arts in the field of folklore

Текст научной работы на тему «Инновационная модель инкультурации и социализации детей – детский фольклорный центр «Золотой петушок»»

Е. А. Коряжкина

Инновационная модель инкультурации и социализации детей - детский фольклорный центр «Золотой петушок»

К 25-летию Центра эстетического воспитания детей «Золотой петушок» (г. Москва)

Коряжкина Елизавета Алексеевна - кандидат педагогических наук, руководитель и ведущий научный сотрудник НОУ Центр эстетического воспитания детей «Золотой петушок», автор Комплексного курса эстетического развития (Москва, Россия)

В статье освещается многолетний опыт работы созданного в 1987 году Центра эстетического воспитания «Золотой петушок», первого в Москве негосударственного образовательного учреждения, осуществляющего комплексное обучение детей по развивающим программам на основе синтеза искусств: музыки, театра, хореографии, изобразительного творчества. Этот синтез представлен в технологиях освоения фольклорных образцов как обучающих моделей, изначально имеющих синкретичный характер. Показано, что в отличие от синтетических видов профессионального искусства творческий синтез в фольклоре представлен синхронией: текстовой, интонационной, ритмической, двигательной, театрально-игровой и что в процессе освоения образцов фольклорной культуры происходит постижение «языков» различных видов искусств. При этом дети, в отличие от взрослых, благодаря своему «природному синкретизму», включают в процесс освоения фольклорного образца все свои ресурсы одновременно. Это позволяет им максимально эффективно развивать творческие способности и овладевать исполнительскими навыками. Зафиксировано, что в организации процесса инкультурации и социализации детей средствами традиционной фольклорной культуры главным условием выступает создание среды, соответствующей стилевым нормам и канонам этой культуры, а также компетентность педагогов различных видов художественных специализаций в сфере народного творчества.

Ключевые слова: традиционная фольклорная культура, виды художественно-творческой деятельности, творческий синтез искусств в фольклоре, фольклорная среда, стилевая норма, фольклорные образцы как обучающие модели, инкультурация и социализация детей, инновационная модель эстетического развития детей, творческие способности, комплексные занятия, структура комплексной программы, проект детского фольклорного центра.

An innovative model of enculturation and socialization of children - children's folklore center "Golden Cockerel" Koryazhkina Elizaveta, PhD in Pedagogy, Head of Center of Aesthetic Education of Children "The Golden Cockerel" (Moscow, Russia) The article highlights the experience of work of the Center of Aesthetic Education of Children "The Golden Cockerel" established in 1987 Moscow's first private educational institution which carries out a comprehensive education of children based on the synthesis of the arts: music, theater, dance, visual art. This synthesis is presented in the technologies of acquisition of folk samples as teaching models, which initially possess syncretic character. It is shown that in contrast to synthetic forms of professional art, creative synthesis in folklore present synchrony of text, intonation, rhythm,

movement, theater games, and that in the process of learning samples of folk culture comprehension of the "languages" of different kinds of art is obtained. Children, unlike adults, due to their "natural syncretism" use in development process all their resources together. This allows them to maximize the ability to develop creative abilities and learn performance skills. It is shown that in organizing the process of enculturation and socialization of children by means of traditional folk culture as main condition serves the environment that is appropriate to stylistic norms and canons of this culture, and the competence of teachers in different kinds of arts in the field of folklore.

Keywords: traditional folk culture, the types of artistic and creative activities, folk background, folk standards as learning models, inculturation and the socialization of children, innovative model of aesthetic development of children, creative abilities.

О

сновное достоинство Центра «Золотой петушок» - возможность поступления всех

Основной идеей проектной модели была гипотеза об универсальном потенциале произве-

детей, независимо от врожденных задатков, склонностей или способностей к творчеству. Комплексные занятия являются высокоэффективными и гарантируют разностороннее интеллектуальное и творческое развитие ребенка, формирование художественных способностей путем овладения исполнительскими навыками в различных видах художественно-творческой деятельности: пении,танцах, рисовании и лепке, «актерском» мастерстве, инструментальном музицировании. Дети, прошедшие комплексный курс обучения в «Золотом петушке», успешно поступают в любую престижную гимназию или лицей, музыкальную, художественную или театральную школы Москвы.

Главным достижением научно-педагогического коллектива НОУ Центр «Золотой петушок» считается создание Комплексной программы эстетического развития детей. Эта программа синтезировала в себе многолетние совместные творческие усилия специалистов различных научных направлений: философии, культурологии, фольклористики, педагогики, психологии и представителей разных видов искусств: художников, хореографов, музыкантов, режиссеров и актеров.

В течение многих лет детский центр «Золотой петушок» сотрудничает с Российским институтом культурологии, Государственной Славянской академией, Российским государственным центром русского фольклора, Российской академией театрального искусства, кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

История центра «Золотой петушок» началась в 1987 году, когда группа энтузиастов - педагогов и научных сотрудников - решила внедрить в жизнь социокультурный проект, альтернативный общепринятой образовательной системе.

дений традиционной фольклорной культуры, используемых в качестве средств полноценного развития современных детей. Авторская концепция требовала научно-экспериментального доказательства в живой практической деятельности. В 1991 году проект детского центра был представлен на конкурс грантов фонда «Открытое общество» (США). Победа проекта в этом конкурсе позволила получить финансовые средства, достаточные для внедрения созданной модели Детского фольклорного центра с целью проверки его жизнеспособности в современных социально-экономических условиях.

Для научно-педагогических целей в Центре «Золотой петушок» проводились комплексные занятия с детьми, основанные на синтезе искусств: музыки, хореографии, изобразительного и театрального творчества. Параллельно изучались изменения в индивидуально-личностных особенностях детей по 23 показателям, проводились замеры уровня развития интеллекта, воображения, а также развития восприятия, а именно: зрительной, слуховой и эмоционально-двигательной сенсорных систем. Одновременно фиксировались данные о контактности, организованности поведения и эмоциональном благополучии посетителей комплексных занятий. В результате проведения эксперимента оказалось, что наши ученики не только опережают возрастные нормы развития по всем показателям, но у каждого из них в системе представлений сознания формируются синестезии - субмодальные связки между разными сенсорными системами. Это означает, что любую информацию дети теперь воспринимают полимодально, т.е. могут, например, услышать звучание образов в живописной картине, увидеть цвет мелодии или аккорда, передать в движении настроение и музыку стиха...

Поразительные изменения произошли и в поведении детей. Оказывается, фольклорные игры с напевами, в которые играют дети на комплексных занятиях, способны успешно решать задачи социализации, межличностных отношений и взаимодействий. Об этом свидетельствовали и ответы родителей при ежегодном анкетировании.

В любой московской школе искусств - музыкальной, художественной, театральной и др. - наших маленьких «выпускников» стали замечать и высоко оценивать их сообразительность, скорость в усвоении учебного материала. «Цыплятам» из детского центра нигде не устраивают проверок, а сразу зачисляют вне конкурса. Школьные «собеседования» выпускники «Золотого петушка» проходят столь же успешно, поступая в заранее выбранные гимназии и профильные школы столицы.

В настоящее время в Центре «Золотой петушок» ежегодно работают 25 детских групп, на разных комплексных занятиях: раннего развития малышей 2,5-3,5 лет, развития детей 4-8 лет, а также на театральном, музыкальном, хореографическом отделениях и в изостудии Центра - для школьников до 17 лет.

Желания «свернуть», завершить научно-экспериментальную работу у создателей проекта не возникало никогда, потому что каждый ребенок уникален, его своеобразный путь творческого развития порождает больше вопросов, чем дает ответов. Каждый специалист лаборатории разрабатывает интересную для него тему, входящую в общий круг проблематики Центра, и при этом не «варится в своем соку», потому что одновременно имеет возможность обсудить ее не только с коллегой-смежником, но и с профессионалом в другом виде творческой деятельности или в иной сфере гуманитарного знания. Каждый педагог Центра по праву считает себя специалистом, компетентным в своей области знаний, поэтому, образно говоря, «Золотой петушок» - это большая лаборатория, в которой реализуется подлинный синтез искусств. Он достигается путем освоения разнообразного репертуара и учебного материала на комплексных занятиях с детьми в различных видах художественно-творческой деятельности. Сам репертуар предварительно составлен таким образом, чтобы в результате его освоения дети-дошкольники могли порадовать своих родителей музыкальными спектаклями по русским народным сказкам и театрализованными ка-

лендарно-обрядовыми представлениями, а младшие школьники и подростки - настоящими драматическими спектаклями по сюжетам мировой художественной культуры, праздничными концертами и победами в международных выставках изобразительного творчества и музыкальных конкурсах инструменталистов и вокалистов.

Главная цель Центра «Золотой петушок» -социализация и инкультурация личности ребенка путем развития общих и специальных художественных способностей, формирования интересов и мотивации к художественно-творческой деятельности. В основе концепции эстетического развития детей в детском фольклорном центре лежит художественно-творческая модель, построенная на основе двух принципов. Первый принцип - параллельное изучение разных видов искусства. Дети обучаются музыке, хореографии, изобразительному и театральному искусству. Второй принцип -«сквозное» изучение эстетических категорий, т.е. достижение органического единства различных видов искусств.

В Центре «Золотой петушок» эстетическое развитие не дифференцировано по автономным программам, как это практикуется в школах искусств: на одном отделении обучают музыке, на другом - хореографии, на третьем -изобразительному искусству. Здесь решена задача синтеза искусств в процессе эстетического развития. Дети по синхронным программам усваивают эстетические категории разных видов искусств - ритм, темп, форму, гармонию, пропорцию, композицию и др.

Суть нашего комплексного подхода - в нахождении для каждого фольклорного образца точки пересечения двух векторов встречного движения. Один вектор направлен от ребенка конкретного возраста, его потребностей, интересов и возможностей. Другой содержится в фольклорных образцах (их развивающем потенциале), используемых в качестве средств социализации и инкультурации личности. Обнаружение точки пересечения обозначенных векторов обеспечивает возможность формирования творческих способностей личности в процессе создания художественно-исполнительской интерпретации синтезированной модели, созданной на основе образцов традиционной фольклорной культуры.

В структуре комплексных занятий тщательно продуман набор видов деятельности, совмещающий как участие в различных видах художественно-творческой деятельности (пение,

музицирование, танец, рисование), так и рекреацию - игры,чаепития, праздники.

Благодаря равномерному чередованию «статики» / «динамики» и продуманности сочетания различных видов развивающей и игровой деятельности удается сохранить хорошее самочувствие ребенка, высокую мотивацию к любой форме творчества и в то же время достичь успешных результатов в развитии способностей.

Программы комплексного эстетического развития дифференцированы по возрастным этапам (см. Приложение). Различия в специфике обучения детей разного возраста заключаются в степени специализации и подборе разных по уровню сложности элементов художественного языка, а также в применении различных развивающих методик. Если на первом этапе (для детей 3-5 лет) доминирует «синкре-тичность» - «перетекание» одних и тех же эстетических понятий и категорий через разные виды искусства (скажем, ритм - в музыке, танце, рисунке), то на втором этапе (в возрасте 6-8 лет) освоение художественных видов деятельности происходит более дифференцированно. Синкретизм (уже в виде синтеза) на этой более поздней стадии достигается на другом уровне - в подготовке итоговых «исполнительских» программ - театрализованных представлений по сказочным или календарно-обрядовым сюжетам, в которых присутствуют одновременно различные виды исполнительского искусства: музыкального (инструментального и вокального), театрального, танцевального, изобразительного творчества.

В качестве развивающего художественно-эстетического материала выступают произведения традиционного русского фольклора и народного прикладного изобразительного творчества. На основе фольклорных образцов

разрабатываются развивающие модели, которые в операционализированной форме проявляются как репертуарные единицы. Из таких развивающих моделей - репертуарных единиц - и составлена Комплексная программа. И в этом выражается ее вариативность: когда вместо одной репертуарной единицы можно применить другую, соответственно уровню сложности и навыкам исполнительского мастерства конкретной группы детей.

Имеет значение и «календарная приуроченность» репертуарной единицы - т.е. насколько она тематически соотносится с программным циклом, а также по степени интегрирован нос-ти в ней необходимых на данном этапе методических единиц учебного материала по видам искусств - элементов освоения разных видов искусств. Нередко на отбор фольклорных образцов для такой адекватной модели приходится потратить изрядное время и затем разрабатывать ее сценическую (игровую) интерпретацию коллективными усилиями специалистов Центра.

Репертуарно-тематические планы содержат модели, которые дублируют друг друга по социальным и культурным задачам, но разнятся по фольклорным образцам, что предполагает возможность создания множества сценариев, с выбором вариантов по вкусовым предпочтениям конкретного педагога-специалиста. С другой стороны, множество детей могут развиваться с высокой гарантией эффективности и под руководством менее опытных специалистов, которые будут строго придерживаться методических рекомендаций.

Один из главных методических принципов освоения традиционного фольклора - игровая форма, близкая к празднично-обрядовой культуре, что позволяет детям в естественной деятельности овладевать навыками художественного творчества через взаимосвязь элементов различных искусств.

Как и в любой другой традиционной культуре, в русском детском фольклоре изначально содержатся образцы и даже жанры, предназначенные для освоения детьми в качестве развивающего материала. Именно благодаря своему развивающему потенциалу фольклорные образцы повсеместно успешно используются в современной общей, художественной и коррекционной педагогике в качестве автономных средств. С позиции формирования эстетического сознания, национального стиля художественно-творческого мышления, нравственного воспитания и в целом духовного разви-

тия фольклорные образцы требуют соответствующей фольклорной среды. Таким образом, эти образцы, с одной стороны, общечеловеч-ны как средства общего развития ребенка, а с другой стороны, - специфичны (т.е. обладают своими стилистическими особенностями) как средства художественно-эстетического и духовного формирования личности.

Разработка моделей исторически далекой от нас «фольклорной среды», да еще в городских условиях, конечно же, должна иметь целью не аутентичное воспроизводство, но служить решению определенных социально развивающих и культурно-творческих задач. Формирование «фольклорной среды» направлено не на «автономное» изучение отдельных фольклорных образцов в «академической» манере, поскольку изолированность компонентов фольклорного комплекса не образует целостного понимания особенностей народной культуры. Задача заключается не в механическом заучивании образцов, а в исполнительской импровизации, раскрывающей как неисчерпаемый творческий потенциал самого фольклора, так и творческие способности личности ребенка. Иначе говоря, фольклорные образцы становятся культурно-дидактическим методом развития. Через ощущение сопричастности событийной сфере фольклорной среды у детей формируются не только разносторонние культурные знания и навыки, но и их субъективная значимость для личности ребенка.

Принцип ансамбля вытекает как следствие из особой атмосферы фольклорной среды, целенаправленно создаваемой не только на время проведения комплексных занятий, но и в целом как атмосфера «обитания» («бытования») самого Центра - всех участников творческого процесса: детей, родителей, педагогов, обслуживающего персонала.

По большому счету, без фольклорной среды невозможно осваивать фольклорные произведения: это они диктуют соответствующую атмосферу - равноправной коллективной игры.

Формирование фольклорной среды предполагает отбор и структурирование ее компонентов - фольклорных произведений, народных костюмов и масок, игрового и обрядового реквизита, предметно-вещных и архитектурно-планировочных структур (помещение, интерьер, сценография и т.п.). В этом аспекте следует иметь в виду первичность самого фольклорного материала и вторичность, условность предметной среды: конкретные художественные

образы, события сказочного сюжета, игровые правила изначально диктуют необходимость наличия тех или иных элементов предметной среды для оснащения детской коллективной игры как универсального способа освоения фольклорных образцов.

«Вещи» - материальные объекты традиционной народной культуры - выступают в роли носителей национального стиля художественного мышления, предназначенных для визуального восприятия. Без них невозможно усвоить традиционную символику, овладеть «Азбукой орнамента», воспитать в русском человеке чувство стиля, гармонии, формы. Они необходимы также в создании театрализованных форм (для антуража - «воссоздания исторической эпохи»). Вместе с тем, дошкольники относятся к этим предметам как к театральному реквизиту, и им, в принципе, не важно, натуральная это вещь (например, прялка) или ее макет из дерева, раскрашенный художником. Как показала практика, дети до 8 лет демонстрируют чисто игровое отношение к реликтовым объектам.

Таким образом, в создании фольклорной среды наличие аутентичных материальных объектов часто не играет существенной роли. Огромное количество фольклорных образцов вообще не нуждается в традиционной «одежде». Фольклорная игра может быть разыграна по всем правилам с любым предметом-заместителем: вместо колечка или камушка - большая пуговица, у водящего в игре «Дед Домовой» вместо бороды в качестве символа - любая шапка и т.д.

Безусловно, вся система жанров традиционного фольклора должна быть представлена в репертуаре детей, вместе с тем, жанровая специфика познается на конкретных приме-

рах фольклорных произведений одного жанра. Существенной в данном случае является последовательность, в которой выстраиваются фольклорные образцы определенных жанров в детском репертуаре. Начиная организованный процесс освоения традиционной культуры с фольклора «материнской поэзии» в группах трехлетних малышей и завершая его былиной или духовным стихом в сценической постановке «выпускников» 8-летнего возраста, важно обеспечить соответствие этого «дидактического материала» возрастным параметрам развития детей.

Плановую модель эстетического развития в Центре «Золотой петушок» представляет собой Сводный репертуарно-тематический план - своеобразный календарь дат показательных выступлений детей всех ступеней, отделений и возрастных групп, сроков подготовки выставок художественно-прикладного творчества, а также текущих гастрольных концертов, творческих конкурсов и других выездных мероприятий.

Структуру этого плана составляют развивающие модели, состоящие из репертуарных единиц. Последние, в свою очередь, содержатся в репертуарных папках, формируемых ежегодно для каждой группы детей. «Групповая» папка представляет собой комплект готовых развивающих моделей - репертуарных единиц и экспликаций1) сценариев различных композиций, спектаклей, театрализованных обрядовых представлений и т.п. Ее использует каждый педагог в качестве планового задания.

Учебный материал отбирается педагогами из репертуарныххрестоматий - сборников дидактических моделей для каждой ступени комплексного обучения. Для создания новых репертуарных единиц ведутся жанровые папки, где содержатся тексты фольклорных образцов в оригинале.

1 Экспликация - письменный режиссерский план постановки драматического спектакля, оперы, балета (Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000). Здесь термин «экспликация» означает полный комплект материалов по освоению какой-либо крупной сценической формы. Это оригинальный фольклорный текст или тексты, музыкальный, а также методический материалы (в форме «Советов постановщику» или «Методических рекомендаций»). В музыкально-игровой композиции это могут быть игровые правила, последовательность проведения нескольких игр в рамках композиции и т.д. Термин «экспликация» поначалу употреблялся применительно к сказочному спектаклю либо театрализованному действу, но со временем стал «рабочим» в отношении полного описания любой репертуарной единицы.

Репертуарная хрестоматия выступает, с одной стороны, как «норма-образец», показывающая каждому вновь приходящему преподавателю границы возможностей учебной одно-возрастной группы в разных видах творчества, а с другой, - конкретное наполнение этого норматива своим собственным содержанием -фольклорными образцами, включенными в синтезированные модели текущего плана работы, и в этом смысле, его конкретизацию.

Репертуарная хрестоматия служит «настольной книгой» для всех специалистов, работающих с группами конкретной ступени, - педагогов, концертмейстеров, методистов. В итоге происходит накопление и обновление развивающих моделей, которые в конце учебного года проходят своеобразный контроль «на зрелость», после чего включаются в соответствующий раздел ступени комплексного эстетического развития общего фольклорного фонда.

Подготовленные репертуарно-тематиче-ские программы включают в себя количественные и качественные критерии социального, психофизиологического и эстетического развития детей определенного возраста: число репертуарных единиц, последовательность и сроки их освоения, уровень исполнительской сложности фольклорных образцов.

Синтезированные модели - такие, как игровая композиция, игровой / орнаментальный хоровод, обрядовое представление, сказочный спектакль и др., - в постановочном процессе объединяют усилия педагогов различных художественных специализаций. Однако это не жесткие структуры: выбор конкретных фольклорных образцов, на основе которых создается та или иная модель, педагоги осуществляют самостоятельно.

Рассуждая с практико-педагогической («технологической») точки зрения, любая репертуарная единица, осваиваемая на двух-трех видах занятий, исчерпывает свой развивающий потенциал гораздо быстрее, чем если бы она осваивалась в рамках того или иного, но одного вида. Имеется в виду не только степень готовности любой репертуарной единицы или всей синтезированной модели к публичному исполнению детьми - в форме сказочного спектакля или в рамках календарного праздника. Речь идет также об освоении фольклорного образца в роли средства решения всей совокупности дидактических задач, заложенных в нем изначально народной мудростью и лишь выявляемых сегодня специалистами по работе с детьми.

Кроме того, важно учитывать и позицию самих детей: у них часто «не хватает терпения» многократно повторять одно и то же, поэтому весьма важен фактор времени - срок освоения репертуара. Например, если в занятиях с малышами 3-4 лет репертуар обновляется каждый месяц, то для 5-6-летних детей программой предусмотрен срок подготовки к Святкам в течение двух месяцев. Ученики 7-8 лет могут репетировать музыкальный спектакль по русской народной сказке уже четыре месяца, но при этом текущие задания (скороговорки, фольклорные игры и др.) у них продолжают меняться ежемесячно.

Представленные технологии последовательности применения разработанных в лаборатории Центра развивающих моделей эстетического развития осуществляются в структуре сценарных разработок фольклорного материала, что позволяет актуализировать изначально заложенные в фольклорных образцах (играх, песнях, сказках, других жанрах) воспитательно-нормативные качества.

Координация практических действий специалистов различных видов искусств в рамках освоения развивающих моделей осуществляется органично, в самом процессе художественно-творческой деятельности детей, и результируется в театрализованных сценических постановках по фольклорным сюжетам. Именно такая постановка является показателем комплексности и органичности соединения элементов разных искусств в театрализованном действе как синтетической форме художественного творчества. Постановка выступает, таким образом, своеобразным итогом параллельных видов обучения и показателем уровня овладения базисными элементами искусства.

По дифференцированным планам эстетического развития в конце каждого семестра предусмотрена такая отчетно-показательная форма итоговой работы учащихся, которая демонстрирует достижения детей в освоении фольклорных образцов, проявляемые в твор-ческо-исполнительской и импровизационной форме.

Здесь хотелось бы подчеркнуть, что, если не формулировать итоги обучения в таком формализованном выражении, то по сути любая сценическая постановка является праздником и переживается совместно детьми и родителями в эмоционально-яркой форме. И в то же время, это смотр эффективности применения специализированных технологий, методик,

да и организации процесса эстетического развития в целом.

Эффективность данных программ контролируется с помощью экспертных оценок показательных выступлений и творческих работ учащихся. Критерии освоения навыков в разных видах искусства на каждой ступени комплексного обучения фиксируют уровень владения исполнительским мастерством, определенный объем усвоения знаний в изобразительной и музыкальной грамоте, развития воображения и формирования творческих способностей, востребованных различными сферами социальной практики.

Проект детского фольклорного центра легко внедряем на любом региональном или муниципальном уровне, поскольку в течение четверти века у нас отработаны все правовые и финансово-экономические условия функционирования негосударственного учреждения на хозрасчетной основе, которые полностью обеспечены как научно-методическими, так и организационно-распорядительными документами.

Приложение. Структура Комплексной программы эстетического развития детей 3-8 лет в Центре «Золотой петушок»

I. Комплексный курс раннего эстетического развития детей 4 года жизни:

• Интеллектуальные развивающие игры

• Музыка

• Ритмика

• Изобразительное творчество (ИЗО)

На каждое занятие отводится по 30 минут 2 раза в неделю. Всего - 4 часа в неделю. В год на этой ступени проводится 72 комплексных занятия (144 часа).

II. Подготовительная ступень комплексного обучения - для детей 4,5-5 лет:

• Эстетика

• Музыка

• Ритмика

• ИЗО

На каждое занятие отводится по 30 минут 2 раза в неделю. Всего - 4 часа в неделю. В год на этой ступени проводится 72 комплексных занятия (144 часа).

III. Первая основная ступень комплексного обучения - для детей 5,5-6 лет:

• Вокальный ансамбль

• Инструментальный ансамбль

• Хореография

• ИЗО

• Театр

На каждое занятие отводится по 30 минут 2 раза в неделю. Всего - 5 часов в неделю. В год на этой ступени проводится 72 комплексных занятия (180 часов).

IV. Вторая основная ступень - для детей 6,5-7 лет:

• Вокальный ансамбль

• Инструментальный ансамбль

• Хореография

• ИЗО

• Театр

Два раза в неделю проводятся занятия по предметам: «Вокальный ансамбль» (по 30 и 45 минут соответственно), «Инструментальный ансамбль» (по 45 и 30 минут соответственно), «Хореография» и «ИЗО» (по 30 минут), а также по предмету «Театр» (по 45 минут). Всего - 6 часов в неделю. В год на этой ступени проводится 72 комплексных занятия (216 часов).

V. Третья основная ступень (фольклорный театр) - для детей 7,5-8 лет:

• Вокальный ансамбль

• Инструментальный ансамбль

• Хореография

• История культуры

• Сценическая речь

• Репертуарный театр

Два раза в неделю проводятся занятия по предметам: «Вокальный ансамбль», «Инструментальный ансамбль», «Хореография», «Сценическая речь» (по 30 минут), «История культуры» (по 45 минут), «Репертуарный театр» (по 45 и 60 минут соответственно). Всего - 6,5 часов в неделю. В год на этой ступени проводится 72 комплексных занятия (234 часа).

I. На комплексный курс раннего эстетического развития по результатам игрового собеседования принимаются дети 3,5-4 лет, готовые к групповым (по 10 человек) занятиям в присутствии сопровождающего взрослого (мамы, бабушки, няни). Родители или сопровождающие детей лица участвуют во всех играх: поют, водят хороводы, пляшут в парах с детьми, помогают выполнять задания в настольных играх - конструировании, лепке, аппликации, рисунке. Интеллектуальные развивающие занятия включают сказочные сюжеты в роли «стержня», удерживающего внимание детей на выполнении сложных действий с игровым материалом.

Основные жанры традиционного песенного фольклора на музыкальных занятиях (ритмика и музыкальное развитие) - это так называемый «фольклор материнской поэзии»: пестушки и потешки, колыбельные, прибаутки, а также считалки, приговорки, песни-шутки, игровые, плясовые и хороводные песни. Для развития речевых навыков используются загадки, поговорки и скороговорки, соответствующие данному возрасту детей.

Все репертуарные единицы «обыгрываются» движениями, сопровождаются игрой на ложках и бубнах, исполняются в масках-шапочках, а на показательных выступлениях - в русских народных костюмах. Постепенно «парные» со взрослым задания сменяются самостоятельными детскими играми, без участия взрослых, которые остаются в учебном помещении в роли зрителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

II. На подготовительную ступень комплексного обучения переводятся дети, освоившие курс раннего эстетического развития, и принимаются новые малыши 4,5-5 лет, впервые поступившие в «Золотой петушок». Процедура первичного собеседования включает оценку воображения, организованности, контактности и эмоционального благополучия ребенка. На этой ступени начинается дифференциация учеников по уровню перечисленных показателей, с распределением по трем группам разного уровня: А, Б и В.

На занятиях присутствие взрослых необязательно, обычно они ожидают детей в чайной комнате или холле, но иногда приглашаются педагогом в класс для просмотра результатов детского творчества в конце урока. Как и на других ступенях, показательные выступления для родителей проводятся дважды за учебный год: в декабре и мае. Заключительный праздник всегда включает показ инсценировок по

русским прибауткам или сказкам, а также композиции из пройденных игр и хороводов.

Предмет «Эстетика» считается подготовкой к театральным занятиям, где главным фактором успешности обучения станет уровень развития интеллекта и воображения. Кроме того, этот предмет универсален для познавательного развития дошкольника, так как охватывает все аспекты формирования мышления, в дальнейшем участвующие в усвоении школьных знаний.

На занятиях по эстетике дети самостоятельно работают с фланелеграфами, выполняя задания педагога-психолога. Освоение эталонов форм, объемов, величин, размеров, цветов, проекций (верх, низ, справа, слева, в центре и т.п.) происходит в процессе конструирования композиций и сюжетов из деталей, построения макетов предметов из предложенных элементов, решения задач на сообразительность. Сочиненные сказочные сюжеты сразу на уроке разыгрываются по ролям с помощью созданных моделей.

Изобразительное творчество представлено лепкой из глины и пластилина (освоение техник объемной, плоскостной, декоративной лепки), орнаментом (в форме цветка, узора на тарелке, варежке и др.). Рисунок - традиционный и в сочетании с аппликацией, при этом важны композиция, цвет, форма. При работе с природным материалом все освоенные техники переплетаются, происходит комбинирование приемов: для создания образа, например, ежика из пластилина и хвойных иголок, или выкладывания узора зернышками, сухими листочками и т.п.

К праздникам на занятиях ИЗО дети готовят самоделки: подарки, сувениры, игрушки. После каждого занятия ребенок уносит домой материальное воплощение своего творчества: рисунок, пластилиновую фигурку, поделку из природного материала.

Музыка представлена набором фольклорных игр: сюжетно-ролевых, состязательных, хороводов, игр-диалогов, игр-драматизаций. Добавляются жанры закличек, дразнилок, песен героев сказок. Все репертуарные единицы обыгрываются с движениями: игровыми, плясовыми, хороводными. Некоторые фольклорные образцы превращаются в игры-драматизации, когда дети показывают инсценировку какого-либо сюжета, лежащего в основе конкретной прибаутки, шуточной или игровой песни. Расширяется музыкальный инструментарий - к ложкам и бубнам добавляются трещотки, дудочки, свирели, свистушки.

Содержание уроков ритмики также пост-

роено на фольклорных играх и образцах других жанров. Они сопровождают многие полезные для координации движений упражнения. Во время выполнения ритмичных движений педагог и дети хором поют под аккомпанемент баяна или фортепиано (играет концертмейстер). С пением осваиваются и элементы народного танца, рисунки орнаментального хоровода («плетень», «капустка»). Все двигательные элементы -танцевальные, игровые, народные плясовые, хороводные - решены в конкретно-образном выражении. Таким образом, ритмика - это подготовительная ступень для освоения хореографии, уже включающая ее элементы.

Следующие две ступени - первая и вторая -являются основными.

III. Первая ступень комплексного обучения. Здесь обучаются дети 5,5-6 лет, переведенные с подготовительной ступени (для большинства из них это второй или третий год занятий в «Золотом петушке»), а также «новенькие», пришедшие в эти группы «со стороны» (по результатам первичного собеседования их уровень должен быть равен уровню детей, прошедших подготовку с 3-4 лет). Такие дети вливаются в основные группы на свободные места (в группе 12 человек). Кроме того, формируются новые группы из детей, поступивших по приемному набору, которые, образно говоря, представляют собой «белый лист». Для таких новеньких есть два варианта освоения Комплексной программы: либо учиться положенные четыре года, либо пройти программу ускоренным темпом за три года («интенсив»). Обычно родители выбирают ускоренный вариант, хотя, как оказывается на практике, не все они способны помочь детям выдержать этот темп. Основные препятствия - отсутствие привычки готовиться к занятиям, не пропускать их, не опаздывать и прочее.

Музыкальное творчество детей на первой ступени представлено двумя предметами -инструментальным и вокальным ансамблями. Вместе с тем, цели и задачи этих предметов очень близки, родственны, поэтому синтез исполнительских навыков при условии единого репертуара достигается естественным образом - через пение в сопровождении детских народных инструментов: ксилофонов, колокольчиков, свирелей, шумовых и ударных.

Новый для детей предмет «Театр» начинается с фольклорных игр и актерских речевых заданий, построенных на русских скороговорках, чистоговорках, загадках, шуточных стихотворных текстах. На показательных выступ-

лениях дети исполняют сюжетную композицию из освоенных фольклорных игр в рамках календарного праздника (I полугодие) и музыкальный спектакль по русской народной сказке о животных (II полугодие).

IV. На второй ступени обучения (возраст детей - 6,5-7 лет) увеличивается время некоторых уроков до 45 минут, поскольку, с одной стороны, повышается уровень сложности репертуара, с другой, - расширяется объем внимания учеников, подготовленных к учебным нагрузкам на предыдущем этапе. С детьми этого возраста даже сводные репетиции можно планировать на срок до 90 минут, ведь сыграть волшебную сказку от начала до конца (в костюмах, с декорациями и реквизитом) за меньшее время невозможно.

Поступить сразу на вторую ступень ребенок может только при наличии определенной подготовки, что выявляется на первичном собеседовании. Дети шестилетнего возраста с выявленным «нулевым» уровнем эстетического развития зачисляются на Первую ступень комплексного обучения. Для старших дошкольников нет группы первого года обучения, но бывают свободные места в одновозрас-тных группах, на которые дети принимаются по конкурсу. Кроме того, родителям ставится условие посетить в течение одного-двух месяцев дополнительные индивидуальные занятия по тем предметам, в которых отсутствует соответствующий уровень подготовки (чаще всего, это музыка, реже - ИЗО). Индивидуальные занятия всегда намного эффективнее, чем групповые, и при ответственном отношении к ним родителей, помогающих ребенку в выполнении домашних заданий, педагогу успешно удается заполнить его пробелы в знаниях и исполнительских навыках.

Тем же способом «выравниваются» дети старшего возраста (8-10 лет), поступившие на конкурсных условиях в группу «Фольклорный

театр» (третья ступень) или на театральное отделение.

V. Третья ступень - «Фольклорный театр» -

для детей 7,5-8 лет. Если на первой ступени од-новозрастной, но разнородный состав детей п ревращается всплоченны й коллекти в,анавторой -в слаженный ансамбль, то на третьей ступени те же учащиеся представляют собой почти профессиональную труппу актеров, готовых к решению сложных художественно-творческих задач.

Предмет ИЗО сменяется курсом истории культуры, где ребята усваивают учебное содержание методом художественно-прикладной деятельности, применяя практические навыки, полученные на предыдущих ступенях. На вокальном ансамбле поются двухголосные фольклорные песни (в домашних заданиях - двухголосные партитуры), на инструментальном ансамбле исполнители получают на дом нотные партии «своего» инструмента. На хореографии дети запоминают сложные композиции из элементов народного танца, поют и водят орнаментальные хороводы.

Мотив для ребенка остается прежним - сценическая постановка фольклорного произведения, но это уже крупная театрализованная форма, требующая длительной подготовки. Например, театрализованное действо «Пришло-прикатило Рождество Христово», к которому дети своими руками изготавливают макет Вифлеема, разучивают диалоги, прозаические тексты - диалоги и монологи, обустраивают декорации гостиницы (куда прибывают жители для переписи населения), затем хлева, где Мария родила Иисуса Христа, и т.д. Как правило, «дипломный» спектакль выпускников комплексного курса ставится на основе былины или духовного стиха.

Перевод детей на другую ступень решается коллегиально на итоговом педсовете, когда каждый из педагогов предлагает свою оценку достижений конкретного ученика в освоении ступени Комплексной программы. Предварительно педагоги представляют директору списки одаренных детей по «своему» виду творчества, заполняют листы успеваемости на каждого ученика. В итоге завуч оформляет табель успеваемости и раздает их родителям на майском собрании. ■

Использованы фотографии сайта zolotoypetushok.com Статья поступила в редакцию 21.02.2012 г.

Продолжение рассказа о центре «Золотой

петушок» - в следующем номере журнала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.