Научная статья на тему 'Взаимодействие семьи и образовательных учреждений в организации развивающего пространства для познавательной активности детей'

Взаимодействие семьи и образовательных учреждений в организации развивающего пространства для познавательной активности детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / РАЗВИВАЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ / СЕМЕЙНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / COGNITIVE ACTIVITY / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL INITIATIVES / EDUCATIONAL SPACE / METHODS OF ACTIVATION / FAMILY INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гармаева Татьяна Владимировна

В статье проанализированы условия проявления и методы активизации познавательной активности и инициативы воспитанников дошкольных образовательных организаций. Рассмотрена роль семейного взаимодействия и образовательного пространства детского сада в формировании познавательной активности детей с учетом детской субкультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гармаева Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERACTION OF FAMILY AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN THE ORGANIZATION DEVELOPING SPACE FOR CHILDREN'S COGNITIVE ACTIVITY

The article analyzes the conditions of manifestation and methods of enhancing cognitive activity and initiatives of pupils of pre-school educational organizations. The role of family interaction and the educational space of the kindergarten in the formation of children's cognitive activity, taking into account the children's subculture, is considered.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие семьи и образовательных учреждений в организации развивающего пространства для познавательной активности детей»

УДК 159.922.7:373

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

© Гармаева Татьяна Владимировна

кандидат психологических наук, доцент, Бурятский государственный университет, Россия, 670000, г Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: gtv_2004@rambler.ru

В статье проанализированы условия проявления и методы активизации познавательной активности и инициативы воспитанников дошкольных образовательных организаций. Рассмотрена роль семейного взаимодействия и образовательного пространства детского сада в формировании познавательной активности детей с учетом детской субкультуры.

Ключевые слова: познавательная активность, образовательный процесс, познавательная инициативы, образовательное пространство, развивающее пространство, методы активизации, семейное взаимодействие.

В современных условиях развитие инициативы в любом возрасте — одна из важнейших задач образования по причине её роли в становлении успешной, творчески мыслящей и востребованной личности. Эффективная поддержка познавательной инициативы выступает одной из задач реализации образовательных стандартов любого поколения. Познавательная активность и инициатива необходимы для самостоятельного решения учащимися различных задач и ориентации в огромном потоке научной информации. При этом с появлением и активным освоением Интернет-пространства от учеников требуется определенный уровень критичности мышления и восприятия транслируемой информации, что возможно при достаточно высоком уровне познавательной рефлексии.

Рассматриваемая проблема также признается многими педагогами и психологами актуальной по причине демотивированности, пассивности и несамостоятельности в учебной деятельности большей части учащихся всех ступеней образования. Причем с данной проблемой педагоги сталкиваются уже в начальной школе, где у современных детей часто проявляется отсутствие усердия и интереса относительно познания чего-то нового, не касающегося появившихся в их жизни новых технологий (гаджетов, телефона, компьютерных, электронных и он-лайн игр, социальных сетей в старшем возрасте и т. п.). Тогда как развитие познавательной активности в системе образования должно занимать ведущее место, имея в виду, что она определяется в педагогическом словаре как деятель-ностное состояние личности, характеризующееся стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Познавательную активность рассматривают, и как деятельность (Лисина Л.М.), и как личностное качество (Щукина Г.И., Абульханова-Славская К.А.), и как цель, средство и результат деятельности (Шаманова Т.И. и др.).

В педагогике «познавательную активность характеризуют как двусторонний взаимосвязанный процесс: с одной стороны, это форма самоорганизации и само-

реализации учащегося, а с другой — как результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося и формировании его опыта» [1, с 34]. Многими учеными отмечается взаимосвязь и взаимообусловленность познавательной активности и учебной деятельности, общественного смысла которой не видят все большее количество учеников и их родителей. Что в свою очередь может выступать препятствием для проявления познавательной инициативы и способствовать потере интереса к познанию в целом.

Инициатива — внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии. Представляет собой разновидность общественной активности, предпринимаемой конкретным лицом и (или) группой; выражается в добровольной деятельности, в творческом отношении к происходящему. Инициативность в современном педагогическом словаре определяется как творческая способность, заключающаяся в постоянном стремлении к самостоятельным действиям, активной жизненной позиции личности; одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. В свою очередь, познавательная инициатива представляет собой любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность [3]. Именно в них у детей развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родо-видовые отношения. При этом, начиная формироваться в дошкольном детстве, познавательная инициатива не теряет своего значения и во все последующие периоды развития человека, выступая одним из критериев проявления им познавательной активности.

Проведенное Красножоновой Е.С. исследование существующих в трудах отечественных ученых научных идей, концепций и теорий познавательной активности позволило сформулировать ряд концептуальных положений, характеризующих её сущность. Среди них: 1) познавательная активность — стержневая характеристика личности, помогающая обеспечить готовность вхождения растущего человека в новый постоянно меняющийся мир; 2) познавательная активность — личностное качество, которое приобретается, закрепляется и развивается в результате познания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей; 3) имеет место связь познавательной активности и самостоятельности личности, где самостоятельность является высшим уровнем активности.

Кроме того, познавательная активность имеет несколько уровней: 1) устойчивое внимание, которое вызывается новизной стимула и используется в виде вопросов, задаваемых учителю; 2) любознательность, которая проявляется в количестве и качестве задаваемых вопросов; 3) появление устойчивого интереса, который проявляется в реальном поведении и поступках (проявление познавательной активности в ходе решения конкретных задач) [2].

Начиная с дошкольного возраста, ребенок делает своеобразные попытки обучать самого себя посредством взрослого, которому он задает вопросы-запросы, касающиеся разных предметов и явлений. Подобное взаимодействие представляет собой первые ситуации инициативных познавательных действий детей, задача которых восполнить недостающую информацию. При этом если первоначально дети принимают объяснения взрослых как должное, то со временем у них появляются свои детские гипотезы и теории, помогающие объяснить суть и причинно-следственные отношения явлений и предметов окружающей действительности. Сначала действительности предметной, а затем и социальной в старшем до-

школьном возрасте, когда социальной ситуацией развития становится — познание мира отношений людей. По этой причине меняется и характер вопросов познавательного характера: появляются вопросы, касающиеся родственных связей человека, профессий взрослых, которые он имеет возможность закрепить в сю-жетно-ролевых играх. Кроме того, появляются вопросы относительно значений отдельных слов, терминов, философские вопросы относительно жизни и смерти человека и т. п. Необходимо отметить, что эта категория вопросов-запросов требует от взрослого (родителя, педагога) определённой компетентности, осведомленности и общего кругозора, дабы суметь дать корректный и исчерпывающий вопрос.

При этом на наш взгляд, одним из условий формирования познавательной активности у детей можно отметить умение взрослого ответить на подобного рода детские вопросы или фразы-рассуждения таким образом, чтобы вызвать дальнейший познавательный здоровый интерес. Своего рода ставя перед ребенком познавательную задачу. Например, на фразу ребенка о том, что у него замер нос, взрослый спрашивает: «А что же можно придумать такого, чтобы нос всегда был в тепле...». Таким образом, в совместном познавательном поиске взрослый и ребенок ищут решения данной задачи, каждый предлагая свои решения. В этом плане дошкольный возраст — благодатный и богатый на подобные проблемные ситуации по причине несформированности кругозора и осведомленности. Однако в последующих периодах подобная работа также может быть интересной и увлекательной, так как взрослый может рассчитывать на более высокий уровень интеллектуального развития учеников, на оригинальность мышления. При этом под взрослым мы подразумеваем не только педагога образовательных организаций, но и родителя и других взрослых в семье. Так как семейное взаимодействие само по себе может и должно быть не только эмоционально насыщенным, психологически комфортным, но и познавательно-увлекательным.

Кроме проблемных вопросов среди способов поддержки познавательной инициативы дошкольников пользуются популярностью: экспериментирование, сюжетное обыгрывание макетов жизненных пространств, моделирование разных устройств, игры, игровые приемы, игровые материалы, образно-смысловые задания на импровизацию, игры-представления по мотивам народных сказок и литературных произведений других жанров, работа с алгоритмами, создание воображаемых миров, режиссирование, коллекционирование, проектирование, организация среды, использование социокультурного окружения (музеи, библиотеки, парки и т. д.), сценарии различных акций, дифференцированный подход к детям с учетом уровней познавательной активности [4]. И в этом случае часто встает проблема большой занятости родителей, так как в образовательной организации все эти формы работы в той или иной мере осуществляются. Тогда как некоторые из них также вполне могут найти свое применение и в семейном взаимодействии: в детско-родительских и в детских отношениях.

В дошкольном школьном возрасте важно понимание возможности активизации познавательной активности детей в большей мере в продуктивных видах деятельности, имея в виду наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. В связи с чем в большей мере ценной является творческая проектная деятельность. Кроме того, по причине появления у старших дошкольников познавательно-исследовательской деятельности возможно развитие познавательной инициа-

тивы в процессе экспериментирования и с использованием всех вышеперечисленных средств поддержки познавательной инициативы детей. Как показывает практика, в домашних условиях, не смотря на все разнообразие и многообразие товаров для всех вышеперечисленных видов детской деятельности, родители часто проявляют мешающие детской познавательной инициативе тревогу за испорченные вещи или излишнюю трату материалов по причине их стоимости и т. п., нежелание помочь, откликнуться на просьбы детей.

В пользу сензитивности дошкольного возраста для формирования познавательной активности и инициативы свидетельствуют полученные Воробьевой А.В. в 2018 году данные диагностики уровня развития исследовательской инициативы старших дошкольников (74 ребенка 6-7 лет). Ею были использованы методика Прохоровой Л.Н. «Маленький исследователь», анкета для педагогов «Изучение познавательной инициативы детей» и наблюдение, которые показали, наличие преимущественно высокого (35%) и среднего (42%) уровней её выраженности у испытуемых. И только 23% продемонстрировали низкий уровень развития исследовательской инициативы. Несмотря на эти данные, познавательная активность и инициатива требуют определенной поддержки, осуществления работы в данном направлении, как в детском саду, так и в домашних условиях.

Говоря о поддержке познавательной активности, инициативы детей, мы имеем в виду не только такие процессы, как актуализация и активизация, но и создание определённых условий для успешного формирования и проявления. Одним из важнейших условий эффективной поддержки инициативы детей выступает умение взрослого (педагога, родителя) отказаться от роли эксперта, так как в активизации их познавательной деятельности актуально принятие на себя, например, роли «провокатора», «фасилитатора», «вдохновителя», «рассудительного арбитра», «соучастника», «скрытого помощника» и т. п.

Наряду с этим условием также необходимо иметь в виду предметную развивающую среду, правильная организация которой позволит эффективно продвигаться в психическом развитии от детской инициативы к познавательной рефлексии. В дошкольном возрасте она должна быть направлена на развитие их эмоционально-волевой сферы. Так как именно это будет способствовать формированию у них не только самостоятельности, но и инициативности, и активности как базисных характеристик личности. При этом необходимо делать акцент на партнерские отношения взрослого и ребенка, детей в семье в контексте мотивации их личной заинтересованности. Наряду с этим в мотивационном аспекте формирования и поддержки познавательной активности и инициативности в дошкольном возрасте значимое место отводится игровой мотивации. Соответственно, должны быть созданы условия для ее полноценной реализации не только в пространстве детского сада, но и в пространстве семейного взаимодействия: создано игровое поле, богатая разнообразная предметная и игровая среда и т. д.

В грамотном осуществлении поддержки познавательной активности и инициативы дошкольников важно помнить, что большая роль в их активизации на начальном этапе принадлежит взрослым, в частности, педагогу в образовательном пространстве дошкольной организации и родителям в пространстве детско-родительских и сиблинговых отношений. И только примерно в старшем дошкольном возрасте детям свойственно проявление познавательной инициативы самостоятельно при определенной поддержке взрослых. Не маловажен и их при-

мер, то есть проявление взрослыми познавательной активности и инициативы. Что можно осуществлять и сегодня реализуется в дошкольных образовательных организациях в работе родительских клубов, привлечении родителей к волонтерской деятельности, к реализации проектов, в том числе, социальной направленности, в разных формах активизации творческой инициативы взрослых и детей (совместные тренинги, квесты, досуговые мероприятия, «свободный час», «день самоуправления» и т. д.). Чем старше становится ребенок, тем больше самостоятельности могут и должны предоставлять взрослые, но при этом грамотно направляя их познавательную активность.

Литература

1. Кибальченко И.А. Актуализация и активизация учебно-познавательного опыта учащихся в образовательном процессе / И. А. Кибальченко // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2006. N14. С. 32-38.

2. Красножонова Е. С. Познавательная активность младших школьников в концепциях российских педагогов 60-80-х гг. ХХ века: автореф. дис. ... к.п.н. / Е. С. Красножено-ва; Пятигорск. гос. лингв. ун-т. — Пятигорск, 2005. — 24 с.

3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования: Миры детства: конструирование возможностей / Т. Н. Доронова [и др.]; науч. рук. А. Г. Асмо-лов, Т. Н. Доронова. — Москва: АСТ: Астрель, 2015. — 206 с.

4. Синкевич Е. И. Способы поддержки детской инициативы / Е. И. Синкевич / Компе-тентностный подход: инновационная практика образовательных организаций в реализации ФГОС: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Вольск, 2627 февраля 2016 г.) / под ред. М. А. Сморгуновой, С. Л. Коротковой. — Саратов, Изд-во ИЦ «Наука», 2016. — С. 151-153. — Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_28951308_96210763.pdf

THE INTERACTION OF FAMILY AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS

IN THE ORGANIZATION DEVELOPING SPACE FOR CHILDREN'S COGNITIVE

ACTIVITY

Garmaeva Tatyana Vladimirovna Candidate of Psychology, associate professor, Buryat State University, Russia, 670000, Ulan-Ude, st. Smolina, 24a E-mail: gtv_2004@rambler.ru

The article analyzes the conditions of manifestation and methods of enhancing cognitive activity and initiatives of pupils of pre-school educational organizations. The role of family interaction and the educational space of the kindergarten in the formation of children's cognitive activity, taking into account the children's subculture, is considered. Keywords: cognitive activity, educational process, educational initiatives, educational space, educational space, methods of activation, family interaction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.