Научная статья на тему 'Подготовка студентов вуза к организации театрализованной деятельности в детском саду'

Подготовка студентов вуза к организации театрализованной деятельности в детском саду Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мигунова Е. В.

Раскрываются организационно-педагогические условия подготовки студентов вуза к организации театрализованной деятельности в детском саду. Обоснована актуальность введения элективного курса в образовательный процесс вуза, раскрыты его содержание, связь с другими дисциплинами учебного плана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов вуза к организации театрализованной деятельности в детском саду»

УДК 378

Е.В.Мигунова

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ВУЗА К ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ

The article deals with the problem of organizational-pedagogical conditions in the process of training of university students for the organization of dramatical activity in a kindergarten. The actuality of introduction of this electical course into educational process of the university is proved and its contents and relations with other subjects are revealed.

В жизни современного общества происходят большие социально-экономические перемены, меняется и политика государства в области образования. В Федеральной программе развития образования определена его цель — формирование творческой личности как движущей силы экономического прогресса.

В решении этой проблемы немаловажную роль играет создание условий для эффективной организации театрализованной деятельности в детском саду, развития творческого потенциала дошкольников средствами театрального искусства. Известные отечественные педагоги и психологи Л.С.Выготский, Н.А.Ветлугина, А.П.Ершова и др. считают синтетический характер театрального искусства полем для развития всеобщей универсальной способности личности к творчеству, воспитания высоких нравственных, культурных и социокультурных качеств личности ребенка [1,2].

В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность отражает мир социальных отношений; помогает ребенку преодолеть неуверенность, зажатость, скованность действий; открывает пространство для творческого самовыражения, создания образов с помощью доступных ребенку способов (движение, мимика, жесты, интонация); предоставляет возможность ребенку осуществлять выбор поведения с помощью персонажа.

В ряде исследований доказана возможность активного и творческого участия дошкольников в театрализованной деятельности, раскрыты пути их

развития в условиях дошкольного учреждения (см., напр., [3]). Имеется и опыт работы по организации театрально-игровой деятельности дошкольников [4]. Таким образом, подтверждается социальная значимость развития дошкольников в театрализованной деятельности и возникает необходимость в подготовке высококвалифицированных специалистов.

Изучение опыта работы дошкольных образовательных учреждений показывает, что педагоги испытывают трудности в организации театрализованной деятельности с дошкольниками, которые вызваны их недостаточной подготовкой в этой области. Малоизученными остаются вопросы содержания, форм, методов подготовки студентов к организации театрализованной деятельности в детском саду, условия успешной ее реализации.

А.А.Орлов определяет педагогическую подготовку студентов как результат освоения общепедагогических умений, развития важнейших профессионально-личностных качеств и становление на этой основе личностного педагогического кредо. Педагогическая подготовка — интегративный процесс, стержнем которого является формирование профессиональнопедагогической направленности личности будущего педагога. Интегративность педагогической подготовки выражается в педагогизации содержания образования всех предметов, изучаемых в вузе [5].

Эффективность подготовки студентов в условиях вуза к организации театрализованной деятель-

ности в детском саду возрастает, если в образовательном процессе вуза используется потенциал элективного курса в системе профессиональной подготовки «Организация театрализованной деятельности в детском саду»; создан комфортный микроклимат на учебных занятиях, способствующий самовыражению личности студента; в образовательном процессе вуза используются методы и приемы активного обучения студентов, направленные на раскрытие их творческого потенциала, умение организовать театрализованную деятельность в детском саду.

На наш взгляд, в процессе подготовки к организации театрализованной деятельности студенты овладевают следующими умениями: умение планировать театрализованную деятельность дошкольников, развитие художественных способностей детей с учетом склонностей, особенностей психического и физического развития, работу с родителями, социальными институтами по организации театрализованной деятельности; умение организовать предметно-развивающую среду, использовать разные формы организации, вызывать интерес к театральному искусству, обогащать детей впечатлениями, переживаниями; умение обучать детей театрализованной деятельности, используя показ, объяснение, прямые и косвенные методы и приемы руководства, включаться в театрализованную деятельность детей, поощрять импровизацию ребенка, стимулировать развитие творческого воображения, памяти, внимания детей, использовать индивидуальный подход; рефлексивные, диагностические умения; оформительские, актерско-режиссерские умения и навыки и др. Все выделенные группы умений взаимосвязаны и обеспечивают, на наш взгляд, готовность студентов специальности «дошкольная педагогика и психология» к организации театрализованной деятельности в детском саду.

Анализ Государственного стандарта специальности 030900 — дошкольная педагогика и психология дает нам представление о том, что темы, связанные с подготовкой студентов к организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении представлены не в полном объеме. Методика руководства театрализованной деятельностью дошкольников изучается дошкольной педагогикой, теорией и методикой развития речи детей, теорией и методикой изобразительного творчества детей, теорией и методикой музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Преодолеть недостаточность в подготовке студентов к организации театрализованной деятельности в детском саду, на наш взгляд, может введение элективного курса в блок общепрофессиональных дисциплин по выбору в пятом семестре обучения.

Курсы по выбору относятся к дополнительным формам организации учебного процесса. Однако практика подтверждает значимость таких форм, которые играют важную роль в развитии интересов, склонностей студентов, способствуют укреплению связи обучения с практикой, развитию межпредметных связей, активизируют учебный процесс, способствуют повышению качества обучения.

Курс по выбору «Организация театрализованной деятельности в детском саду» разработан и внедрен в практику работы психолого-педагогического

факультета специальности «дошкольная педагогика и психология» Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. При его разработке использованы культурологический и личностно-ориентированный подходы, которые способствуют профессиональному становлению педагога в вузе и ориентируют его на творческое саморазвитие.

Главная цель курса — формирование готовности студентов-«дошкольников» к более полному использованию потенциала театрализованной деятельности и ее организации в детском саду. В процессе освоения курса студенты приобщаются к театральной культуре, расширяют кругозор, овладевают знаниями о сущности театрализованной деятельности с дошкольниками, спецификой ее организации и руководства, техникой вождения разных видов кукол, методикой постановки кукольного спектакля, организации театральных занятий с разными возрастными группами детей.

Содержание курса представлено нами в следующих разделах: «Введение в курс», «Характеристика основных средств театральной педагогики в их историческом развитии», «Разностороннее развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности», «Организация и содержание театрализованной деятельности в детском саду», «Приобщение детей дошкольного возраста к театральному искусству».

Общее количество часов курса — 100, из них 58 приходится на самостоятельную работу студентов, что непосредственно связано с ее огромным значением в процессе самообразования и саморазвития студентов. А.М.Новиков считает, что «позиция «преподаватель впереди» должна поменяться на позицию «студент впереди». Преподаватель должен сориентировать, направить студента вводными и обзорными лекциями, а затем «пропустить вперед» и время от времени консультировать, подправлять его в самостоятельной деятельности и т.д.» [6].

В рамках нашего курса предполагается самостоятельная работа с литературой, творческие задания, основанные на принципах дифференциации и последовательности, подготовка микрогруппами итогового зачетного задания (показ спектакля для детей разного возраста). Все задания для самостоятельной работы, теоретический материал, вопросы, инструкции к выполнению зачетного мероприятия представлены нами в учебно-методическом пособии «Организация театрализованной деятельности в детском саду».

К моменту изучения курса студенты уже прошли учебную практику в распределенном режиме, где у них была возможность понаблюдать за организацией и руководством театрализованной деятельности с детьми. После изучения курса предстоит еще несколько видов производственной практики, в том числе и преподавательская в педагогическом колледже, где, безусловно, предоставляется уникальная возможность проявить свои знания, умения и навыки в организации театрализованной деятельности непосредственно с детьми разных возрастных групп.

С учетом специфики предлагаемого нами курса мы считаем необходимым использовать в большей степени такие методы активного обучения как ролевые, деловые игры, ситуации-проблемы, ситуации-

упражнения, тренинги. А психологическому сопровождению студентов помогают творческие задания, предоставление права самостоятельного выбора, ориентирование познавательной активности студентов на уровень выше, тренинговые упражнения, использование ситуаций успеха.

Самореализоваться студенты могут, активно участвуя в педагогической и научно-исследовательской практике, приобретая опыт организации театрализованной деятельности с детьми. Курсовые и дипломные работы, так или иначе связанные с проблемой эффективной организации разных видов театрального действа, игр-драматизаций в детском саду, позволяют проявить свою исследовательскую культуру.

Таким образом, подготовка студентов к организации театрализованной деятельности с дошкольниками будет, на наш взгляд, эффективной, если ввести в образовательный процесс вуза специальности «дошкольная педагогика и психология» курс по выбору «Организация театрализованной деятельности в детском саду», создавать на учебных занятиях психо-

логический комфортный микроклимат, способствующий раскрытию творческого потенциала студентов, использовать в образовательном процессе на педагогических специальностях методы и приемы активного обучения студентов с целью овладения умениями и навыками эффективной организации театрализованной деятельности с дошкольниками.

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психолог. очерк. М.: Просвещение, 1991. 93 с.

2. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: Просвещение, 1974. 175 с.

3. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М.: Изд-во Академии пед. наук, 1963. 320 с.

4. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Владос, 2001. 160 с.

5. Авторские учебные программы по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам: психология, педагогика, лингвистика, литературоведение. М.: Логос, 1998. 311 с.

6. Новиков А.М. // Специалист. 1999. №1. С.9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.