был сделан самостоятельно — 68 %, с помощью родителей — 19 %, друзей — 13 %.
В то же время на вопрос о том, от кого ученик ждет похвалы и гордости за его достижения, все ответили, что ждут поддержки в первую очередь от родителей.
Обучающимся также был задан вопрос «Какие мероприятия они предпочитают посещать?» Большинство обучающихся (80 %) выбирают спортивные мероприятия; галереи — 5 %, музеи интересны 16 %; театр — 10 %; концерты — 24 %; вариант ответа «Меня утомляют культурные мероприятия» выбрали 8 % респондентов.
На вопрос «Есть ли у тебя любимый художник, поэт, писатель, композитор?» 57 % обучающихся отвечают, что есть; 35 % — есть произведения, которые нравятся, но их авторов они не знают; 8 % — что вообще этим не интересуются.
В процессе исследования мы предложили обучающимся проблемную ситуацию: респонденту предлагалось представить, что ему подарили абонемент на посещение в дни каникул театральных спектаклей, необходимо выбрать, как поступить: 8 % опрошенных не воспользуются, так как считают это пустой тратой времени, 24 % — воспользуются, если нечего будет делать, 68 % — предельно его используют.
Исследование показало, что необходимо работу по эстетическому воспитанию осуществлять системно, планомерно, последовательно, учитывая возрастные и гендерные особенности развития и становления личности каждого обу-
чающегося. Важно уделить особое внимание вопросам диагностики уровня эстетической сформированности на разных этапах взросления. Сделать ее удобной и практичной в использовании, способной вовремя указать педагогам на необходимость корректирования воспитательной работы. Необходимо вовлечь в эстетическое воспитание родителей, так как их жизненная позиция оказывает значительное влияние на формирование личности обучающегося.
1. Загвязинский В. И. Российское образование: роль науки в его дальнейшем развитии // Народное образование. - 2014. - № 3. - С. 9-14.
2. Лейтес Н. С. Проблема общих способностей в возрастном аспекте [Электронный ресурс]. — URL: http://www. bimbad.ru/biblioteka/article_full.phpaid=1633.
3. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. — М. : Просвещение, 1985. — 175 с.
4. Любимова Ю. С., Буткевич В. В. Методика организации эстетического воспитания младших школьников : учеб.-метод. пособие для учителей нач. кл. — Минск : Пачатко-вая школа. — 2008. — 114 с.
5. Пагута Т. И. Система эстетического воспитания младших школьников в современных условиях // Вектор науки То-льяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. — 2013. — № 2 (13). — С. 240-244.
6. Солодова Г. Г., Климова Н. А. Эстетическое развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы : учеб. пособие. — Кемерово : Кузбассвузиздат, 2003. — 45 с.
7. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761. — URL: docs.cntd.ru document/420242192 (дата обращения: 15.12.2015).
8. Об утверждении Основ государственной культурной политики [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 24.12.2014 г. № 808. — URL: docs.cntd.ru document/420242192 (дата обращения: 15.12.2015).
УДК/UDC 373.2 Н. Д. Чистякова
N. Chistyakova
АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ANALYSIS OF PRESCHOOL TEACHERS' READINESS FOR THE ORGANIZATION OF COGNITIVE AND RESEARCH ACTIVITY OF OLDER PRESCHOOLERS
В статье представлены результаты мониторингового исследования педагогических работников дошкольных образовательных организаций Пермского края, отражающие состояние готовности педагогов к организа-
ции познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в аспекте требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
The article presents results of monitoring surveys of teachers from pre-school educational organizations of Perm region. These results reflect the level of teachers' readiness for cognitive and research activity of preschoolers in educational process according to demands of pre-school education standard.
Ключевые слова: познавательно-исследовательская деятельность, дети старшего дошкольного возраста, педагоги дошкольных образовательных организаций, стандарт, компетентность, готовность, мониторинг.
Keywords: cognitive-research activity, older preschoolers, teachers of pre-school educational, standard, competence, readiness, monitoring.
Важной составляющей развития дошкольников является познавательно-исследовательская деятельность. Поэтому вопрос об организации познавательно-исследовательской деятельности, адекватной возрастным проявлениям дошкольников, становится актуальным. Одной из трудовых функций современного воспитателя согласно профессиональному стандарту педагога является «...активная поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности» [3, с. 10], одним из необходимых умений — «.владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника» [3, с. 11]. Поэтому педагог с активной исследовательской позицией — необходимое требование к современному дошкольному образованию.
Подходы к определению сущности профессионально-педагогической компетентности педагога представлены в работах М. А. Чо-шанова, Н. Н. Лобановой, А. П. Тряпициной, А. В. Хуторского, В. Н. Введенского и др.
На их основе нами были выделены следующие компоненты компетентности педагога дошкольного образования: профессионально-содержательный (теоретический), профес-сионально-деятельностный (практический), профессионально-личностный (ценностно-смысловой) компоненты. Кратко охарактеризуем их.
Профессионально-содержательный (теоретический) компонент, когнитивный аспект — владение (знание) теоретическими и методическими основами познавательного развития детей дошкольного возраста; программами и технологиями познавательного развития детей; основами деятельностного подхода к организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников; совре-
менными тенденциями развития дошкольного образования и осознание роли воспитывающего взрослого (педагога, родителя) в развитии и организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Профессионально-деятельностный (практический) компонент, технологический аспект — ориентир (выбор) на современные технологии познавательного развития старших дошкольников; на вариативное содержание познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников; исследовательское содержание познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников; использование развивающих методов (приемов), форм познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Профессионально-деятельностный (практический) компонент, методический аспект — поощрение и поддержка любознательности, интереса, инициативы и самостоятельности старших дошкольников; организация продуктивного взаимодействия старших дошкольников в познавательно-исследовательской деятельности на основе выбора ими средств, способов, материалов и участников деятельности; создание условий для познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, для объединения участников образовательных отношений в детско-взрос-лые и детские сообщества.
Профессионально-личностный (ценностно-смысловой) компонент — самостоятельность в постановке и решении педагогических задач и проблем; настойчивое преодоление затруднений, возникающих при организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников; осознанное использование инновационного содержания и форм организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников; активность в саморазвитии, стремлении узнать, освоить больше, чем предполагает программа повышения компетенции педагога; готовность к созданию авторских разработок для совершенствования содержания и условий организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников; активность и нацеленность на продуктивное взаимодействие с субъектами образовательных отношений (дети, родители, социальные партнеры).
С этих позиций мы провели изучение готовности педагогов дошкольных образовательных организаций (ДОО) к организации
познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО [4]. Для этого нами проведен мониторинг и анкетирование педагогов. Кроме того, мы использовали наблюдение за познавательно-исследовательской деятельностью детей, организованной и руководимой педагогом, взаимодействием педагога с детьми в условиях предметно-пространственной среды группы и участка детского сада, а также анализ материалов планирования.
В процессе наблюдения мы обращали внимание на педагогические умения воспитателей: использовать в познавательно-исследовательской деятельности с детьми вариативное содержание и развивающие методы и приемы; организовывать совместную деятельность с детьми, в том числе совместное взаимодействие старших дошкольников, предоставляя им возможность выбора средств, способов, материалов, участников деятельности; создавать в группе и на участке детского сада условия для познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, в том числе и для объединения их в дет-ско-взрослые (и детские) сообщества.
По результатам наблюдений и анализа материалов планирования мы констатируем однообразие выбираемого педагогом содержания познавательно-исследовательской деятельности, представленного в основном практикой наблюдений за известными детям объектами окружающего мира и детским экспериментированием с ними, что не позволяет в полной мере учитывать познавательные интересы и потребности старших дошкольников.
Наблюдение за организацией педагогом познавательно-исследовательской деятельности детей показало, с одной стороны, отсутствие четкого структурного построения деятельности «от цели к результату» с использованием комплекса адекватных средств и способов (52 %), с другой — жесткую регламентацию действий детей по заданному алгоритму (48 %), что противоречит самой сущности данной деятельности. Только 30 % воспитателей используют развивающие методы и приемы, активизирующие интерес и инициативу детей.
По нашему мнению, это ограничивает возможности детей в выборе содержания деятельности, активном поиске способов и средств решения познавательных задач, освоении ими опыта познавательно-исследовательской
деятельности. Это связано с тем, что знание основ познавательно-исследовательской деятельности дошкольников и ее построения с учетом специфики содержания и возраста детей в контексте требований ФГОС ДО является теоретическим и методическим пробелом в компетентности педагога.
В практике детского сада преобладает фронтальная организация познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, построенная по типу обучающих «познавательных занятий» (учебная модель организации). Анализ таких «познавательных занятий» показал, что педагоги затрудняются в организации совместного взаимодействия старших дошкольников, не всегда обеспечивают соответствие познавательных задач возрасту детей. Это связано с недостаточными знаниями и умением педагогов организовывать совместную деятельность детей в современном образовательном процессе детского сада (основная модель организации детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО). Наряду с этим мы отмечаем, что 13 % педагогов активно осваивают и используют со старшими дошкольниками проектную деятельность.
Анализ созданных в группе и на участке детского сада условий для познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников свидетельствует о вышеуказанных пробелах в деятельности педагога. Наблюдение за деятельностью детей в уголках детского сада и на прогулке показало активную потребность детей в самостоятельных и совместных со сверстниками исследованиях, исследовательской практике. Однако подобранные для детей содержание и материалы не в полной мере учитывают половозрастные и индивидуальные особенности, интересы и предпочтения старших дошкольников, в том числе возможность действовать вместе с другими детьми, не исключая и воспитывающих взрослых.
Проблемным, как показало наблюдение, является для педагогов использование спонтанно возникающих объединений увлеченных детей в детские (и детско-взрослые) сообщества, в которых: поддерживаются и рассматриваются познавательные инициативы детей, осуществляется совместный поиск решения возникших познавательных и практических задач, формируется практика совместных действий. Лишь 15 % педагогов осуществляют подобные пробы в образовательном процес-
се и рассматривают данные сообщества как источник появления и развертывания новых (творческих) исследовательских инициатив, как перспективную точку роста исследовательских проявлений старших дошкольников. Неосведомленность педагогов по данному вопросу, отсутствие у них соответствующей практики организации тормозят использование данного педагогического ресурса для эффективного построения образовательного процесса старших дошкольников.
Таким образом, полученные данные позволяют зафиксировать, что педагоги находятся под влиянием стереотипа репродуктивной направленности образовательного процесса детей, которая традиционно доминировала в системе дошкольного воспитания. Недостаточная компетентность педагога в вопросах организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в детском саду в целом сдерживает освоение детьми комплекса средств и способов деятельности для продуктивного решения познавательных и практических задач, стремление к активному и самостоятельному использованию освоенного ими опыта в новых условиях.
Данные проведенного в 2014 году мониторинга готовности педагогов ДОО к введению ФГОС дошкольного образования (педагоги муниципалитетов Пермского края) и к организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников (педагоги целевой группы) подтверждают вышеуказанные факты.
Как показали результаты мониторинга, большинство педагогов ДОО (55,2 %) не готовы к введению ФГОС ДО; 34,5 % — частично готовы; 10,3 % — готовы. В зоне низких показателей оказались умения педагога: а) проводить отбор вариативного содержания образования; б) организовывать познавательно-исследовательскую деятельность с детьми, в том числе в малых группах и индивидуально; поддерживать детскую инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
Мониторинговое исследование готовности педагогов к организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников выявило:
— недостаточное знание педагогами специ фики познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, роли детско-взрослых (и детских) сообществ в развитии детей дошкольного возраста (когнитивный аспект);
— неумение педагога осуществлять выбор вариативного содержания, развивающих методов и форм (способов организации) для познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников (технологический аспект);
— неумение педагога создавать условия познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в группе и на участке детского сада (методический аспект).
Таким образом, изучение готовности педагога дошкольных образовательных учреждений к организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников выявило их заинтересованность. Обнаруженные недостатки позволяют говорить о необходимости соответствующей подготовке педагогов к организации познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО и современными тенденциями познавательного развития детей нами была разработана парциальная программа «Калейдоскоп открытий: изменения вокруг» для детей старшего дошкольного возраста. Для эффективной апробации программы нами была организована соответствующая подготовка педагогов и родителей целевой группы детей ДОО.
В рамках стажировки «Современная образовательная среда детей старшего дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО» педагоги изучали программу; анализировали и обсуждали вопросы организации совместного взаимодействия воспитывающих взрослых и детей, познавательно-исследовательской деятельности детей, использования современных методов и приемов, активизирующих интересы и инициативы детей. Стажирующиеся осуществляли пробы по проектированию и организации форм совместного взаимодействия с детьми, объединению увлеченных субъектов образовательного процесса (педагоги, дети и родители) в сообщества; разрабатывали проекты по созданию условий для самостоятельной деятельности детей.
Образовательная практика «Час по ФГОС в детском саду для родителей» выстраивалась как совместная деятельность инициативных родителей и детей, объединенных общими интересами, увлечениями (детско-взрослые сообщества), по формированию готовности и способности действовать вместе в решении познавательных и практических задач.
Это позволило повысить компетентность педагогов и родителей, сформировать сообщество воспитывающих взрослых (разработчик программы, педагоги групп, сотрудники детского сада, родители), участвующих в экспериментальной апробации программы.
1. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 51-55.
2. Компетентностный подход в педагогическом образовании : коллективная моногр. / под ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной. — изд. 3-е, испр. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. — 392 с.
3. Лобанова Н. Н. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателей системы повышения ква-
лификации и переподготовки специалистов как условие совершенствования их образования // Психолого-педагогическая компетентность преподавателей системы подготовки повышения квалификации. Проблемы, поиски, опыт. - СПб., 1992. - С. 12-19.
4. Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание) // Вестник образования. — 2013. — № 8. — С. 4-43.
5. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 11 55. — URL: http://www. konsultant.ru (дата обращения: 22.11.2013).
6. Хуторский А. В. Ключевые компетенции: Технология конструирования // Народное образование. — 2003. — № 5. — С. 55-61.
7. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения : метод. пособие. — М. : Народное образование, 1996. — 160 с.
УДК/UDC 37 Сунь Сяопэн
Sun Xiapin
СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ТЬЮТОРСТВО» В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
THE MEANING OF "TUTORIAL" IN EDUCATIONAL RESEARCH LITERATURE (SOURCES)
В статье раскрывается содержание тью-торской деятельности на понятийно-терминологическом уровне. Автор обращается к истории вопроса и представляет целый спектр взглядов на тьюторство, выражающий совокупность более тридцати различных терминов, формировавшихся на протяжении истории человечества. Отсутствие единого подхода к определению понятия «тьютор», с точки зрения автора, вызвано значительными различиями в отношении возможных тьюторских практик, реализующих конкретные задачи в отдельно очерченной области. Подводя итоги проведенного анализа, автор приходит к выводу, что понятие «тьютор» в своей трактовке требует учета условий его использования.
The paper deals with meaning of tutorial in the context of conceptual-and-term level. Author addresses the history of the question and gives the wide spectrum of the views on tutorial. These views reflect more than thirty different terms, which have been emerged for the history of humanity. In author's opinion, the absence of holistic meaning of "tutorial" could be caused by considerable differences in regard to possible
tutorial practices, because those practices are realizing concrete tasks in a separately outlined field. Summarizing the analysis done, the author comes to the conclusion the notion "tutor" requires to take into account the terms of its use depending of its interpretation.
Ключевые слова: тьютор, тьюторская деятельность, тьюторские практики.
Keywords: tutor, tutorial, tutorial practices.
Основные принципы личностно-деятель-ностного подхода предусматривают постоянное изучение индивидуальных особенностей студента, его взглядов, интересов, привычек, что приводит к оперативному изменению тактики взаимодействия преподавателя и студента в зависимости от обстоятельств с целью создания условий для развития самостоятельности, инициативы, результативности деятельности, самовоспитания и саморазвития личности [1].
Личностно-деятельностный подход к подготовке студентов университета к профессиональной деятельности предполагает взаимную обусловленность становления деятельности и личности в педагогическом процессе с уче-