Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)'

ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2203
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ / ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / COGNITIVE DEVELOPMENT / CURIOSITY / COGNITIVE INTEREST / COGNITIVE ACTIONS / COGNITIVE ACTIVITY / EXPERIMENTATION / PROBLEM SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумовская Альфия Гамировна, Уфилина Наталья Михайловна

В данной статье освещается вопрос о необходимости формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса, описывается опыт работы в дошкольной образовательной организации с детьми старшего дошкольного возраста по формированию у них познавательного интереса. Работы была организована с применением методов: экспериментирование, проблемная ситуация. По результатам работы сделан вывод об эффективности проделанной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шумовская Альфия Гамировна, Уфилина Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COGNITIVE INTEREST IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE (FROM WORK EXPERIENCE)

This article highlights the need for the formation of cognitive interest in children of older preschool age, describes the experience of working in a preschool educational organization with children of older preschool age to form their cognitive interest. The work was organized using the following methods: experimentation, problem situation. Based on the results of the work, a conclusion was made about the effectiveness of the work done.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)»

ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

FORMATION OF COGNITIVE INTEREST IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE (FROM WORK EXPERIENCE)

УДК 373.24

Шумовская Альфия Гамировна, канд.пед.наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования, Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Уфилина Наталья Михайловна, магистрант, Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Shumovskaya A.G. alenkiy27@mail.ru

Ufilina N.M. ufnatmih@mail.ru

Аннотация

В данной статье освещается вопрос о необходимости формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса, описывается опыт работы в дошкольной образовательной организации с детьми старшего дошкольного возраста по формированию у них познавательного интереса. Работы была организована с применением методов: экспериментирование, проблемная ситуация. По результатам работы сделан вывод об эффективности проделанной работы.

Annotation

This article highlights the need for the formation of cognitive interest in children of older preschool age, describes the experience of working in a preschool educational organization with children of older preschool age to form their cognitive interest. The work was organized using the following methods: experimentation, problem situation. Based on the results of the work, a conclusion was made about the effectiveness of the work done.

Ключевые слова: познавательное развитие, любознательность, познавательный интерес, познавательные действия, познавательная деятельность, экспериментирование, проблемная ситуация.

Keywords: cognitive development, curiosity, cognitive interest, cognitive actions, cognitive activity, experimentation, problem situation.

Актуальность проблемы формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста обусловлена необходимостью на стадии дошкольного детства воспитать разносторонне развитого ребенка, способного решать посильные ему жизненные задачи, творческого, инициативного, самостоятельного и т.п. Дошкольный возраст - это период интенсивного развития воображения и образных форм мышления, а также любознательности, активной ориентировки в окружающем пространстве и познавательной направленности. Все знания, умения, навыки, опыт и качества личности, приобретенные в детстве, помогут ребенку в дальнейшем с легкостью освоить и учебные действия, и быть успешным в школе. Одним из важных и определяющим в рамках данной проблемы компонент развития личности является познавательный интерес.

Обратимся к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее ФГОС ДО) [1]. Основным принципом дошкольного образования является «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности» (п.1.4.7. ФГОС ДО) [1]. В данном документе также

представлены требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования через целевые ориентиры. На этапе завершения дошкольного образования: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности»» (п.4.6. ФГОС ДО) [1]. Таким образом, на современном этапе актуализируется запрос на развитие у детей любознательности, умения самостоятельно принимать решения, исследовать и т.п., тем самым формируя познавательный интерес. И насколько эффективно он будет сформирован в дошкольном возрасте, а в дальнейшем поддерживаться и сохраняться, настолько ребенок будет активно развиваться в будущем. Поэтому одной из задач взрослых (педагогов, родителей) в воспитании и развитии детей является создание соответствующих условий, в которых дети активно бы проявляли свой познавательный интерес.

Целью нашей статьи является описание опыта формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в детском саду города Иркутска №180 «Золотой ключик».

В пункте 2.6 ФГОС ДО определены пять направлений развития и образования детей (образовательные области), одним из которых является познавательное развитие, понимаемое как «сложное комплексное направление, включающее развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, память, внимание, воображения), которые помогают ребенку ориентироваться в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность» [2].

Познавательное развитие детей дошкольного возраста предполагает наличие у них познавательной активности как «ценное личностное образование» (Г.И. Щукина) [3, с. 17], для поддержки которой необходимо

опираться на познавательный интерес. Под познавательным интересом мы понимаем, вслед за Г.И. Щукиной, ««избирательную направленность личности», обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [4, с. 60].

Изучение проблемы познавательного интереса в трудах психологов и педагогов представлен достаточно подробно: Б.Г.Ананьев [5], Л.Н. Божович [6], Л.А. Венгер [7], Л.С. Выготский [8], А.Г.Запорожец [9], Н.В. Рубинштейн [10], Г.И. Щукина [3,4], Д.Б. Эльконин [11] и др. Познавательный интерес как объект исследования рассматривается современными учеными: Л.И. Аббасовой [12], А.А. Ермошкиной [13], О.П. Шимшек [15] и др.

Структура познавательного интереса, предложенная Г.И. Щукиной, включает в себя «взаимосвязанные процессы: интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства; эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью; регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений; творческие — воображение, предвосхищение, озарение, создание новых моделей, образов» [4. C.62]. Соответственно, при формировании познавательного интереса у детей, педагог должен учитывать особенности его формирования.

При этом должна присутствовать интеграция всех образовательных областей (социально-коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая, речевая, физическая) и культурных практик (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие

художественной литературы и фольклора, продуктивная). Особое внимание должно быть уделено поисковому характеру познавательного интереса. В процессе такой деятельности у детей постоянно возникают вопросы, ответы на которые они должны найти самостоятельно, осуществляется эмоциональный подъём, радость от удачи и процесса получения знаний,

переживаются неудачи, которые волевым усилием благополучно разрешаются.

Таким образом, познавательный интерес обогащает и активизирует процесс не только познавательной, но и любой другой деятельности, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. Поэтому задача педагогов заключается в формировании познавательного интереса и активной поддержке его развития на протяжении всего периода детства.

Существуют определенные методы, приемы, средства, технологии формирования познавательного интереса: метод познавательных игр, метод эмоционального стимулирования, метод создания проблемных ситуаций, проектный метод, эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы, ТРИЗ-технологии и т.д. Педагоги детских садов иногда сознательно, а иногда интуитивно используют их в образовательном процессе, независимо от содержания конкретной темы и образовательной области в целом.

Особое внимание при формировании познавательного интереса уделяется детскому экспериментированию. Наблюдая на практике проявление различных природных закономерностей и не только, дети приобретают интерес к их открытию, обнаружению общего в конкретных проявлениях действительности. Современные дети могут самостоятельно провести ряд экспериментов и опытов: вырастить минерал из соли, сделать мыльные пузыри через коктейльную трубочку, сделать массу экспериментов с зеркалом и водой (дождём), салфеткой, водой и фломастером и так далее. На современном этапе у педагогов и детей имеется достаточное количество возможностей по организации экспериментирования, в том числе и относительно доступных средств: от детских микроскопов и телескопов до материалов по мыловарению, созданию разноцветного песка и т.п.

Вышепредставленные положения о процессе формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста привели нас к организации целенаправленной работы по формированию познавательного

интереса с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 17 человек в МБДОУ города Иркутска детский сад №180. Далее представим пример проведения эксперимента с детьми с включением в него проблемной ситуации.

Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно быть организовано по следующей модели образовательного процесса:

1) непрерывная образовательная деятельность;

2) совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей;

3) самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность детей;

4) взаимодействие с семьей, родителями.

Итак, нами был организован эксперимент на тему «Свалка и дождь», с созданием проблемной ситуации «Как спасти цветок и очистить землю».

Целью занятия являлось развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса через познавательно-исследовательскую деятельность и экспериментирование. Задачи занятия:

1. Формировать представление о свойствах объекта неживой природы -почвы (земля, песок).

2. Развивать интерес к объектам неживой природы, стимулировать интерес детей к нахождению ответов на поисковые, проблемные вопросы.

3. Формировать умение выстраивать причинно-следственные связи между явлениями неживой природы в процессе познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования.

Для достижения цели и выполнения задач, мы с ребятами должны были: 1) определить цель, план действий и предположить какой результат получим, оценить его;

2) выбрать уровень сложности проведения эксперимента, оборудование и партнера;

3) самостоятельно изучить свойства объекта неживой природы в его разнообразных проявлениях, узнать свойство почвы;

4) рассказать, объяснить полученные результаты, привести примеры и доказательства;

5) проанализировать увиденное и суметь применить это знание на практике;

6) выразить своё эмоционально-ценностное отношение к полученным результатам;

7) узнать способ очистки земли от загрязнений и его продолжительность;

8) сделать вывод о необходимости бережного отношения к земле, воде, окружающему миру в целом.

Оборудование (материалы): вода, песок (земля), емкости с прозрачными стенками (пластиковый контейнер или пластиковая бутылка, разрезанная вдоль на две части), губки, пипетки, шприцы, лейки с водой, чернила/пищевые красители, подставка под емкость (например, кубик), лопатки.

Опишем ход занятия (этапы).

Итак, на первом этапе (организационный момент) мы создали мотивационное поле. Задачами данного этапа являлись: привлечь внимание детей, мотивировать их на предстоящую деятельность; побудить детей обозначить проблему.

Воспитатель: «Ребята, я хотела спросить - а кто взял бутылочку (где бутылочка) из-под лекарства, которую я принесла вам для игры в доктора?» (Ответы детей, действия). В бутылочке находится жидкость.

Воспитатель, предполагая, что внутри вода, выливает содержимое бутылочки в горшок с цветком (выливает подкрашенную в зеленый цвет заранее воду).

Воспитатель (удивляется и огорчается): «Ой, ребята, а что это в бутылочке? Разве не вода? И вдруг, обнаруживает ещё одну такую же бутылочку: «Видимо, я перепутала бутылочки! И вместо воды вылила в цветок лекарство, а не воду! Что же делать? Ответы детей.

Воспитатель: «Что же теперь будет с цветком? Он погибнет? Помогите мне спасти цветок и землю!»

Если дети сами предложат очистить землю - принять их предложение; если нет, то высказать предположение о том, что может быть можно очистить почву и спасти цветок и спросить, хотят ли они это сделать.

На втором этапе была проведена работа по актуализации знаний и затруднений в образовательной ситуации. Задачами данного этапа являлись: выслушать все предложенные детьми возможные решения данной проблемы; поделиться опытом (как это было (у кого-то) и что делали в подобной ситуации?).

Воспитатель предлагает использовать имеющиеся в центре экспериментирования материалы и оборудование (губки, бутылки, шприцы, пипетки, чернила/пищевые красители, воду, лейки, песок) и провести эксперимент по очищению земли. «Хотите? Сможете?»

На третьем этапе происходило открытие детьми нового знания и самостоятельное применение этого знания на практике. Задача этого этапа -проведение эксперимента для проверки гипотезы о том, что земля в себя впитывает загрязняющие вещества и ее можно очистить водой. Очищаем (дети делают всё самостоятельно, по алгоритму, предложенному педагогом).

Алгоритм действий: «Насыпьте на дно контейнера слой песка, на него положите губки - это почва (губки - ее верхний слой, песок - внутренний). Один край контейнера поставьте на подставку, чтобы он был наклонен. Это делается для удобства проведения эксперимента, а детям можно сказать, будто это небольшой пригорок. Наберите в пипетку несколько капель чернил и капните на губки. Представим, что на свалку попало какое-то ядовитое вещество, бездумно выброшенное человеком, и оно пролилось на землю».

Попросить детей привести примеры, назвать - что люди выбрасывают на свалку (остатки краски, лака, клея после ремонта, просроченные лекарства). Показать детям капли чернил (пищевых красителей), они хорошо видны на губках. Кажется, что их совсем мало и лежат они сверху, никому не мешая.

Воспитатель: «Но вот пошел дождь (полейте на губки из лейки) Что происходит?» Ребята наблюдают и высказывают свои предположения. Воспитатель: «Очистилась ли почва (губки)? Исчезло ли ядовитое, красящее вещество? Если нет, то куда оно делось?» После этого предложить кому-то из детей шприцем откачать воду из песка в опущенной части контейнера. Воспитатель: «Какого цвета вода? Почему? Представим, что в том месте, где мы брали воду шприцем, находится колодец. Какая в нем будет вода? Можно ли ее пить? А если на этом месте растет яблоня? Можно ли есть ее яблоки?» Ответы детей.

Воспитатель: «Посмотрим, что же будет происходить дальше? Снова пошел дождь» (один ребенок поливает «почву» из лейки). Другие дети откачивают воду шприцем. Воспитатель: «Делаем это до тех пор, пока вода в шприце не станет чистой. Когда вода станет чистой, это значит, что очистилась и почва». Ребята каждый раз оценивают чистоту воды и подсчитывают количество «дождей», понадобившихся для полной очистки почвы (по желанию, ребенок может фиксировать в дневнике наблюдения, сколько раз «шёл дождь», сколько раз они промывали почву).

На завершающем этапе (рефлексия) происходило подведение итогов, оценивание полученных результатов, самооценка собственных действий.

Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, впитывает земля в себя разные вредные вещества? Получилось у нас очистить почву в наших лабораторных условиях?» Ответы детей.

Воспитатель: «Вам было легко или сложно очищать? Что было самым трудным?» «Как вы считаете, мы успешно справились с поставленной

целью? Что нам в этом помогло? Мы были дружной, слаженной командой? Помогали друг другу?» Ответы детей.

Воспитатель: «А как вы думаете, что лучше не загрязнять или очищать (или ждать пока очистят)? Всё ли в природе взаимосвязано? Если будет грязная земля, будет ли чистая вода (реки), воздух? Легко ли будет жить нам, животным, рыбам, птицам? Что будет, если всё будет засорено?» Ответы детей.

Воспитатель: «Правильно, ребята! Помните, мы читали про Ушканьи острова на Байкале? Записки охотника Якова Сокольникова? Так вот там один старик, который охранял Ушканьи острова, детям своим, внукам и правнукам помните какой наказ дал? Да, верно, он им наказал: «Как лисица около своей норы не охотится, так и вы берегите вокруг себя все живое. Без природы человек голый, а голышом долго не проживешь»[18].

Воспитатель: «Спасибо, ребята, мы закончили наш эксперимент, теперь давайте уберем все инструменты на место. Вы все знаете, где, что лежит в нашем центре экспериментирования. Снимите фартуки и помойте руки. Кто хочет, может нарисовать знак, который будет обозначать «Нельзя загрязнять почву», чтобы потом рассказать и провести такой эксперимент дома или с ребятами из соседней группы».

По результатам проведения данного эксперимента дети очистили землю, но поняли, что это очень трудоемкий и продолжительный процесс и лучше не допускать возникновения подобных проблем. По наблюдению за детьми в процессе эксперимента мы установили, что дети анализировали, обобщали, сравнивали полученные результаты в процессе выполнения каждого этапа эксперимента, делали выводы и представляли свои доказательства. В процессе всего эксперимента они были эмоционально вовлечены в процесс от начала и до конца: переживали за цветок, загрязненную почву; радовались от понимания того, что землю можно очистить и спасти цветок; гордились собой, что сделали это и были

удовлетворены положительным, успешным результатом - земля очищена от лекарства, и цветку ничего не угрожает.

Дети поставили цель, разработали план действий, были нацелены на результат. Они внимательно слушали взрослого и других ребят группы, совместно предлагали и обсуждали пути решения проблемной ситуации, были организованы и настойчивы в процессе достижения поставленной цели. Подходили творчески к решению проблемы, предлагали новые возможные варианты.

Процесс формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста осуществляется нами систематически посредством метода экспериментирования. Кроме этого имеются следующие результаты нашей работы: создан лэпбук по нашей исследовательской деятельности в группе, оформлен стенд с фотоматериалами, рисунками и вырезками из журналов и газет по результатам проведенных экспериментов с детьми («Свалка и дождь», «Волшебное стёклышко», «Ксерокс из прошлого» (квест-игра «Карта Байкала»)) и др. Также активное участие в процессе формирования познавательного интереса детей принимают родители (изготовление бизиборда, помощь в организации экспериментов, проведение ежедневных мероприятий «Загадка дня», разработка оперативного планирования на неделю и т.д.).

Таким образом, в процессе удовлетворения познавательного интереса дети старшего дошкольного возраста проявляют широкую любознательность, задают вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуются причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; наблюдают, экспериментируют, собирают разнообразные коллекции; проявляют интерес к познавательной литературе, к символическим языкам, графическим схемам, пытаются самостоятельно пользоваться ими.

Познавательный интерес нужно поддерживать всегда и везде: и дома, и в стенах дошкольной образовательной организации. Ведь если ребенку будет интересно, то он будет познавать мир и учиться с радостью энтузиазмом и горящими глазами. Он будет творчески решать любые задачи и будет испытывать радость, гордость и удовольствие от осознания, что это он сам так может.

Список литературы

1. [1] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155. URL: https://fgos.ru (дата обращения 21.06.2020)

2. [2] Гусова, А.Д. Современный взгляд на познавательное развитие детей 6-7 лет [Текст] / А.Д. Гусова // Журнал проблемы современного педагогического образования. - 2017. - №55-10. - С.16-23.

3. [3] Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

4. [4] Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. - М.: Педагогика, 1971. - 352 с.

5. [5] Ананьев, Б. Г. Познавательные потребности и интерес: Ученые записки Ленинградского государственного университета [Текст] / Б. Г. Ананьев. - Л., 1959. - 126 с.

6. [6] Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И.Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 349 с.

7. [7] Венгер, А. Л. Психологическое консультирование и диагностика [Текст] / А. Л. Венгер.: в 2 ч. / - М.: Генезис, 2001. - 128 с.

8. [8] Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.

9. [9] Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] / А. В. Запорожец. - Т.1 - М.: Просвещение, 1986. - 176 с.

10. [10] Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 1998. - 705 с.

11. [11] Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин - М., 2012. - 560 с.

12. [12]Аббасова Л.И., Малярова Н.П. , «Психолого-педагогические основы познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста» URL: https://cybe ' 'rleninka . ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osnovy-poznavatelnyh-interesov-u- detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta/viewer (дата обращения: 12.07.2020).

13. [13] Ермошкина А.А. Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста, октябрь, 2019г., — URL: https://ermoshkina-dmdou4.edumsko.ru/articles/post/1930850 (дата обращения: 12.07.2020).

14. [14] Красильникова А. Е. «Познавательный интерес как психолого-педагогический феномен» [Электронный ресурс] // URL:http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-2-13.pdf (дата обращения:10.07.2020).

15. [15] Шимшек, О. П. Педагогическое сопровождение развития познавательного интереса у дошкольников / О. П. Шимшек, И. С. Казаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9.3 (113.3). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29613/ (дата обращения: 12.07.2020).

16. [16] Гризик Т.И. "Познавательное развитие детей 2-8 лет. Мир природы и мир человека. Методическое пособие. ФГОС",- М.: Просвещение, 2017 г.-205с.

17. [17] Дыбина, О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников /Под ред. О.В.Дыбиной,. - 2-е изд., испр.- М.: Творческий центр "Сфера", 2019. - 192 с. (Ребенок в мире поиска).

18. [18] Л.А. Мишарина и авторский коллектив. Хрестоматия Байкала -«Байкал - жемчужина Сибири», - Иркутск: ГОУ ВПО «ИГПУ», 2018г. -140с.

Literature

1. [1].Federal state educational standard of preschool education approved. URL: https://fgos.ru (accessed 21.06.2020)

2. [2] Gusova, A.D. Modern view on the cognitive development of children 6-7 years old [Text] / A.D. gusova / / Journal of modern pedagogical education. -2017. - no. 55-10. - P. 16-23.

3. [3] Shchukina G. I. Activation of cognitive activity of students in the educational process. Textbook. - M.: Enlightenment, 1979. - 160 p.

4. [4] Shchukina, G. I. the Problem of cognitive interest in pedagogy [Text] / G. I. Shchukina. - M.: Pedagogika, 1971. - 352 p.

5. [5] Ananyev, B. G. Cognitive needs and interest: Scientific notes of the Leningrad state University [Text] / B. G. Ananyev. - L., 1959. - 126 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. [6] Bozhovich, L. I. Problems of personality formation [Text] / L. I. Bozhovich; ed. by D. I. Feldstein. - M.: In-t prakt. psychologies; Voronezh: NPO MODEK, 1995, 349 p.

7. [7] Wenger, A. L. Psychological counseling and diagnostics [Text] / A. L. Venger.: in 2 CH. / - M.: Genesis, 2001. - 128 p.

8. [8] Vygotsky, L. S. Psychology of human development [Text] / L. S.Vygotsky, Moscow: smysl Publishing House; Eksmo Publishing house, 2005, 1136 p.

9. [9] Zaporozhets, A.V. Selected psychological works [Text] / A.V.Zaporozhye. - Vol. 1-M.: Enlightenment, 1986. - 176 p.

10. [10] Rubinstein, S. L. Fundamentals of General psychology [Text] / S. L.Rubinstein, Saint Petersburg: Piter, 1998, 705 p.

11. [11] Elkonin, D. B. Selected psychological works [Text] / D. B.Elkonin-M., 2012 - - 560 p.

12. [12] Abbasova L. I., malyarova N. P., " Psychological and pedagogical bases of cognitive interests in children of senior preschool age» URL: https://cybe"rleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osnovy-poznavatelnyh-interesov-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta/viewer (date accessed: 12.07.2020).

13. [13] Yermoshkina A. A. Formation of cognitive interest in preschool children, October,2019r.,—URL: : https://ermoshkina-dmdou4.edumsko.ru/articles/post/1930850 (date accessed: 12.07.2020).

14. [14] Krasilnikova A. E. " Cognitive interest as psychological and pedagogical phenomenon" [Electronic resource] // URL:http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-2-13.pdf (date accessed: 10.07.2020)

15. [15] Shimshek, O. p. Pedagogical support for the development of cognitive interest in preschool children / O. P. Shimshek, I. S. Kazakov. - Text: direct / / Young scientist— 2016. — № 9.3 (113.3). — C. 37-39. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29613 (date accessed: 10.07.2020).

16. [16] Grizik T. I. " Cognitive development of children 2-8 years old. The world of nature and the world of man. Methodical manual. Fgos", - M.: Enlightenment, 2017-205p.

17. [17] Dybina, O. V., Rakhmanova, N. P., Shchetinina, V. V. the Unknown near: Experiments and experiments for preschoolers / ed. by O. V. Dybina-. -2nd ed., ISPR. - Moscow: Creative center "Sphere", 2019. - 192 p. (A child in the search world).

18. [18] L. A. Misharina and the author's team. Anthology of Baikal - "Baikal-the pearl of Siberia", - Irkutsk: GOU VPO "IGPU", 2018-140p.

© Уфилина Н.М., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.