Научная статья на тему 'Педагогическое сопровождение воспитателей по организации познавательного развития детей'

Педагогическое сопровождение воспитателей по организации познавательного развития детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
664
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PEDAGOGICAL SUPPORT / PRESCHOOL CHILDREN / METHODICAL WORK / COGNITIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парфенова Ольга Васильевна, Козлова Анастасия Валерьевна

В статье раскрываются сущность и содержание педагогического сопровождения педагогов. Особое внимание уделено направлениям и формам сопровождения деятельности воспитателей дошкольных образовательных организаций по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. На основе данных экспериментальной работы доказано, что педагогическое сопровождение воспитателей через использование инновационных форм методической работы обеспечивает рост уровня познавательного развития детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парфенова Ольга Васильевна, Козлова Анастасия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OF NURSERY TEACHERS FOR IMPEMENTATION OF CHILDREN’S COGNITIVE DEVELOPMENT

The article reveals the essence and content of pedagogical support of nursery teachers; pays special attention to the options and forms of pedagogical support of nursery teachers of preschool educational organizations in terms of cognitive development of preschool children; on the basis of experimental data proves that the pedagogical support of nursery teachers through the use of innovative forms of methodical work provides an increase in the level of cognitive development of preschool children.

Текст научной работы на тему «Педагогическое сопровождение воспитателей по организации познавательного развития детей»

УДК 371.133:373.2.026 DOI 10.26293/chgpu.2019.104.4.027

О. В. Парфенова1, А. В. Козлова2

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

1 Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

2Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 40 «Радость» города Новочебоксарска Чувашской Республики, г. Новочебоксарск, Россия

Аннотация. В статье раскрываются сущность и содержание педагогического сопровождения педагогов. Особое внимание уделено направлениям и формам сопровождения деятельности воспитателей дошкольных образовательных организаций по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. На основе данных экспериментальной работы доказано, что педагогическое сопровождение воспитателей через использование инновационных форм методической работы обеспечивает рост уровня познавательного развития детей.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, дети дошкольного возраста, методическая работа, познавательное развитие.

О. V. Parfenova1, А. V. Kozlova2

PEDAGOGICAL SUPPORT OF NURSERY TEACHERS FOR IMPEMENTATION OF CHILDREN'S COGNITIVE DEVELOPMENT

'/. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

2Kindergarten № 40 «Radost» with Concentration in Children's Social and Personality Development of Novocheboksarsk of the Chuvash Republic, Novocheboksarsk, Russia

Abstract. The article reveals the essence and content of pedagogical support of nursery teachers; pays special attention to the options and forms of pedagogical support of nursery teachers of preschool educational organizations in terms of cognitive development of preschool children; on the basis of experimental data proves that the pedagogical support of nursery teachers through the use of innovative forms of methodical work provides an increase in the level of cognitive development of preschool children.

Keywords: pedagogical support, preschool children, methodical work, cognitive development.

Актуальность исследуемой проблемы. Формирование достойной жизненной перспективы для каждого ребенка и его семьи является главным ресурсом образования и стратегической целью образовательной политики. Действующие в Российской Федерации нормативно-целевые документы (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации (ред. 2012 г.) [11], Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) (2013 г.) [10] и др.) подтверждают приоритетность развития дошкольного образования и содержат конкретные меры, повышающие его качество и доступность.

В ФГОС ДО обозначены направления развития ребенка-дошкольника. Одним из них является познавательное, которое предполагает решение комплекса образователь-

ных задач: развитие познавательных интересов и мотивации детей; формирование способов познавательных действий; формирование первичных представлений об объектах природы, социального и предметного мира, основах российской и зарубежной истории и культуры. Из обозначенных в стандарте задач видно, что освоение содержания познавательного развития не является самоцелью. Конкретное содержание выступает его средством, как отмечает Т. И. Гризик [5]. Следовательно, нуждается в изменении и методика, которая ориентирована прежде всего на формирование у детей знаний. Опрос воспитателей дошкольных образовательных учреждений показал, что они осознают важность познавательного развития, но испытывают определенные трудности в его организации. Часто они используют методы, ориентированные на приобретение детьми конкретных знаний, в то время как важно сформировать у них способы познавательной деятельности, познавательную мотивацию. Преодолению данных трудностей, на наш взгляд, будет способствовать правильно организованное педагогическое сопровождение воспитателей в дошкольной образовательной организации.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия сопровождения воспитателей по познавательному развитию детей дошкольного возраста.

Материал и методика исследований. В ходе реализации поставленной цели был проведен теоретический анализ нормативных документов, педагогической и методической литературы, опыта работы воспитателей по теме исследования. Использованы метод анкетирования педагогов, мониторинг познавательного развития детей, формирующий эксперимент, анализ полученных данных. В исследовании приняли участие 25 воспитателей и 40 детей старшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад общеразвиваю-щего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 40 „Радость"» города Новочебоксарска Чувашской Республики, из которых были сформированы экспериментальная и контрольная группы.

Результаты исследований и их обсуждение. Появление термина «педагогическое сопровождение» связано с разработкой концепции гуманистической педагогики. Так, Б. Г. Ананьев [1], И. А. Липский [7] рассматривают педагогическое сопровождение как целенаправленное развитие личности сопровождаемого человека, которое осуществляется посредством основных институтов воспитания. По мнению Б. Д. Бим-Бада, педагогическое сопровождение выражается в совместном действии, соучастии, помощи в чем-либо [4]. Е. А. Бауэр определяет его как форму партнерского взаимодействия, в процессе которого согласуются смысл деятельности и создаются условия для индивидуального принятия решений [2].

Все определения, данные выше, характеризуют педагогическое сопровождение как процесс взаимодействия воспитанника и специалиста-педагога, в котором обе стороны занимают активную партнерскую позицию.

Достаточная широкая трактовка понятия «педагогическое сопровождение» делает возможным транслировать его не только на воспитанников, но и на всех участников образовательных отношений. В контексте нашего исследования нас интересует педагогическое сопровождение воспитателей, которое мы понимаем как специально организованное систематическое взаимодействие старшего воспитателя (заместителя заведующего по воспитательной работе) и воспитателя, которое направлено на оказание методической помощи воспитателю с учетом уровня его профессиональной компетентности, педагогического мастерства и личностных характеристик в выборе оптимальных способов организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

А. А. Майер видит в педагогическом сопровождении широкие возможности для формирования у педагога потребности в самообразовании, саморазвитии; отслеживания

его профессионального статуса; оказания помощи при возникновении проблем, трудных случаев; осознания им своего профессионализма и личностного роста [8].

Важность педагогического сопровождения воспитателей дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) подчеркивает в своих работах Л. М. Денякина [6]. Она отмечает, что систематическая методическая работа по повышению профессиональной компетентности педагогов занимает особое место в системе управления ДОО, обеспечивает развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей их возрастных и индивидуальных особенностей развития, как указывается в «Профессиональном стандарте педагога (воспитателя)» [9].

На современном этапе развития дошкольного образования выделяют традиционные и нетрадиционные формы методической работы. К традиционным К. Ю. Белая относит Совет педагогов, консультацию, семинар-практикум, тренинг, педагогическую гостиную, КВН, круглый стол, педагогический ринг, решение педагогических ситуаций, творческие группы; к нетрадиционным - деловую игру, выставки-ярмарки педагогических идей, банк идей, мастер-класс, творческий час, педагогическую мастерскую. К активным методам методической работы можно отнести коучинг-сессию, метод кейсов, кружок качества, метод 8\¥ОТ-анализа, метод модерации, мозговой штурм, методический театр, квик-настройку и др. [3].

Проанализировав теоретические основы исследуемой проблемы, ее состояние в работе дошкольных образовательных организаций, мы выделили следующие педагогические условия организации педагогического сопровождения воспитателей по познавательному развитию детей: использование инновационных форм методической работы с воспитателями (круглый стол, групповые дискуссии, мозговой штурм, семинар-практикум и пр.); создание творческой группы воспитателей по познавательному развитию детей дошкольного возраста; их консультирование по организации разнообразных форм совместной деятельности с воспитанниками по познавательному развитию в обновленной развивающей предметно-пространственной среде (опыты, экспериментирование, коллекционирование, рассматривание иллюстраций, поисково-исследовательские проекты и т. д.).

На констатирующем этапе были проведены анкетирование и оценка образовательной деятельности воспитателей по познавательному развитию детей. Анкетирование показало, что методическая работа в ДОО охватывает все направления развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. При этом недостаточно организуются активные формы сопровождения педагогов, такие как семинары-практикумы, деловые игры, мастер-классы; воспитатели испытывают недостаток информации о современных подходах в организации образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию. Вызывает трудности использование современных методов и форм познавательного развития (коллекционирование, макетирование, познавательные традиции, экспериментирование, создание дидактических панно, познавательные вечера «Сейчас узнаем» и др.) с учетом индивидуальных, возрастных, психофизиологических особенностей воспитанников. Результативность своей работы педагоги оценивали преимущественно по количеству проведенных образовательных мероприятий. Наблюдение и анализ образовательной деятельности воспитателя по познавательному развитию детей показали, и что его проблемы и методические ошибки обусловлены прежде всего неумением, независимо от уровня образования и стажа работы, перенести акцент в целеполагании со зна-ниевого компонента на деятельностный, использовать методы и приемы обучения, активизирующие познавательную деятельность детей, их способность видеть проблему и находить пути ее решения.

Для проверки достоверности выдвинутых условий педагогического сопровождения воспитателей применялись результаты мониторинга освоения детьми старшего дошколь-

ного возраста образовательной области «Познавательное развитие». Испытуемые обеих групп показали примерно одинаковые результаты. В них преобладают дети с низким и средним уровнем познавательного развития. Для этих детей характерен избирательный, неустойчивый интерес к объектам познания, уровень знаний в минимальных пределах образовательной программы соответствующей группы, частое обращение к взрослому за подтверждением правильности действий.

Полученные данные обусловили необходимость проведения формирующей работы. Целью формирующего этапа стала проверка эффективности предложенных педагогических условий по организации педагогического сопровождения воспитателей по познавательному развитию старших дошкольников.

Содержание работы по педагогическому сопровождению воспитателей по познавательному развитию детей конструировалось в соответствии со следующими принципами: целостности и системности, непрерывности, целенаправленности, дифференцированного подхода.

Работа осуществлялась в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе выделялись два направления педагогического сопровождения воспитателей: консультативное и организационно-методическое (табл. 1).

Таблица 1

Содержание работы по педагогическому сопровождению воспитателей по познавательному развитию детей

Педагогическое сопровождение

Консультативное направление | Организационно-методическое направление

Подготовительный этап

Консультация с начинающими педагогами на тему «Характеристика образовательной деятельности по познавательному развитию детей» Создание творческой группы

Консультация (мозговой штурм) на тему «Организация предметно-развивающей среды в группах ДОО по познавательному развитию детей» Смотр-конкурс «Уголок экспериментирования»

Основной этап

Семинар-практикум «Экспериментирование как средство развития познавательной активности ребенка» Открытые просмотры: организация исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста (экспериментирование)

Круглый стол «Инновационные технологии познавательного развития детей дошкольного возраста» Тематический контроль «Познавательное развитие ребенка-дошкольника: реализация требований ФГОС ДО»

Работа творческой группы по составлению проектов с детьми

Заключительный этап

Совет педагогов «Детское экспериментирование как форма развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» Конкурс проектов воспитателей по реализации образовательной области «Познавательное развитие»

На подготовительном этапе акцент был сделан на подготовке педагогов к обновлению развивающей предметно-пространственной среды по познавательному развитию, создании творческой группы по этой проблеме, проведении консультаций с начинающими воспитателями.

На основном этапе задачами стали развитие способности к изучению и использованию в профессиональной деятельности современных педагогических технологий, методик и приемов познавательного развития детей. Целесообразным оказалось проведение семинара-практикума «Экспериментирование как средство развития познавательной активности ребенка», круглого стола «Инновационные технологии познавательного разви-

тия детей дошкольного возраста». Участники творческой группы обсуждали рекомендации к составлению проектов по познавательному развитию дошкольников.

Целью заключительного этапа стало создание условий для самообразования педагогов, поддержка воспитателей, стремящихся к экспериментальной и инновационной деятельности. Мы провели Совет педагогов, сообщили результаты конкурса проектов и тематического контроля. На заседании совета на тему «Детское экспериментирование как форма развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» были раскрыты такие вопросы, как познавательное развитие по ФГОС ДО (мультимедийная презентация); представлена аналитическая справка по результатам тематического контроля «Познавательное развитие ребенка-дошкольника: реализация требований ФГОС ДО»; проведена деловая игра «Конкурс смекалистых»; организована дискуссия по обмену опытом по созданию уголка экспериментирования в группе.

С целью выявления эффективности разработанной программы мероприятий нами был проведен контрольный этап эксперимента.

Качественный анализ анкетирования выявил, что педагоги экспериментальной группы готовы делиться опытом по организации исследовательской и проектной деятельности дошкольников. В методической работе воспитатели стали отдавать предпочтения формам, позволяющим практиковаться в применении новых образовательных технологий в работе с детьми по познавательному развитию. В образовательной деятельности по познавательному развитию воспитанников они стали четче формулировать цель и задачи, демонстрировали приемы, побуждающие детей к самостоятельной постановке проблемы и поиску путей ее решения, особенно в экспериментальной, проектной деятельности.

Повторная диагностика познавательного развития дошкольников показала, что у 50 % испытуемых экспериментальной группы выявлена его динамика. Воспитанники стали больше задавать вопросы о причинно-следственных связях явлений окружающей действительности. Для них стали характерны экспериментально-исследовательские действия. Дети овладели элементарными способами сбора, фиксации и анализа информации об объектах познания.

Резюме. Проведенное исследование показало, что педагогическое сопровождение воспитателей по познавательному развитию детей дошкольного возраста предполагает использование инновационных форм методической работы с воспитателями (круглый стол, групповая дискуссия, мозговой штурм, семинар-практикум, мультимедийные технологии и др.), создание творческой группы педагогов по познавательному развитию дошкольников, содействие в организации разнообразных форм совместной деятельности с воспитанниками в условиях обновленной развивающей предметно-пространственной среды (опыт, экспериментирование, коллекционирование, рассматривание иллюстраций, поисково-исследовательский проект и пр.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. -СПб. : Питер,2001. -288 с.

2. Бауэр Е. А. Научно-практические основы психо лого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации подростков-мигрантов : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://www.dissercat.com/conteniynauclmo-prakticheskie-osnovy-psikhologo-pedago-gicheskogo-soprovozhdeniya-sotsialno-psikholog.

3. Белая К. Ю. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. - М. : МИПКРО, 2012.- 145 с.

4. Бим-Бад Б. Д. Антропологическое обоснование теории и практики современного образования. -М. :РОУ, 1994. -36 с.

5. Гризик Т. И. Познавательное развитие детей 2-8 лет. Мир природы и мир человека : методическое пособие. - М. : Просвещение, 2017. - 208 с.

6. Деникина Л. М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: методические рекомендации. - М. : Новая школа, 2008. - 48 с.

7. Липский И. А. Педагогическое сопровождение развития личности: теоретические основания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания : сборник научных трудов. - Волгоград, 2004. - С. 280-287.

8. Майер А. А. ДОУ как открытая развивающаяся система // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2006. - № 8. - С. 12-14.

9. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изм. на 5 августа 2016 г.): приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/docu-ment/499053710.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rg.ru/2013/ll/25/doshk-standart-dok.html.

11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 140174/.

Статья поступила в редакцию 08.05.2019

REFERENCES

1. Anan'ev В. G. Chelovek как predmet poznaniya. - SPb. : Piter, 2001. - 288 s.

2. Bauer E. A. Nauchno-prakticheskie osnovy psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya social'no-psihologicheskoj adaptacii podrostkov-migrantov : dis. ... d-ra psihol. nauk : 19.00.07 [Elektronnyj resurs], -Rezhim dostupa : https://www.dissercat.com/content/nauchno-prakticheskie-osnovy-psikhologo-pedagogichesko-go-soprovozhdeniya-sotsialno-psikholog.

3. Belaya K. Yu. Metodicheskaya rabota v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii. - M. : MIPKRO, 2012. - 145 s.

4. Bim-Bad B. D. Antropologicheskoe obosnovanie teorii i praktiki sovremennogo obrazovaniya. - M. : ROU, 1994.-36 s.

5. Grizik T. I. Poznavatel'noe razvitie detej 2-8 let. Mir prirody i mir cheloveka : metodicheskoe posobie. -M. : Prosveshchenie, 2017. - 208 s.

6. Denyakina L. M. Novye podhody к upravlencheskoj deyatel'nosti v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii: metodicheskie rekomendacii. - M. : Novaya shkola, 2008. - 48 s.

7. Lipskij I. A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitiya lichnosti: teoreticheskie osnovaniya II Teoretiko-metodologicheskie problemy sovremennogo vospitaniya : sbornik nauchnyh trudov. - Volgograd, 2004. - S. 280-287.

8. Majer A. A. DOU как otkrytaya razvivayushchayasya sistema II Upravlenie doshkol'nym obrazovatel'nym uchrezhdeniem. - 2006. - № 8. - S. 12-14.

9. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere dosh-kol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel1, uchitel')» (s izm. na 5 avgusta 2016 g.) : prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544n [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://docs.cntd.ru/document/499053710.

10. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa : http://www.rg.ru/2013/ll/25/doshk-standart-dok.html.

11. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 140174/.

The article was contributed on May 08, 2019

Сведения об авторах

Парфенова Ольга Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования и сервиса Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: olpar@mail.ru

Козлова Анастасия Валерьевна - воспитатель Детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 40 «Радость» города Новочебоксарска Чувашской Республики, г. Новоче-боксарск, Россия; e-mail: nastya_valer@mail.ru

Author information

Parfenova, Olga Vasilyevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Preschool Education and Service, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia e-mail: olpar@mail.ru

Kozlova, Anastasia Valeryevna - Nursery Teacher, Municipal Budgetary Preschool Educational Institution «Kindergarten № 40 «Radost» with Concentration in Children's Social and Personality Development of Novocheboksarsk of the Chuvash Republic»; Novocheboksarsk, Russia; e-mail: nastya_valer@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.