форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков. Просматривается еще одна важная тенденция - построение систем занятий в каждой области, с которой знакомят дошкольников. Цепочка постепенно усложняющихся занятий, органически связанных с мероприятиями повседневной жизни, - это оптимальный путь, обеспечивающий необходимое интеллектуальное и личностное развитие дошкольников.
На основании теоретического анализа психолого-педагогических исследований по проблеме познавательного интереса можно сделать следующие выводы: познавательный интерес имеет множество трактовок, его рассматривают с разных точек зрения; имеет сложную структуру, которая включает интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты; развивается по следующим стадиям: любопытство, любознательность, познавательный и теоретический интерес; определяется такими особенностями, как предметная направленность, действенность, широта, глубина и устойчивость; для развития интереса необходимо создавать определенные условия.
Список литературы / References
1. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста. / Л.А. Венгер. М., 1986. 170 с.
2. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч.: В 6 т. Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1983. Т. III. 366 с.
3. Запорожец Л.В. Избранные психологические труды 2 т. / Л. В. Запорожец. М., 1986. 368 с.
4. Куликова Т.А. Воспитание познавательных интересов и любознательности / Т.А Куликова // Воспитателю о работе с семьей / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М., 1989. С. 160-175.
5. Щукина Г.И. Проблема познавательных интересов в педагогике / Г. И. Щукина. М.: Просвещение. 1971. 234 с.
GAME ACTIVITIES AS A MEANS OF DEVELOPING COMMUNICATIVE ABILITIES OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE Zotova I.V.1, Kobernik V.Yu.2 (Russian Federation) Email: [email protected]
'Zotova Irina Vasilevna - PhD in Pedagogy, Associate Professor; 2Kobernik Victoria Yurievna - Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY BY FEVZI YAKUBOV, SIMFEROPOL, REPUBLIC OF CRIMEA
Abstract: the article discusses the relevance of research on the development of the communicative abilities of older preschool children in gaming. The results of an experimental study to identify the current level of development of communicative abilities of children of senior preschool age are presented. Criteria were identified with corresponding indicators for assessing the development of communicative abilities, as well as the appropriate diagnostic tools were selected and modified. The results of an experimental study to identify the current level of development of communicative abilities of children of senior preschool age are presented. Keywords: communicative abilities, game activity, children of preschool age, criteria, indicators and levels of development of communicative abilities.
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Зотова И.В.1, Коберник В.Ю.2 (Российская Федерация)
'Зотова Ирина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент; 2Коберник Виктория Юрьевна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, г. Симферополь Республика Крым 67
Аннотация: в статье рассматривается актуальность исследования по развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Представлены результаты экспериментального исследования по выявлению актуального уровня развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. Выделены критерии, с соответствующими показателями оценивания развития коммуникативных способностей, а также подобран и модифицирован соответствующий диагностический инструментарий. Представлены результаты экспериментального исследования по выявлению актуального уровня развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: коммуникативные способности, игровая деятельность, дети старшего дошкольного возраста, критерии, показатели и уровни развития коммуникативных способностей.
Актуальность развития коммуникативных способностей возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей. Таким образом, на взрослых лежит ответственность за развитие коммуникативных способностей у детей.
Эта проблема актуализируется на государственном уровне, что подтверждено введением в систему дошкольного образования Федерального государственного образовательного стандарта, определяющего выполнение одного из важных требований - это социально-коммуникативное развитие детей, направленное на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; владение речью как средством общения и культуры.
По мнению ряда психологов (В.В. Абраменкова, А.А. Бодалев, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Е.О. Смирнова и др.) опыт первых отношений как со взрослыми, так и со сверстниками, является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка.
Исходя из рассмотренных теоретических положений можно сделать вывод, что коммуникативные способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности.
Наиболее эффективным средством формирования личности дошкольника является ведущий вид деятельности - игра. Игровая деятельность - естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра - это особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.
Нами были выделены и обоснованы педагогические условия развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: использование разнообразных форм организации образовательного процесса, влияющие на развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста; использование игровой деятельности как средства развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Экспериментальная работа по проблеме исследования была организована на базе МДОУ «Ермаковский детский сад «Теремок» Джанкойского района Республики Крым. В исследовании участвовало 30 детей старшей группы. Цель констатирующего эксперимента состояла в выявлении уровней развития коммуникативных способностей старших дошкольников.
Для реализации поставленной цели на основании задач Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» и теоретических разработок ученых (Л.А. Дубина, Л.В. Кузнецова, Л.Р. Мунирова и др.), нами были выделены соответствующие критерии развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Информационно-коммуникативный с такими показателями, как:- умения вступать в процесс общения; умения соотносить средства вербального и невербального общения; умение принимать информацию; умение передавать информацию в совместной деятельности.
Аффективно-коммуникативный включал в себя следующие показатели: умения делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнером по общению в совместной деятельности; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга в совместной деятельности.
В основе регуляционно-коммуникативного критерия были заложены такие показатели, как: умения согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями своих товарищей по общению в сюжетно-ролевой игре; умения доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься в совместной деятельности; выход из конфликтных ситуаций в совместной деятельности; умения применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач; умения оценить результаты совместного общения.
В основу диагностики выявления уровня развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста нами положена методика, разработанная С.Е. Анфисовой, И.В. Груздовой,
68
А.Н. Давидчук, О.В. Дыбиной, А.Ю. Кузиной, Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой и др., которая состояла из восьми диагностических заданий и наблюдений.
Полученные результаты диагностических заданий, проведенных с детьми старшего дошкольного возраста, свидетельствуют, что большая часть детей относится к среднему уровню развития коммуникативных способностей, а также достаточное количество старших дошкольников, отнесенных к низкому уровню развития коммуникативных способностей.
Так, на высоком уровне развития коммуникативных способностей в диагностируемой группе находиться 17% детей старшего дошкольного возраста, что составляет 5 человек от общего количества участников. На среднем уровне находятся 16 детей группы № 1, что составляет 53% дошкольников. На низком уровне, соответственно, находится 30% детей (9 чел.) группы № 1.
Поэтому свое дальнейшее исследование видим в апробации выделенных нами педагогических условий, направленных на повышение уровня развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Список литературы / References
1. Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников / О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова, А.Ю. Кузина, И.В. Груздова. Москва, 2008. 64 с.
2. Кидрон А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование: дис. ... канд. психол. наук. / А.А. Кидрон. Л.: 1981. 235 с.
3. Мунирова Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: дис... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.Р. Мунирова. М.: Просвещение, 1993. 205 с.
4. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2016. 366 с.
EDUCATION OF ARTISTIC AND AESTHETIC CULTURE OF SCHOOLCHILDREN Neustroeva A.N. (Russian Federation) Email: [email protected]
Neustroeva Akulina Nikolaevna - Teacher of the yakut Language and Literature
MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OZHULUNSKY SECONDARY SCHOOL, CHURAPCHINSKY ULUS, YAKUTSK
Abstract: the article considers the essence of the artistic and aesthetic culture of schoolchildren as a psychological and pedagogical phenomenon. Attention is directed to the importance of developing the artistic and aesthetic culture of schoolchildren. Diagnostic methods of artistic and aesthetic culture are described, statistical information and their research are given. The directions of extracurricular activities (circles) for the development and upbringing of the artistic and aesthetic culture of schoolchildren in the Ozhulunsky secondary school, Churapchinsky ulus are given.
Keywords: school, culture, student, student, artistic and aesthetic culture, education, extracurricular activities.
ВОСПИТАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ШКОЛЬНИКОВ Неустроева А.Н. (Российская Федерация)
Неустроева Акулина Николаевна—учитель якутского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ожулунская средняя общеобразовательная школа, Чурапчинский улус, г. Якутск
Аннотация: в статье рассматривается сущность художественно-эстетической культуры школьников как психолого-педагогического явления. Внимание направляется на важность развития художественно-эстетической культуры школьников. Описываются методы диагностики художественно-эстетической культуры, приводятся статистические сведения и их исследование. Приведены направления внеурочной деятельности (кружки) для развития и воспитания художественно-эстетической культуры школьников в Ожулунской средней общеобразовательной школе, Чурапчинскогоулуса.
Ключевые слова: школа, культура, ученик, школьник, художественно-эстетическая культура, воспитание, внеурочная деятельность.