Научная статья на тему 'Экскурсия как форма развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста'

Экскурсия как форма развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6226
773
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / ЭКСКУРСИЯ / COGNITIVE ACTIVITY / ACTIVITY / EXCURSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шанц Евгения Альфридовна

В статье автор характеризует теоретические подходы к понятиям «активность», «познавательная активность», особенности развития познавательной активности в старшем дошкольном возрасте; раскрывает роль экскурсии в развитии познавательной активности дошкольников, обосновывает необходимость организации экскурсионной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шанц Евгения Альфридовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экскурсия как форма развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»

Шанц Е. А. Экскурсия как форма развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76027. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76027.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 76027 УДК 373.2

Шанц Евгения Альфридовна,

кандидат педагогических наук, доцент ГОУ ВПО «Сургутский государ ственный педагогический университет», г. Сургут shants.eva@mail.ru

Экскурсия как форма развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Аннотация. В статье автор характеризует теоретические подходы к понятиям «(активность», «(познавательная активность», особенности развития познавательной активности в старшем дошкольном возрасте; раскрывает роль экскурсии в развитии познавательной активности дошкольников, обосновывает необходимость организации экскурсионной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: активность, познавательная активность, экскурсия. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которой осуществляется профессионально-педагогическая работа с подрастающим поколением. Психологи утверждают, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни ребенка. Дошкольный возраст - чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в когнитивных способностях, физическом, языковом, социальном и эмоциональном развитии ребенка. Заложенный в раннем детстве положительный опыт создает прочную основу будущего развития личности дошкольника. Современный заказ общества ориентирован на выпускника образовательной организации, который не только приобрел некий объем энциклопедических знаний, но и научился учиться, использовать полученные знания в ходе активной деятельности [1].

В многочисленных исследованиях доказано, что познавательная деятельность оказывает позитивное влияние на качество мыслительной деятельности и усвоение знаний, являющихся стимулом для развития волевых качеств (Л. С. Выготский, Н. Г. Морозова, А. И. Сорокина); служит основой для совершенствования способностей и склонностей к различным видам творческой деятельности (Л. А. Венгер, Н. С. Лейтес).

Прежде чем говорить, что представляет собой познавательная активность у детей старшего дошкольного возраста, рассмотрим понятие «активность». Мы считаем, что такая логика построения теоретического анализа позволит нам понять и более широко рассмотреть, а также определить сущность познавательной активности.

В психолого-педагогической теории и практике понятие «активность» является достаточно сложным. В научных исследованиях оно трактуется по-разному.

Одни отожествляют активность с деятельностью, другие читают, что активность является результатом деятельности; третьи утверждают, что активность - более широкое понятие, чем деятельность, и т. д.

Изучение психолого-педагогической литературы позволила нам выделить ряд аспектов изучения активности человека:

- биологический: изучение активности связано с исследованием взаимодействия человека со средой. В процессе чего у человека, в отличие от животного, она

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ниегп

issN 2304-120X Шанц Е. А. Экскурсия как форма развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76027. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76027.htm. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал

приобретает форму деятельности, позволяющей перейти от приспособления к природе к ее преобразованию, в соответствии с собственными целями, имеющими общественно-историческое происхождение;

- социальный: активность личности изучается, как характеристика деятельности, обусловленная статусом, социальной функцией, ролью, целью личности и ее ценностными ориентациями;

- психологический: активность изучается как фактор развития личности и обуславливается, согласно положению С. Л. Рубинштейна, внешними причинами, которые «всегда действуют опосредованно через внутренние условия»;

- педагогические: активность понимается как характеристика личности, определяющая отношения субъекта к деятельности (потребности, мотивы, стремление, волевые усилия, готовность, осуществление эмоции) и являющаяся предметом педагогических воздействий.

Но в нашем исследовании вызывает большой интерес рассмотрение педагогического аспекта изучения активности человека. Активность в образовательном процессе позволяет ребенку быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей действительности.

Такие исследователи, как Л. С. Кулыгина и Т. И. Шамова показывают, что активность играет большую роль на всех этапах выполнения деятельности: при постановке цели, выборе средств и достижении результата.

По утверждению Г. И. Щукиной, активность как личностное образование выражает особое состояние человека и его отношение к действительности (внимательность, расположенность, живое соучастие в общем процессе, быстрое реагирование на обстоятельства деятельности). Если деятельность представляет собой единство объективных и субъективных свойств, то активность в большой мере характеризует субъекта деятельности, выражает не саму деятельность, а ее уровень и характер.

Д. Б. Годовикова определяет структуру активности и выделяет следующие ее компоненты: готовность к деятельности, сознательность ее выполнения, стремление к самостоятельности и другое.

В исследованиях Н. Н. Поддьякова выделяется два типа детской активности: собственная активность и активность ребенка, стимулируемая взрослым.

Собственная активность ребенка - это специфическая и вместе с тем универсальная форма активности, характеризующаяся многообразием своих проявлений во всех сферах детской психики: познавательной, эмоциональной, волевой, личностной. Автор отмечает фазовый характер собственной активности ребенка: в повседневной жизни и в непосредственно-образовательной деятельности в детском саду; собственная активность дошкольника сменяется его совместной деятельностью с взрослым; затем ребенок вновь выступает как субъект собственной активности и т. д.

Отсюда следует, что активность целиком инициируется самим объектом - ребенком, продиктованная его внутренним состоянием.

Дошкольник, в процессе активности, выступает как самодостаточная личность, свободная от внешнего воздействия. Он сам ставит цели, определяет пути, методы и способы их достижения, тем самым удовлетворяя свои интересы, потребности и волю. На этом виде активности основано детское творчество, однако, по мнению Н. Н. Поддьякова, она обусловлена взаимодействием с взрослыми. Вместе с тем, отмечает ученый, малыш так усваивает содержание деятельности, определенное педагогами, что оно, опираясь на опыт предыдущих действий, трансформируется в его достижении, значительно меняя форму.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шанц Е. А. Экскурсия как форма развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76027. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76027.htm. - ISSN 2304-120X.

Активность ребенка, стимулируемая взрослым, характеризуется тем, что взрослый организует деятельность дошкольника, показывает и рассказывает, как необходимо делать. В процессе такой действительности ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Само действие (или понятие), формируется в соответствии с заранее заданными параметрами. Весь этот процесс происходит без проб и ошибок, без мучительных поисков и драм.

Исходя из вышеописанного, можно сделать вывод о том, что эти два типа активности никогда не выступают в чистом виде, так как очень тесно переплетены в сознании ребенка. Собственная активность дошкольников в любом случае связана с деятельностью, направленной от взрослого, а ориентиры, полученные от взрослых, принимаются ребенком, становясь его опытом, и он оперирует ими, как своими.

Изучив варианты определения «активности», целесообразно рассмотреть термин «познавательная активность».

Проблемой изучения познавательной активности занимались Л. С. Выготский, М. А. Данилов, Э. А. Красновский, Е. С. Орлова, С. Л. Рубинштейн, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина и др. Познавательная активность, согласно утверждению данных ученых, является важнейшей областью феномена активности, предметом которой выступает самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир, не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в самом существенном отношении человека к миру - стремление проникнуть в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны причинно-следственных связей, противоречивость, закономерность.

В педагогических исследованиях, особенности развития познавательной активности дошкольников отражены в работах Д. Б. Годовиковой, С. А. Козловой, Е. Э. Кри-гер, М. И. Лисиной, Е. А. Лобановой, Н. Н. Поддьякова, В. В. Щетининой.

Познавательная активность - это личностное образование, которое выражает взаимосвязь регулятивных процессов, познавательного эмоционального отношения к объекту, процессу и результатам познания (Т. И. Шамова).

Г. И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление ребенка к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности «познавательная активность» становится, по ее мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Это структура личностного качества, где потребности и интересы обозначают содержательную характеристику, а воля представляет форму. Проблема формирования познавательной активности на личностном уровне преимущественно сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.

Э. А. Красновский дает познавательной активности совершенно особое определение: «проявление всех сторон личности дошкольника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых, лежит в основе процесса обучения».

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности.

Познавательная активность отражает определенный интерес дошкольников к получению новых знаний, умений и навыков, внутреннюю целеустремленность и постоянную потребность использовать разные способы действия к накоплению, расширению знаний и кругозора.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шанц Е. А. Экскурсия как форма развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76027. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76027.htm. - ISSN 2304-120X.

П. И. Зубкова определяет познавательную активность детей старшего дошкольного возраста как целенаправленную деятельность, ориентированную на становление субъективных характеристик в учебно-познавательной работе.

Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности - учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д. Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста представляет тот идеальный вариант, когда ее становление происходит постепенно, равномерно, в соответствии с логикой познания предметов окружающего мира и логикой самоопределения личности в окружающей среде.

Познавательная активность - стремление к наиболее полному изучению предметов и явлений окружающего мира. В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребенка, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяют:

- общение (Д. Б. Годовикова, Т. М. Землянухина, М. И. Лисина, Т. А. Серебрякова и другие);

- потребность в новых впечатлениях (Л. И. Божович);

- общий уровень развития активности (Н. С. Лейтес, В. Д. Небылицин и другие.).

Изменение параметров нормативной ситуации (внешних признаков ситуации и

правил - возможных способов действия в ней) будет влиять на проявление познавательной активности дошкольников, с повышением уровня сложности ситуации, а именно, с увеличением количества внешних параметров ситуации и возможных способов действия проявляемая ребенком познавательная активность будет возрастать. Таким образом, ситуации с более высоким уровнем сложности должны стимулировать проявление познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Развивая познавательную сферу ребенка-дошкольника, педагог должен стремиться создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально - чувственное восприятие мира позволило ребенку стать личностью.

Таким образом, анализируя психолого-педагогические исследования по проблеме активности в целом, обобщая опыт ученых и педагогов-практиков по вопросам формирования познавательной активности, мы пришли к выводу, что познавательная активность дошкольника есть деятельно-практическое инициативное отношение ребенка к миру, проявляющееся под влиянием мотивов и волевых актов, в основе которых лежат общественно значимые потребности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацелен на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

В связи с этим перед педагогами сегодня стоит задача поиска новых или же трансформации старых, но по каким-то причинам утративших былую популярность, форм образовательного процесса, позволяющих достичь целей, поставленных государством.

Одной из таких многофункциональных и эффективных форм работы с детьми является экскурсия [3]. Экскурсии, безусловно, сложны организационно, в связи, с чем и оказались за бортом современной системы образования. Однако же отказ от них -большая ошибка, поскольку правильно организованная экскурсионная деятельность воздействует на формирование общей культуры личности, развивает социальные,

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шанц Е. А. Экскурсия как форма развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76027. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76027.htm. - ISSN 2304-120X.

нравственные, коммуникативные, эстетические, интеллектуальные, физические качества ребенка, пробуждает в нем познавательную активность и живой интерес к миру, в котором он живет.

Старший дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития познавательной активности личности (Е. И. Лосик). И целесообразно именно в возрасте 5-7 лет внедрять в практику работы детских садов насыщенную экскурсионную деятельность.

За последние два десятилетия изменился психологический портрет дошкольника. Многие знания современных детей об окружающем мире являются умозрительными, не подкрепленными личным практическим чувственным опытом, что становится серьезным препятствием для последующего усвоения материала школьных учебников. Следствием широкого внедрения компьютерных технологий в жизнь маленьких детей становится искажение их сенсорного опыта, формирование неверных сенсорных эталонов (А. Д. Андреева). При этом важно осознавать, что социокультурные и цивилизационные процессы имеют глобальный и необратимый характер, поэтому задача педагогов сегодня - поиск ресурсов и педагогических решений, которые могут стать источниками полноценного психического и личностного развития современных детей. Экскурсионная деятельность имеет мощный потенциал для развития познавательной активности дошкольников, а также реализации общепедагогических принципов наглядности, культуросообразности, природосообразности и нравственно-эстетического воспитания [4].

Экскурсии как метод обучения возникли в конце XVIII - начале XIX в., и считались эффективным средством, способствующим развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у школьников, они внедрялись в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России. Ещё в XVIII в. французский философ Жан- Жак Руссо высказал мысль о том, что экскурсии развивают у детей творческую наблюдательность, пытливость и самостоятельность в исследовании окружающего мира. На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой. Дети, подметив эту связь, усваивают её намного прочнее, чем, если бы слышали о ней только от взрослых.

На всем протяжении развития экскурсионного дела ученые и практики пытались осмыслить значение экскурсий, их место в воспитании человека, их содержание, эффективность, но так и не пришли к единому мнению.

В русский язык это слово пришло в XIX в. от латинского «экскурсио», что первоначально означало «выбегание, военный набег», затем - «вылазка, поездка». В течение 70 лет менялась трактовка данного понятия.

Так, например, М. П. Анциферов характеризовал экскурсию, как «прогулку, ставящую своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию». Л. Баршах считал, что экскурсия - это наглядный метод получения определенных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов. В БСЭ дано следующее определение: «Экскурсия - это посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно, под руководством специалиста-экскурсовода».

Обобщая данные понятия, можно прийти к современной трактовке понятия «экскурсия» - это методически продуманных показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ним. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Шанц Е. А. Экскурсия как форма развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76027. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76027.htm. - ISSN 2304-120X.

Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания экскурсионных работников. Авторы (Т. М. Глушанок, М. Б. Биржаков, Н. И. Бармина) выделяют следующие виды экскурсий [5]:

- по содержанию (обзорные, тематические: исторические, производственные, природоведческие, искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные);

- по составу и количеству участников (индивидуальные, для местного населения, для дошкольников и т. д.);

- по месту проведения: городские, загородные, музейные;

- по способу передвижения (пешеходные и с использованием различных видов транспорта);

- по продолжительности (от 45 мин до суток);

- по форме проведения (экскурсия-прогулка, экскурсия-лекция, пробная экскурсия).

Основное значение экскурсий для детей старшего дошкольного возраста в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. Включение в ход экскурсий разнообразных заданий детям, использование тех или иных методов должно отвечать основной задаче - обеспечить яркие, эмоциональные и конкретные представления о наблюдаемых объектах.

Каждая экскурсия разрабатывается и проводится с учетом ее значения в системе работы по конкретному разделу знаний. Для экскурсии отбирается небольшой объем образовательных задач, но шире, чем на обычном занятии, может быть представлено развивающее и воспитательное содержание: развитие наблюдательности, интереса, положительного отношения и т. д. (Н. О. Пичугина).

На экскурсии основной метод - наблюдение. По мнению психологов, наблюдение - это сложная деятельность, основу которой составляет сознательное целенаправленное восприятие. Восприятие экскурсионного материала основано на сочетании трех видов психических процессов: познавательных (ощущение, представление, мышление, воображение); эмоциональных (переживание); волевых (усилие для сохранения внимания, активизация работы памяти). Эти процессы связаны между собой. Их эффективность определяется внешними воздействиями, которым подвергается личность, ее психическим состоянием [2].

В экскурсионной деятельности важным является то, что ребенок эмоционально глубоко вовлечен в процесс познания. То, что еще вчера было для ребенка лишь условным набором знаний, после посещения экскурсии может стать личностно значимым. Феномен личностного смысла хорошо обнаруживается на «переходных процессах», когда до того нейтральный объект неожиданно начинает переживаться как субъективно важный. Подготовка к экскурсии, составление плана похода, сама экскурсия, обсуждение впечатлений - все это не может не иметь мощного педагогического эффекта, не способствовать развитию познавательной активности дошкольника.

Таким образом, экскурсионная деятельность, организованная для детей старшего дошкольного возраста, позволяет педагогу охватить образовательную и воспитательную составляющие, нравственно-патриотическое, экологическое воспитание, развить в детях художественно-эстетическое восприятие. Учитывая активно-двигательную специфику учебного познания на экскурсии, можно также говорить о ее влиянии на физическое развитие дошкольников. А в реалиях сегодняшнего дня именно такие формы работы - яркие, многоцелевые, комплексные, способные захватить, заворожить современных детей с ослабленной концентрацией внимания, должны быть в арсенале каждого педагога.

Шанц Е. А. Экскурсия как форма развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2016. - Спецвыпуск № 02. - ART 76027. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2016/76027.htm. - ISSN 2304-120X.

Ссылки на источники

1. Абрамовских Н. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании: понятие и сущность // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 17. - URL: http://e-koncept.ru/ 2015/75230.htm.

2. Емельянов Б. В. Экскурсоведение: учеб. по турист. специальностям. - 6-е изд. - М.: Сов. спорт, 2007. - 214 с.

3. Лашкова Л. Л. Использование активных методов обучения в процессе повышения квалификации педагогов дошкольного образования // Мир науки, культуры, образования: международный научный журнал. - 2013. - № 5 (42). - С. 265-267.

4. Толмачева В. В. К вопросу о становлении валеологического знания в России // Концепт. - 2015. -Спецвыпуск № 17. - URL: http://e-koncept.ru/ 2015/75236.htm.

5. Хуусконен Н. М., Глушанок Т. М. Практика экскурсионной деятельности / науч. ред.М. Б. Биржаков; Междунар. Турист. Акад. - СПб.: Изд. дом Герда, 2008. - 205 с.

ISSN 2304-120Х

ко ниегтг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

научно-методический электронный журнал

Eugenia Schants,

Candidate of Pedagogical Sciences, docent of the chair of the theory and methods of preschool and primary

education, Surgut State Pedagogical University, Surgut

shants.eva@mail.ru

Tour as a form of cognitive activity of children of preschool age

Abstract. In article the author considers theoretical approaches to the concept of "activity", "cognitive activity", especially the development of cognitive activity in preschool age; reveals the role of excursions in the development of cognitive activity of preschool children, justifies the need for the organization of excursion activity in the conditions of preschool educational organization. Key words: activity, cognitive activity, excursion.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^^ЯЯ

Поступила в редакцию 28 12 15 Получена положительн

Received ' ' Received a positive revie

Принята к публикации 30 12 15 Опубликована

Accepted for publication ' ' Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Шанц Е. А., 2016

ная рецензия w

30.12.15

27.01.16

9 Г 7 3 Л 4 12'J'it

www.e-koncept.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.