$
В проектно-производственной деятельности дизайнера можно выделить следующий комплекс профессиональных характеристик: комплекс визуально-изобразительных средств (инициирует процесс проектного поиска и позволяет представить его в виде визуально воспринимаемых наглядных предметных моделей, содержащих информацию о предметно-пространственных признаках моделируемого объекта: графика, макет, чертеж, фотография, компьютерная графика и т. д.) и комплекс логико-семантических средств (представляет моделируемый объект в виде семантических значений и понятий).
Под инженерной культурой специалистов в области дизайна мы понимаем целостное личностное новообразование, проявляющее в процессе проектно-производ-ственной деятельности, характеризующееся зрелостью и развитостью естественно-научных и технических знаний, практических умений и навыков, профессиональных и социально значимых качеств личности (творческой индивидуальности, способностей к саморазвитию и самосовершенствованию, графического мастерства, аналитического мышления, образного структурного воображения и др.).
Сформулируем педагогические условия, необходимые для успешной реализации процесса формирования инженерной культуры будущих специалистов в области дизайна в вузе:
• развитие потребностно-мотивационной сферы будущего специалиста в области дизайна;
• разработка структурного содержания формирования инженерной культуры, представляющего собой взаимосвязь естественно-научных, технических дисциплин;
• организация образовательного процесса на основе продуктивной проектно-производственной деятельности,
• разработка учебно-методического обеспечения;
• разработка технологии (методов, средств, форм) обучения, способствующей достижению целей формирования инженерной культуры;
• педагогический контроль и коррекция процесса формирования инженерной культуры;
• комплексное диагностирование и оценка формирования инженерной культуры.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Концепция развития дизайна в Российской Федерации до 2008 года [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.designet.ru/context/ ^8-аосв/?1а=30154
2. Лагунова М. В. Графическая культура инженера (основы теории): Монография. - Н. Новгород, ВГИПИ, 2001. - 252 с.
3. Третьякова Т. А. Формирование профессиональной культуры будущих инженеров ландшафтного дизайна: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Саратов, 2008. - 23 с.
4. Асессоров А. И. Формирование профессиональной культуры будущих специалистов-дизайнеров в вузе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2009. - 20 с.
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
PRIMARY SCHOOLCHILDREN AESTHETIC EDUCATION OF BY MEANS OF NATIONAL MUSICAL ART
Гантумур Энхжаргал
Статья раскрывает цели и задачи эстетического и музыкального воспитания младших школьников средствами народного и национального (монгольского) музыкального искусства. В ней рассматриваются понятия: «эстетическое» и «музыкальное воспитание», факторы, способствующие эффективности такого воспитания в начальной школе, система художественного образования, ориентированная на национальную культуру.
Gantumur Enkhjargal
The article dwells on the goals and objectives of aesthetic and musical education of primary pupils by means of folk and national (Mongolian) musical art. The author examines the concepts of „aesthetic education" and „musical education", the factors ensuring efficiency of such education at primary school, the system of art education focused on national culture.
Ключевые слова: эстетическое воспитание младших школьников, музыкальное искусство, музыкальная культура, народное музыкальное искусство, общеобразовательная школа Монголии.
Keywords: aesthetic education of primary schoolchildren, musical art, musical culture, folk music art, comprehensive school of Mongolia.
Ф
#
Перед общеобразовательной школой стоит важная задача - создать наиболее благоприятные условия для эстетического воспитания детей. Выполнение этой задачи во многом зависит от единой системы эстетического воспитания в первых звеньях школьного образования - в детском саду и начальных классах школы.
Школа заинтересована в том, чтобы дети пришли в первый класс с хорошей музыкальной подготовкой, на основе которой продолжается дальнейшее целенаправленное систематическое музыкально-эстетическое воспитание и обучение.
Музыкальное искусство - это и специфическая форма отражения действительности средствами звуков, и форма общения людей. Эта коммуникативная функция музыки имеет особое значение при организации музыкального воспитания и обучения детей [1, с. 50].
В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры - одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д. Н. Джола, Д. Б. Кабалевский, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский, М. Д. Табо-ридзе, В. Н. Шацкая, А. Б. Щербо и многие другие.
Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [2, с. 417].
Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания - формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Важным концептуальным положением, касающимся изучения искусства в школе, является тезис о гармоничном развитии в процессе преподавания ряда общих задач: а) духовно-эстетического обогащения и идейно-нравственного воспитания; б) обучения умениям и навыкам, дающим возможность вовлекать детей в активную художественно-творческую деятельность; в) развития творческих сил и способностей. Этой триединой цели должны отвечать все программы по искусству, методические системы, материальное обеспечение учебного процесса, подготовка педагогических кадров.
Плодотворной методологической основой и важным принципом подхода к организации системы эстетического воспитания на современном этапе является идея комплексного подхода к делу воспитания. В реализации системы эстетического воспитания комплексный подход имеет двоякое значение. Во-первых, система эстетического воспитания должна выстраиваться так, чтобы в процессе воздей-
ствия на ребенка различные виды искусств постоянно взаимодействовали между собой. На этом основывается необходимость осуществления тесных международных связей в процессе преподавания искусств. Каждое из них усиливает воздействие другого за счет специфики и своеобразия собственных образов. Во-вторых, эстетическое воспитание средствами искусства должно стать органической частью любого вида воспитания [3, с. 13].
В основе музыкального воспитания младших школьников лежит идея такого преподавания музыкального искусства, которое бы сочетало специфику природы ребенка младшего школьного возраста с природой самого искусства. Музыкальное воспитание младших школьников строится на идее такого преподавания музыкального искусства, которое было бы сообразно природе ребенка младшего школьного возраста и природе самого искусства. Для младшего школьника это, в первую очередь, принесенный из дошкольного детства интерес к разнообразным чувственным впечатлениям и эмоциональная отзывчивость на них, готовность отнестись ко всему как и живому, богатый игровой опыт [4, с. 161].
Эстетическое воспитание происходит под воздействием разных видов искусства, но наиболее сильное эмоциональное воздействие в младшем школьном возрасте оказывает музыкальное искусство, в том числе народное. Знание народной музыки помогает подростаю-щим поколениям решить проблему выбора жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений, и поэтому необходимо предоставить детям возможность приобщаться к искусству своего народа. Практическое решение проблемы дает возможность ввести учащихся в многомерный мир музыки своего народа, способствует эстетическому воспитанию детей.
Освоение национальной культуры должно помочь осознанию черт национальной культуры в диалектическом единстве с культурой общечеловеческой, формированию системы ценностных ориентаций, помочь детям в их духовном самосознании, самовоспитании, самореализации.
Система образования, ориентированная на национальную культуру, должна учитывать национальные традиции, особенности, менталитет народа, проживающего на той или иной территории; идею развития национальной культуры, опыт народной педагогики в воспитании любви к родному краю, заботливого и бережного отношения к природе.
Основной целью эстетического воспитания младших школьников является разностороннее развитие личности посредством усиления эмоционально-нравственного, воспитательного воздействия искусства, формирование музыкально-эстетической культуры как части всей духовной культуры [5, с. 145].
К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство (в том числе песенный жанр) под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребенок начинает принимать за музыку произведения новомодных, но недолговечных на сцене испол-
ф
нителей, чье «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, банальными, избитыми ритмами и сюжетными штампами. Об этом свидетельствует то, что в ходе проведенного нами опроса в общеобразовательных школах Монголии выяснилось, что учащиеся начальных классов в общеобразовательных школах знали намного больше песен современных хип-хоп и рок-поп групп, чем названия произведений народного творчества. Уже в раннем детстве детей программируют на одностороннее, упрощенное, стандартизированное миросозерцание, легко управляемое средствами массовой информации. Между тем доступность музыки не обусловливает высокую художественную ценность некоторых произведений.
Затруднения, возникающие у детей младшего школьного возраста при восприятии серьезной музыки, во многом объясняются отсутствием у них первоначального музыкального опыта, несформированностью эмоционально-слуховых представлений и мотивации к познанию. Это все равно что заставлять первоклассника решать задачи по высшей математике. Бывает, что непонимание такого многостороннего и многопланового явления, как музыкальное искусство, сохраняется на протяжении всей жизни.
Мы полагаем, что можно избежать этой ситуации, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществляется с опорой на традиции национальной музыки и исполнительства на народных инструментах. Следует отметить, что народная культура не застывшая форма, отображающая когда-то происходившие процессы. Это не догма, не стереотипизация определенных проявлений личности, а живой, подвижный, но не изменяющий своим этнокультурным и традиционным корням феномен.
Значение национальной культуры в развитии всех народов неоспоримо.
Для того чтобы сохранить народное искусство, которое является частью народного достояния, нужно научить этому искусству детей. Использование богатых возможностей народной музыкальной культуры, приобщение учащихся к традиционным народным видам искусств способствует духовному развитию личности. Формирование творческой, духовно нравственной личности рассматривается как способность к эстетическому познанию мира и культуры, не ограниченного ни временными рамками, ни приоритетами какого-либо из искусств. Такая личность способна осозновать себя как частичку человечества, воспринимать всечеловечность образов народного творчества как основы культурной коммуникации людей разных национальностей и исторических эпох. А все это способствует социализации подрастающего поколения. Необходимость использования в образовательном процессе системы ценностей народного искусства обусловлена, по мнению ученых, целым рядом факторов:
- социальными: народное искусство - удобное и эффективное средство для облагораживания растущих жизненных потребностей широких слоев населения;
- психологическими: народное искусство, в силу его близости детскому творчеству, восприятию молодежи, -действенное средство для гармонического развития всех
душевных сил, а также воображения, которое лежит в основе всякой художественной деятельности;
- эстетическими: вместе с воспитанием стремления к правде и добру должна развиваться также и любовь к красоте, которая явлеятся наиболее существенным и сильно выраженным свойством народного искусства [6, с. 231].
Именно поэтому в нашем исследовании делается попытка доказать эффективность применения национального музыкального искусства в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста на уроках музыки в общеобразовательных школах Монголии.
Задачи исследования:
- рассмотреть философские и психолого-педагогические основы эстетического воспитания младших школьников;
- выявить особенности системы эстетического воспитания в общеобразовательных школах Монголии;
- определить критерии оценки уровня эстетической воспитанности младших школьников;
- проверить результативность экспериментальной работы по эстетическому воспитанию младших школьников средствами национального музыкального искусства.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих научных методов, адекватных предмету исследования: анализ литературы по теме исследования; сравнительно-сопоставительный и обсервационный методы; прямое и косвенное наблюдение; анкетирование, тестирование, педагогическое интервьюирование; анализ продуктов эстетической деятельности школьников; анализ действующих программ по музыкальному воспитанию, констатирующий и формирующий эксперименты; статистические методы обработки результатов.
Эксперимент проводился в три этапа:
- Первый этап (предварительный) предполагал анализ состояния и степени теоретической разработанности проблемы; изучение практики современного образования и воспитания в школах Монголии; аналитическую работу по особенностям монгольских детей и их воспитания в современном мире, уровня их культурного развития; влияние народных искусств в воспитании детей; выявление существующих возможностей эстетического воспитания средствами национального монгольского музыкального искусства. Проведенный анализ послужил основой для определения теоретических основ, разработки цели, задач, методологии и методов исследования.
- Второй этап (основной) включал разработку системы эстетического воспитания младших школьников средствами национального монгольского музыкального искусства, содержательно объединяющую урочную и внеурочную деятельность. Определены экспериментальная и контрольная группы. Проведена экспериментальная работа по определению исходного уровня эстетического воспитания младших школьников, были проанализированы полученные данные и сформулированы на их основе выводы; проводился эксперимент по обоснованию педагогических условий успешного эстетического воспитания младших школьников.
По теме исследования организованы экспериментальные занятия на базе школы № 7 г. Дархан (Монголия)
$
с учащимися начальных классов. Апробированы предложенные уроки по музыке.
- Третий этап (итоговый), проводился сравнительный анализ и изложены результаты экспериментального исследования. Осуществлена систематизация и обобщение материалов.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволил нам выявить условия, обеспечивающие эффективность использования средств национального музыкального искусства, методов и форм работы по эстетическому воспитанию младших школьников:
- созданием системы использования средств народного музыкального искусства;
- комплексным применением в учебно-воспитательном процессе средств и методов музыкального образования в их единстве и взаимосвязи;
- погружением младших школьников в истоки народной музыки.
Следует учитывать то, что процесс музыкального образования не может быть направлен на присвоение учащимися ценностей каких-либо одной национальной музыкальной культуры в ущерб другой. Задача педагога заключается в умении сопоставлять музыкальные произведения, присущие различным музыкальным культурам народов, стран ближнего и дальнего зарубежья; давать сопоставительную характеристику произведений различных национальных культур; показывать их общие и своеобразные черты [7, с. 25].
Таким образом, подводя итог, можно отметить, что проблема сохранения и развития народного музыкального искусства решаема, и эстетическое воспитание младших школьников наиболее эффективно, если увеличить применение использования в учебной деятельности средств национального музыкального искусства.
Поэтому несомненным является тот факт, что эстетическое воспитание младших школьников средствами народного музыкального искусства требует более
пристального внимания как со стороны педагогов-практиков (осознание необходимости и важности поставленных задач и стремление их решить), а также со стороны министерств образования и культуры (в части создания условий для реализации регионального компонента).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С. А. Герасимовой. - М., 1983.
2. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: Владос, 2010.
3. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Учеб. пособие / Под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. - М., 2002.
4. Безбородова Л. А., Алиев Ю. Б. Методика препо-дования музыки в общеобразовательных школах. - М., 2002.
5. Иванова И. Г. Художественно-эстетическое воспитание детей в условиях предшкольного образования // Образование и саморазвитие. Науч. журн. - 2010. - № 6.
6. Гузеватова Е. Н. Проблема реализации воспитательного потенциала народного искусства в системе образования поликультурного региона // Культура, искусство и образование в регионах Сибири. Матер. межрег. науч.-практ. конф. -Кызыл, 2008.
7. Бурлак О. А. Теоретические аспекты приобщения школьников к национально-региональной культуре в условиях общего музыкального образования // Актуальные проблемы теории и практики музыкального и художественного образования. Межвуз. сб. науч. трудов. - Екатеринбург; Пермь, 2009.
РАЗВИТИЕ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗУЧЕНИЮ НАРОДНОЙ И ДЕКОРАТИВНОЙ КЕРАМИКИ
DEVELOPING PRIMARY SCHOOLCHILDREN'S VISUAL AND PLASTIC THINKING IN FOLK AND ORNAMENTAL CERAMICS OPTIONAL CLASSES
Т. Ю. Нестеренко
В статье рассмотрена проблема развития образно-пластического мышления младших школьников. Отражены основы разработанной в ходе исследования методической системы развития образно-пластического мышления младших школьников на занятиях по декоративной керамике. Описаны компоненты, уровни, крите-
T. U. Nesterenko
The article examines the issue of development of primary schoolchildren's visual and plastic thinking. It contains the basics of the educational method which develops visual and plastic thinking in ornamental ceramics lessons; the methods was developed in a research project. The author describes the components,