Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/57PDMN618.pdf
Статья поступила в редакцию 22.10.2018; опубликована 11.12.2018
Ссылка для цитирования этой статьи:
Красильникова Л.В., Вялова Н.В. Педагогическая диагностика развития связной речи детей 3-4 лет в игровой деятельности // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/57PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Krasilnikova L.V., Vyalova N.V. (2018). Pedagogical diagnostics of the development of coherent speech of children 3-4 years old in play activity. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki. com/PDF/57PDMN618.pdf (in Russian)
УДК 373.2
Красильникова Лариса Владимировна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Нижний Новгород, Россия Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0283-8136 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=736182
Вялова Наталия Вячеславовна
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
Нижний Новгород, Россия Старший преподаватель E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1437-8253
Педагогическая диагностика развития связной речи детей 3-4 лет в игровои деятельности
Аннотация. Статья посвящена исследованию уровня развития связной речи детей 3-4 лет. Авторами с позиции требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к содержанию работы по образовательным областям «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие», а также факторов, оказывающих влияние на развитие речи современных дошкольников, обоснована актуальность и востребованность проведения исследований методик и технологий речевого развития воспитанников дошкольных образовательных организаций. На основе проведенного анализа имеющихся психолого-педагогических исследований по проблемам речевого развития детей дошкольного возраста, авторы определяют приоритетной задачей педагогической деятельности воспитателей дошкольных образовательных организаций - развитие диалогической формы связной речи, а также элементарных форм монологических высказываний младших дошкольников. Особое внимание уделено педагогической диагностике развития связной речи детей младшего дошкольного возраста. Статья содержит описание авторской диагностики уровня развития связной речи детей 3 -4 лет с использованием игровой деятельности. Формой проведения диагностики выбрана сюжетно-дидактическая игра «Семья», как самая близкая и доступная для детей младшего дошкольного возраста. Описание методики включает цель, задачи, оборудование, процедуру проведения (содержание игровых действий воспитателя с ребенком), оформление результатов обследования в формате таблицы, оценку результатов и уровни развития связной речи детей 3-4 лет. В статье приведены
материалы по апробации педагогической диагностики развития умений диалогической и монологической формы связной речи детей 3-4 лет. Содержание работы, приведенное в статье, прошло апробацию в дошкольных образовательных организациях города Нижнего Новгорода в рамках региональной инновационной деятельности.
Ключевые слова: дети 3-4 лет; дети дошкольного возраста; развитие связной речи детей; диалогическая форма связной речи; монологическая форма связной речи; педагогическая диагностика; игровая деятельность; сюжетно-дидактическая игра; речевые умения и навыки; уровень развития связной речи
Проблема развития речи детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность в последнее десятилетие функционирования системы дошкольного образования. Востребованность самых широких и глубоких исследований методик и технологий речевого развития воспитанников дошкольных образовательных организаций (далее по тексту ДОО) обусловлена целым рядом факторов, охватывающих как психофизиологические особенности развития детей, так и социально-педагогические условия воспитания. К числу наиболее распространенных и оказывающих особое влияние на развитие речи можно отнести:
1. увеличение количества детей с особенностями развития, отягченными врожденными факторами (перинатальная энцефалопатия, минимальная мозговая дисфункция, асфиксия, гипоксия, двигательные нарушения и др.);
2. рост числа детей с нарушениями речи различной степени тяжести (фонетическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи);
3. диспропорциональность в воспитании устной речи ребенка со стороны родителей (либо дефицит внимания к устной речи, либо неоправданная интенсификация с обучением чтению в три года);
4. медиатизация социокультурного пространства вокруг детей дошкольного возраста в ущерб живому общению (избыток телевизионной и компьютерной информации);
5. трудности реализации педагогического процесса по развитию речи детей в детском саду (сложности в понимании лингвистических, психофизиологических, психолингвистических особенностей развития речи, невысокий уровень методической грамотности воспитателей, недостаточное количество времени, отводимого на занятия по развитию речи в детском саду и др.).
Несмотря на вышеперечисленные факторы, развитие речи в раннем и дошкольном возрасте остается одной из центральных задач работы ДОО, реализующей образовательные потребности ребенка в самый сензитивный период становления речевой функции [4]. Значимость решения задач речевого воспитания подчеркивает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО). ФГОС ДО
предусматривает обязательную реализацию задач речевого развития детей, закладывая задачи в образовательные области «Речевое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие»1.
Первой формой связной речи, которая развивается в онтогенезе, является диалог. Именно на развитие диалогической формы связной речи в младшем дошкольном возрасте, в первую очередь, должна быть направлена педагогическая деятельность воспитателей ДОО. В научных исследованиях в области развития связной диалогической речи А.Г. Арушановой, М.М. Алексеевой, М.М. Бахтина, О.А. Бизиковой, Л.М. Крагшвиной, А.М. Леушиной, Ф.А. Сохина, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной, Д.Б. Эльконина и др. убедительно доказывается возможность и необходимость становления данной формы речи в раннем и дошкольном детстве [1; 2; 8; 9; 10].
Уже в младшем дошкольном возрасте начинается развитие элементарных форм монологических высказываний: совместного с воспитателем пересказа и элементарного описательного и повествовательного высказывания из прошлого опыта ребенка, что представлено в исследованиях А.М. Бородич, А.Н. Гвоздева, В.П. Глухова, Н.И. Жинкина, Р.Е. Левиной, А.А. Леонтьева, А.И. Максакова, Ф.А. Сохина, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой, Н.Х. Швачкина, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконина, В.И. Яшиной и др. [3; 9; 10].
Целенаправленность и систематичность работы воспитателя в развитии умений связной речи воспитанников зависит от того, насколько полноценно проведена педагогическая диагностика, позволяющая определить реально сформированные умения и те, которые находятся в зоне ближайшего развития у каждого ребенка [6; 7].
Нами была разработана педагогическая диагностика развития связной речи детей 3 -4 лет с использованием игровой деятельности. Обращение к игровой деятельности для проведения диагностики не случайно. Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста позволяет в самой психологически комфортной для ребенка ситуации выявить уровень сформированности речевых умений. В ходе исследования была выбрана сюжетно-дидактическая игра, в которой воспитатель берет на себя роль и, участвуя в игре, создает такие ситуации коммуникации, в которых ребенок оказывается перед необходимостью либо вступить в диалог, либо прибегнуть к монологу для решения игровых задач.
Благодаря игре создаются уникальные возможности для оптимального проявления детьми своих умений: игровая мотивация в речевой деятельности и игровые действия, которые контролирует воспитатель, требующие сопряженных с ними речевых действий. Решение игровых задач побуждает ребенка максимально проявить свои речевые умения и навыки в связной речи [5].
Цель диагностики - педагогическое обследование актуального уровня развития связной речи детей 3 -4 лет.
Задачи диагностики:
1. Изучить особенности развития диалогической формы связной речи у детей 3-4
лет:
• умения речевого этикета: здороваться, прощаться, говорить «спасибо», «пожалуйста»;
• умения диалога: умение отвечать на вопросы взрослого; умение задавать вопросы; умение обмениваться репликами, соблюдая интонацию диалога;
1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 96 с. (Правовая библиотека образования).
• умение общаться в коллективе: слушать и слышать друг друга, не перебивая; доброжелательно обращаться друг к другу.
2. Изучить особенности развития монологической формы связной речи у детей 3-4
лет:
• умение пересказывать хорошо знакомую сказку совместно со взрослым;
• умение составлять элементарное повествовательное высказывание из прошлого опыта с помощью взрослого.
Оборудование: большая и маленькая куклы, детская мебель, детская посудка, книга «Репка».
Форма проведения диагностики - сюжетно-дидактическая игра «Семья».
Таблица 1
Содержание игровой деятельности
Содержание игровых действий воспитателя с детьми Оцениваемые показатели развития связной речи
Мама (воспитатель): «Доченька (сыночек), к нам сейчас придут гости. Как нам их встречать? Чем угощать?» Доченька или сыночек (ребенок): «Надо приготовить чай, конфеты, суп, кашу и т. п.» Умение отвечать на вопросы взрослого.
Мама (воспитатель): «Я буду готовить суп, а ты, доченька (сыночек), накрывай на стол. Если тебе что-то будет нужно из посуды, то спроси у меня». Ребенок накрывает на стол, не находя каких-то предметов посуды, он обращается к воспитателю. Важно обратить внимание на то, спрашивает ли ребенок словами у взрослого, демонстрируя умение задавать вопросы, или же он просто показывает пальцем, молчит, просто стоит, не спрашивая ничего. Умение задавать вопросы. Умение обмениваться репликами, соблюдая интонацию диалога.
Приходят гости (большая кукла - мама и маленькая кукла - дочка). Мама (воспитатель), обращаясь к кукле-маме: «Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, пожалуйста! Садитесь за стол! Доченька (сыночек), встречай подружку». Ребенок встречает куклу-дочку. Обращаем внимание на то, как он обращается к кукле, произносит или нет формулы речевого этикета. Умения речевого этикета: здороваться. Умения общаться в коллективе: доброжелательно обращаться к другому человеку.
Мама (воспитатель), обращаясь к ребенку: «Я буду угощать маму, а ты дочку», обращаясь к кукле-маме: «Угощайтесь, пожалуйста, вот суп, вот чай». Отвечая за куклу: «Спасибо». Ребенок выполняет игровые действия с куклой-дочкой. Обращаем внимание на его реплики. Умения речевого этикета: говорить «спасибо», «пожалуйста».
Мама (воспитатель): «Гости наелись. Давай, доченька (сыночек), порадуем их, расскажем им сказку «Репка». Воспитатель вместе с ребенком пересказывают сказку гостям с опорой на картинки из книги. Обращаем внимание на активность ребенка при пересказе сказки: принимает ли он участие в пересказе, насколько активно говорит, проявляет ли инициативность в пересказе или только повторяет за взрослым. Умение пересказывать хорошо знакомую сказку вместе со взрослым.
Воспитатель от лица куклы-мамы: «Мы с доченькой нашли маленького котеночка. Он пушистый. Смешной. Мы играли с котеночком». Мама (воспитатель): «Доченька (сыночек), а ты видела котеночка?» Ребенок составляет высказывание из своего прошлого опыта. Обращаем внимание на умение ребенка составлять высказывание из нескольких предложений. Умение составлять элементарное повествовательное высказывание из прошлого опыта.
Гости собираются уходить домой. Мама (воспитатель) и дочка (сыночек) прощаются с гостями. Умения речевого этикета: прощаться.
Составлено авторами
Таблица 2
Оформление результатов обследования развития связной речи у детей 3-4 лет
Имя реб. Умения диалогической формы связной речи Умения монологической формы связной речи
Умения речевого этикета Умения диалога Умения общаться в коллективе Умения пересказа с помощью взрослого Умения элементарного повествовательного высказывания
здороваться прощаться говорить «спасибо» говорить «пожалуйста» отвечать на вопросы задавать вопросы интонация диалога не перебивать доброжелательно обращаться
Составлено авторами
Оценка результатов:
Каждое умение диалогической и монологической речи оценивается баллами в зависимости от степени самостоятельности проявляемой ребенком.
2 балла - ребенок самостоятельно проявляет умение;
1 балл - ребенок проявляет умение с помощью взрослого;
0 баллов - ребенок не проявляет умение.
Далее проводится суммирование полученных баллов:
Максимальное количество баллов - 22 балла;
Минимальное количество баллов - 0 баллов.
Уровни развития связной речи:
0-10 баллов - низкий уровень;
11-16 баллов - средний уровень;
17-22 баллов - высокий уровень.
Приведем пример педагогической диагностики уровня развития связной речи у детей 3 -4 лет, проходившей апробацию на базе пяти детских садов города Нижнего Новгорода. В исследовании принимали участие воспитанники 3 -4 лет, в количестве 135 человек.
По результатам диагностики на низком уровне оказалось 43 человека, на среднем уровне - 67 человек, на высоком уровне - 35 человек.
Рисунок. Результаты обследования уровня развития связной речи воспитанников 3-4 лет (составлено авторами)
Анализ полученных данных по результатам педагогической диагностики показал:
1. большинство воспитанников находится на среднем уровне развития связной речи, проявляя не сформированность самостоятельности умений диалогической и монологической речи. Дети данной группы в основном используют формы речевого этикета, умения задавать вопросы, общаться в коллективе, пересказывать только с помощью взрослого. При выполнении заданий по составлению элементарного повествовательного высказывания из прошлого опыта и на составление вопросов испытывают затруднения;
2. достаточно большой процент воспитанников оказался на низком уровне развития связной речи. Дети данной группы испытывали затруднения при использовании формул речевого этикета, при обращении к взрослому с вопросами, в редких случаях опираясь на его помощь. Составление пересказа совместно со взрослым и повествовательного высказывания вызвало у них серьезные затруднения;
3. небольшой процент детей оказался на высоком уровне развития связной речи. Дети проявили самостоятельность при использовании формул речевого этикета, при ответах и формулировке вопросов, общении в коллективе. Помощь взрослого чаще требовалась при выполнении заданий на соблюдение интонации диалога, умение не перебивать и составлять повествовательные высказывания.
Таким образом, проведенное исследование уровня развития связной речи воспитанников 3-4 лет в игровой деятельности показало недостаточно высокий уровень сформированности данных умений. Наблюдается необходимость проведения дальнейшей работы по развитию умений связной диалогической и монологической речи. Применение педагогической диагностики позволило воспитателям детально увидеть те речевые умения, которые надо развивать у детей. Проведение диагностики в игровой форме позволило получить оптимальные данные по воспитанникам.
https://mir-nauki.com
ЛИТЕРАТУРА
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. 9.
Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет: книга для воспитателей детского сада [Текст] / А.Г. Арушанова. - Москва: Мозаика-Синтез, 1999. - 272 с.
Бизикова, О.А. Развитие диалогической речи у старших дошкольников в процессе интеграции традиционных и компьютерных игр: Диссертация ... канд. пед. наук. Уральский гос. пед. унив., Екатеринбург, 2007.
Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 471 с.
Жулина, Е.В. Внешняя речь и ее влияние на становление психики ребенка [Электронный ресурс] / Е.В. Жулина, А.Н. Шамов // Вестник Мининского университета. 2017. №2. https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/351/352 (дата обращения 18.11.2018).
Красильникова, Л.В. Использование компьютерных игр в развитии речи детей дошкольного возраста. [Текст] / Красильникова Л.В., Вялова Н.В. / Перспективы науки и образования. 2018. № 3 (33). С. 217-225.
Красильникова, Л.В. Технологии психолого-педагогического сопровождения семей в дошкольной образовательной организации. / Л.В. Красильникова, Е.Е. Лунина // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6 [Электронный ресурс] https://mir-nauki.com/PDF/18PDMN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Красильникова, Л.В. Методическая работа по повышению профессиональной компетентности воспитателей: учебно-методическое пособие [Текст] / Л.В. Красильникова, И.Н. Бушуева, Т.А. Галочкина и др. - Н. Новгород, 2017. - 107 с.
Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф.А. Сохин - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2002. - 224 с.
Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособ. для восп. дошк. образ. учр. [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 288 с.
Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 448 с.
Krasilnikova Larisa Vladimirovna
Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod, Russia
E-mail: [email protected]
Vyalova Natalia Vyacheslavovna
Nizhny Novgorod state pedagogical university named after Kozma Minin, Nizhny Novgorod, Russia
E-mail: [email protected]
Pedagogical diagnostics of the development of coherent speech of children 3-4 years old in play activity
Abstract. The article is devoted to the study of the level of development of coherent speech of children 3-4 years old. From the standpoint of the requirements of the Federal State Educational Standard for Preschool Education to the content of work in educational areas "Speech Development" and "Social and Communicative Development", as well as factors influencing the development of speech of modern preschoolers, the relevance and relevance of research methods and technologies development of pupils of preschool educational organizations. Based on the analysis of existing psychological and pedagogical research on the problems of speech development of children of preschool age, the authors determine the development of the dialogical form of coherent speech, as well as elementary forms of monological utterances of younger preschool children as a priority task of pedagogical activity. Special attention is paid to the pedagogical diagnostics of the development of coherent speech of children of younger preschool age. The article contains a description of the author's diagnostics of the level of development of coherent speech of children of 3-4 years old using play activity. A form of didactic game "The Family" was chosen as the form of the diagnosis, as the closest and most accessible for children of primary school age. The description of the methodology includes the goal, tasks, equipment, procedure (content of the game activities of the caregiver with the child), registration of the survey results in a table format, assessment of results and levels of development of coherent speech of children 3-4 years old. The article presents materials on the testing of pedagogical diagnostics of the development of skills of the dialogic and monologue form of a coherent speech of children 3-4 years old. The content of the work cited in the article was tested in pre-school educational organizations of the city of Nizhny Novgorod within the framework of regional innovation activities.
Keywords: children 3-4 years old; children of preschool age; development of coherent speech of children; the dialogic form of coherent speech; monologue form of coherent speech; pedagogical diagnostics; play activity; plot-didactic play; speech skills and abilities; level of coherent speech development