Научная статья на тему 'Формирование познавательного интереса в дошкольном возрасте'

Формирование познавательного интереса в дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2070
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / COGNITIVE ACTIVITY / COGNITIVE INTEREST / EXPERIMENTAL-EXPERIMENTAL ACTIVITY / PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гонина Ольга Олеговна, Новикова Светлана Борисовна

Актуализируется проблема развития познавательного интереса дошкольников. Характеризуется понятие познавательного интереса и роль опытно-экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников. Приводятся результаты эмпирического исследования по изучению эффективности опытно-экспериментального метода в развитии познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гонина Ольга Олеговна, Новикова Светлана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF COGNITIVE INTEREST IN PRESCHOOL AGE

The problem of the development of cognitive interest of preschoolers is actualizing. The article describes the concept of cognitive interest and the role of experimental activities in the cognitive development of preschool children. The results of an empirical study on the effectiveness of the experimental method in the development of the cognitive interest of older children are presented.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательного интереса в дошкольном возрасте»

УДК 159.922.6

Гонина Ольга Олеговна

г. Тверь, ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», заведующая базовой кафедрой психолого-педагогического обеспечения образовательной практики, e-mail: olg1015@yandex.ru Новикова Светлана Борисовна

г. Тверь, ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет», старший преподаватель базовой кафедры психолого-педагогического обеспечения образовательной практики, e-mail: novikova-sb@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Актуализируется проблема развития познавательного интереса дошкольников. Характеризуется понятие познавательного интереса и роль опытно-экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников. Приводятся результаты эмпирического исследования по изучению эффективности опытно-экспериментального метода в развитии познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: познавательная деятельность, познавательный интерес, опытно-экспериментальная деятельность, дошкольный возраст.

THE FORMATION OF COGNITIVE INTEREST IN PRESCHOOL AGE

Gonina Olga Olegovna

Tver, «Tver state University», head of the base department of psychological and

pedagogical support of educational practice,

e-mail: olg1015@yandex.ru

Novikova Svetlana Borisovna

Tver, FSBEI of HE "Tver State University",

senior lecturer in the basic department of psychological and pedagogical support of educational practice, e-mail: novikova-sb@yandex.ru

The problem of the development of cognitive interest of preschoolers is actualizing. The article describes the concept of cognitive interest and the role of experimental activities in the cognitive development of preschool children. The results of an empirical study on the effectiveness of the experimental method in the development of the cognitive interest of older children are presented.

Key words: cognitive activity, cognitive interest, experimental-experimental activity, preschool age.

Вопросу развития познавательного интереса дошкольников в последнее время уделяется особенное внимание. В дошкольном периоде происходит интенсивное физическое, умственное и нравственное развитие ребенка [1; 4]. Если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей его жизнью, жизнью природы, людей, то он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые являются основой дальнейшего приобретения системы знаний. Значение интереса для развития и повышения качества мыслительной деятельности и для общего развития ребенка с наибольшей глубиной показал Л.С. Выготский. Он вскрыл движущие мотивы - потребности, интересы, побуждения ребенка, которые активизируют мысль и направляют ее в ту или иную сторону [3].

Проблема развития познавательного интереса - одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает весьма сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития[2].

Познавательный интерес чаще всего связывают с преобладанием положительных эмоций к деятельности, с мотивации к ней, с потребностью познать предметы и явления окружающего мира. Познавательный интерес выражается в стремлении узнать новое, неизвестное и непонятное о качествах, свойствах предметов и явлений действительности, в желании понять их суть, найти имеющиеся между ними отношения и связи. Познавательный интерес активизирует различные психические процессы: восприятие, внимание, память, воображение. Это, в свою очередь, отражается на способах приобретения, хранения, использования ребенком знаний об окружающем мире. Так, например, при наличии интереса восприятие ребенком предметов, явлений

окружающего мира становится более полным, точным. Он легче и точнее запоминает интересный материал, быстро и образно его воспроизводит. Чем обширнее кругозор ребенка, тем больше развит у него и познавательный интерес, так как условием его возникновения является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений [6].

Значительную роль в познавательном развитии дошкольников играет опытно-экспериментальная деятельность. В ходе экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность, а сведения, полученные самостоятельно, откладываются в голове у ребенка прочно и надолго. Экспериментирование позволяет совершенствоваться операциям анализа, синтеза, сравнения, классификации, развивает речь, умение ставить цели, планировать свою работу, контролировать свои действия [5]. Несмотря на огромный потенциал экспериментальной деятельности на развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста, методические основы и практический передовой опыт экспериментального процесса недостаточно накоплены и разработаны. Экспериментирование в ДОУ носит ситуативный характер. В нашем исследовании мы изучили эффективность опытно-экспериментального метода обучения для развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе МБДОУ детского сада № 114 города Твери, в исследовании приняли участие 30 детей старшего дошкольного возраста.

Для определения уровня развития познавательного интереса у детей старшего возраста подобрана и проведена комплексная система диагностики познавательного интереса в структуре общей способности к учению Барановой Э.А. Данная методика позволяет определить уровень

развития познавательного интереса в трех компонентах: ориентировочно-мотивационном, операционно-техническом и регуляционно-оценочном, что дает более полное представление о степени сформированности познавательного интереса в исследуемой группе детей.

В ходе исследования установлено, что развитие у старших дошкольников познавательного интереса соответствует четырем уровням из пяти возможных, учитывая самый низкий уровень («зачаточная, элементарная» форма проявления познавательного интереса). При этом самый высокий уровень зафиксирован не был. Направленность детей характеризуется неустойчивостью, ситуативностью. В действиях отсутствует целенаправленность, подчинение отдельным элементам инструкции. Желание узнать о предмете, задать познавательные вопросы дети проявляют только при побуждении со стороны взрослого. Результаты диагностики позволили определить, что 13% детей имеют 5 (самый низкий) уровень развития познавательного интереса, 40% детей имеют 4 уровень, 27% детей имеют 3 уровень, 20% детей имеют 2 уровень, 1 уровень не показал никто.

Данные, полученные на констатирующем этапе эксперимента, убеждают в необходимости проведения целенаправленной психолого-педагогической работы по развитию познавательного интереса у старших дошкольников в педагогическом процессе ДОУ. По результатам диагностики дети были поделены на экспериментальную и контрольную группы, равные по уровням развития познавательного интереса.

Далее была разработана программа формирующего эксперимента по развитию познавательного интереса у старших дошкольников. Цель программы: повышение уровня познавательного интереса посредством опытно - экспериментальной деятельности. В формирующей работе ставились и решались следующие задачи:

- создать условия для развития познавательного интереса детей в ходе опытно - экспериментальной деятельности;

- развивать познавательные процессы детей;

- воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами;

- развивать эмоциональную сферу детей;

Методы и средства, использованные в программе формирующего этапа: метод экспериментирования, проблемно - поисковый метод, элементарный опыт, моделирование, дидактические игры, метод наблюдения, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов познавательного характера, игровой метод, включающий сказочных персонажей, письма, посылки от сказочных героев, словесный метод, включающий рассказы педагога, детей, беседы, чтение познавательной литературы, проблемные и познавательные вопросы.

Далее была проведена повторная диагностика уровней сформированности познавательного интереса, аналогичная диагностики констатирующего этапа настоящего исследования. В итоге, был отмечен рост уровня развития познавательного интереса в экспериментальной группе. В частности, 1 (самый высокий) уровень был диагностирован у 20% детей (увеличение показателей на 20%), 2 уровень показали 40% детей (увеличение показателей на 20%), 3 уровень показали 20% детей (увеличение показателей на 7%), 4 уровень показали 20% детей (уменьшение показателей на 20%), 5 уровень (самый низкий) не показал никто (уменьшение показателей на 13%). Наличие статистически значимых изменений в показателях уровней развития познавательного интереса подтверждено расчетом ^критерия Стьюдента. Диагностика контрольной группы показала незначительный рост уровней развития познавательного интереса. Анализ проведенной работы доказал эффективность использования опытно - экспериментальной деятельности

в процессе развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Список литературы

1. Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. СПб.: Речь. 2005. 128 с.

2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). // Дошкольное воспитание. 2004. №1. С. 17-19.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: «Союз». 2007. 519 с.

4. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста. М.: Юрайт, 2017. 465 с.

5. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. М.: Детство-пресс. 2015. 64 с.

6. Соколовская И.Н., Кивилёва А.А. К определению сущности понятия «познавательный интерес» в педагогике // Царскосельские чтения. 2015. №XIX. URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/k-opredeleniyu-suschnosti-ponyatiya-poznavatelnyy-interes-v-pedagogike (дата обращения: 29.02.2020).

References

1. Baranova E. A. Diagnostika poznavatelnogo interesa u mladshih shkolnikov i doshkolnikov. SPb.: Rech. 2005. 128 p.

2. Bogat V., Nyukalov V. Razvivat tvorcheskoe myshlenie (TRIZ v detskom sadu). Doshkolnoe vospitanie. 2004. № 1. P. 17-19.

3. Vygotskij L.S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste. SPb.: «Soyuz». 2007. 519 p.

4. Gonina O.O. Psihologiya doshkol'nogo vozrasta. M.: YUrajt, 2017. 465 p.

5. Isakova N.V. Razvitie poznavatelnyh processov u starshih doshkolnikov cherez eksperimental'nuyu deyatel'nost'. M.: Detstvo-press. 2015. 64 p.

6. Sokolovskaya I.N., Kivilyova A.A. K opredeleniyu sushchnosti ponyatiya «poznavatelnyj interes» v pedagogike // Carskoselskie chteniya. 2015. №XIX. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-opredeleniyu-suschnosti-ponyatiya-poznavatelnyy-interes-v-pedagogike (data obrashcheniya: 29.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.