Научная статья на тему 'Воспитание художественно-эстетической культуры школьников'

Воспитание художественно-эстетической культуры школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
школа / культура / ученик / школьник / художественно-эстетическая культура / воспитание / внеурочная деятельность. / school / culture / student / student / artistic and aesthetic culture / education / extracurricular activities.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неустроева Акулина Николаевна

в статье рассматривается сущность художественно-эстетической культуры школьников как психолого-педагогического явления. Внимание направляется на важность развития художественно-эстетической культуры школьников. Описываются методы диагностики художественно-эстетической культуры, приводятся статистические сведения и их исследование. Приведены направления внеурочной деятельности (кружки) для развития и воспитания художественно-эстетической культуры школьников в Ожулунской средней общеобразовательной школе, Чурапчинского улуса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF ARTISTIC AND AESTHETIC CULTURE OF SCHOOLCHILDREN

the article considers the essence of the artistic and aesthetic culture of schoolchildren as a psychological and pedagogical phenomenon. Attention is directed to the importance of developing the artistic and aesthetic culture of schoolchildren. Diagnostic methods of artistic and aesthetic culture are described, statistical information and their research are given. The directions of extracurricular activities (circles) for the development and upbringing of the artistic and aesthetic culture of schoolchildren in the Ozhulunsky secondary school, Churapchinsky ulus are given.

Текст научной работы на тему «Воспитание художественно-эстетической культуры школьников»

А.Н. Давидчук, О.В. Дыбиной, А.Ю. Кузиной, Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой и др., которая состояла из восьми диагностических заданий и наблюдений.

Полученные результаты диагностических заданий, проведенных с детьми старшего дошкольного возраста, свидетельствуют, что большая часть детей относится к среднему уровню развития коммуникативных способностей, а также достаточное количество старших дошкольников, отнесенных к низкому уровню развития коммуникативных способностей.

Так, на высоком уровне развития коммуникативных способностей в диагностируемой группе находиться 17% детей старшего дошкольного возраста, что составляет 5 человек от общего количества участников. На среднем уровне находятся 16 детей группы № 1, что составляет 53% дошкольников. На низком уровне, соответственно, находится 30% детей (9 чел.) группы № 1.

Поэтому свое дальнейшее исследование видим в апробации выделенных нами педагогических условий, направленных на повышение уровня развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Список литературы / References

1. Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников / О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова, А.Ю. Кузина, И.В. Груздова. Москва, 2008. 64 с.

2. Кидрон А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование: дис. ... канд. психол. наук. / А.А. Кидрон. Л.: 1981. 235 с.

3. Мунирова Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: дис... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.Р. Мунирова. М.: Просвещение, 1993. 205 с.

4. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2016. 366 с.

EDUCATION OF ARTISTIC AND AESTHETIC CULTURE OF SCHOOLCHILDREN Neustroeva A.N. (Russian Federation) Email: Neustroeva565@scientifictext.ru

Neustroeva Akulina Nikolaevna - Teacher of the yakut Language and Literature

MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OZHULUNSKY SECONDARY SCHOOL, CHURAPCHINSKY ULUS, YAKUTSK

Abstract: the article considers the essence of the artistic and aesthetic culture of schoolchildren as a psychological and pedagogical phenomenon. Attention is directed to the importance of developing the artistic and aesthetic culture of schoolchildren. Diagnostic methods of artistic and aesthetic culture are described, statistical information and their research are given. The directions of extracurricular activities (circles) for the development and upbringing of the artistic and aesthetic culture of schoolchildren in the Ozhulunsky secondary school, Churapchinsky ulus are given.

Keywords: school, culture, student, student, artistic and aesthetic culture, education, extracurricular activities.

ВОСПИТАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ШКОЛЬНИКОВ Неустроева А.Н. (Российская Федерация)

Неустроева Акулина Николаевна—учитель якутского языка и литературы, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ожулунская средняя общеобразовательная школа, Чурапчинский улус, г. Якутск

Аннотация: в статье рассматривается сущность художественно-эстетической культуры школьников как психолого-педагогического явления. Внимание направляется на важность развития художественно-эстетической культуры школьников. Описываются методы диагностики художественно-эстетической культуры, приводятся статистические сведения и их исследование. Приведены направления внеурочной деятельности (кружки) для развития и воспитания художественно-эстетической культуры школьников в Ожулунской средней общеобразовательной школе, Чурапчинскогоулуса.

Ключевые слова: школа, культура, ученик, школьник, художественно-эстетическая культура, воспитание, внеурочная деятельность.

В современном образовательном процессе реализована Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации, где было отмечено: «Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка» [6].

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность всем обучающихся заниматься художественным творчеством - в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями [2].

Художественно-эстетическая культура- это один из видов культуры общества и элемент его духовной жизни, который состоит в образно творческом воспроизведении жизни людей, неживой и живой природы с помощью категорий возвышенного, прекрасного, совершенного, трагического и комического, серьезного и игрового, а также низменного, безобразного, несовершенного [4].

В системе художественно-эстетического воспитания младших школьников особая роль принадлежит изобразительному искусству и музыке. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетической культуры. Поэтому мы провели опытно-экспериментальную работу.

Опытно-экспериментальная работа проводилась 2 года в 2018-2019 учебном году во 2 классе, и в 2019- 2020 учебном году уже во 3-ем классе Ожулунской средней школе Чурапчинского улуса. В исследовании приняли участие 10 детей. Цель практической работы было раз апробировать художественно-эстетическую программу с целью выявления и обоснования художественно-эстетической культуры. В соответствии с целью, гипотезой и задачами были выбраны методики:

1. Методика недописанный тезис.

2. Методика ранжирования [3].

Проанализировав данные в 2 -ом классе, можно сказать, что уровень развития художественно-эстетической культуры находится на недостаточно высоком уровне. Далее основываясь на художественно-эстетической культуре школьников, мы решили выделить часы внеурочной деятельности уже в 3-м классе на такие программы:

1. Программа «Кун кыырпахтара», направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Программа предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства и развитию художественно-эстетической культуры.

2. Мы считаем, что наиболее эффективным методом передачи духовного опыта поколений музыкального искусства - это игра на музыкальном инструменте. В нашем случае это духовой музыкальный инструмент - флейта. Поэтому в нашей школе который год работает программа «КeмYс дор§оон», направлена на приобщение детей к исполнению музыки - раскрыть перед младшими школьниками прекрасный и удивительный мир звуков. Именно с детьми школьного возраста предполагает развитие художественно-эстетической культуры через обучение на музыкальном инструменте.

В нашей школе начиная со 2-го класса все школьники занимаются по этим программам. По результатам исследования мы можем сделать вывод, что во 3-ем классе количество школьников с высоким уровнем художественно-эстетической культуры увеличилось на 5%, со средним - на 3%, с низким уровнем художественно-эстетической культуры уменьшилось на 5%.

Таким образом, полученные данные позволяют с уверенностью сказать, что художественно-эстетическая культура с помощью этих программ у учащихся, как и в целом интерес кружку, повысился.

Список литературы / References

1. Котикова О.П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей. Научно-

методический центр учебной книги и средств обучения. Минск, 2001.

2. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. М.: Просвещение, 2006.

3. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М.: Педагогическое общество России, 2001.

4. Эстетическое сознание и процесс его формирования. М.: Искусство, 1981.

5. Эстетическое воспитание школьников / А.И. Буров, Т.Ф. Завадская, В.В. Колокольникова и др.; под

ред. А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева. М: Педагогика, 1974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.