LH
s sc о
LU
#
48
Workshop: An Application of Q Methodology for Visualizing, Deliberating and Learning Contrasting Perspectives. Internationa I Journal of Environ mental and Science Education, Volume 11 Issue 13, pp. 6277-6302.
17.Watts, S. and Stenner, P. (2005). Doing Q methodology: Theory, Method, and interpretation. Qualitative Research in Psychology, 2,67-91.
18.Webler,X, Danielson, S.,&Tuler, S. (2009). Using Q method to reveal social perspectives in
environmental research. Greenfield MA: Social and Environmental Researching ¡tute. 19.Grown, Steve R. (1980). Political Subjectivity; Applications of Q Methodology in Political 20,Science. New Haven: Yale University Press. Downloaded, from: http: //www.qualitativesocio-logyreview.org /ENG/Volume30 /SR_10_3_Kamal _Kocor_ Grodzinska- Jurczakpdf
< ct
LH
THE USE OF ACTIVE AND INTERACTIVE LEARNING TECHNOLOGIES INTHE PREPARATION OFTEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATION FOR THE IMPLEMENTATION OF THE MATHEMATICAL DEVELOPMENT OF CHILDREN Kirtchek Ksenia Ateksandmvna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Mathematics and Informatics, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol
The article reveals the need to use active and interactive learning technologies in the process of professional training of future educators - bachelors of pedagogical education of the "Preschool Education" profile, A study on the implementation of classes in the discipline 'Theory and technologies of development of mathematical representations of preschoolers" on an activity basis revealed the most effective technologies that promote the formation of work functions, as well as general cultural, general professional and professional competencies of preschool education teachers for the mathematical development of children. Examples of approved design and practice-oriented tasks, educational role-playing games, mini-cases, test tasks, and the involvement of students in research activities in studying the subject matter are given.
Keywords: bachelor; preschool education; mathematical development; active learning technologies; interactive learning technologies.
УДК 378
ВАК РФ 13,00,08
© Кшричек K.A., 2019
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ МЛ ТЕМА ТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
В статье раскрывается необходимость применения активных и интерактив ных технологий обучения в процессе профессиональной подготовки будущих воспитателей - бакалавров педагогического образования профиля "Дошкольное образование" Проведённое исследование по реализации занятий по дисциплине "Теория и технологии развития математических представлений дошкольников" на деятельностной основе позволило выявить наиболее эффективные технологии способствующие формированию трудовых функций, а также общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования для математического развития детей. Приведены примеры апробированных проектных и практико ориен тированных заданий, учебно-ролевых игр, мини-кейсов, тестовых заданий, вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность при изучении данной дисциплины.
Ключевые слова; бакалавр;дошкольное образование; математическоеразви тие; активные технологии обучения; интерактивные технологии обучения.
КИРИЧЕК Ксения Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Математики и информатики, Ставрополь с кий государе таенный педагогический институт, Ставрополь
Современная подготовка бакалавров педагогического образования требует переосмысления с последующим переопределением цели, задач и содержания учебного процесса в высшей школе, а также корректировки методов и технологий, применяемых профессорско-преподавательским составом в осуществлении подготовки будущих педагогов, в том числе и дошкольного образования. О потребности внесения изменений в подготовку воспитателей говорится в исследованиях разных учёных. Так, например, Г.Н. Толкачева, Е.И. Изотова, Л,М. Волобуева,М,Ю, Парамонова [11] акцентируют внимание на необходимости обновления содержания и организации учебного процесса. Н.Ю. Зубенко, Е.И. Сухов [6] предлагают pea-
Вторая группа
раннего возраста (2-3 года)
лизовыватьБТЕМ-подход в профессиональной подготовке педагогов, основываясь на своем положительном опыте включения бакалавров в деятельность по созданию STEM-проектов для дошкольников. Н.И. Рослякова, A.B. Черепкова [10] говорят о важности подготовки будущих педагогов к рефлексивному взаимодействию с детьми дошкольного возраста. Я.И. Павлова [9] отмечает актуальность формирования творческих способностей у студентов в ходе изучения методических дисциплин. Согласимся с представленными мнениями ученых, т.к. считаем, что описанные положения способствуют формированию компетентности будущего воспитателя по осуществлению трудовой деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и по реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования {ФГОС ДО).
Эффективная подготовка педагогических кадров предполагает: учет требований современного развития образования и общества, определение целостной методической системы, своевременный и целенаправленный мониторинг профессиональной подготовки |7|. Компетен-тностный подход, лежащий в основе образовательных стандартов высшего образования, требует построения процесса обучения на де-ятельностной основе. Это влечет за собой необходимость организации активной деятельности студентов во время как аудиторных, так и внеаудиторных занятий. Поэтому педагогам высшей школы важно использовать активные и интерактивные технологии обучения в своей работе [4]. Рассмотрим некоторые из них, которые, согласно проведенному нами исследованию, являются наиболее эффективными в процессе подготовки студентов к осуществлению математического развития дошкольников.
Проектный метод имеет в настоящее время широкое применение, т.к. позволяет формировать умение находить и использовать информацию для решения проблем, представлять результат в том или ином виде [5]. Приведем пример проектного задания на тему "Содержание математической подготовки в программах ДО" [8, 22]:
1. Ознакомьтесь с содержанием психолого-педагогической работы по математике (образовательная область "познавательное разви-
тие") трёх-четырёх программ ДО, например, "Детство", "Истоки", "Радуга", "От рождения до школы" или др. Программы расположены на сайте Федерального института развития образования (11«р$://Аго.гапера.ш/паУ1дагог-ргод-гатт-с1о). Какие основные подразделы по формированию математических представлений отражены в примерных программах ДО? Отличается ли содержание подразделов по математике в примерных программах?
2. Выявите задачи математического развития согласно возрасту дошкольников и подразделам математики. Результат анализа оформите в виде таблицы (табл. 1).
Таблица 1 - Программные задачи по формированию элементарных математических
представлений у дошкольников
СП
о cu
-О Q-Ш о; i-X
о
си т.
со г
Младшая группа (3-4 года)
Средняя группа (4-5 лет)
Старшая группа (5-6 лет)
Подготовительная к школе группа (6 - 7 лет)
количество и счет
форма
ориентировка в пространстве
ориентировка во времени
V
S
49
3. Предусмотрено ли усложнение и преемственность программных задач по математике по возрастным группам? Обоснуйте ответ, приведя примеры.
4. Существует ли взаимосвязь подразделов по формированию математических представлений? Обоснуйте ответ, приведите примеры.
Выполнение студентами проектных заданий способствует формированию компетенций ОК-4, ОК-6, ОПК-1, ОПК-4, ПК-1 [12]. Данное задание также направлено на выявление структуры, внутренних взаимосвязей, масштаба и уровня предшкольной математической подготовки детей.
Для формирования компетенций ОПК-2, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-6 [12] можно предложить практико-ориентированные задания на разработку технологических карт непосредственно образовательной деятельности (НОД) или её фрагментов. А также последующую их реализацию с самоанализом (т.е. выступление в роли воспитателя) в своей академической группе, играющей роль воспитанников детского сада. При этом им необходимо адекватно, с учетом возраста дошкольников, реагировать на вопросы и задания "воспитателя", возможно, демонстрировать непонимание указаний и объяснений, давать неточные или неправиль-
ш S
О ш
<
С1 ш
*
50
ные ответы, для того, чтобы "воспитатель" побывал в ситуации, когда требуется в ходе проведения образовательной деятельности внесение изменений в запланированные действия. Потребность в проведении самоанализа и анализа ИОД будет наиболее высокой, если разработанная технологическая карта методически неверно выстроена. Предложенные в ходе анализа структурные или содержательные изменения ИОД также можно обыграть. Описанный вид практико-ориентированного задания способствует формированию умения составлять технологические карты и "пробовать" студентам себя в качестве воспитателя дошкольной образовательной организации (ДОО), т.е. готовиться к педагогической практике и деятельности, выполняя будущие трудовые действия [13].
Т.Г. Мухина [1] выделила различные активные формы проведения семинаров, среди которых учебно-ролевые игры, успешно применяемые нами в процессе подготовки воспитателей. Приведем пример учебно-роле-вой игры "Педагогический совет на тему: "ИОД по математике: современные требования, структура, анализ". Цель игры - формирование компетенций ОК-6, ОПК-1, ОПК-2, ПК-7, ПК-11 [12]. Задачи: сформулировать современные требования к проведению НОД по математике; определить примерную структуру НОД; составить шаблон оформления технологической карты НОД; разработать схему анализа и оценки эффективности НОД; способствовать развитию навыка создания текстов в письменной и устной формах, социокультурной коммуникации. Игровой конфликт - написание технологических карт и анализ НОД необходимы для выполнения трудового действия по планированию и реализации образовательной деятельности в группе детей детского сада, однако нет единого мнения по его осуществлению. Оснащение игры: ФГОС ДО; методические пособия по математике к образовательным программам ДО (например, "От рождения до школы") по всем возрастам; примеры разработанных технологических карт, схем анализа и самоанализа НОД.
На соответствующем тематике игры практическом занятии студентам сообщается о его проведении в форме учебно-ролевой игры -педагогического совета. Роль заведующей детским садом отводится преподавателю, а воспитателей - студентам, при этом им необходи-
мо объединиться пожеланию в примерно равночисленные 4 команды: воспитатели младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группы, В ходе игры предстоит выполнить 4 задания.
Задание 1 общее для всех студентов-сформулировать современные требования к проведению НОД (на основе изученного теоретического материала в процессе подготовки к практическому занятию).
Задание 2. Составить шаблон оформления технологической карты НОД по математике. Для этого каждой команде предлагается схе-ма-образец (которую необходимо наполнить содержанием с последующим его обсуждением и "утверждением"}:
Тема НОД.
Группа (возраст детей).
Цель; (одна).
Задачи: обучающие, развивающие, воспитывающие (сформулировать таким образом, чтобы они способствовали достижению цели НОД),
Интеграция образовательных областей (перечислить образовательные области, на которых построена образовательная деятельность).
Виды деятельности: (перечислить виды деятельности).
Оборудование: (перечислить необходимые для проведения НОД атрибуты, материал).
Таблица 2 - Ход НОД
№ Название этапа НОД Ход НОД
Деятельность воспитателя Деятельность детей Время
Список используемой литературы: (указать все источники, в том числе и Интерне т-ресур-сы, используемые для написания технологической карты).
У каждой команды различные задания:
- воспитатели младшей группы детей: составить перечни образовательных областей и видов детской деятельности по ФГОС ДО;
- воспитатели средней группы: разработать шаблон современных формулировок обучающих задач НОД;
- воспитатели старшей группы: разработать шаблон современных формулировок воспитывающих задач НОД; составить перечень оборудования для проведения НОД;
- воспитатели подготовительной к школе группы: разработать шаблон современных
формулировок развивающих задач ИОД; составить структуру (этапы) ИОД,
В результате выполнения данного задания будет составлен шаблон технологической карты ИОД, который позволит упростить написание образовательной деятельности за счёт выбора необходимого материала.
Задание 3, Составить схему анализа и оценки эффективности НОД (на основе предложенных для изучения и исследования различных схем, используемых в Д00).
Задание 4. Просмотреть видеозапись НОД, проанализировать согласно составленной схеме, при необходимости внести коррективы в схему анализа.
После выполнения всех заданий в конце игры резюмируется проделанная работа, даётся ей оценка.
Проведение практических занятий в форме учебно-ролевых игр позволяет реализовать квазипрофессиональную деятельность, проверить уровень освоения материала студентами не за счет изложения ими прочитанного, а за счет умения применить полученные знания; а также достигать активного участия на занятии всех студентов.
Опираясь на труды по активным и интерактивным методам обучения, например, И.Х, Ба-гировой и B.C. Бурыхина [3], и собственный педагогический опыт, следует отметить эффективность применения мини-кейсов, которые позволяют использовать теоретические знания для решения профессиональных вопросов, развивать умение делать заключения, критически и творчески мыслить, а также акцентировать внимание студентов на той или иной теме. Приведем пример кейс-задания. Воспитатель в старшей группе предложил детям определить форму окружающих их предметов. Последовали следующие ответы детей. Книга, дверь, стол имеют форму прямоугольника. Мяч, тарелка,обруч круглой формы. Доска, платок, настенные часы квадратные. Соответствует ли задание возрасту детей? Какие формы и геометрические фигуры должны знать дети в возрасте 5-6 лет? Достаточный ли объем знаний продемонстрировали дети при выполнении задания, ответ поясните? Корректны ли ответы детей, дайте пояснение по каждому предмету. Предположите причины ошибок детей. Какую работу следует провести воспитателю для достижения программных задач по подразделу "Форма"?
Поиск решения кейса может быть организован как в индивидуальной форме, так и групповой, в течение определенного времени (ого-
вариваемого преподавателем), по истечению которого обсуждаются предложения по решению и резюмируются.
Для формирования компетенции по использованию современных методов и технологий развития математических представлений дошкольников важно использовать кейс-задания, которые представляют собой технологические карты, видеозаписи НОД (или их фрагменты) с реальной проблемной ситуацией (допущенными педагогом ошибками, использованием неэффективных методов и приемов обучения и т.п.), а также вопросы и задания для студентов, актуализирующие их теоретические знания по определенной теме. Для решения кейсов студентам необходимо проанализировать НОД, выявить допущенные ошибки и предложить способы их устранения.
Решение кейсов позволяет отработать теоретический, методический материал, приобрести навык построения правильной монологи ческой речи в контексте профессиональной деятельности. Способствует формированию компетенций ОК-4, ОПК-2, ОПК-5, ПК-6 [12].
Вслед за О.Г, Альтшулер, О.М. Колесниковым, Т.Ю, Павловой [2] считаем, что активизировать систематическую подготовку студентов к занятиям возможно и с помощью компьютерных экспресс-тестов, проводимых на практических занятиях. Реализовать их можно, например, с помощью бесплатной программы тестирования Айрен. При разработке тестирования важно составлять (подбирать) задания не только на знание теоретического материала (в примере задания № Т, 2), но и на умение применять его в процессе математического развития детей (задания №3,4). Приведем примеры таких тестовых заданий.
1, Безытоговый счёт - это:
a) называние количественных числительных до бесконечности;
b) неумение выполнятьдействия с числами;
c) не способность ответить на вопрос "Сколько?", определяя итоговое число в процессе счетной деятельности.
2, Корректно ли сформулировано задание: "Посчитай обратным счётом"?
a) да, корректно;
b) нет, т.к. не сказано с какого числа необходимо начинать обратный счёт;
c) нет, т.к. не сказано каким числом начать и закончить обратный счет;
с|) нет, т.к. счёт не может быть обратным.
3, Следует ли исправить речь ребенка, произнесшего: "Косы у Кати одинаковые по толстоте", если они действительно одинаковые?
СП
о
CXJ
-О Q-Ш
щ
I-X
о
си
со
со г
1- .
S
51
LH
s ^
ü LH
<
d
LH
*
52
a) да, обязательно;
b) да, если за ним повторит ещё кто-нибудь из детей;
c) нет, это верное утверждение;
с!) нет, как хочет, так пусть и выражает свои мысли.
4. Отец и сын измерили длины дорожек на дачном участке шагами: отец - длинными, сын - короткими, у каждого получилось по 10 шагов. Мальчик сделал вывод: "дорожки одинаковые по длине". Реакция отца должна быть (выберите все правильные ответы)-
a) Да, сын, ты прав, дорожки одинаковые по длине;
b) Нет, сын, ты не прав, твоя дорожка длиннее, т.к. твои шаги короче моих;
с} Нет, сын, ты не прав, твоя дорожка длиннее, т.к. мои шаги длиннее;
с|) Нет, сын, ты не прав, твоя дорожка короче, т.к. твои шаги короче моих;
е) Нет, сын, ты не прав, твоя дорожка короче, т.к. мои шаги длиннее твоих.
Для вовлечения будущих воспитателей в научно-исследовательскую деятельность с целью формирования компетенций, соответствующих профессиональным видам деятельности, развития познавательных и творческих способностей, расширения кругозора, следует предлагать участие в конференциях, круглых столах и т.п. В рамках таких мероприятий обсуждать вопросы вида вклада ученых, особенностей применения современных средств, инновационных методов и авторских методик обучения, нарушений в математическом развитии и их коррекции, например:
1. Вклад Анны Михайловны Леушиной в методику развития математических представлений дошкольников.
2. Роль развивающих игр Вячеслава Вади-мови ча Воскобовича для математического развития дошкольников.
3. Методика обучения счету Сергея Полякова.
4. Возможности "ТИКО" {трансформируемый игровой конструктор объемного моделирования) для обучения дошкольников подразделу математики "Форма".
5. Дискалькулия: виды, диагностика, коррекция, профилактика.
Студенты, особо увлекшись выбранной ими темой, могут продолжить работу над ней в рамках курсовой или выпускной квалификационной работы, либо конкурсов на лучшую науч-но-исследовательскую работу. Также имеют возможность оформить и опубликовать результаты своих исследований в научно-прак-
тических журналах, сборниках трудов научных конференций, форумов.
Проведенное нами исследование по преподаванию дисциплины "Теория и технологии развития математических представлений у детей" бакалаврам направления подготовки "Педагогическое образование" профиля "Дошкольное образование"с использованием активных и интерактивных технологий обучения позволяет заключить следующее:
- чередование различных форм проведения учебных занятий, положительно влияет на формирование компетенций;
- проведение занятий в активной форме не должно являться самоцелью, т.к. форму проведения следует выбирать в зависимости от запланированных цели и задач;
- студенты осознают необходимость освоение материала для профессиональной деятельности по обучению дошкольников математике;
-повышается уровень мотивации студентов к изучению дисциплины;
- наблюдается высокий уровень прохождения педагогических практик;
- осуществляется формирование профессиональных (ПК-1, ПК-2, ПК -4, ПК-6), общепрофессиональных (ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ОПК-5) и общекультурных {ОК-4, ОК-5, ÖK-6) компетенций [12], соответствующих трудовым функциям педагога [7].
Литература:
1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в выс шей школе: учебное пособие/сост. Т. Г. Мухина. -Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с.
2. Альт шулер О. Г., Колосников О.М., Павлова 1.Ю. Применение компьютерных экспресс-тестов на семинарских занятиях по физике // Вестник Ке меровского государствен и ого университета. -2015.- №1 (61). - Т.4. - С. 92-96.
3. Ьагирова И Х., Бурых им Б.С. Кейс-сгади как интерактивный метод в образовании студентов эко номистов 1 процессе изучения дисциплины "Управление персоналом" // Вестник Томского тосударствеиногоуниверситета. • 2012. -- №3 (19). -С 118-129.
А. Вендинй A.A., Киричек К.А., Малиатаки В.В. Ак-гивные и интерактивные методы обучения как средство подготовки бакалавров педагогического образования к реализации требований ФГОС // Мир науки. - 2016. - Том 4. - №2 hnp://mir-nauki.com/PDF/54PDMN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. 5. Давидюк И.В, Роль метода проектов в подготовке будущих учителей начальных классов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений// Право. Наука. Общество:мат лы Межд. НПК / под общ. ред. Е.В. Е)арашевой. ООО "Сетевой ин
ститут дополнительного профессионального образования". - 2017.-С. 15-18.
6. Зубенко Н.Ю., Сухова Е.И. Особенности построения ЩЕ'М-модуля "Проектирование образовательных программ дошкольного образования" для бакалавров по направлению подготовки "Педагогическое образование" // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018, - Ns 11. -С. 76-80.
7. Киричек К.А. Подготовка бакалавров профиля "Дошкольное образование" К осуществлению математического развития детей в образовательных организациях//Kant.-2016, - № 1 (18). - С. 37 40.
8. Киричек К.А. Теория и технологии развития математических представлений удетей : учебно-методическое пособие. - Ставрополь: Ставролит, 2018.-144 с.
9. Павлова Л.И. Подготовка студентов к творческому решению задач по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста // Дошкольное образование и профес сиональная подготовка кадров: традиции и инновации : сборник научных статей Международной научно-практической конференции, посвященной 95-летию со дня основания факультета дошкольной педагогики и психологии МП ГУ. -2017.-С. 71.
Ю.Рослякова Н.И., Черепкова A.B. Профессиональная индивидуальность е содержании подготовки педагога дошкольного образования // Воспитание и обучение детей младшего возраста. -2016. - №5,- С. 866-868.
11.Толкачева Г.Н., Изотова Ё.И., Волобуева Л.М., Парамонова М.Ю. Концептуальное обоснование и этапы моделирования программы практике-ориентированной подготовки педагогических кадров (воспитателей) в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций ВО и ДО // Психологическая наука и образование. -2014.-Т. 19,- № 3. - С. 168-185.
12.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки'14.03.01 Педагогическое образование. Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04,12.2015 г. №1-126. URL: http://fgosvo.rU/fgosvo/92/91/4/94.
13.Kirichek К., Bazhenov R., Bogdanova 0,,Shtepa Y., I edovskikh I. Formation of competence of using modern methods and technologies of education in. bachelors of education training // INTED2018" Proceedings, pp. 2403 2410.
CO «ч
О cu
-0 Q-LÜ
Ш h-X
a
cu
CO CO
г
s
A COMPREHENSIVE APPROACH TO FACILITATING IMPROVEMENT OF THE PARENTS'PEDAGOGICAL CULTURE Kochergina Olga Aiexandrovna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor
Kirjushina Olga Mkolaema, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Taganrog institute named after A.P. Chekhov (branch), Rostov State University of Economics, Taganrog
The article considers a comprehensive approach to facilitating improvement of the pedagogical culture of parents, on the basis of which, the following activities are defined: organization of parental education, training of students of senior classes (future parents) in the framework of extracurricular activities, organization of training for teachers for collaboration with parents, training of students future teachers - for working with parents in the framework of professional training.
Keywords; parents; comprehensive approach; pedagogical culture of parents.
СИСТЕМНО-КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ
в статье рассматривается системно-комплексный подход к организации повышения педагогической культуры родителей, на основе которого определен ряд направлений деятельности: организация родительского всеобуча, подготовка в рамках внеурочной деятельности обучающихся старших классов - будущих родителей, организация повышения квалификации практикующих педагогов по работе с родителями, обучение студентов-педагогов работе с родителями в рамках профессиональной подготовки.
Ключевые слова: родители; системно-комплексный подход; педагогическая культура родителей.
53
УДК 371
ВАК РФ 13.00.05
О Кочергина O.A., 2019 & Кирюшина О.Н., 2019
КОЧЕРГИНА Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, доцент
Семья-это часть общества, связанная с перспективой его развития, поэтому жизнь в ней должна строиться на позитивной основе, чуткости и требовательности, любви и сердечном отношении друг к другу, особенно к детям, чтобы они "прошли школу человечности" (В.А. Сухомлинский),
Однако в настоящее время большинство семей озабочено решением экономических проблем, часто не осознавая значимость орга-
КИРЮШИНА Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент
Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал), Ростовский государственный экономический университет (РИНХ% Таганрог