УДК 372.578-053.2:784.4
Gantumur E TO A QUESTION OF FAMILIARIZING OF YOUNGER SCHOOLBOYS TO NATIONAL MUSICAL CULTURE AT MUSIC LESSONS. At the present stage in pedagogical researches in the field of aesthetic education of younger schoolboys questions of perfection of forms and methods of training to music are considered. In given article the author analyzes features of development of musical culture of younger schoolboys; the attention is focused on national musical art as means of aesthetic education of children.
Key words: aesthetic education of primary school children, musical art, musical culture, folk music art, comprehensive school of Mongolia
Э. Гантумур, асп. каф. эстетического и трудового воспитания младших школьников Московского Педагогического Ггосударственного Университета, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ПРИОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К НАРОДНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
На современном этапе в педагогических исследованиях в области эстетического воспитания младших школьников рассматриваются вопросы совершенствования форм и методов обучения музыке. В данной статье автором анализируются особенности развития музыкальной культуры младших школьников, акцентируется внимание на народном музыкальном искусстве как средстве эстетического воспитания детей.
Ключевые слова: эстетическое воспитание младших школьников, музыкальное искусство, музыкальная культура, народное музыкальное искусство, общеобразовательная школа Монголии.
В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей школы становится воспитание растущего человека как культурно-исторического субъекта, способного к творческому саморазвитию, саморегуляции и самореализации.
Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности, и в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются: приобщение детей к деятельности в области искусства, развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения, воспитание любви к музыке, развитие музыкальных способностей, формирование музыкального вкуса и воспитание стремления проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно- творческих способностей детей [1, с. 10].
Школа заинтересована в том, чтобы дети пришли в первый класс с хорошей музыкальной подготовкой, на основе которой можно продолжить их дальнейшее целенаправленное систематическое музыкально-эстетическое воспитание. [1, с. 32-33]
Развитие музыкальной культуры школьников - фундаментальная цель музыкального образования и воспитания. Проблема культуры личности рассматривается представителями различных направлений: философии, культурологии, искусствоведения, педагогики и музыковедения. Так, важные стороны феномена культуры раскрываются в трудах Л.Н. Когана, Э.В. Соколова, Г.А. Гонтарева. Они рассматривали культуру личности как многоплановое явление, оказывающее существенное влияние на экономические, политические, социальные и духовные процессы общественной жизни, и выделили важные критерии культуры личности: 1) соответствие ее общечеловеческим представлениям о ценностях жизни, человека и общества; 2) отношение личности к культурному опыту всех поколений человечества; 3) участие человека в творчестве, в созидании новых материальных и духовных ценностей; 4) устойчивость позиций человека, его ориентация на определенные ценности [2, с. 42].
Проблемы музыкальной психологии как методологической основы музыкального воспитания и образования получили разработку в трудах Б.М. Теплова, Е.В. Назайкинского, В.В. Медушевского, Г.С. Тарасова, К.В. Тарасовой. В последние годы эта проблема разрабатывалась педагогами Н.А. Вет-
лугиной, Ю.Б. Алиевым, Л.А. Безбородовой, В.К. Белобородовой. Психологической основой обучения слушанию музыки всегда являлись развитие наблюдательности, опора на жизненный опыт детей, развитие слухового воображения, накопление музыкального опыта, слушательский опыт обогащался на основе музыковедческих и культурологических знаний, при этом музыка рассматривалась как язык и средство общения.
Многие годы жизни посвятил музыкальному просвещению школьников композитор, педагог, общественный деятель Д.Б. Кабалевский. В своей просветительской деятельности, рассказывая о целостной характеристике музыкальных произведений, главное внимание уделял их эмоциональнообразному содержанию, особенностям развития музыкальных образов, комплексу выразительных средств [2, с. 41].
В специальной литературе по музыкальному воспитанию неоднократно отмечалось, что школьные уроки по музыке не могут обеспечить возможности полного раскрытия музыкального потенциала ребенка. Предметы эстетического направления часто считаются малозначимыми, то есть второстепенными, в школьном образовании. Кроме того, школьные программы по музыкальному искусству все больше урезаются по объему предоставляемых знаний и количеству учебных часов. Поэтому предметы эстетического цикла скоро из развивающих могут превратиться в ознакомительные.
Интеграция систем общего и дополнительного образования должна обеспечить взаимодействие традиционных (школьных) и альтернативных (внешкольных) форм и методов художественно-эстетического образования и воспитания детей. В последние годы растет интерес специалистов к проблемам эстетического воспитания детей, в частности к проблеме формирования музыкального вкуса у школьников. Об этом свидетельствуют различные споры и дискуссии о современной трактовке понятия «музыкальный вкус», о возможности развития музыкального вкуса и оптимальных сроках его формирования у современного человека. Большинство исследователей в области музыкальной педагогики сходятся во мнении: чем раньше начинается формирование эстетических и нравственных чувств у ребенка, тем быстрее и качественнее будет проходить процесс формирования личности, закладываться фундамент развития общечеловеческих качеств [3].
Значение национальной культуры в развитии всех народов неоспоримо.
Для того чтобы сохранить народное искусство, которое является частью народного достояния, нужно научить этому искусству детей. Использование богатых возможностей народной музыкальной культуры, приобщение учащихся к традиционным народным видам искусств, способствует духовному развитию личности. Формирование творческой, духовно нравственной личности рассматривается как способность к эстетическому познанию мира и культуры, неограниченного ни временными рамками, ни приоритетами какого-либо из искусств. Такая личность способна осознавать себя как частичку человечества, воспринимать всечеловечность образов народного творчества как основы культурной коммуникации людей разных национальностей и исторических эпох. А все это способствует социализации подрастающего поколения. Необходимость использования в образовательном процессе системы ценностей народного искусства обусловлена, по мнению ученых, целым рядом факторов:
- социальными: народное искусство-удобное и эффективное средство для облагораживания растущих жизненных потребностей широких слоев населения;
- психологическими: народное искусство, в силу его близости детскому творчеству, восприятию молодежи - действенное средство для гармонического развития всех душевных сил, а также воображения, которое лежит в основе всякой художественной деятельности.
- эстетическими: вместе с воспитанием стремления к правде и добру должна развиваться также и любовь к красоте, которая является наиболее существенным и сильно выраженным свойством народного искусства.
- экологическими: являясь поэтическим отображением природы, народное искусство способно ослабить у детей больших городов вредные последствия влияния удаленности от природной среды. Однако истинную роль духовного наследия для новых поколений невозможно правильно оценить, не видя взаимосвязи традиционного и нового, которое проявляется в развитии национальных традиций, их непрерывном обновлении, трансформации содержания и форм на основе преемственности определенных принципов. Поэтому для сохранения и развития народной культуры требуется направленное эстетическое воспитание подрастающего поколения в системе непрерывного образования: детский сад - школа - вуз [4, с. 231].
Воспитание подрастающего поколения в духе понимания и принятия иных культур, готовности к межэтническому диалогу стимулируется политикой влиятельных мировых и европейских международных организаций. Это отражено в официальных основополагающих документах. Провозглашено, что воспитание и обучение должны содействовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире, а с другой - привить ему уважение к другим культурам. Подчеркнута двуединая задача: освоение подрастающим поколениям культурных сокровищ собственного народа и воспитание уважительного отношения к культурным ценностям иных национальностей [5, с. 9].
Мы попытались доказать эффективность применения народного музыкального искусства в эстетическом воспитании детей младшего школьного возраста на уроках музыки в общеобразовательных школах Монголии. Мы подчеркиваем важность воспитания в ребенке любовь и уважительное отношение к своей Родине, своему народу, родному языку, национальной культуре, национальным традициям и обычаям и считаем, что применение народной музыкальной культуры на уроках музыки в младших классах общеобразовательной школы способствует более эффективное развитие эстетического воспитания детей.
Народная культура - это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельности, единством, так сказать, "крови и почвы", почему она меняется од одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве (племя, община, этническая группа) - одна из основных черт этой культуры [6, с. 39].
Народная культура проявляется во многих формах, одна из которых - музыкальное искусство. Народы Монголии создали уникальные образцы музыкального произведения, опираясь на сложившиеся в их культуре духовные ценности, понимание красоты. Необходимо отметить, что предметы народного музыкального творчества выражают в себе не только представления этноса о красивом и безобразном, но и понимание народом сущности добра и зла. Музыкальное искусство народов Монголии имеет несомненную социальную, художественную и педагогическую ценность, которая заключается в его познавательности, эстетическом и идейно-воспитательном значении. Преподавание музыкального искусства народов Монголии на уроках музыки приобретает особую актуальность, поскольку в народном искусстве заложены большие возможности для патриотического, интернационального, нравственно-эстетического, трудового и духовнонравственного воспитания.
Следовательно, включение в содержание основного образования программы общеобразовательных школ по музыкальному искусству создает благоприятные условия для формирования не только эстетической, но и духовно-нравственной культуры учащегося.
Задачами нашего исследования являлись: 1)рассмотреть философские и психолого-педагогические основы эстетического воспитания младших школьников; 2)выявить особенности системы эстетического воспитания в общеобразовательных школах Монголии; 3)определить критерии оценки уровня эстетической воспитанности младших школьников; 4)проверить результативность экспериментальной работы по эстетическому воспитанию младших школьников средствами национального музыкального искусства. Мы провели эксперимент на уроках музыки в начальных классах общеобразовательной школы Монголии.
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих научных методов, адекватных предмету исследования: анализ литературы по теме исследования; сравнительно-сопоставительный и обсервационный методы; прямое и косвенное наблюдение; анкетирование, тестирование, педагогическое интервьюирование; анализ продуктов эстетической деятельности школьников; анализ действующих программ по музыкальному воспитанию, констатирующий и формирующий эксперименты; статистические методы обработки результатов.
Эксперимент проводился в три этапа:
-первый этап (предварительный), предполагал анализ состояния и степени теоретической разработанности проблемы; изучение практики современного образования и воспитания в школах Монголии; аналитическую работу по особенностям монгольских детей и их воспитания в современном мире, уровня их культурного развития; влияния народных искусств в воспитании детей; выявление существующих возможностей эстетического воспитания средствами национального монгольского музыкального искусства. Проведенный анализ послужил основой для определения теоретических основ, разработки цели, задач, методологии и методов исследования.
-второй этап (основной), включал разработку системы эстетического воспитания младших школьников средствами национального монгольского музыкального искусства, содержательно объединяющую урочную и внеурочную деятельность. Определены экспериментальная и контрольная группы. Проведена экспериментальная работа по определению исход-
ного уровня эстетического воспитания младших школьников средствами национального музыкального искусства, были проанализированы полученные данные и сформулированы на их основе выводы; проводился эксперимент по обоснованию педагогических условий успешного эстетического воспитания младших школьников.
По теме исследования организованы экспериментальные занятия на базе школы №7 г. Дархан (Монголия), с учащимися начальных классов. Апробированы предложенные уроки по музыке.
- третий этап (итоговый), - проводился сравнительный анализ и изложены результаты экспериментального исследования. Осуществлена систематизация и обобщение материалов.
В эксперименте были охвачены 250 школьников общеобразовательной школы города Дархан, Монголии.
Были проанализированы учебная программа по предмету музыка, учебники всех 5ти классов. (Начальная школа Монголии 1-5класс).
В процессе опытно-экспериментальной работы нами были составлены три методических блока (методика «Моя любимая музыка», методика «Открой себя через музыку», методика «Знакомство с незнакомой музыкой»), в ходе которых проверялось возможность фиксации духовного, прежде всего, музыкально-эстетического развития учащихся.
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволил нам выявить условия, обеспечивающие эффективность использования средств национального музыкального искусства, методов и форм работы по эстетическому воспитанию младших школьников:
-создание системы использования средств народного музыкального искусства;
Библиографический список
1. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. -М.: ВЛАДОС. 2000.
2. Безбородова, Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев: учеб. пособие для студ. муз. фак. Педвузов. - М.: Академия, 2002.
3. Ревякин, Д.В. Формирование художественного вкуса у детей в системе дополнительного образования // Образование и общество. — Орёл. — 2010. — №6 - [Э/р]. -Р/д: http://www.jeducation.ru/6_2010/35.html
4. Гузеватова, Е.Н. Проблема реализации воспитательного потенциала народного искусства в системе образования поликультурного региона // Культура, искусство и образование в регионах Сибири: Материалы межрегиональной научно-практической конференции». — Кызыл. 2008.
5. Джуринский, А.Н. Педагогика в многонациональном мире: учеб.пособие для студентов. - М.: ВЛАДОС, 2010.
6. Культура: теории и проблемы: учеб.пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т.Ф. Кузнецова, В.М. Межуев, И.О. Шайтанов и др. — М.: Наука. 1995.
Bibliography
1. Zimin, A.N. Fundamentals of musical education and development of school-age children: for students of higher schools and institutions. — M.: VLADOS, 2000.
2. Bezborodova, L.A. Methods of teaching music in secondary schools / L.A. Bezborodova, Yu.B. Aliev: teaching for students musical fac. Pedagogical universities. — M.: Akademiya, 2002.
3. Revyakin, D.V. The formation of artistic taste in children in the system of supplementary education // Education and Society. -Oryol. — 2010. — № 6 — [website:]. — Mode of access: http://www.jeducation.ru/6_2010/35.html
4. Guzevatova, E.N. The problem of realizing the educational potential of the folk art in the education system of multi-cultural region // Culture, Arts and Education in the regions of Siberia: Materials of interregional scientific and practical conference. — Kyzyl, 2008.
5. Dzhurinsky, A.N. Pedagogy in a multicultural world: Textbooks for students. - Moscow.: VLADOS, 2010.
6. Culture: Theories and issues. Textbooks for undergraduate and postgraduate humanities / T.F. Kuznetsova, V.M. Mezhuyev, I.O. Shaitanov and others. — Moscow: Nauka, 1995.
Статья поступила в редакцию 15.03.11
УДК 37. 015. 31: 316. 647. 5
Daumova B.B. THE PROBLEM OF ETHNOTOLERANCE FORMATION IN THE PEDAGOGICAL SCIENCE. In
article the author gives essence of concept of ethnos and ethnotolerance, considers questions of ethnotolerance formation in pedagogics and philosophy, analyses researches in the field of ethnotolerance, defines types of ethnic tolerance, underlining the importance of tolerance and ethnotolerance formation in modern conditions.
Key words: ethnos, tolerance, ethnic tolerance, ethnic consciousness, international relations, ethnotoler-ance types, tolerant and ethnotolerant consciousness.
-комплексное применение в учебно-воспитательном процессе средств и методов музыкального образования в их единстве и взаимосвязи;
- погружение младших школьников в истоки монгольской народной музыки.
В формирующем эксперименте работа была направлена на пробуждение и углубление качественных характеристик отношения испытуемых к национальной монгольской музыке; повышение уровня теоретической подготовки; обогащение слуховых представлений. На этом этапе, в результате накопления музыкальных впечатлений, у учащихся выработались представления о разнообразии чувств, выраженных в музыке, особая мера анализа, что проявилось в оценке народной, классической музыки.
Таким образом, результаты проведенной нами опытноэкспериментальной работы позволяют утверждать, что важнейшим условием эффективности процесса эстетического воспитания младших школьников является учет следующих факторов:
- содержание музыкальных произведений должно быть доступным, включать близкие звуко-эмоциональные комплексы;
- развитие эстетического восприятия зависит от сформированной эстетической позиции;
- эстетическое восприятие невозможно без нахождения «личностного смысла» в музыкальном произведении.
Кроме того, мы смогли подтвердить наше предположение о том, что применение народного музыкального искусства в учебном процессе младших школьников обеспечивает эффективность эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.