Научная статья на тему 'ПОЗНАВАТЕЛЬНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОО'

ПОЗНАВАТЕЛЬНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
966
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобус
Область наук
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ В ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ / COGNITIVE AND RESEARCH ACTIVITIES / ELEMENTARY EXPERIMENTATION / COGNITIVE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL-AGED CHILDREN / COGNITIVE INTEREST / THE ACTUALIZATION OF KNOWLEDGE ON THE STUDIED PROBLEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бартаева Полина Петровна

В статье материал опытно-экспериментальной деятельность детей дошкольного возраста. Формирование у детей познавательно - исследовательской деятельности актуальная тема в современном мире. Проанализированы теоритические основы познавательной - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Детская активность непосредственно связана с активностью воспитателя, знания и умения ребенок получает, усваивает при помощи взрослого. Исследовательская деятельность - позволит вырасти детям любознательными, сообразительными. В статье выделенные направления и условие для развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Данный вид деятельности очень сложный для детей, требует не только сформированность ранее полученных навыков, но и понимание ребёнком смысла проводимых им действий. Ребёнок прирождённый исследователь, ему свойственно быть любопытным, интересоваться всем, что происходит вокруг. Формирование и развитие познавательно-исследовательской деятельности организуется в форме партнёрской деятельности воспитателей и детей. Период открытий и увлечений, любознательность у детей приходится на старший дошкольный возраст познавательный потенциал приобретает новые формы, желание познавать совпадает с интеллектуальными возможностями, что означает благоприятное время для развития ребёнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE AND RESEARCH ACTIVITIES IN THE PEE

The material of the experimental activity of preschool-aged children is given in the article. The formation of cognitive and research activity in children is an actual topic in the modern world. Theoretical foundations of cognitive and research activities of preschool-aged children were analyzed. Children's activity is directly related to the activity of the educator, the child receives knowledge and skills, assimilates them with the help of an adult. Research activities allow children to grow up to be curious, quick-witted. The directions and conditions for the development of cognitive interest in preschool-aged children are highlighted in the article. This type of activity is very difficult for children; it requires not only the formation of previously acquired skills but also the child’s understanding of the meaning of the actions he/she performs. A child is a born researcher, it is common for him/her to be curious, to be interested in everything happening around. The formation and development of cognitive research activity are organized in the form of partnership activities of educators and children. The period of discoveries and enthusiasm, curiosity in children falls on the older preschool age, the cognitive potential reshapes, the desire to learn coincides with the intellectual possibilities, which means a favorable time for the development of the child.

Текст научной работы на тему «ПОЗНАВАТЕЛЬНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОО»

форм структурно-кооперативного типа в урочную и внеурочную деятельность обучающихся в качестве главного условия развития коммуникативной компетентности обучающихся.

Библиография

1. Базыльникова, О.Ю. Соотношение ведущих понятий теории компетентностного подхода [Текст] / О.Ю. Базыльникова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2011. - № 20. - С. 315 - 320.

2. Гейхман, Л.К. Обучение общению на основе взаимодействия с Другим / Л.К. Гейхман // Вестник ОГУ. 2002. - № 7. - С. 28 - 34.

3. Джонсон, Д. Кооперативное обучение возвращается в колледж. Какие свидетельства есть тому, что оно работает / Д. Джонсон, Р. Джонсон, К. Смит // Дидактика высшей школы; отв. ред. М. А. Гусаковский [и др.]. - Мн.: БГУ, 2005. - 162 с.

4. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения: учеб.- метод. пособие / С.С. Кашлев. - 2-е изд. -Минск: ТетраСистемс, 2013. - 224 с.

5. Ноздрякова, Е.В. Системно-функциональный анализ способов активизации обучения в контексте современного образования / Е.В. Ноздрякова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 2, ч. 3 - С. 375 - 378.

6. Ноздрякова, Е.В. Интерактивные образовательные формы как оптимальные условия развития коммуникативной компетентности обучающихся в контексте классно-урочной системы / Е.В. Ноздрякова // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 2.

7. Ноздрякова, Е.В. Интерактивные образовательные формы как системообразующий фактор современного обучения / Е.В. Ноздрякова // Интерактивное образование. Информационно-публицистический образовательный журнал - 2018. - № 1-2. - С. 22-24

8. Aronson, E. Jigsaw in 10 Easy Steps. URL: http://www.jigsaw.org/steps.htm

9. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) //Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.

10. Kagan, S. The Structural Approach to Cooperative Learning - Educational Leadership, December 1989 / January 1990 by the Association for Supervisi on and Curriculum Development (USA). URL: http://www.ascd.org/ASCD/pdf/journals/ed_lead/el_198912_kagan.pdf

УДК: 373.291.(571.54)

ПОЗНАВАТЕЛЬНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОО

Полина Петровна Бартаева

Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства Бурятский Республиканский Институт Образовательной Политики 670000, Россия г. Улан-Удэ ул. Советская, 30

COGNITIVE AND RESEARCH ACTIVITIES IN THE PEE

Polina Petrovna Bartaeva

Senior Lecturer at the Department of Pedagogy and Psychology of Childhood

Buryat Republican Institute of Educational Policy 670000, Russia, Ulan-Ude, Sovetskaya St., 30

Аннотация. В статье материал опытно-экспериментальной деятельность детей дошкольного возраста. Формирование у детей познавательно - исследовательской деятельности актуальная тема в современном мире. Проанализированы теоритические основы познавательной - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Детская активность непосредственно связана с активностью воспитателя, знания и умения ребенок получает, усваивает при помощи взрослого. Исследовательская деятельность -позволит вырасти детям любознательными, сообразительными. В статье выделенные направления и условие для развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста. Данный вид деятельности очень сложный для детей, требует не только сформированность ранее полученных навыков, но и понимание ребёнком смысла проводимых им действий. Ребёнок прирождённый исследователь, ему свойственно быть любопытным, интересоваться всем, что происходит вокруг. Формирование и развитие познавательно -исследовательской деятельности организуется в форме партнёрской деятельности воспитателей и детей. Период открытий и увлечений, любознательность у детей приходится на старший дошкольный возраст познавательный потенциал приобретает новые формы, желание познавать совпадает с интеллектуальными возможностями, что означает благоприятное время для развития ребёнка.

Abstract. The material of the experimental activity of preschool-aged children is given in the article. The formation of cognitive and research activity in children is an actual topic in the modern world. Theoretical foundations of cognitive and research activities of preschool-aged children were analyzed. Children's activity is directly related to the activity of the educator, the child receives knowledge and skills, assimilates them with the help of an adult. Research activities allow children to grow up to be curious, quick-witted. The directions and

conditions for the development of cognitive interest in preschool-aged children are highlighted in the article. This type of activity is very difficult for children; it requires not only the formation of previously acquired skills but also the child's understanding of the meaning of the actions he/she performs. A child is a born researcher, it is common for him/her to be curious, to be interested in everything happening around. The formation and development of cognitive research activity are organized in the form of partnership activities of educators and children. The period of discoveries and enthusiasm, curiosity in children falls on the older preschool age, the cognitive potential reshapes, the desire to learn coincides with the intellectual possibilities, which means a favorable time for the development of the child.

Ключевые слова: Познавательно - исследовательская деятельность, элементарное экспериментирование, познавательное развитие детей дошкольного возраста, познавательный интерес, актуализация знаний в исследуемой проблеме.

Keywords: Cognitive and research activities, elementary experimentation, cognitive development of preschool-aged children, cognitive interest, the actualization of knowledge on the studied problem.

Введение

Дошкольный возраст считается наилучшим для развития познавательных способностей в целом. Поэтому развитие познавательных процессов наилучшим образом приходятся именно на этот возраст. Интерес к познанию сам по себе является залогом успешного обучения в жизни. Всеми известно, что окружающий мир привлекает внимание детей. Еще не осознавая ребенок видит перспективу собственного развития, которая проявляется в момент познания и исследования чего-то нового и неизвестного. Доминируя над детьми, не давая им познавать и исследовать - то ребенок не приобретет личностные черты, не научится размышлять, делать выводы, находить решения и объяснять происходящее.

Проявляя любознательность дети дошкольного возраста получая опору в лице взрослых начинают познавать мир, ориентируются в окружающей среде и выработают свои представления. Изучая представления детей об окружающем мире, можно убедится в том, что ребенок с радостью познает и проявляет интерес к новому и загадочному миру.

Познавательно - исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне - через побуждение, но и изнутри - путем построения деятельности, педагога и ребенка1 [1, c. 24].

Данная деятельность имеет высокое значение после утверждения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где определено познавательное развитие детей, любознательности и формирование познавательных действий2 [2, с. 112].

При взаимоотношении детей со взрослыми изучения окружающего мира положительно влияет на познавательную деятельность. Дети, имеющие рядом с собой взрослого, взаимодействуют с ним, не боятся окружающего мира и активно его исследуют. Взаимодействие со взрослым, общение с ним положительно влияют на познавательную активность ребенка, дают значительный импульс к его исследовательской деятельности. Как показала практика, большинство детей с удовольствием проводят разнообразные исследования. Поэтому им необходимо создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родным и близким, и в дальнейшем учатся ставить новые задачи и самостоятельно решать их.

Важно дать ребёнку проблему, что б ребёнок нашел пути решения, делая выводы. Главное- не боятся пробовать, давать возможность детям экспериментировать, ставить опытно- экспериментальную деятельность и помогать делать выводы самостоятельно.

Методология и методы исследования, результаты исследования

Проанализировав работу ученых Н.Е. Веракса, Н.Н. Поддъякова, Л.А. Парамонова по формированию поисковой деятельности детей старшего дошкольного возраста, изучив программу «Ребёнок в мире поиска» разработчики программы О.В. Дыбина, В.В. Щитинина- пришла к выводу, что осуществляемые ребенком практические действия выполняют, познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ребенок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности - к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Элементарное- экспериментирование направлено на изучения детьми связей между разными предметами и явлениями окружающего мира.

Переосмысления того как и чему учить детей. Ведущей вид деятельности в детском саду игра- с ее помощью детям легче и интереснее познается мир и окружающая действительность. Интерес детей

1 Батова, И. С. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами и материалами. Зима. Подготовительная группа (6-7 лет): комплект из 16 технологических карт / И.С. Батова. - М.: Учитель, 2019. - С. 24

2 Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность./ М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. - 2016. - №3. - С. 112

дошкольного возраста издавна является предметом пристального внимания мыслителей и ученных. «Воспитатель не должен забывать, что учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения... убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдет», - писал К.Д. Ушинский. В современных условиях внедрения в практику дошкольных образовательных организации ФГОС ДО проблемы формирования познавательного интереса дошкольников вновь становится актуальной.1 [9, с.5]. Детство - самая счастливая пора в жизни человека. Дошкольник энергичен и активен. Его притягивает практически все, он мучает вопросами взрослых, пытается многое узнать и понять. Основное правило, которое должен запомнить взрослый: он призван помогать ребенку, создавать условия для познания мира.

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, смыслить самостоятельно и творчески.

Цель- формирование у дошкольника первоначальных навыков в поисковой деятельности, а также применение полученных путем исследовательской работы знаний с дальнейшим решением необходимой проблемы.

Задачи- это необходимость развить у дошкольника познавательные способности, творческое мышление и коммуникативные навыки.

> Развивать предпосылки к диалектическому мышлению, способности познавать окружающий мир.

> Расширять познавательно- исследовательскую деятельность путем элементарного экспериментирования.

> Формировать познавательную активность и самостоятельность, представления, определяющие целостную картинку мира.

Главное создать все необходимое для познавательно- исследовательской деятельности. Элементарное экспериментирование должно соответствовать возрасту детей их интересам, умению делать выводы и находить решение проблемы. Наблюдая за детьми, я пришла к мнению, всё что дети не могут объяснить для них это «волшебство». В нашем современном мире, новые технологии, много разных технических возможностей, но мы взрослые забываем о том, что методом проб и ошибок дети познают мир. Для этого не обходимо проводить с детьми элементарное- экспериментирование, чтоб дети принимали активное участия, только попробовав самостоятельно дети смогут сделать вывод и найти решение проблемы или объяснить происходящие. При помощи исследования дети приобретают навыки, умения, знания, происходит расширение и активация словаря детей дошкольного возраста. Поэтому важно чтоб элементарное- экспериментирование проходило в детском саду систематически в форме игры, чтоб дети решали проблемы и находили разные варианты ответов.

Успешность и самостоятельность исследовательской деятельности детей дошкольного возраста зависит от поисково- информационных умений в соответствии с особенностями проблемы и этапов исследования. Особое внимание нужно уделить воспитателю на взаимосвязь познавательно-исследовательской деятельности реализацию в соответствии с ФГОС ДО. В основы познавательно -исследовательской деятельности нужно заложить в деятельность, что не нужно давать детям готовую информацию, а дать все в виде проблемной ситуации - провокация детей в режимном моменте, дать самостоятельно дошкольникам необходимость решетить проблему, руководствуясь ранее полученными знаниями и закрепление их.

Результаты исследования и их обсуждение

Проанализировав воспитательно-образовательный процессии проведя диагностическое исследования по методике «Маленький исследователь» Л. Н. Прохоровой, помогающая выявить степень устойчивости интересов ребенка; исследовать предпочитаемые детьми материалы в процессе экспериментирования, на начало 2019 года получены такие результаты:

5% детей- высокий уровень дети отличились тем, что способны сформулировать достигнут результат или нет, а также устанавливают разнообразные временные, последовательные, причинные связи, делают самостоятельные выводы.

47% детей- средней уровень . Дети со средним уровнем чаще всего формулировали выводы при помощи педагога и пользуются аргументами и суждениям с помощью взрослого.

48% детей - низкий уровень. Дети с низким уровнем практически не делают выводы даже при помощи взрослых, а также ориентируются только на внешние несущественные особенности материала.

Исследовательскую деятельность можно рассмотреть как форму активности и нового формата изучения и приобретения детьми нового опыты и знаний, при решении поставленный задач или проблемной ситуации.

При организации основы познавательно- исследовательской деятельности, всех ее разновидностей следует опираться на личностно ориентированный и деятельностный подход, что позволит каждому ребенку выступать как самостоятельный объект при выполнении поставленной проблемы. В процессе элементарного- экспериментирования педагогу не обходимо выстроить свои взаимоотношения с детьми так,

1 Фришман, И. И. Теоретические основания формирования познавательного интереса дошкольников / И. И. Фришман // Познавательное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии. - М.: Русское слово, 2015. - С.5

чтобы стимулировать и одновременно дать самостоятельность в работе.

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в ученых и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы, но дети не умеют делать выводы, занимательные опыты, эксперименты побуждают детей, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников.

Выводы

Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные), опыты дома, учатся ставить новые задачи и самостоятельно решать их.

Для более полного погружения детей в исследовательскую деятельность необходимо оборудовать постоянное место пребывания дошкольников различными предметами на все возможные темы. Желательно предложить детям разнообразные формы организации познавательно- исследовательской деятельности - в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Для детей дошкольного возраста нужно использовать - игры- ситуации, дидактические игры, сюрпризные моменты, содержащие элементы новизны, что будет стимулировать детей вести диалог с педагогом. Дети радуются новому открытию, имеют опору на жизненный опыт, происходит развитие эмоций, развитие воображения (всякое эмоциональное возбуждение ведет к работе воображения).

Список литературы.

1. Батова, И. С. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами и материалами. Зима. Подготовительная группа (6-7 лет): комплект из 16 технологических карт / И.С. Батова. - М.: Учитель, 2019. - 16 с.

2. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально -исследовательскую деятельность./ М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. - 2016. - №3. - С. 24-26.

3. Вахрушева, Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5 -7 лет / Л. Н. Вахрушева. - М. : ТЦ «Сфера», 2012. - 128 с.

4. Рыжова, Л. Методика детского экспериментирования / Л. Рыжкова. - М.: Детство-Пресс, 2015. - 208 с.

5. Фришман, И. И. Теоретические основания формирования познавательного интереса дошкольников / И. И. Фришман // Познавательное развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии. - М.: Русское слово, 2015. - С.5-9

6. Щукина, Г. И. Формирование познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. - М.: Просвещение, 2010. - 230 с.

7. Кочурова, Елена Эдуардовна Исследуем свойства предметов [Текст] : пособие для детей 5-7 лет / Е. Э. Кочурова. - Москва : Вентана-Граф, 2016. - 48 с. : цв. ил. ; 26 см. - (Предшкольная пора) (ФГОС). -ISBN 978-5-360-07724-4

8. Веракса, Николай Евгеньевич. Проектная деятельность дошкольников [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений : для работы с детьми 5-7-и лет / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. -Москва : Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с. : фот. ; 24 см. - (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду). - ISBN 978-5-86775-643-7

9. Познавательное развитие дошкольников [Текст] : теоретические основы и новые технологии : сборник статей / ФГБ НУ "Институт психолого-педагогических проблем детства РАО" ; авторы-составители: Т. В. Волосовец, И. Л. Кириллов, Л. М. Кларина. - Москва : Русское слово, 2015. - 128 с. ; 22 см. - (ФГОС ДО) (Мозаичный ПАРК). - ISBN 978-5-00007-959-1

10. Дыбина, Ольга Витальевна. Неизведанное рядом [Текст] : опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. - 2-е издание, исправленное. - Москва : Сфера, 2014. - 188 с. : ил. ; 20 см. - (Ребенок в мире поиска). - Библиография: с. 186. - ISBN 978-5-99490369-8

11. Дыбина, Ольга Витальевна. Ребенок в мире поиска : программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников / О. В. Дыбина, В. В. Щетинина, Н. Н. Поддьяков. -Москва : Сфера, 2017. - 127 с. : табл. ; 21 см. - (Ребенок в мире поиска). - ISBN 978-5-9949-1850-0

12. Как организовать проект с дошкольниками [Текст] / автор-составитель А. А. Сидорова. - Москва : Сфера, 2016. - 121, [2] с. : табл. ; 21 см. - (Управление детским садом) (Соответствует ФГОС ДО). - ISBN 978-5-9949-1358-1

13. Гуцал, Ирина Юрьевна. Познавательные путешествия [Текст] : интегрированные занятия для детей 5-7 лет : [пособие] / И. Ю. Гуцал, Г. В. Мищенко. - Москва : ТЦ Сфера, 2017. - 63 с. ; 21 см. - (Библиотека логопеда). - Библиография: с. 61-62. - ISBN 978-5-9949-1736-7

References

1. Batova, I. S. Educational and research activities of the children. Experiments and experiments with substances and materials. Winter. Preparatory group (6-7 years): a set of 16 technological maps / I. S. Batova. - M.: Teacher, 2019. - 16 p.

2. Burnysheva, M. G. development of cognitive activity of children through experimental research activities./ M. G. Burnysheva / / Preschool pedagogy. - 2016. - №3. - P. 24-26.

3. Vakhrusheva, L. N. Education of cognitive interests in children 5-7 years / Ln Vakhrusheva. - M.: shopping center Sfera, 2012.

4. Ryzhov, L. children's experimentation / L. Ryzhkov. - Moscow: Childhood Press, 2015. - 208 p.

5. Frishman, I. I. Theoretical bases of formation of cognitive interest of preschool children / I. I. Frishman / / Cognitive development of preschool children: theoretical bases and new technologies. - Moscow: Russian word, 2015. - P. 5-9

6. Formation of cognitive interest in pedagogy / G. I. Shchukin. - Moscow: Education, 2010. - 230 p.

7. Kochurova, Elena Eduardovna Explore the properties of objects [Text]: a guide for children 5-7 years / E. E. kochurova. - Moscow : Ventana-Graf, 2016. - 48 p.: CV. slime. ; 26 cm. - (pre-School time) (GEF). - ISBN 9785-360-07724-4

8. Veraksa, Nikolai Evgenievich. Project activities preschoolers [Text] : a Handbook for teachers of preschool institutions for work with children 5-7 years / N. E. Veraksa, A. N. Verax. - Moscow: Mosaic-Synthesis, 2008.

- 112 p.: fot. ; 24 see - (Library of the program of education and training in kindergarten). - ISBN 978-5-86775643-7

9. Cognitive development of preschool children [Text]: theoretical foundations and new technologies: collection of articles / FSB NU "Institute of psychological and pedagogical problems of childhood RAO" ; authors: T. V. Volosovets, I. L. Kirillov, L. M. Klarina. - Moscow: Russian word, 2015. - 128 p.; 22 cm. - (GEF DO) (Mosaic PARK). - ISBN 978-5-00007-959-1

10. Dybina, Olga Vitalievna. Unknown near [Text]: experiments and experiments for preschoolers / O. V. dybina, N. P. Rakhmanova, V. V. Shchetinina. - 2nd edition, revised. - Moscow: Sphere, 2014. - 188 p.: Il. ; 20 cm. - (Child in the world of search). - Bibliography: p. 186. - ISBN 978-5-9949-0369-8

11. Dybina, Olga Vitalievna. Child in the world of search: the program for the organization of cognitive research activities of preschool children / O. V. dybina, V. V. Shchetinina, N. N. Poddiakov. - Moscow: Sphere, 2017. -127 p.: table. ; 21 cm. - (Child in the world of search). - ISBN 978-5-9949-1850-0

12. How to organize a project with preschoolers [Text] / author-compiler AA Sidorova. - Moscow: Sphere, 2016.

- 121, [2] p.: table. ; 21 cm. - (the Management of the kindergarten) (Corresponding TO GEF). - ISBN 978-59949-1358-1

13. Gutsal, Irina Yurievna. Discovery trip [Text] : integrated classes for children 5-7 years : [textbook] / I. Yu. Gutsal, G. V. Mishchenko. - Moscow: SC Sphere, 2017. - 63 p.; 21 cm. - (library speech therapist). -Bibliography: p. 61-62. - ISBN 978-5-9949-1736-7

НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА

Тазетдинова Елена Николаевна,

преподаватель государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Иркутский колледж экономики, сервиса и туризма»,

Иркутск

Новые социально-экономические условия в стране изменили не только структуру профессиональной деятельности специалистов различных отраслей, но и условия их подготовки. Связь ФГОС и профессиональных стандартов должны обеспечить востребованность выпускников на рынке труда. В месте с тем целостный образовательный процесс профессиональной образовательной организации не может быть реализован только за счет дисциплин учебного плана без воспитания и формирования профессионально значимых качеств специалиста. Большинство профессионально значимых качеств совпадают для широкого круга специальностей, хотя имеются качества, присущие определенным группам специальностей.

Анализ научной литературы показал, что существуют инвариантные профессионально значимые качества, присущие специалисту любого профиля. Однако, специалистам определенной квалификации присущи специфические, характерные в основном только для этой категории специалистов. Например, имеют место свои профессионально-значимые качества работники образования, медицинские работники, работники сервисного обслуживания, специалисты технического профиля и т.д. Выявление этих качеств представляет собой достаточно сложную педагогическую проблему. Определенные путем педагогических исследований профессионально значимые качества специалистов, как правило, отражаются в профессиональных стандартах или законодательных актах, регламентирующих профессиональную деятельность специалистов.

Например, в Указе Президента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» в числе важнейших причин, вызвавших необходимость модернизации данной системы, было названо несоответствие кадрового обеспечения современным требованиям. В Дорожной карте дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации предлагается разработать научно обоснованные мероприятия, направленные на формирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.