ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 2 Эннанова Л.Ф. , Юнусова А.Ш.
1Эннанова Ленура Фахриевна - преподаватель;
2Юнусова Азизе Шакировна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым
Аннотация: в статье рассмотрены особенности развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами детской художественной литературы. Показаны результаты экспериментальной работы по выявлению актуального уровня развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Определены критерии (когнитивный, эмоционально-мотивационный, операционально-деятельностный), показатели и уровни развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста (критический, достаточный, оптимальный), подобран и адаптирован диагностический инструментарий. Представлены результаты работы на констатирующем этапе исследования.
Ключевые слова: театрализованная деятельность, художественная литература, диагностика, критерии, показатели и уровни развития театрализованной деятельности, дети старшего дошкольного возраста.
УДК 372.22
Возможности театрализованной деятельности для современной педагогики трудно переоценить. Она ориентирована на нужды и возможности детского сада. У театрализованной деятельности есть развивающие, образовательные, досуговые и эстетические задачи. Детский театр в ДОУ является первой формой театрального искусства, с которой знакомится ребёнок, поэтому одна из задач театрализованной деятельности - разбудить интерес к этому виду искусства, как у детей - участников представлений, так и у детей - зрителей.
Исследований условий театрализованной деятельности, при которых решались бы многие аспекты воспитания детей занимались такие видные психологи, как Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.А. Ветлугина, Т.Н. Доронова, Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Подьяков, О.П. Радынова, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов и многие другие.
В работах современных педагогов Л. В. Артемовой «Театрализованные игры дошкольников», Т.Н. Дороновой «Играем в театр», М.Д. Махневой «Театрализованные занятия в детском саду» рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах, выделены основные принципы организации театрализованной деятельности, предложена методика работы, выявлены особенности проведения театрализованных занятий, разработаны сценарии, пособия, конспекты занятий.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что театрализованная игра дошкольника способствует развитию психических процессов и различных качеств личности - самостоятельности, инициативности, эмоционального мира и воображения. Так же этот вид игры оказывает большое влияние и на развитие связной, грамотной, эмоциональной и богатой по содержанию речи детей.
Театрализованная деятельность - это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
В результате дошкольник познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения и неуверенности в себе [2].
Старший дошкольный возраст является сензитивным к театральному искусству, а театрализованная деятельность является ведущим видом деятельности детей данного возраста.
Театрализованная деятельность - это специфический вид художественно -творческой деятельности, в процессе которого ее участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре [3].
Исходя из своих способностей и возможностей, в театрализованной деятельности старшие дошкольники способны выступать в разных игровых позициях: ребенок -«актер», ребенок - «режиссер», ребенок - «декоратор», ребенок - «зритель».
В дошкольной практике существует немало средств, которые способствуют развитию детской театрализованной игре. Среди них на первом месте детская художественная литература.
Детская художественная литература, является одним из важнейших средств развития театрализованной игры, ведь благодаря всем известным жанрам художественной литературы ребёнок развивается эстетически, нравственно, эмоционально, развивается его речь, воображение, восприятие, что очень важно для театра [1].
В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей [5].
Театрализованная деятельность, являясь разновидностью игры, изначально носит синтетический характер: это литературный текст и звучащее слово, пластика и действия актера, его костюм и изобразительное пространство сцены. Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительского характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые [4].
Эксперимент проводился на базе МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с. Каштановое Симферопольского района РК.
Для исследования была выбрана группа детей старшего дошкольного возраста (Группа А) - в количестве 24 детей. Также в экспериментальной работе приняли участие педагоги дошкольного образовательного учреждения.
Работа по реализации поставленных задач на констатирующем этапе проводилась в трех направлениях:
- работа с детьми предполагала проведение диагностического исследования; метод - индивидуальная беседа с детьми;
- работа с педагогами предполагала анализ деятельности детского сада, направленный на выявление особенностей организации и проведение театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
- работа с родителями предполагала анкетирование, с целью выявления осведомленности родителей о роли театрализованной деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста.
Анализ предметно-развивающей среды в группах показал, что она находится в удовлетворительном состоянии и, в целом, соответствует требованиям ФГОС ДО.
В ДОУ созданы необходимые условия для развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности. В группе развивающая среда обеспечивает совместную театральную деятельность педагогов и воспитанников, в то же самое время является основой для самостоятельной деятельности и самообразования дошкольников. Наблюдение за взаимодействием детей в процессе совместной игровой деятельности показало, что у дошкольников отсутствуют самостоятельные театрализованные игры.
Документация по календарным планам воспитателей ведётся аккуратно. Но театрализованная деятельность педагоги планируют не регулярно. Разные формы работы: рассматривание иллюстраций, дидактические игры, чтение художественной литературы, беседы, которые можно отнести к театрализованной деятельности присутствуют. А вот артикуляционная гимнастика, упражнения для голоса, загадки-описания, чистоговорки, ритмопластика, инсценировка, постановки-драматизации, ситуации-общения, индивидуальная работа - отсутствуют. Не включены данные формы работы ни в индивидуальную работу с детьми, ни в самостоятельную деятельность детей.
При анкетировании воспитателей нами было выявлено, что педагоги на достаточно хорошем уровне владеют знаниями о методах, приемах и формах работы по театрализованной деятельности.
Анализ анкетирования родителей показал, что большинство родителей уделяют внимание театрализованной деятельности в семье. Так же родители хотя и знают, как организовать эту деятельность в семье, но не у всех хватает желание и время на это.
Опираясь на исследования Е.А. Антипиной, Л.П. Бочкаревой, Т.С. Комарова, Е.В. Мигунова, Л.Г. Миланович, М.Д. Маханевой, И.Ю. Пугачевой, Н.Ф. Сорокиной и др. нами были определены критерии и показатели развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
В нашем исследовании за основу мы взяли следующие критерии с соответствующими показателями:
- когнитивный - совокупность знаний, на основе которых развивается театрализованная деятельность;
- эмоциаонально-мотивационный - устойчивый интерес к разного вида сценической деятельности, адекватная реакция на театральные действия, желание посещать спектакли;
- операционально-деятельностный - целесообразное применение средств образной выразительности, умение перевоплощаться и создавать игровые образы, вести игровой диалог, выполнять мизансцены и др.
На основе данных критериев нами была использована адаптированная методика предложенная Т.С. Комаровой, которая состояла из серии творческих заданий, направленных на выявление и диагностику критериев.
На основе данной диагностики нами было выделено три уровня театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста (критический, достаточный, оптимальный).
По результатам диагностики в Группе А 8 детей имеют критический уровень развития театрализованной деятельности (33,4%), на достаточном уровне находится 14 детей (58,3%), на оптимальном уровне выявлено 2 ребенка (8,3%).
Несмотря на то, что результаты диагностики показали в большинстве своем -достаточный уровень развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста, необходимо отметить тот факт, что в группе на момент проведения эксперимента присутствует большое количество детей, находящихся на критическом уровне развития театрализованной деятельности детей, что крайне отрицательно может влиять на подготовку и поступление в школу.
44
Следовательно, свою дальнейшую экспериментальную деятельность мы видим в разработке и апробации системы работы педагога по развитию театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы.
Список литературы
1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников : кн. для воспитателя дет. сада / Л.В. Артемова. М.: Просвещение, 1991. 127 с.
2. Доронова Т. Театрализованная деятельность детей / Т. Доронова // Ребенок в детском саду., 2003. № 1. С. 28-31.
3. Зотова И.В. Роль и значение организации театральной деятельности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ / И.В. Зотова, А.Е. Крайчак // Проблемы современной науки и образования. М.: «Проблемы науки», 2017. № 16 (98). С. 99-102.
4. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого / Е.В. Мигунова. Великий Новгород, 2006. 126 с.
5. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э.Г. Чурилова. М.: Владос, 2003. 160 с.