DOI 10.255887CSPU.2019.91.72.014
УДК 378.937:372 ББК 74.480: 74.102
О
О. Г. Филиппова1, И. В. Колосова2 д
о
^СГО № 0000-0002-6691-5778 3
о
Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры а
У
педагогики и психологии детства, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
^СГО № 0000-0001-7714-3358 Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, методики и менеджмента дошкольного образования, Южно-Уральский
г. Челябинск, Российская Федерация.
E-mail: [email protected]
8 №
E-mail: [email protected] g
к
Kl
государственный гуманитарно-педагогический университет, №
3
о № Ö Ж
к
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕН 8
К ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ |
£
г
Аннотация о
Введение. В статье актуализируется проблема технологической компетентности будущего педагога дошкольной образовательной организации в области формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста. Описана технология по созданию эффективных организационно-педагогических условий в системе подготовки будущих воспитателей. Также выявлена специ- к фика эмпирической апробации технологии и условий её эффективности в системе дошкольного образования.
Мате1иалы и методы. Основными методами исследования являются изучение нормативно-правовых документов (образовательного стандарта дошкольного образования, профессионального стандарта педагога в сфере дошкольного образования); анализ глобальных вы-
зовов современности в сфере национального образования; выявление актуальных проблем развития технологической компетентности воспитателя; анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, посвященной проблеме развития технологической компетентности педагогов, формирования исследовательских умений воспитанников, их поисково-познавательной активности; а также диагностические методики, включающие наблюдение, беседу, анкетирование, анализ результатов деятельности, методы статистической обработки данных.
Результаты. Конкретизирована сущность ключевых понятий исследования «технологическая компетентность педагога», «исследовательская деятельность воспитанников», «коллекционирование», «формирование исследовательских умений у детей дошкольного возраста средствами коллекционирования». Изучены возрастные особенности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Теоретически обоснована и апробирована в практике дошкольного образования педагогическая технология по созданию организационно-педагогических условий формирования исследовательских умений у детей дошкольного возраста средствами коллекционирования. Выявлены содержательные компоненты процесса формирования исследовательских умений у воспитанников детского сада и соответствующие каждому уровню показатели их сформированнос-ти. Предложены и охарактеризованы результативные организационно-педагогические условия технологии педагогической работы по формированию исследовательских умений у детей дошкольного возраста средствами коллекционирования в современных образовательных условиях.
^ Обсуждение. Подчеркивается, что результативности становле
§ ния технологической компетентности будущих воспитателей и фор-
«
а мирования исследовательских умений у детей дошкольного возраста
а
^ способствует целенаправленная, систематическая и лонгитюдная <3 организационно-методическая и психолого-педагогическая работа в
«о
о и
0
1
специально создаваемых квазипрофессиональных условиях вуза, педагогической практики в детском саду, просветительской работы с родителями, семейно-ориентированном воспитании и организаций системы дополнительного образования детей.
Заключение. Делается вывод о том, что разработка и применение технологии формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста и необходимых организационно-пе- уд дагогических условий её эффективной реализации будет способствовать развитию технологической компетентности будущих воспитателей и поисково-познавательной активности воспитанников средствами коллекционирования в условиях современного избыточного информационно-образовательного пространства.
ные особенности развития, мышление детей дошкольного возраста, познавательная потребность.
определена сущность понятий «технологическая компе-
возраста средствами коллекционирования»;
- изучен уровень исследовательских умений воспитанников в соответствии с возрастными особенностями развития мышления детей старшего дошкольного возраста;
- обоснованы компоненты процесса формирования исследовательских умений у детей дошкольного возраста средствами коллекционирования;
- проверена успешность разработанной технологии формирования исследовательских умений у воспитанников детского сада
о д
г о т о в
ка
к
Ключевые слова: подготовка, педагог дошкольного образо- о
рм
вания, воспитатель, технологическая компетентность педагога, ис- ир
ов
следовательская деятельность детей, исследовательские умения, ан
и
коллекционирование, поисково-познавательная активность, возраст-
д
Основные положения: р
тентность педагога», «исследовательская деятельность детей стар- о
шего дошкольного возраста», «коллекционирование», «формирование исследовательских умений у детей старшего дошкольного ог
о в о р а с
с
сл е
д о в а
о к
уме е
н и
й
и организационно-педагогических условий её эффективности средствами коллекционирования в системе профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования;
- продемонстрирована методическая работа будущего воспитателя, способствующая становлению его технологической компетентности в области эффективного формирования исследовательских умений у детей дошкольного возраста средствами коллекционирования.
1 Введение (Introduction)
В современном мире наличие исследовательских умений становится всё более востребованным качеством личности. Дети всегда склонны к проявлению вопросительной активности. При этом современному ребенку не столько необходимы представления об окружающем мире в виде осведомлённости, сколько умения самому осуществлять поиск ответов на проблемные вопросы и решать познавательные задачи, последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение в процессе исследовательской деятельности, вырабатывать опыт принятия совместных решений при соучастии и вовлеченности в совместную познавательно-исследовательскую деятельность [1]. Именно поэтому будущего воспитателя необходимо готовить к реализации современных технологий формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста, одной из которых является технология коллекционирования.
Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин и другие представители отечественной психологической науки выделяли интеллектуальную готовность как компонент готовности детей к обучению в школе, которая
^ должна включать достаточно высокий уровень развития познава-
а
«о
о к
| вано познавательное развитие ребёнка, тем выше гарантии в дости-
S
о
<3
а
«о
о
SJ
0
1
жении им высокого уровня качества всей последующей жизни и становлении успешной личности в будущем.
денцией последнего десятилетия [2].
Проблема формирования технологической компетентности воспитателя является сегодня необходимым атрибутом в профессиональной подготовке педагогов дошкольного образования. Решение глобальных вызовов современности, связанных с болевыми аспектами российского образования (билингвизм, геймификация, клипо-вость мышления, инклюзия, буллинг, киберсоциализация, soft skills и др.), невозможно без трансформации, прежде всего, профессионального сознания работающих воспитателей и будущих педагогов
о д
г о
2 Материалы и методы (Materials and methods)
Образовательная деятельность в сфере дошкольного образования, регламентированная в Профессиональном стандарте педагога, одним из трудовых действий, необходимых знаний и умений
предполагает владение воспитателем всеми развивающими видами
5
деятельности воспитанников на основе применения методов позна- | вательно-личностного развития, в число которых входит и организа- д ция исследовательской деятельности детей в соответствии с образовательной программой дошкольной организации. §
Содержание ФГОС ДО гласит, что одним из важнейших |
|
принципов дошкольного образования является «формирование поз- | навательных интересов и познавательных действий ребенка в раз- * <
личных видах деятельности». У воспитанника детского сада как о
3
субъекта познавательно-исследовательской деятельности должны быть заложены следующие тенденции:
- ребенок обладает навыками выполнения и выбора операций; у
- способен безошибочно выполнять действия и планировать деятельность;
- имеет ценностные ориентации личности, которые связаны с интересом, целеполаганием, выбором способа деятельности, расширением эрудиции субъекта и его развитием. Также во ФГОС ДО обозначена необходимость развития профессиональных компетен-
д
л
Й §
| | 3
£
г
о д
о
I
ций воспитателей детского сада, что является прогрессивной тен- Г
о
5 о 3 |
§
§ §|
л д
о 5 |
о *
Л
Л
ж |
Й
дошкольного образования. В связи с интеграцией России в открытое международное образовательное пространство появляется множество научно-педагогических новинок, необходимых современному педагогу, составляющих его технологическую компетентность, что является на сегодняшний день актуальным социально-педагогическим явлением. Понятийное содержание дефиниции «технологическая компетентность» не является однозначно определённым в современном научном мире. Сущностные характеристики этого понятия освещали в своих исследованиях многие ученые ( В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, Л. К. Гребенкина, М. В. Кларин, А. Н. Ксенофонтова, А. И. Пригожин и др.), указывающие на то, что технологическая компетентность педагога выступает ведущей характеристикой его профессионализма и способом реализации инновационной деятельности в системе образования, базисом управленческого взаимодействия с разными субъектами образования [3].
Проблема формирования исследовательских умений у детей дошкольного возраста оказалась наиболее актуализирована в научной сфере в конце XIX- начале XX вв. в связи с разработкой теории высшей нервной деятельности, основоположником которой являлся И. П. Павлов. Он говорил о том, что среди безусловных рефлексов есть один рефлекс, который называется ориентировочным. Этот рефлекс представляет собой реакцию живого существа на экстренные изменения окружающей среды или появление новых раздражителей, что непосредственно влияет на развитие любознательности, а следовательно, и на исследовательские умения.
В XIX в. А. Я. Герд, Т. Гексли, М. М. Стасюлевич и др. выдвигали теорию, в которой говорилось, что формированию готовности к ^ самостоятельной умственной деятельности, созданию чувства увле
§ ченности обучением способствует исследовательская деятельность,
к
а доставляя детям радость от самостоятельного поиска и развития. Джон
а
^ Дьюи,наоборот, рассматривал исследовательскую деятельность в ас-<3 пекте «делать что-нибудь» и связывал исследовательскую деятель-
а
50
о
с
о
I
ность с природными инстинктами ребёнка.
Понятие исследовательской активности уточнил в своих исследованиях А. И. Савенков, определяя, что это естественное состояние ребенка, которое провоцирует проявление исследовательского поведения и создает условия для становления психического развития ребёнка как процесса саморазвития; это его познавательные способности, обеспечивающие успешное осуществление поиска и решения д проблем в различных сферах жизни и деятельности человека [4].
В настоящее время исследовательская деятельность изучается с позиции структурности и предстает как своеобразное прояв-
а
ление трёх компонентов: природного, социального и индивидуаль- л ного. Указанные характеристики связаны с психологическими к особенностями развивающейся личности, но представлены они от- | дельно друг от друга и не отражают целостного подхода к развитию |
о
исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, что ан говорит о недостаточной разработанности проблемы исследования в у аспекте влияния на развитие личности ребенка. е
Для формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста воспитателем могут быть выбраны до- | ступные и интересные воспитанникам типы исследования: опыты (экспериментирование) — освоение причинно-следственных связей и отношений; коллекционирование (классификационная работа) —
Связывая исследовательские умения с коллекционированием необходимо выяснить, прежде всего, определение понятия «коллекционирование», которое понимается как деятельность, в основе которой лежит собирание, точнее, систематизированное собирание и изучение каких-либо объектов.
Создание коллекции всегда предполагает решение поисковых задач. Тогда коллекционирование целесообразно рассматривать как-деятельность исследовательского характера. В связи с этим для нас интересны работы исследователей, которые выделяют коллекциони-
о д
г
о т
о
в
ка
ь
освоение родовидовых отношений. о
о
в
о
| а с
с
сл е
д о в а
о к
е н и
Й
рование как возможность развития исследовательских умений. По мнению Н. А. Коротковой, исследовательская деятельность — это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательской деятельности взрослого с детьми в направлении коллекционирования — поиска оснований для группировки и систематизации какого-либо множества однородных объектов [5].
Следуя логике нашего исследования, рассмотрим возрастные особенности развития мышления детей старшего дошкольного возраста, которые необходимо учитывать воспитателям при формировании исследовательских умений. К 6-7 годам у детей усиливается работа наглядно-образного мышления и запускается процесс развития словесно-логического, поэтому у ребенка формируются способности к обобщению, сравнению и классификации, способности выделять существенные признаки и свойства предметов окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте повышаются возможности саморегуляции поведения, самостоятельного выполнения освоенных норм и правил. Также на предшкольном этапе у детей дошкольного возраста наблюдаются способности к планированию своей деятельности и её оценке.
Теоретико-педагогической предпосылкой для попытки решения проблемы исследования явилось аспектное изучение образовательных программ дошкольного образования: «Истоки», «Детство» и «Программы обучения и воспитания детей в детском саду». Анализ данных программ показал, что решение проблемы формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста
^ представлено фрагментарно. Также бессистемно отражена технолога
«о
о
К
а лекционирования и необходимые организационно-педагогические-
а
50
о с о
I
гия исследовательской деятельности дошкольников средствами коллекционирования и необходимые организационно-педагогические-условия, усиливающие её эффективность. Анализ существующей
<3 педагогической практики в дошкольных образовательных организа
циях свидетельствует об отсутствии целостной системы создания организационно-педагогических условий, направленных на формирование исследовательских умений у старших дошкольников с помощью коллекционирования.
На наш взгляд, технология формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективной, если создать следующие организационно-педагогические условия в ДОО:
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду необходимыми материалами для исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;
- активизировать интерес детей к процессу коллекционирования на основе развития мотивационной сферы личности; ^
- организовать содержательную методическую работу по формированию и дальнейшему развитию исследовательских умений детей при помощи разработки и реализации воспитателем соответствующего плана мероприятий [6].
Итак, мы проанализировали научную психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования исследовательских умений, изучили возрастные особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста и теоретически выдвинули организационно-педагогические условия успешности технологии формирования исследовательских умений у воспитанников детского сада средствами коллекционирования. Теперь опишем процессуально-технологические особенности практической части исследования и представим результаты апробации организационно-педагогических условий формирования исследовательских умений у детей старшего к дошкольного возраста средствами коллекционирования.
3 Результаты (Results)
Опытно-поисковая работа проводилась для практического подтверждения достоверности разработанной технологии по созданию организационно-педагогических условий формирования иссле-
о д
г о S о
№ §
д
у
-S
№ о
к а к
и и
о
№ §
Ж и
S
V д
о д о
£
i
о-
Ж о
г о
№ о §
к
Жи
довательских умений детей средствами коллекционирования и про- §,
водилась будущими воспитателями во время прохождения педагогической практики под научным руководством группового руководителя в сетевых детских садах. Первый (констатирующий) этап позволил студентам выявить начальный уровень сформированности исследовательских умений у детей в условиях дошкольной образовательной среды. Для определения содержательных компонентов процесса формирования исследовательских умений (мотивационный, деятельност-ный) и выявления уровня сформированности исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста будущими воспитателями использовались следующие диагностические методики: 1. Мотивационный компонент (Опрос по теме «Коллекционирование», методика Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности»); 2. Деятельност-ный компонент (Методика В. С. Юркевича «Древо желаний»).
Опрос по теме «Коллекционирование», проводимый студентами, был направлен на изучение интереса детей к коллекционированию в его различных аспектах, использован в комплексе с карти-ночной методикой Л. Н. Прохоровой, которая позволяет определить место исследовательской деятельности в жизни ребёнка. Анализ уровня по данному комплексу методик показал, что 33 % детей имеют малый или отсутствующий интерес к коллекционированию и исследованию. У 50 % детей имеется интерес к некоторым аспектам исследовательской деятельности и коллекционирования. Исследовательская деятельность занимает в их жизни не последнее место, и они имеют представление о коллекционировании, но чаще всего не заинтересованы в реализации данного вида деятельности. И лишь о 17 % дошкольников можно сказать, что они имеют выраженный интерес к исследованию и коллекционированию, а самое главное — сц эти дети стремятся к непосредственной реализации своих поисково-познавательных задумок и планов.
Для изучения познавательной потребности и активности детей будущие педагоги воспользовались методикой В. С. Юркевича «Древо желаний». Дошкольнику было необходимо ответить на нес-<3 колько вопросов, подразумевающих множество вариантов ответов:
о д
г о о в
ка
«Волшебник может исполнить пять твоих желаний. Что бы ты у него попросил?». Итоговый результат диагностики зависел от количества ответов познавательного характера. В ходе проведения качественного анализа результатов было выявлено, что низким уровнем познавательной активности и потребности обладает 29 % детей. Это значит, что их устраивает односложная информация, такая, например, как истинность услышанной сказки, рассказа, легенды и т. д. У уд
У
46 % детей — средний уровень, что говорит о наличии потребности в знаниях и исследовательской деятельности, но детей с данным уров- § нем привлекает только конкретная информация, причем чаще всего |
поверхностная. И всего лишь 25 % детей имеют высокий уровень и л
е
стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений и к событий, отчетливо проявляют исследовательский интерес к миру. |
Таким образом, анализ результатов проведения диагностических методик показал, что у большинства детей старшего дошколь-
ного возраста выявлен в основном средний и низкий уровень сфор- у
мированности исследовательских умений. Он проявляется в отсутствии или малой заинтересованности в коллекционировании и нежелании исследовать, группировать по общим или различным | признакам объекты или предметы окружающего мира, что крайне важно для познавательного развития каждого ребёнка.
Вто1ой (фо1ми1ующий) этап, который является практической частью исследования, был направлен на разработку и апробацию будущими педагогами организационно-педагогических условий в ДОО с целью повышения уровня сформированности исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста средствами коллекционирования.
Реализуя условие обогащения развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в аспекте организации исследовательской деятельности воспитанников средствами коллекционирования, студенты оформили в группе детского сада тематический уголок «Золотая коллекция». На стенах уголка
о д о
£ коль
он
о г о в о | а с
они разместили карточки с яркими иллюстрациями основных правил коллекционирования. Также поставили стол с набором предметов, из которых возможно составить коллекции, чтобы дети могли в процессе игры закрепить освоенные представления. Работа велась с учётом «золотых правил» дошкольной дидактики: принципов доступности, наглядности и возрастной адекватности.
Внедряя условие активизации интереса детей к коллекционированию и исследовательской деятельности в целом, студенты в первую очередь провели специальную работу с педагогами и родителями, организовали лектории, семинары и мастер-классы по теме коллекционирования, ведь важнейшим в реализации данного условия является интерес взрослого к коллекционированию. Значимый взрослый, как правило, является примером для детей и должен транслировать интерес к занимательному коллекционированию. В работе по педагогическому и родительскому просвещению будущие воспитатели опирались на принцип фасцинации, активизируя процесс коллекционирования и формируя мотивационный компонент у воспитанников детского сада.
Применяя условие организации содержательной методической работы по формированию и дальнейшему развитию исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста средствами коллекционирования, будущие воспитатели разработали и реализовали трёхфазный план мероприятий с разделами и заключительными мероприятиями по каждому. При реализации этого условия учитывался принцип синкретичности, который обеспечивает целостное формирование исследовательских умений у дошкольников | при помощи коллекционирования. Здесь применили серию бесед с ср детьми по вопросам коллекционирования; организовали коллекци-^ онные выставки «Фантики-бантики»; провели неформальные родительские собрания «Митап». А также студентами была подготовлена работа по другим разделам плана, которая предполагала проведение комплекса мероприятий для детей и родителей по совместному те-<3 матическому коллекционированию: «Листья», «Ткани», «Ёлочные иг
рушки» и т. д.
Т1етий (конт1ольный этап) практической части исследования позволил проанализировать успешность разработанной технологии по созданию организационно-педагогических условий в образовательной среде ДОО и оценить динамику произошедших изменений в уровне сформированности исследовательских умений
детей старшего дошкольного возраста средствами коллекционирова- уд
у
ния по каждому отдельно взятому содержательно-процессуальному компоненту технологии (мотивационному и деятельностному).
Мотивационный компонент технологии формирования ис-
а
следовательских умений у детей старшего дошкольного возраста вы- е
ле
являлся по диагностической методике Л. Н. Прохоровой «Выбор де- к < ятельности и опроса по теме «Коллекционирование». До формирую- °
щего этапа у детей старшего дошкольного возраста наблюдался не- |
ов
достаточный уровень интереса к коллекционированию и исследова- ан
и
тельской деятельности: средний — 50 %, высокий — 17 %, низкий — у 33 %. После формирующего этапа эксперимента искомые уровни из- е менились в сторону положительной динамики: высокий уровень по-
Деятельностный компонент технологии формирования ис-
о д
г о
3
о
в ка
высился на 12 %. а|
следовательских умений у детей старшего дошкольного возраста о
изучался в процессе наблюдений за проявлением познавательной активности детей и при помощи методики В. С. Юркевича «Древо желаний» и позволил определить уровень их познавательной и исследовательской потребности. На констатирующем этапе у дошкольников наблюдалось неохотное желание проявлять и реализовывать исследовательские действия — 29 %, средний уровень показали 46 % детей и высокий — 25 %. После проведения специально организованной методической работы выявлено, что их поисково- познавательная активность воспитанников повысилась на 10 % в показателях как вы- ки
У
сокого, так и низкого уровня. Следовательно, при повторном диагнос- м
ен
тировании было выявлено, что спроектированная технология по соз- й
оль
он
о г о в о | а с
с
сл е
д о в а
данию организационно-педагогических условии повышает показатели уровня сформированности исследовательских умений у воспитанников дошкольных образовательных организаций средствами коллекционирования. Наблюдаемые динамические изменения существенны.
4 Обсуждение (Discussion)
Анализ исследований (Н. А. Короткова, А. И. Савенков и др.) по проблеме формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста средствами коллекционирования позволил определить и конкретизировать ключевое понятие исследования. Формирование исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста средствами коллекционирования мы понимаем как процесс совершенствования познавательной активности воспитанников при помощи систематизированного сбора и изучения особенностей каких-либо объектов или предметов, что обеспечивает успешное осуществление поиска и решения проблем в различных сферах человеческой деятельности [ 19; 20].
5 Заключение (Conclusion)
Таким образом, проведенное исследование направлено на попытку решения важных проблем профессионального образования. Полученные результаты позволяют считать исследование своевременным и обоснованным. Мы пришли к логическому выводу о том, что применение в дошкольной образовательной организации технологической совокупности специальных организационно-педагогических условий (обогащение развивающей среды в аспекте исследовательской деятельности детей дошкольного возраста; активизация интереса детей к процессу коллекционирования на основе развития мотивационной сферы личности; организация содержательной ме-^ тодической работы по формированию и дальнейшему развитию исследовательских умений детей при помощи разработки и реализации соответствующего плана мероприятий) способствует повышению технологической компетентности будущих воспитателей в области поз-О навательно-исследовательской деятельности и сформированности
соответствующих показателей у детей старшего дошкольного возраста. Тем не менее, считаем, что для наиболее выраженного эффекта в формировании технологической компетентности будущих педагогов и развитии исследовательских умений у воспитанников необходима лонгитюдная научно-методическая и психолого-педагогическая работа по реализации разнообразных педагогических средств и технологий в условиях партнёрства и сотрудничества семьи и дош- У
У
кольной образовательной организации.
6 Благодарности (Acknowledgments)
Статья выполнена в рамках научного проекта «Теоретическое
а
обоснование и научно-методическое сопровождение опережающей | подготовки педагогических кадров для развития региональной сис- Ki
темы дошкольного и инклюзивного образования» Комплексной прог- ^
~ ~ к раммы и плана научно-исследовательской, проектной и научно-ор- ^
ганизационной деятельности Научного Центра Российской Акаде-
нитарно-педагогического университета на 2018-2020 годы. Авторы выражают признательность коллегам за помощь.
о д
г о S о
№ §
о
№ §
Ж
г;
мии Образования на базе Южно-Уральского государственного гума- S
д
Библиографический список
1. Емельянова И. Е., Филиппова О. Г., Кириенко С. Д. Психолого-педагоги- о ческое сопровождение образовательного процесса в условиях изменяющегося пространства детства : монография. Челябинск : Изд. центр «Титул», 2018. - 340 с.
2. Ушакова-Славолюбова О. А. Технологические аспекты развития креа- ^ тивной компетентности педагогов ДОО // Педагогическое образование и наука. § 2016. № 5. С. 43-45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27509662 (дата обраще- ^ ния: 16.10.2019). g
3. Ксенофонтова А. Н. Развитие технологической компетентности педа- а гога в инновационной деятельности школы // Мир науки. 2017. Т. 5. № 6. С. 3238. URL: https://mir-nauki.com/PDF/93PDMN617.pdf (дата обращения: 16.10.2019). а
4. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника
ее
самостоятельно приобретать знания : учебно-методическое пособие. 2-е изд., доп. о
№ а
и перераб. М. : Национальный книжный центр, 2017. - 240 с.
5. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста : учебно-методическое пособие. 2-е изд. М. : Издательство 0
«ЛИНКА-ПРЕСС», 2012. - 208 с. и
' х
6. Профессиональное развитие воспитателя детей раннего возраста / Про- м фессиональная культура специалиста будущего / В. И. Долгова [и др.]. СПб. : Ев- н ропейское сообщество социальных и психологических наук EpSBS. 2018. Т. XIX. й
№ 18. С. 114-120. URL: https://www.iutureacademy.org.uk/publica-tion/EpSBS/18thPCSF/ (дата обращения: 16.10.2019). (WoS).
O. G. Filippova1, I. V. Kolosova2
^RCID No. 0000-0002-6691-5778 Doctor of pedagogical sciences, Professor of the Department of pedagogy and psychology of the childhood, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
2ORCID No. 0000-0001-7714-3358 Candidate of pedagogical sciences, Associate professor of the Department of theory, methodology and management of preschool education, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
TRAINING OF FUTURE EDUCATORS TOWARDS THE FORMATION OF A SENIOR
PRESCHOOL CHILD AGE OF RESEARCH SKILLS
Abstract
Introduction. The article updates the problem of technological capacity of the future teacher of pre-school educational organization in the field of formation of research abilities in children of older pre-school age. The technology for creation of effective organizational and pedagogical conditions in the system of training of leading educators described. The specifics of empirical testing of the technology and its efficiency conditions in the pre-school education system have also identified.
Materials and methods. The main methods of research are the
analysis of the educational standard of pre-school education, psychoid
§ pedagogical and scientific-methodological literature devoted to the de-¡^ velopment of cognitive and research abilities, and the cognitive activity of children of older pre-school age; As well as diagnostic techniques, | including observation, conversation, analysis of activity results, meth-Л ods of statistical data collection.
^ Results. The essence of the key concepts of the study "techno-
<3 logical competence of the teacher," research activities of teachers, "col-
s g
f
t u
e
d o
c
a &
2
lecting", formation of research abilities of children of pre-school age by means of collection specified. Age characteristics of cognitive activity and educational abilities of children of older pre-school age have studied. In theory, pedagogical technology on the creation of organizational and pedagogical conditions for the formation of research abilities of preschool children by means of collection is justified and tested in the practice of pre-school education. The content components of the process of formation of research abilities in pre-school children and indicators of their formation corresponding to each level been identified. Effective educational conditions of technology of pedagogical work on management of formation of research abilities of old pre-school children by means of collection in modern educational conditions are proposed and characterized.
Discussion. Stressed that the impact of the work is facility by purposeful, systematic and long-term organizational, methodological and psychological-pedagogical work in the special conditions of the family, kindergarten and organizations of the system of additional edu- ? cation of children. 2
Conclusion. Concluded that the development and application of ^ special organizational and pedagogical conditions and the implementation of necessary methodological techniques in pedagogical activities will contribute to the active formation of research abilities of pre-school children and the development of their cognitive activity by means of training in the conditions of modern cyber-social expansion.
Keywords: Training, teacher of pre-school education (teacher), technical competence of teacher, research activity of children of preschool age, research skills, collecting, search and cognitive activity, age g peculiarities of formalization of research skills, cognitive need. d
Highlights: &
The essence of the concepts "of technological competence of the e teacher," research activities of pre-school children, "collecting", "forma- | tion of research abilities of children of old pre-school age by means of collecting" is defined;
o
s f
The level of research capabilities of pupils has been study in accordance with the age characteristics of the development of children of senior pre-school age;
Components of the process of formation of research abilities of senior pre-school children by means of collection are justified;
The success of the developed technology of formation of research abilities of senior pre-school children and organization and pedagogical conditions of its efficiency by means of collection in the system of professional training of future teachers of pre-school education has been tested;
The methodological work of the future teacher, which contributes to the development of his technological competence in the field of effective formation of research abilities of pre-school students by means of collecting, has been demonstrated.
References
1. Emelyanova I.E., Filippova O.G., Kirienko S.D. (2018) Psihologo-peda-gogicheskoe soprovozhdenie obrazovatelnogo processa v usloviyah izmenyayushche-gosya prostranstva detstva [Psychological and pedagogical support of educational process in conditions of changing space of childhood]. Monografiya, Izdatel'skiy tsentr "Titul", Chelyabinsk, 340 p. (In Russian).
2. Ushakova-Slavolyubova O.A. (2016) Tekhnologicheskie aspekty razvitiya kreativnoj kompetentnosti pedagogov doshkol'noy obrazovatel'noy organizatsii [Psychological and pedagogical support of the educational process in a changing childhood space]. Pedagogicheskoye obrazovaniye i nauka. 5, 44-45. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27509662 (Accessed: 16.10.2019). (In Russian).
3. Ksenofontova A.N. (2017) Razvitie tekhnologicheskoj kompetentnosti ped-agoga v innovacionnoj deyatel'nosti shkoly [Development of technological competence of the teacher in innovation activity of the school]. Mir nauki, 5, 6, 32-38.
§ Available at: https://mir-nauki.com/PDF/93PDMN617.pdf (Accessed: 16.10.2019).
| (In Russian).
^ 4. Savenkov A.I. (2017) Malenkij issledovatel. Kak nauchit doshkolnika sa-
^ mostoyatelno priobretat znaniya (uchebnoe posobie) [Little researcher. How to teach
a pre-school student to acquire knowledge on his own (study guide)]. Nacionalnyj | knizhnyj centr, Moscow, 240 p. (In Russian).
^ 5. Korotkova N.A. (2012) Obrazovatelnyj process v gruppah detej starshego
doshkolnogo vozrasta (uchebnoe posobie) [Educational process in groups of children of older pre-school age (study guide)]. Izdatel'stvo "LINKA-PRESS", Moscow, 208 p. O. (In Russian).
6. Dolgova V.I., Emelyanova I.E., Mishanova O.G., Bykov V.S. (2018) Pro-fessional'noe razvitie vospitatelya detej rannego vozrasta [Early childhood educator professional development]. Yevropeyskoye soobshchestvo sotsial'nykh i psikholog-icheskikh nauk [EpSBS]. XIX, 18, 114-120. (WoS). Available at: https://www.fu-tureacademy.org.uk/publication/EpSBS/18thPCSF/ (Accessed: 16.10.2019).
ra
a g
of
tu re
d
duc c
a
to rs
a
rds
th
e
r
o n
of
e
ni
o
r P
res
>1 h
o o l d
ge of
R
es e
a
rc h
ki
a v o s lo
loK
.I
,a v
o p
ip
£
O.