Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html
URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/55PDMN618.pdf
Статья поступила в редакцию 08.11.2018; опубликована 27.12.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Карабанова Н.С., Красильникова Л.В. Диагностика профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития речи дошкольников // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/55PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Karabanova N.S., Krasilnikova L.V. (2018). Diagnosis of professional competence of teachers in the development of speech preschoolers. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/55PDMN618.pdf (in Russian)
УДК 373.2
Карабанова Надежда Сергеевна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Нижний Новгород, Россия Магистр
E-mail: [email protected]
Красильникова Лариса Владимировна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Нижний Новгород, Россия Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0283-8136 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=736182
Диагностика профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития речи дошкольников
Аннотация. Статья посвящена исследованию уровня педагогической компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в вопросах развития речи детей раннего и дошкольного возраста. Авторами проводится анализ проблем решения задач речевого воспитания в детском саду на современном этапе развития практики дошкольного образования (в организации занятий, проведении педагогической диагностики, в организации работы с родителями и др.), а также актуальных требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к содержанию работы по образовательной области «Речевое развитие». Авторы приводят определение профессиональной компетентности педагогов на основе анализа ряда исследований в области педагогики. Статья содержит описание авторской диагностики уровня педагогической компетентности воспитателей по вопросам речевого развития детей. Описание включает цели, задачи, процедуру проведения, вопросы анкетирования, направления анализа деятельности педагога, содержание обработки и интерпретации полученных данных, приводится вариант табличного оформления результатов диагностики, а также распределение педагогов по трем уровням профессиональной компетентности: критический, допустимый и оптимальный. Статья включает материалы апробации диагностики на примере воспитателей дошкольной образовательной организации. Содержание работы, приведенное в статье, прошло апробацию в дошкольных образовательных организациях города Нижнего Новгорода в рамках региональной инновационной деятельности.
Ключевые слова: дети раннего и дошкольного возраста; дошкольная образовательная организации; педагогическая компетентность; воспитатели дошкольной образовательной организации; диагностика; развитие речи детей дошкольного возраста; Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
Профессиональная деятельность педагогов дошкольных образовательных организаций (далее по тексту ДОО) предполагает решение задач развития речи воспитанников дошкольного возраста. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) содержатся организационные и содержательные требования по образовательной области «Речевое развитие» в детском саду, что подчеркивает актуальность и широкую востребованность рассмотрения проблемы речевого воспитания детей [10].
Речь играет огромную роль в жизни человека. Она необходима ему для общения и познания, самоактуализации и саморегуляции, сопровождает его в любых формах активности в ее внешнем или внутреннем выражении.
Дошкольный возраст психологи и психолингвисты: Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ч. Осгуд, Н. Хомский и др., считают сензитивным для становления основных функций речи: коммуникативной, информационной, индикативной, планирующей, регулятивной. Недостаточное внимание к формированию речи детей на каждом из возрастных этапов раннего и дошкольного детства приводит к задержке их развития, к трудностям обучения в школе и проблемам социального характера [4, 5]. Таким образом, можно говорить о большой ответственности педагогов ДОО за своевременное и полноценное развитие речи каждого воспитанника, что обеспечивается продуманной стратегией и тактикой работы над всеми сторонами речи, в соответствии с логикой и закономерностями общего детского развития и развития речи в онтогенезе.
Анализ профессиональной деятельности воспитателей ДОО позволяет выделить ряд трудностей, с которыми они сталкиваются в решении задач речевого развития детей раннего и дошкольного возраста [6]:
1. недостаточная систематичность работы по речевому развитию воспитанников, что нарушает последовательность развития речи;
2. занятия по развитию речи содержательно подменяются занятиями по другим образовательным областям, чаще всего по «Познавательному развитию»;
3. педагогическая диагностика речевого развития воспитанников проводится с использованием малоформализированных методов (чаще всего, с использованием простого наблюдения), что не дает полноценных показателей по развитию речевой системы и не выявляет реальные образовательные потребности каждого ребенка по развитию речи;
4. воспитание звуковой культуры речи воспитатели считают функцией учителя-логопеда;
5. невысокий уровень понимания воспитателями речи как деятельности, которая требует создания мотивации, развития умений планирования, разнообразных фонетических, лексических, грамматических умений и навыков, самоконтроля;
6. серьезные трудности в развитии связной речи воспитанников: диалога и монолога, которые, по сути, и составляют речь человека;
7. эпизодический характер работы с семьями воспитанников по вопросам речевого развития детей, что приводит к низкому уровню педагогической грамотности родителей;
8. критичный уровень внимания воспитателей к собственной речи в процессе общения с детьми.
Таким образом, наблюдается необходимость повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО по вопросам речевого развития воспитанников раннего и дошкольного возраста.
Благодаря исследованиям В.И. Байденко, Е.В. Бондаревской, A.C. Белкина, Л.В. Заниной, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.А. Кальней, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Н.П. Меньшиковой, Л.М. Митиной, В.В. Нестерова, В.Г. Пищулина, В.А. Сластенина, Е.В. Ткаченко, Дж. Равена, A.B. Хуторского, С.Б. Шишова и др. [1, 9], определены понятия «компетентность» и «компетенция», разработаны структура и составляющие компоненты педагогической компетентности. Результатами активной исследовательской работы в области профессиональной педагогической компетентности стали Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования и среднего специального образования, в которых сформулированы основные компетенции, которыми должны овладеть выпускники психолого-педагогической и педагогической направлений подготовки.
Мы понимаем под профессиональной компетентностью личностное качество, включающее в себя общекультурные, общепедагогические и профессиональные компетенции, реализуемые в профессиональной деятельности в соответствии с профессионально-ценностными ориентациями и личностными профессиональными потребностями педагога, обеспечивающими успешность и качество педагогической деятельности.
Основой для построения методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов (определения целей, задач, этапов, содержания, форм и методов работы) является диагностика профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития речи дошкольников [2, 3, 7, 8].
Нами была разработана диагностика профессиональной компетентности воспитателей по вопросам развития речи воспитанников в игровой деятельности. Она
включает в себя самооценку педагогов своей компетентности, которая выявляется в анкетировании, и оценку практической реализации задач речевого развития детей в игре, которая проводится на основе наблюдения методистом за деятельностью педагога.
Цель диагностики: изучение профессиональной компетентности педагогов ДОО по вопросам развития речи детей в игровой деятельности.
Задачи диагностики:
1. выявить профессиональную компетентность педагогов ДОО по вопросам развития речи детей;
2. изучить профессиональную компетентность педагогов ДОО в развитии и руководстве сюжетно-ролевой игрой детей;
3. определить содержание методической работы с воспитателями по вопросам развития речи воспитанников в игровой деятельности;
4. создать профессиональную мотивацию педагогов ДОО в решении задач речевого развития воспитанников.
Диагностика включает в себя два компонента:
1. анкетирование педагогов ДОО по вопросам развития речи детей в игровой деятельности;
2. наблюдение и оценка методистом практической реализации задач развития речи в игре педагогами ДОО.
https://mir-nauki.com
Процедура проведения анкетирования: вопросы носят открытый и закрытый характер. Педагогам предлагается в закрытых вопросах выбрать из предложенных вариантов ответов те, которые они считают правильными. При ответах на открытые вопросы они указывают свои варианты.
Приведем пример анкеты по развитию речи детей 3-4 лет, которая может быть адаптирована на любой возраст воспитанников.
Анкетирование педагогов ДОО по вопросам речевого развития детей 3-4 лет в игровой деятельности:
1. Выберите из предложенных вариантов основные направления развития речи ребенка четвертого года жизни (несколько вариантов ответов):
• Воспитание звуковой культуры речи
• Развитие словаря
• Формирование грамматического строя речи
• Развитие диалогической формы связной речи
• Развитие монологической формы связной речи
• Ознакомление с художественной литературой
• Подготовка к обучению грамоте
2. Выберите из предложенных вариантов ответов возрастные особенности звукопроизношения детей 3 -4 лет (несколько вариантов ответов):
• Ребенок произносит все звуки родного языка
• Ребенок произносит звуки а, о, у, и, ы, э, м, н, в, ф, т, д, к, г, ]
• Ребенок произносит звуки а, о, у, и, ы, э, м, н, в, ф, т, д, к, г, ], с, з, ц
• Ребенок произносит звуки а, о, у, и, ы, э, м, н, в, ф, т, д, к, г, ], с, з, ц, ш, ж, щ, ч
• Нечеткость дикции
• Замены шипящих свистящими
• Замены звуков р, л на ], в
• Путает слоговую структуру слова в многосложных и малознакомых словах
3. Выберите из предложенных вариантов ответов возрастные особенности фонематических процессов детей 3-4 лет:
• Речевой слух функционирует полностью
• Сформированы умения звукового анализа
• Сформированы умения звуко-слогового анализа и синтеза
• Сформированы умения звуко-слогового анализа и синтеза
• Речевой слух не сформирован
4. Выберите из предложенных вариантов ответов возрастные особенности развития словаря детей 3-4 лет (несколько вариантов ответов):
• Пассивный словарь больше активного
• В словаре в основном содержаться слова, относящиеся к лексическим темам «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Мебель», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Дикие и домашние животные»
• В словаре в основном содержаться слова, относящиеся к лексическим темам «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Мебель», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Дикие и домашние животные», «Транспорт», «Растения», «Профессии», «Инструменты»
• Трудности в употреблении прилагательных, наречий, причастий
• Дети владеют обобщающими понятиями: «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Мебель», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Дикие и домашние животные», «Транспорт», «Растения», «Профессии», «Инструменты»
5. Выберите из предложенных вариантов ответов возрастные особенности грамматического строя речи детей 3-4 лет (несколько вариантов ответов):
• Владеет наиболее частотными формами словоизменения
• Владеет наиболее частотными формами словообразования
• Трудности в образовании форм имени существительного Род. пад., Вин. пад., Пред. пад., особенно во множественном числе; глаголов в Повел. накл.: форм имени прилагательного.
• Трудности в использовании несклоняемых существительных
• Неправильный порядок слов в предложении
6. Выберите из предложенных вариантов ответов возрастные особенности развития связной речи детей 3-4 лет (несколько вариантов ответов):
• Умеет отвечать и задавать вопросы
• Поддерживает беседу со взрослым
• Поддерживает беседу со сверстниками
• Умеет общаться в паре, группе, коллективе
• Владеет формулами речевого этикета: приветствия, прощания, благодарности.
• Владеет формулами речевого этикета во всех близких ребенку ситуациях общения
• Умеет пересказывать вместе со взрослым хорошо знакомые сказки
• Умеет составлять высказывание из личного опыта из 3 -4 предложений
• Умеет описывать
• Умеет рассуждать
• Умеет составлять повествования
7. С какими методиками и технологиями развития речи детей четвертого года жизни вы знакомы?
8. Перечислите наиболее эффективные методы и методические приемы развития речи ребенка младшего дошкольного возраста.
9. Оцените значение игровой деятельности в развитии речи детей:
• Высокое
• Среднее
• Низкое
10. Оцените, как часто вы используете сюжетно-дидактическую игру в решении задач речевого развития детей:
• Постоянно, каждый день
• Регулярно, время от времени
• Не использую, дети играют самостоятельно
11. Какие компоненты входят в структуру сюжетно-ролевой игры?
12. Какие авторские методики руководства сюжетно-ролевой игрой вы знаете?
13. Выберите из предложенных вариантов возрастные особенности развития игровых сюжетов у детей 3-4 лет:
• Игры с сюжетом на бытовые темы
• Игры с производственным сюжетом
• Игры с общественным сюжетом
14. Выберите из предложенных вариантов возрастные особенности развития содержания игры у детей 3-4 лет:
• Действия с предметами, которые использует взрослый
• Действия, которые выполняет взрослый в процессе разных видов деятельности
• Отношения между взрослыми
15. Выберите из предложенных вариантов возрастные особенности развития роли в игре у детей 3-4 лет:
• Ребенок не берет на себя роль
• Роль подсказывает действиями с предметами
• Роль определяется до начала игры, но роли не устойчивы
• Роль определяется до начала игры, устойчивы
16. Выберите из предложенных вариантов возрастные особенности развития ролевых отношений у детей 3-4 лет:
• Ребенок в ролевые отношения не вступает
• Дети играют по 2-3 человека, берут на себя роль, но главными остаются реальные отношения
• Дети играют до 5 человек, берут на себя роль, главным являются ролевые отношения
• Дети играют большими коллективами, главными являются ролевые отношения
17. Выберите из предложенных вариантов возрастные особенности развития игровых действий у детей 3-4 лет (несколько вариантов ответов):
• Игровые действия с игрушками
• Игровые действия с предметами-заместителями
• Воображаемые игровые действия
18. Выберите из предложенных вариантов возрастные особенности создания игровых условий у детей 3-4 лет:
• Дети не готовятся к игре
• Дети готовятся к игре с помощью взрослого
• Дети готовятся к игре самостоятельно
19. Какие компоненты комплексного руководства сюжетно-ролевой игрой вы знаете?
20. Оцените степень необходимости для вас методической помощи по руководству сюжетно-ролевой игрой?
• Высокая
• Средняя
• Низкая
21. Оцените степень необходимости для вас методической помощи по развитию речи детей младшего дошкольного возраста?
• Высокая
• Средняя
• Низкая
Ответы педагогов на вопросы анкеты обрабатываются по трём блокам.
Первый блок - вопросы, направленные на определение профессиональной компетентности по развитию речи детей. Оцениваются по трёхбалльной системе.
Второй блок - вопросы, направленные на определение профессиональной компетентности педагогов по вопросам развития игровой деятельности детей. Также оцениваются по трёхбалльной системе.
Третий блок - вопросы, направленные на выявление степени востребованности методической помощи у педагогов по вопросам речевого развития детей и развитию игровой деятельности.
Результаты анкетирования по каждому педагогу заносятся в таблицу, в которую в дальнейшем будут выставляться результаты наблюдений методиста за деятельностью педагога как второго компонента диагностики.
Практическая реализация задач речевого развития в игровой деятельности педагогами ДОО оценивается по следующим показателям:
1. организация развивающей предметно-пространственной среды группы, обеспечивающей развитие речи в игре;
2. организация образовательной деятельности по развитию речи воспитанников с использованием игровой деятельности;
3. организация работы с семьями воспитанников по вопросам развития речи и игры.
Таблица
Результаты диагностики профессиональной компетентности педагогов ДОО по развитию речи воспитанников в игровой деятельности
ФИО педагога Результаты анкетирования (баллы) Результаты наблюдения (баллы) Уровень проф. компетентности
Вопрос 1 Вопрос 2 Вопрос 3 Вопрос 4 Вопрос 5 Вопрос 6 Вопрос 7 Вопрос 8 Вопрос 9 Вопрос 10 Вопрос 11 Вопрос 12 Вопрос 13 Вопрос 14 Вопрос 15 Вопрос 16 Вопрос 17 Вопрос 18 Вопрос 19 РППС Работа с детьми Работа с родителями Общий балл
Набранные педагогом баллы по результатам анкетирования и наблюдения за педагогической деятельностью суммируются, и получается общий балл. Максимальное количество баллов - 66, минимальное - 22.
Уровни профессиональной компетентности:
От 55 до 66 баллов - оптимальный уровень профессиональной компетентности.
От 34 до 54 баллов - допустимый уровень профессиональной компетентности.
От 22 до 33 баллов - критический уровень профессиональной компетентности.
Исследование уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития речи детей дошкольного возраста проходила на базе МБДОУ «Детский сад № 129» г. Нижнего Новгорода. В нем принимали участие педагоги ДОО в количестве 24 человек.
Рисунок. Результаты исследования уровня педагогической компетентности педагогов ДОО по вопросам развития речи воспитанников
Анализ результатов диагностики показал, что большинство педагогов демонстрируют недостаточный уровень педагогической компетентности. На оптимальном уровне оказалось только 15 % педагогов.
Основные трудности педагогов были связаны с определением возрастных особенностей развития грамматического строя речи и связной речи детей. Немногие воспитатели оказались способны назвать более двух методик и технологий развития речи дошкольников. Небольшое
количество педагогов осознают уникальные возможности игровой деятельности в развитии всех сторон и функций речи. Большинство из них не видят способы использования игровой деятельности в решении задач речевого воспитания. Трудности вызывает применение сюжетно-дидактической игры, которая ассоциируется ими с обычной дидактической игрой, игнорируется наличие сюжета. Педагоги испытывают затруднения в составлении содержания игры, направленной на решение речевых задач.
Результаты диагностики профессиональной компетентности педагогов ДОО станут определяющим фактором по организации системы методической работы. Анализ полученных данных позволит методисту определить цели, задачи, содержание и методы работы. Оптимальный уровень профессиональной компетентности педагогов, позволит полноценно, качественно и эффективно решать задачи речевого развития воспитанников, реализуя их возрастные и индивидуальные образовательные потребности в плане развития речи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гуцу, Е.Г. Исследование мотивации трудовой деятельности преподавателя вуза [Электронный ресурс] / Е.Г. Гуцу, М.Д. Няголова, Т.А. Рунова // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6, №3. С. 13. DOI: 10.26795/2307-1281-20186-3-13.
2. Забзеева, В.А. Нормативное обеспечение дошкольного образования (с комментариями) [Текст] / Сост. В.А. Забзеева. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 128 с. (Управление детским садом).
3. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 в редакции на 01.09.2015 г. [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 192 с. - (Правовая библиотека образования).
4. Красильникова, Л.В. Использование компьютерных игр в развитии речи детей дошкольного возраста [Текст] / Красильникова Л.В., Вялова Н.В. Перспективы науки и образования. 2018. № 3 (33). С. 217-225.
5. Красильникова, Л.В. Технологии психолого-педагогического сопровождения семей в дошкольной образовательной организации / Л.В. Красильникова, Е.Е. Лунина // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6 [Электронный ресурс] https://mir-nauki.com/PDF/18PDMN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
6. Красильникова, Л.В. Методическая работа по повышению профессиональной компетентности воспитателей: учебно-методическое пособие [Текст] / Л.В. Красильникова, И.Н. Бушуева, Т.А. Галочкина и др. - Н. Новгород, 2017. - 107 с.
7. Погребняк, Л.П. Правовое обеспечение реализации ФГОС дошкольного образования: Учеб.-метод. пособие [Текст] / Л.П. Погребняк - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 112 с.
8. Поташник, М.М. Управление образованием на муниципальном уровне: метод. пособие [Текст] / М.М. Поташник, А.В. Соложнин. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 480 с.
9. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 96 с. (Правовая библиотека образования).
Karabanova Nadezhda Sergeevna
Nizhny Novgorod State pedagogical university named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod, Russia
E-mail: [email protected]
Krasilnikova Larisa Vladimirovna
Nizhny Novgorod State pedagogical university named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod, Russia
E-mail: [email protected]
Diagnosis of professional competence of teachers in the development of speech preschoolers
Abstract. The article is devoted to the study of the level of pedagogical competence of teachers of preschool educational organizations in the development of speech of children of early and preschool age. The authors analyze the problems of solving problems of speech education in kindergarten at the present stage of development of the practice of preschool education (in organizing classes, conducting pedagogical diagnostics, in organizing work with parents, etc.), as well as the current requirements of the Federal State Educational Standard for Preschool Education to work on the educational area "Speech Development". The authors provide the definition of professional competence of teachers based on the analysis of a number of studies in the field of pedagogy. The article contains a description of the author's diagnostics of the level of pedagogical competence of educators on the issues of children's speech development. The description includes goals, tasks, procedure, questionnaire questions, directions for analyzing a teacher's activity, the content of processing and interpreting the data, provides a variant of tabular presentation of diagnostic results, as well as the distribution of teachers by three levels of professional competence: critical, acceptable and optimal. The article includes materials on approbation of diagnostics on the example of educators of a preschool educational organization. The content of the work cited in the article was tested in pre-school educational organizations of the city of Nizhny Novgorod within the framework of regional innovation activities.
Keywords: children of early and pre-school age; pre-school educational organization; pedagogical competence; teachers of pre-school educational organization; diagnostics; speech development of pre-school children; Federal State Standard of pre-school education