Научная статья на тему 'Развитие фонематического восприятия у дошкольников посредством дидактической игры'

Развитие фонематического восприятия у дошкольников посредством дидактической игры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1173
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дидактическая игра / фонематическое восприятие / игра / игровая деятельность / дети старшего дошкольного возраста. / didactic game / phonemic perception / game / game activity / children of senior preschool age.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аббасова Левиза Иловиевна, Эстрина Наталья Леонидовна

статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития фонематического восприятия у дошкольников посредством дидактической игры. Статья раскрывает содержание понятий «фонематическое восприятия», «дидактическая игра». Работа по развитию фонематического восприятия имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Рассмотрены особенности развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста, рассмотрены основные характеристики развития фонематического восприятия у дошкольников посредством дидактической игры. Система дидактических игр и игровых приемов, направленных на формирование фонематического восприятия старших дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аббасова Левиза Иловиевна, Эстрина Наталья Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF PHONEMIC AWARENESS IN PRESCHOOL CHILDREN THROUGH EDUCATIONAL GAMES

the article is devoted to the actual problem of development of phonemic perception in preschoolers through didactic play. The article reveals the content of the concepts "phonemic perception", "didactic game". Work on the development of phonemic perception is of great importance for the assimilation of the correct sound pronunciation and for the further successful education of children in school. Features of development of phonemic perception at children of senior preschool age are considered, the main characteristics of development of phonemic perception at preschool children by means of didactic game are considered. The system of didactic games and game techniques aimed at the formation of phonemic perception of older preschoolers.

Текст научной работы на тему «Развитие фонематического восприятия у дошкольников посредством дидактической игры»

готовность проявить усилие, направленное на преодоление трудностей (Д.В. Сергеева); отношение к полученному результату, удовлетворение от успехов (Р.С. Буре, С.М. Вольфсон, Я.З. Неверович и др.).

Также нами был подобран диагностический инструментарий, направленный на выявление критериев и показателей воспитанности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.

Задания составлены по материалам Т.И. Гризик, Н.Г. Куприной, а также на основе практических разработок, предлагаемых Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой. Было предложено 6 серий заданий, каждая из которых преследовала свою цель.

По результатам диагностических заданий нами были определены уровни воспитанности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий.

Обобщенные результаты об уровнях воспитанности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста по всем шести диагностическим заданиям свидетельствуют, что большинство детей находятся на среднем уровне воспитанности трудолюбия, но, тем не менее, в группе присутствуют дети с низким уровнем воспитанности трудолюбия и небольшое количество детей старшего дошкольного возраста, которые были отнесены к высокому уровню воспитанности трудолюбия.

Таким образом, свою дальнейшую деятельность видим в апробации педагогических условий, направленных на воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в ДОО.

Список литературы / References

1. Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко и др. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 150 с.

2. Малунова Г.С. Теоретические основы воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. / Малунова Галина Супруновна. Улан-Удэ, 2001. 348 с.

3. Сайгушева Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду / Л.И. Сайгушева. М.: Феникс, 2013. 224 с.

THE DEVELOPMENT OF PHONEMIC AWARENESS IN PRESCHOOL CHILDREN THROUGH EDUCATIONAL GAMES Abbasova L.I.1, Estrina N.L.2 (Russian Federation) Email: Abbasova565@scientifictext.ru

'Abbasova Leviza Ilovievna — PhD in Pedagogy, Associate Professor;

2Estrina Natalia Leonidovna - Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY BY FEVZI YAKUBOV, SIMFEROPOL, REPUBLIC OF CRIMEA

Abstract: the article is devoted to the actual problem of development of phonemic perception in preschoolers through didactic play. The article reveals the content of the concepts "phonemic perception", "didactic game". Work on the development of phonemic perception is of great importance for the assimilation of the correct sound pronunciation and for the further successful education of children in school. Features of development ofphonemic perception at children of senior preschool age are considered, the main characteristics of development ofphonemic perception at preschool children by means of didactic game are considered. The system of didactic games and game techniques aimed at the formation ofphonemic perception of older preschoolers.

Keywords: didactic game, phonemic perception, game, game activity, children of senior preschool age.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ Аббасова Л.И.1, Эстрина Н.Л.2 (Российская Федерация)

'Аббасова Левиза Иловиевна — кандидат педагогических наук, доцент; 2Эстрина Наталья Леонидовна — студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития фонематического восприятия у дошкольников посредством дидактической игры. Статья

63

раскрывает содержание понятий «фонематическое восприятия», «дидактическая игра». Работа по развитию фонематического восприятия имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Рассмотрены особенности развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста, рассмотрены основные характеристики развития фонематического восприятия у дошкольников посредством дидактической игры. Система дидактических игр и игровых приемов, направленных на формирование фонематического восприятия старших дошкольников.

Ключевые слова: дидактическая игра, фонематическое восприятие, игра, игровая деятельность, дети старшего дошкольного возраста.

Развитие фонематического восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед педагогом, работающими с детьми старшего дошкольного возраста. Несформированность фонематического восприятия негативно влияет на формирование звукопроизношения. Дети с нарушением фонематического восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить правильно. Причина неправильной речи кроется не в нежелании ребёнка говорить правильно, а в недостатках фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков. Кроме того, без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: формирование полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Несовершенное фонематическое восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой - тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка.

Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности, в частности дидактическим играм. Ведь в дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка. Неправильная речь детей и особенности их поведения вольно или невольно отражаются и на их участии в играх.

По мнению педагогов и психологов (А.И. Сорокиной [2], Д.Б. Эльконина [4]) дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она организует психические процессы, вызывает живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает глубокое удовлетворение, создаёт рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В тоже время игра -основной вид деятельности детей. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует педагог, а другая игровая, ради которой действует ребёнок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

В первом случае игра позволяет дать ребенку необходимые знания о правильной речи и поведения, помогает воспитать необходимые умения и навыки, правильное отношение к коллективу, к своему месту в нем.

Во втором (между занятиями) помогает переключить ребенка с одного вида деятельности на другой, дать ему возможность отдохнуть и в то же время закрепить в непринужденной обстановке те новые навыки речи и поведения, которые воспитываются у него на занятиях. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей напрямую зависит от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия воспитателя с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие. Таким образом, использование дидактических игр способствуют развитию речевой активности детей, и повышению результативности коррекционной работы. Необходимо помнить, что развитие в ходе игровой деятельности речи дошкольников - попытка учить детей светло, радостно, без принуждения.

В создании современной системы дидактических игр, способствующих развитию речи, большая заслуга принадлежит Е.И. Тихеевой. Она утверждает, что речь - неизменный спутник всех действий ребёнка; слово

64

должно закреплять каждый действенный навык, усеваемый ребёнком. Подчёркивая, что ирга - основной вид деятельности дошкольника Е.И. Тихеева отмечает, что значительный опыт накапливается ребёнком именно в дидактической игре. Она является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в интересах развития речи детей [3].

Дидактические игры способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произношению. Происходит совершенствование чувственного опыта в области русского языка: развитие способности ребёнка на основе собственного опыта выделять существенные признаки звуков, учатся выделять все звуки в слове по порядку и моделировать слова.

Подытоживая фонетические своеобразия в онтогенезе речи, следует подчеркнуть важное положение, выдвинутое А.Н. Гвоздев: определяющую, главную роль, затрудняющую формирование у детей звукопроизношения, играет недостаточно еще развитая речевая моторика. В то же время (на третьем году) слух ребенка уже достаточно развит для тонких звуковых восприятий [1].

Таким образом, одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Уточним, что чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно произносить. Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой.

Список литературы / References

1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: АПН РСФСР, 1961.

2. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада / А.И. Сорокина. М.: Просвещение, 1982. 96 с.

3. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Ф.А. Сохина. 5-е изд. М.: Просвещение, 1981.

4. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М.: АПН РСФСР, 1958. 115 с.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL BASES OF COGNITIVE INTERESTS IN CHILDREN OF THE PRESCHOOL AGE Abbasova L.I.1, Malyarova N.P.2 (Russian Federation) Email: Abbasova565@scientifictext.ru

'Abbasova Leviza Ilovievna — PhD in Pedagogy, Associate Professor;

2Malyarova Natalya Petrovna - Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY BY FEVZI YAKUBOV, SIMFEROPOL, REPUBLIC OF CRIMEA

Abstract: the article is devoted to the actual problem of development of cognitive interests in children of senior preschool age. The article reveals the content of the concepts "interest", "cognitive interest". The review of the current state of the problem of development of cognitive interest ofpreschool children, as well as the systematization ofpsychological and pedagogical studies of the problem allowed identifying the stages of development of cognitive interests: curiosity; curiosity; cognitive interest; theoretical interest. The main characteristics of the development of cognitive interest are considered, its role in the development in the conditions of preschool educational organization is designated.

Keywords: cognitive interest, children, senior preschoolers, development, occupation, preschool age.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аббасова Л.И.1, Малярова Н.П.2 (Российская Федерация)

'Аббасова Левиза Иловиевна — кандидат педагогических наук, доцент; 2Малярова Наталья Петровна — студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, г. Симферополь, Республика Крым

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.