Научная статья на тему 'Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности'

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1559
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SKILLED AND EXPERIMENTAL ACTIVITY / СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / STRUCTURE OF COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бысюк Анна Сергеевна, Юреева Наталья Михайловна

В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «познавательная активность», описана структура познавательной активности, представлены результаты эмпирического исследования развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF СOGNITIVE ACTIVITY OF CHILDREN OF THE ADVANCED PRESCHOOL AGE IN SKILLED AND EXPERIMENTAL ACTIVITY

In article the main approaches to definition of the concept «cognitive activity» are considered, the structure of informative activity is described, results of an empirical research of development of informative activity of children of the advanced preschool age are presented

Текст научной работы на тему «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности»

УДК 373.24

Бысюк Анна Сергеевна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Института педагогического образования и социальных технологий ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» e-mail: [email protected] Юреева Наталья Михайловна,

студентка 5 курса заочной формы обучения Института педагогического образования и социальных технологий ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» e-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия «познавательная активность», описана структура познавательной активности, представлены результаты эмпирического исследования развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Ключевые слова: познавательная активность, опытно-экспериментальная деятельность, структура познавательной активности.

Bysyuk Anna Sergeevna,

candidate of psychological Sciences, assistant professor of Preschool Pedagogy and Psychology Institute of Pedagogical Education and social technologies FGBOU in «Tver State University» e-mail: [email protected]

Yureeva Natalia Mikhaelovna,

student of the Institute of pedagogical education and social technologies FGBOU in «Tver State University» e-mail: [email protected]

DEVELOPMENT OF TOGNITIVE ACTIVITY OF CHILDREN OF THE ADVANCED PRESCHOOL AGE IN SKILLED AND EXPERIMENTAL

ACTIVITY

Abstract: In article the main approaches to definition of the concept «cognitive activity» are considered, the structure of informative activity is

described, results of an empirical research of development of informative activity of children of the advanced preschool age are presented

Keywords: cognitive activity, skilled and experimental activity, structure of cognitive activity.

Любознательность и умение объяснять причинно-следственные связи, самостоятельность в деятельности и интерес к новому, активность и инициативность при получении знаний, способность принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности - все это «требования», которые предъявляет общество и государство (ФГОС ДО) к современному дошкольнику. Казалось бы, с этими требованиями, не всегда может справиться современный взрослый, как же быть ребенку? Однако если обратиться к литературным источникам по проблеме психологии дошкольного возраста, то все вопросы и противоречия снимаются.

Дошкольный возраст - это период детских «открытий». Ребенок исследует, познает предметный мир, мир детско-взрослых отношений, делает свои выводы, принимает решения. Очевидно, что познавательная деятельность ребенка (под которой принято понимать «. .. поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества» [7, с.4]), наряду с игровой оказывает влияние на развитие его личности, на успешность социализации.

Задача взрослого - лишь поддержать, заложенную самой природой познавательную активность ребенка, его интерес к исследованию, создав условия, в которых познавательная деятельность дошкольника будет окрашена положительными эмоциями, как самого ребенка (который совершил «открытие»), так и взрослого.

Так что же такое познавательная активность, и какие условия необходимо создать взрослому?

Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление ребенка к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания [11, с.17]. По мнению Т.И. Зубковой познавательная активность - это естественное стремление человека к познанию, характеристика деятельности, её интенсивность и интегральное личностное образование [4, с. 11]. Э.А. Красновский же под познавательной активностью понимает и интерес к новому, и стремление к успеху, и радость познания, и установку к решению задачи [5, с. 55].

Познавательная активность дошкольника развивается из потребности в новых впечатлениях, из его исследовательской деятельности, из стремления узнать и открыть для себя как можно больше нового [6, с. 56].

Мы же в своем исследовании опирались на определение познавательной активности, предложенное В.В. Щетининой. «Познавательная активность - интегративное качество личности, которое порождается потребностью в познании, предполагает устойчивый интерес к поиску новых знаний, проявляется в готовности к деятельности (поисковой), в стремлении к самостоятельности и выражается в интенсивном изучении действительности для последующей творческой реализации приобретенных знаний и умений» [10, с. 441]. И далее «...познавательная активность представляет собой динамичную интегративную совокупность психических процессов, состояний и свойств, характеризующих когнитивную, эмоционально-чувственную, мотивационно-потребностную, поведенческо-волевую сферы личности дошкольника, содержание и структура которых определяют его субъективное отношение к различным областям познания» [там же].

Структура же познавательной активности может быть представлена следующим образом [2, с. 94]:

- Мотивационно-потребностный блок (любознательность, познавательный интерес, познавательная потребность);

- Регуляторный блок (самостоятельность, настойчивость, инициативность, произвольность эмоциональных проявлений);

- Деятельностный блок (вопросительно-исследовательская активность, познавательная позиция);

- Результативный (объективные показатели познавательной деятельности);

- Рефлексивно-оценочный (самооценка своей познавательной активности).

Очевидно, что познавательная активность как интегративное качество личности развивается у ребенка на протяжении всего детства, формируется в результате присвоения и внутренней проработки результатов познавательного опыта ребенка. Кроме того, следует помнить, что формирование познавательной активности невозможно без качественных преобразований отмеченных выше структурных компонентов. Т.е. потребности, мотивы, интерес - это источники познавательной активности ребенка, а их удовлетворение - его деятельность. Следовательно, для развития познавательной активности ребенка, мы должны создать ситуацию, в которой ребенок станет субъектом собственной деятельности [10].

В практике работы дошкольной образовательной организации, субъектом деятельности ребенок может стать в опытно-экспериментальной деятельности, которая представляет собой один из видов ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности [8]. По мнению Н.Н. Поддьякова, «... в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения» [Цит. по 7, с.8]. Кроме того Н.Н. Поддьяков отмечает, что в ходе экспериментирования активизируются все мыслительные процессы ребенка, развивается речь,

происходит накопление умственных умений, развивается эмоциональная сфера.

Главным же достоинство применения метода экспериментирования в детском саду является то, что он полностью соответствует требованиям стандарта дошкольного образования к организации образовательной процесса - занятия строятся на основе совместного творчества педагога и детей, стимулируют познавательную и творческую активность детей. С другой стороны - такие занятия в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества [3].

В рамках данной статьи представим результаты нашего эмпирического исследования проблемы развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности.

Исследование проходило на базе МДОУ детский сад № 128 г. Твери. В исследовании приняло участие 28 детей старшего дошкольного возраста. Придерживаясь логики построения исследования, нами были сформированы 2 группы (контрольная и экспериментальная).

Принимая за основу, описанную выше структуру познавательной активности дошкольников, нами были подобраны соответствующие методики: любознательность - Методика «Сказка» (Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич), направленная на изучение любознательности ребенка [1]; познавательный интерес - Методика «Загадка» [1]; произвольная поисковая активность в форме вопросов - Методика «Угадай, что в ящике» [1].

Так же мы обратили внимание на такие критерии эффективности работы с детьми в опытно-экспериментальной деятельности как: умение ребенка видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблему; анализировать объект или явление; выделять существенные признаки и связи; сопоставлять различные факты; делать выводы [7, с. 16].

Эти же критерии могут стать и косвенными критериями, по которым мы можем судить о динамики развития познавательной активности ребенка, в частности такого ее компонента как деятельностный блок (вопросительно -исследовательская активность, познавательная позиция).

Далее представим результаты исследования непосредственно по указанным выше методикам и критериям.

На контрольном этапе эмпирического исследования уровень развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста контрольной и экспериментальной групп был практически одинаков. Порядка 50% детей в каждой из групп не могли самостоятельно без инструкции взрослого справится с поставленной задачей. Порядка 50% детей нуждались в незначительной помощи. Лишь 3% детей из контрольной и 2 % из экспериментальной группы самостоятельно смогли выполнять поставленные задачи. На начало исследуемого периода у большинства детей отмечался средний уровень развития любознательности (контрольная группа - 50%, экспериментальная группа - 42,86%). Для большинства детей обеих групп на контрольном этапе исследования характерен достаточно низкий уровень проявления положительного эмоционального отношения к познавательной деятельности (4 уровень - у 57,14% детей контрольной группы и у 71,43% детей экспериментальной группы; 5 уровень отмечается у 21,43% детей контрольной группы и у 14,29% детей экспериментальной группы; 3 уровень развития познавательного интереса у 14,29% детей экспериментальной группы и у 21,43% детей контрольной группы).

На начальном этапе исследования для детей обеих групп характерен низкий и ниже среднего уровень стремления к поиску решения задачи -21,43% как в контрольной, так и в экспериментальной группе. Средний уровень характерен для 21,43% детей контрольной группы и для 28,57% детей экспериментальной группы. Следует так же отметить, что у 14,29%

из контрольной группы и у 7,14% детей из экспериментальной группы стремление к поиску решения задачи не сформировано.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у большинства детей обеих групп низкий и средний уровень познавательной активности.

Из анализа полученных результатов, становится очевидным, что при подборе серии опытов и экспериментов следовало опираться на готовность детей активно включаться в проведение экспериментов и их готовность и способность выделять существенные признаки, решать проблему и делать выводы.

Следующим этапом нашей работы стало поведение с детьми из экспериментальной группы серии занятий, включающие опытно-экспериментальную деятельность, в частности цикл занятий: «Мокрый песок» «Свойства воды».

В зависимости от темы занятия и изучаемого объекта (явления) с детьми проводились индивидуальные и групповые эксперименты, однократные и циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.).

Проведение развивающих занятий подразумевало:

1. разработку перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность детей опытов и экспериментов, разработку конспектов по НОД с элементами экспериментирования.

2. Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей, оснащение уголка экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки), природный материал (камешки, песок, семена и т.п.), утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки и т.д.), прочие материалы - лупы, термометры.

3. Подборка практического материала.

При планировании опытно-экспериментальной деятельности детей

соблюдались следующие этапы проведения эксперимента, выделенные Н.Н. Поддьяковым: 1. постановка проблемы; 2. поиск путей решения проблемы; 3. проведение наблюдения; 4. обсуждение увиденных результатов; 5. формулировка выводов.

Кроме того работа была организована с родителями. В рамках работы с семьей воспитанников проходили занятия по темам «Школа волшебства», «Осадки», «Волшебница вода».

После проведения в экспериментальной группе занятий с использованием опытов и экспериментов нами была проведена повторная диагностика развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. Было установлено, что благодаря систематическим занятиям по экологическому воспитанию, в которых у детей была возможность включаться в опытно-экспериментальную деятельность, воспитанники экспериментальной группы показали результаты, отличающие от результатов, продемонстрированных детьми в контрольной группе

Так, после серии занятий низкий уровень развития любознательности наблюдается только среди детей контрольной группы -35,71%. Высокий уровень развития любознательности отмечается у 85,71% у детей из экспериментальной группы, в то время как в контрольной группе высокий уровень развития отмечается лишь у 14,29%.

У 35,71% детей из экспериментальной группы отмечается второй уровень развития познавательного интереса, тогда как в контрольной группе таких детей нет. У 14,29% детей экспериментальной группы 1 уровень развития познавательного интереса, тогда как в контрольной группе таких детей так же нет. Третий уровень развития познавательного интереса у 35,71% детей экспериментальной группы и у 21,43% детей контрольной группы, 4 и 5 уровень развития познавательного интереса в большей степени присущ детям из контрольной группы.

Следует также отметить, что к концу изучаемого периода результаты детей, с которыми систематически и целенаправленно занимались опытно -экспериментальной деятельностью, значительно изменились. В экспериментальной группе по сравнению с контрольной на 21,43% больше детей, которые могут самостоятельно справиться с таким заданием как формулирование проблемы. На 7,1 % меньше детей, нуждающихся в инструкции взрослого. Так же число детей принимающих и ставящих перед собой цель без помощи взрослого больше на 14,27% в экспериментальной группе (42,85% против 28,58%). К концу формирующего этапа экспериментального этапа исследования 50% детей из экспериментальной группы могли самостоятельно решать проблему, в то время как в контрольной группе, самостоятельно с этой задачей справляется 21,42%. Анализировать самостоятельно объекты и явления в экспериментальной группе могут 57,15% против 21,43% в контрольной группе. Выделять существенные признаки объекта в контрольной группе самостоятельно могут 35,73% детей. В экспериментальной группе данный показатель выше на 28,55%. Сопоставлять факты к концу изучаемого периода самостоятельно в экспериментальной группе смогли 50% детей, в контрольной - 42,85%. До 78,58% в экспериментальной и до 57,15% в контрольной группе увеличилось число детей, которые смогли самостоятельно формулировать выводы. 21,42% детей в экспериментальной группе (против 42,85%) детей в контрольной группе требовалась незначительная помощи взрослого.

В экспериментальной группе по сравнению с контрольной на 22,45% больше детей, которые самостоятельно смогли справляться с поставленными заданиями. На 16,32% меньше детей, которым нужна незначительная помощь взрослого. На 7,1 % меньше детей, нуждающихся в инструкции взрослого. На 16,32% меньше детей, которым нужна незначительная помощь взрослого. На 14,27% больше детей, которые

умеют принимать и ставить перед собой цель. К концу формирующего этапа эмпирического исследования 50% детей из экспериментальной группы могли самостоятельно решать проблему, в то время как в контрольной группе, самостоятельно с этой задачей справляется 21,42%.

Далее представим результаты сравнения результатов контрольной и экспериментальной групп. При использовании и-критерия Манна-Уитни методом попарного сравнения, были обнаружены достоверные различия между контрольной и экспериментальной группами по следующим показателям:

- степень выраженности любознательности выше в экспериментальной группе и = 23,000, р < 0,01;

- положительное эмоциональное отношение к познавательной деятельности в большей степени выражено в экспериментальной группе и = 8,500 р < 0,01;

- стремление к поиску решения задачи в большей степени признак выражен в экспериментальной группе и = 28,500, р < 0,01

Полученные в ходе проведения экспериментального исследования данные позволяют сделать вывод о том, что у детей экспериментальной группы после проведения занятий в форме опытно-экспериментальной деятельности уровень познавательной активности повысился.

Таким образом, эмпирически подтверждено, что включение в образовательный процесс опытов и экспериментов способствует развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы

1. Баранова Э. А.Б Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. — СПб.: Речь, 2005. — 128 с.

2. Волошена Е.А, Истратова О.Н. Диагностика познавательной

активности детей старшего дошкольного возраста // Приволжский научный вестник. № 9 (37), 2014. - С. 93-97.

3. Дорохова Т.М. Организация и проведение опытно -экспериментальной деятельности с дошкольниками // Педагог ДОУ. Всероссийский электронный журнал. - [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www.pdou.rU/categories/2/articles/2028 (Дата обращения 01.03.2017)].

4. Зубкова Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов : автореф. дис. . канд. пед. наук / Т.И. Зубкова. - Екатеринбург, 1993. - 24 с.

5. Красновский Э.А. Показатели в образовании / Э.А. Красновский // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2002. - № 5. - С. 53-57.

6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник.- М.: Академия, 2010.- 452 с.

7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации / Под общ. ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 62 с.

8. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект. Волгоград: Перемена, 1995. - 156 с

9. Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов / Сост. Л. М. Семенюк.-2-е изд., испр.-М.:МПСИ, 2013.-398 с.

10. Щетинина В.В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников // Вектор науки ТГУ. № 4 (22), 2012. - С. 441-444.

11. Щукина, Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г.И. Щукина. - М.: Педагогика, 2001. - 351 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.