должно закреплять каждый действенный навык, усеваемый ребёнком. Подчёркивая, что ирга - основной вид деятельности дошкольника Е.И. Тихеева отмечает, что значительный опыт накапливается ребёнком именно в дидактической игре. Она является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в интересах развития речи детей [3].
Дидактические игры способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произношению. Происходит совершенствование чувственного опыта в области русского языка: развитие способности ребёнка на основе собственного опыта выделять существенные признаки звуков, учатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.
Подытоживая фонетические своеобразия в онтогенезе речи, следует подчеркнуть важное положение, выдвинутое А.Н. Гвоздев: определяющую, главную роль, затрудняющую формирование у детей звукопроизношения, играет недостаточно еще развитая речевая моторика. В то же время (на третьем году) слух ребенка уже достаточно развит для тонких звуковых восприятий [1].
Таким образом, одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним, что чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить. Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой.
Список литературы / References
1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: АПН РСФСР, 1961.
2. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада / А.И. Сорокина. М.: Просвещение, 1982. 96 с.
3. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. 5-е изд. М.: Просвещение, 1981.
4. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.: АПН РСФСР, 1958. 115 с.
PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL BASES OF COGNITIVE INTERESTS IN CHILDREN OF THE PRESCHOOL AGE Abbasova L.I.1, Malyarova N.P.2 (Russian Federation) Email: [email protected]
'Abbasova Leviza Ilovievna — PhD in Pedagogy, Associate Professor;
2Malyarova Natalya Petrovna - Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY BY FEVZI YAKUBOV, SIMFEROPOL, REPUBLIC OF CRIMEA
Abstract: the article is devoted to the actual problem of development of cognitive interests in children of senior preschool age. The article reveals the content of the concepts "interest", "cognitive interest". The review of the current state of the problem of development of cognitive interest ofpreschool children, as well as the systematization ofpsychological and pedagogical studies of the problem allowed identifying the stages of development of cognitive interests: curiosity; curiosity; cognitive interest; theoretical interest. The main characteristics of the development of cognitive interest are considered, its role in the development in the conditions of preschool educational organization is designated.
Keywords: cognitive interest, children, senior preschoolers, development, occupation, preschool age.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аббасова Л.И.1, Малярова Н.П.2 (Российская Федерация)
'Аббасова Левиза Иловиевна — кандидат педагогических наук, доцент; 2Малярова Наталья Петровна — студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, г. Симферополь, Республика Крым
Аннотация: статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста. Статья раскрывает содержание понятий «интерес», «познавательный интерес». Представлен обзор современного состояния проблемы развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, а также систематизация психолого-педагогических исследований проблемы позволила выделить стадии развития познавательных интересов: любопытство; любознательность; познавательный интерес; теоретический интерес. Рассмотрены основные характеристики развития познавательного интереса, обозначена его роль в развитии в условиях дошкольной образовательной организации. Ключевые слова: познавательный интерес, дети, старшие дошкольники, развитие, занятие, дошкольный возраст.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Познавательный интерес - это познавательная направленность, связанная с положительным, эмоциональным отношением к изучаемому предмету, с радостью познания, преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающей личности.
Дошкольный возраст - благоприятный период развития познавательных процессов. Развитию познавательной сферы детей способствует постановка развивающей познавательной деятельности дошкольников. У ребенка накапливается жизненный опыт, происходит познание окружающей действительности, усвоение знаний, вырабатываются умения, навыки, развиваются познавательные процессы. Познавательная деятельность дошкольника характеризуется активной преобразующей позицией ребенка как субъекта этой деятельности. Неотъемлемой частью познавательной деятельности дошкольников является познавательный интерес. Такой интерес направлен на материал, связанный с положительными впечатлениями и порождает активность детей. Полноценное познавательное развитие дошкольника основывается на организации самостоятельной или совместной деятельности ребенка.
Психолого-педагогические исследования (JI.A. Венгер [2], Л.С. Выготского [2], A.B. Запорожца [3], Т.А. Куликовой [4], Г.И. Щукина [5]) показывают, что в дошкольном возрасте познавательный интерес проявляется как стремление ребенка проникать во все многообразие окружающего мира, отражать в сознании причинно-следственные связи и отношения, закономерности.
Под влиянием познавательного интереса учебно-воспитательная работа даже у слабых дошкольников протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности детей старшего дошкольного возраста и систематической, целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывать сильное влияние на его развитие.
Отличительной чертой познавательного интереса есть его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, однако и любой человеческой деятельности, так как познавательное начало есть в каждой из них. В труде, человек, используя предметы, материалы, инструменты, способы, нуждается в познании их свойств, в изучении научных основ нового создания, в осмыслении рационализаторских процессов, в понимании технологии того или другого действия. Любой образ человеческой деятельности включает в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие отображению действительности. Всякую деятельность человек, одухотворённый познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более продуктивно
Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществилась, являются знания. Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания. Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда - в воду; воды - в лед), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека.
Вопросы ребенка обнаруживают пытливый ум, наблюдательность, уверенность во взрослом как источнике интересных новых сведений (знаний), объяснений. Старший дошкольник "выверяет" свои знания об окружающем, свое отношение по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей.
Систематизация психолого-педагогических исследований проблемы позволила выделить стадии развития познавательных интересов: любопытство; любознательность; познавательный интерес; теоретический интерес. В настоящее время на смену занятиям пришла непосредственная образовательная деятельность в рамках которой, расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск
66
форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков. Просматривается еще одна важная тенденция - построение систем занятий в каждой области, с которой знакомят дошкольников. Цепочка постепенно усложняющихся занятий, органически связанных с мероприятиями повседневной жизни, - это оптимальный путь, обеспечивающий необходимое интеллектуальное и личностное развитие дошкольников.
На основании теоретического анализа психолого-педагогических исследований по проблеме познавательного интереса можно сделать следующие выводы: познавательный интерес имеет множество трактовок, его рассматривают с разных точек зрения; имеет сложную структуру, которая включает интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты; развивается по следующим стадиям: любопытство, любознательность, познавательный и теоретический интерес; определяется такими особенностями, как предметная направленность, действенность, широта, глубина и устойчивость; для развития интереса необходимо создавать определенные условия.
Список литературы / References
1. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста. / Л.А. Венгер. М., 1986. 170 с.
2. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6 т. Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1983. Т. III. 366 с.
3. Запорожец Л.В. Избранные психологические труды 2 т. / Л. В. Запорожец. М., 1986. 368 с.
4. Куликова Т.А. Воспитание познавательных интересов и любознательности / Т.А Куликова // Воспитателю о работе с семьей / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М., 1989. С. 160-175.
5. Щукина Г.И. Проблема познавательных интересов в педагогике / Г. И. Щукина. М.: Просвещение. 1971. 234 с.
GAME ACTIVITIES AS A MEANS OF DEVELOPING COMMUNICATIVE ABILITIES OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE Zotova I.V.1, Kobernik V.Yu.2 (Russian Federation) Email: [email protected]
'Zotova Irina Vasihvna - PhD in Pedagogy, Associate Professor; 2Kobernik Victoria Yurievna - Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY BY FEVZI YAKUBOV, SIMFEROPOL, REPUBLIC OF CRIMEA
Abstract: the article discusses the relevance of research on the development of the communicative abilities of older preschool children in gaming. The results of an experimental study to identify the current level of development of communicative abilities of children of senior preschool age are presented. Criteria were identified with corresponding indicators for assessing the development of communicative abilities, as well as the appropriate diagnostic tools were selected and modified. The results of an experimental study to identify the current level of development of communicative abilities of children of senior preschool age are presented. Keywords: communicative abilities, game activity, children of preschool age, criteria, indicators and levels of development of communicative abilities.
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Зотова И.В.1, Коберник В.Ю.2 (Российская Федерация)
'Зотова Ирина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Коберник Виктория Юрьевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, г. Симферополь Республика Крым 67