Научная статья на тему 'Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников в поликультурной эстетической среде общеобразовательной школы'

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников в поликультурной эстетической среде общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1231
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНАЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СРЕДА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ПРИНЦИПЫ / КОМПОНЕНТЫ / ПОКАЗАТЕЛИ / КРИТЕРИИ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ / MUSICAL-AESTHETIC EDUCATION / POLYCULTURAL ESTHETIC ENVIRONMENT / JUNIOR SCHOOLCHILDREN / PRINCIPLES / COMPONENTS / INDICATORS / CRITERIA OF MUSICAL AND AESTHETIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гатауллина Венера Дамировна, Соколова Наталья Владимировна

В статье раскрываются проблемы музыкально-эстетического воспитания младших школьников, выдвигается идея создания поликультурной эстетической среды в общеобразовательной школе, выявляются компоненты, показатели и критерии, характеризующие музыкально-эстетическую воспитанность младших школьников в поликультурной эстетической среде общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гатауллина Венера Дамировна, Соколова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUSICAL ESTHETIC EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN A POLYCULTURAL ESTHETIC ENVIRONMENT AT COMPREHENSIVE SCHOOLS

The article considers musical aesthetic education of junior schoolchildren and suggests the idea of creating a polycultural aesthetic environment at comprehensive schools. The components, indicators, and criteria, characterizing musical-aesthetic education of junior schoolchildren in a polycultural aesthetic environment of the secondary school, are identified in the article.

Текст научной работы на тему «Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников в поликультурной эстетической среде общеобразовательной школы»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2014. №1(35)

УДК 373.1+18:37.01

МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

© В.Д.Гатауллина, Н.В.Соколова

В статье раскрываются проблемы музыкально-эстетического воспитания младших школьников, выдвигается идея создания поликультурной эстетической среды в общеобразовательной школе, выявляются компоненты, показатели и критерии, характеризующие музыкально-эстетическую воспитанность младших школьников в поликультурной эстетической среде общеобразовательной школы.

Ключевые слова: музыкально-эстетическое воспитание, поликультурная эстетическая среда, младшие школьники, принципы, компоненты, показатели, критерии музыкально-эстетической воспитанности.

На современном этапе в образовании идет активный процесс, ориентированный на внедрение традиций и культурного опыта в современную педагогическую систему, в которой личность может активно развиваться. Актуальной становится проблема приобщения детей к истинным ценностям национального самобытного искусства, воспитания любви и интереса к подлинно многонациональной культуре как системе эстетических ценностей, которая позволяет развивать духовные потребности и познавательные интересы школьников.

Необходимо учитывать, что состав современных школьных классов становится микрокосмосом культурного разнообразия и включает детей разных национальностей: русской, татарской, башкирской, чувашской, марийской, а также других народов Поволжья и стран СНГ. Определяющим фактором приобщения учащихся к культурам мира, фактором диалога культур должна стать поликультурная эстетическая среда, организованная в общеобразовательной школе. Поликультурная эстетическая среда как предметное художественной окружение, наполненное многонациональной культурой, может и должна создавать возможность для совершенствования и становления личности школьника как личности творческой, духовно богатой, готовой творить добро.

Музыкально-эстетическое воспитание, осуществляемое в условиях данной среды, занимает особое место в структуре духовно-нравственного становления современной личности школьника. Музыка как эмоционально-звуковая форма передачи духовного опыта, сохраняя и раскрывая широкий спектр эмоций, чувств и идей различных народов, выступает эффективным средством в поиске путей и уровней взаимодействия и пони-

мания между школьниками различных национальностей. С музыкально-эстетическим воспитанием молодежи и общества связывают перспективы духовно-нравственного развития народа, возрождения национальных традиций, повышения культурного уровня народа, поскольку, оказывая мощное воздействие на развитие учащихся, оно содействует приостановлению деструктивных процессов, наблюдаемых в современном обществе, способствует развитию интереса к музыкальной культуре представителей различных народов.

Современная педагогическая наука, занимающаяся разработкой и проектированием процесса музыкально-эстетического воспитания, учитывает потребности различных этносов в сохранении своей культуры, знакомит учащихся с многообразием обычаев, норм поведения с целью формирования в школьниках способности к принятию разных музыкальных культур и бережного к ним отношения.

В последнее десятилетие изучению особенностей музыкально-эстетического воспитания младших школьников в разных регионах с учетом национальных традиций посвящены научно-исследовательские работы следующих ученых: И.В.Жирнова (Марий Эл) [1], Л.М.Кашапова (Башкортстан) [2], Л.П.Карпушина (Мордовия) [3], Л.В.Кузнецова (Чувашия) [4], А.Г.Ларионова (Республика Саха) [5], Т.Б.Будаева (Якутия) [6], Раджабов Октай Мамед Ага Оглы (Азербайджан) [7], И.Н.Реутская (Карачаево-Черкесская Ресуб-лика) [8], Н.Ш.Сыртланова (Башкортстан) [9], З.М.Явгильдина (Татарстан) [10] и другие.

Педагоги-музыканты определяют категорию "музыкально-эстетическое воспитание" как процесс накопления социально-художественного опыта, ценностно-смыслового взаимодействия

субъектов; как средство художественно-творческого развития личности; как составную часть общего развития всего подрастающего поколения. Приведем некоторые примеры:

- музыкально-эстетическое воспитание есть формирование опыта нравственно-эстетического отношения к действительности на традиционных основаниях народной культуры — красоты, истины, добра; понимание национальных особенностей чувашского народного искусства в историко-культурном аспекте; понимание общечеловеческого, гуманистического характера народного искусства, прежде всего сказок, легенд, песен, обрядов;

творческое художественное развитие личности младшего школьника на основе традиций народного творчества[4: 247].

- музыкально-эстетическое воспитание есть формирование этномузыкальной культуры, национального самосознания учащихся, развитие их этномузыкальных способностей и становление как этноличностей [2: 202].

- музыкально-эстетическое воспитание есть формирование интереса, любви к фольклору и музыке; развитие творческих способностей учащихся; развитие общей культуры и музыкального вкуса учеников; воспитание уважительного отношения к родному языку, музыке, обычаям, традициям и культуре своего народа [10: 3].

Рассматривая культурную специфику среды, необходимо обозначить понятие «поликультурная эстетическая среда». Понятие «поликультурная» состоит из двух ключевых слов «поли» и «культура». С греческого языка понятие «поли» переводится как «многочисленный» и указывает на разнообразный, сложный состав чего-либо. Понятие «культура» многопланово, сложно. В настоящее время существует более 500 определений понятия «культура». В толковом словаре русского языка В.И.Даля латинское слово «culture» переводится как обработка, уход, возделывание, образование, развитие. В Словаре русского языка С.И.Ожегова это понятие раскрывается как совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении. Культура служит хранителем совокупного духовного опыта человечества, поэтому духовный компонент является наиболее значимым для сферы образования.

Рассматривая среду как совокупность условий, влияющих на развитие и формирование способностей, потребностей, интересов, сознания личности, Л.И.Новикова обращает внимание на зависимость творческой активности школьника от социальных условий, среды, в которой он пребывает. Поликультурная среда образователь-

ной школы определяется ею как совокупность материальных средств и межчеловеческих отношений, которые устанавливаются между представителями различных этносов и влияют на развитие и формирование способностей, потребностей, интересов, сознания личности школьника [11].

В контексте нашего исследования «поликультурность» означает функционирование образовательной среды с языковым, духовным и полиэтническим разнообразием учащихся и соответствует принципу диалога и взаимодействия множества культур.

Проблемы художественно-эстетического воспитания школьников в поликультурной среде нашли отражение в работах Л.В.Кузнецовой [4], С.М.Борисовой [12]. Педагогами-музыкантами обоснованы ведущие принципы, формы, методы, педагогические условия формирования и функционирования поликультурной среды в общеобразовательной школе.

Результатом изучения и анализа основных понятий нашего исследования явилось следующее определение. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников в поликультурной эстетической среде - это педагогически организованный процесс развития музыкально-эстетической культуры учащихся: музыкально-эстетического кругозора, музыкально-эстетического интереса к многонациональному искусству народов Поволжья, художественно-творческих способностей, артистизма и позитивного отношения к одноклассникам посредством включения учащихся в активную музыкально-художественную деятельность интегрированного характера.

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников в поликультурной эстетической среде должно опираться на следующие принципы:

1) принцип учета воспитательного потенциала поликультурной эстетической среды при проектировании содержания музыкально-эстетического воспитания в поликультурной эстетической среде общеобразовательной школы;

2) принцип диалога разнообразных культур как взаимоуважение, взаимовлияние и взаимопроникновение музыкальных культур народов Поволжья;

3) принцип преемственност, как постепенное овладение и закрепление полученных знаний, умений, навыков;

4) принцип интегративности обучения в поликультурной эстетической среде общеобразовательной школы;

5) принцип использования форм и методов организации творческой художественно-эстетической деятельности школьников.

Высшей ценностью поликультурной эстетической среды в общеобразовательной школе является личность учащегося, главный смысл и цель воспитания в такой среде должны быть связаны с его развитием, социально-педагогической поддержкой индивидуальности и созданием условий для творческой самореализации.

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников осуществляется нами по авторской программе «Воспитание вокально-хоровых навыков учащихся на основе музыкального искусства народов Поволжья». Важной особенностью концепции, разработанной на основе многолетнего обобщенного опыта работы с детским вокальным ансамблем «Лейсан», является музыкально-эстетическое развитие личности ребенка посредством приобщения его к национально-культурным ценностям народов Поволжья: русского, татарского, чувашского, удмуртского, марийского, мордовского.

Реализация разработанной программы связана со своеобразием структурно-композиционного построения репетиционного занятия, основными признаками которого выступают синкретизм и интегративный характер. Освоение культурного наследия Поволжья младшими школьниками происходит в результате сочетания различных видов деятельности: разучивание и исполнение песен народов Поволжья, а также композиторов России, Поволжья и Татарстана; освоение хореографических элементов национальных танцев; игра на элементарных музыкальных инструментах. В результате изучения музыкального материала, основанного на музыкальной культуре народов Поволжья, дети приобретают вокально-хоровые навыки, опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству народов Поволжья.

Основу программы составляет тематическое планирование репетиционных занятий, подбор вокально-хоровых упражнений, разработка вокально-хорового репертуара на основе музыки народов Поволжья. Особое внимание уделено концертной деятельности: участию в школьных, городских праздниках; мероприятиях, посвященных разным памятным датам; на конкурсах и фестивалях; выступлениям на радио и телевидении.

Анализ научно-методического материала, а также опыт педагогической работы с младшими школьниками по авторской программе позволил выделить критериальные компоненты, характе-

ризующие музыкально-эстетическую воспитанность младших школьников в поликультурной среде общеобразовательной школы: когнитивный, мотивационно-потребностный, эмоционально-волевой, коммуникативно-деятельност-ный. Охарактеризуем каждый из них:

1) когнитивный компонент - базовый музыкально-эстетический опыт младших школьников: информированность в области музыкальной культуры народов Поволжья, достаточное количество специальных знаний, умений и навыков.

Показатели:

• достаточный уровень специальных базовых знаний: знание песен, композиторов, праздников, танцев народов Поволжья;

• музыкальные способности, в составе которых ладово-высотные, ритмические, тембровые, динамические, интонационные, зрительные способности;

• художественно-творческие умения и навыки, в составе которых владение вокально-хоровыми, хореографическими, инструментально-исполнительскими умениями и навыками.

2) мотивационно-потребностный компонент - система личностных мотивов, музыкально-эстетических интересов, вкусов и потребностей младших школьников, которые раскрывают направленность учащихся на вокально-хоровую область музыкального искусства народов Поволжья и способствуют развитию музыкально-эстетической воспитанности учащихся.

Показатели:

• интерес и стремление личности к «общению» с любимым автором, произведением, получению новых музыкальных впечатлений;

• активное, устойчивое, сознательное желание освоения музыкального материала поликультурной направленности;

• потребность ребенка в освоении различных видов музыкально-исполнительской деятельности и необходимость владения данной деятельностью.

3) эмоционально-волевой компонент - владение способами волевой саморегуляции и умение глубоко переживать исполняемую музыку; владение артистизмом и эмоциональной выразительностью при воплощении художественного замысла.

Показатели:

• владение образным мышлением, развитой фантазией, творческим воображением;

• владение артистизмом и эмоциональной выразительностью при воплощении художественного замысла музыкального произведения;

• владение способами волевой саморегуляции эмоций при реализации сценического замысла (умение свободно, естественно держаться на сцене).

4) коммуникативно-деятельностный компонент - система ценностных отношений к художественно-эстетической деятельности с учащимися разных национальностей.

Показатели:

• проявление внимания к национальным, индивидуальным особенностям одноклассников в результате овладения знаниями о музыкальном искусстве народов Поволжья;

• активность в совместной художественно-эстетической деятельности с учащимися в процессе освоения музыкального искусства народов Поволжского региона;

• осознание необходимости позитивного отношения младших школьников к учащимся разных национальностей, поддержка друг друга, общительность и дружелюбие.

В соответствии с названными критериями и их показателями были выявлены три уровня сформированности музыкально-эстетической воспитанности младших школьников: низкий (констатирующий), средний (анализирующий), высокий (гармоничный).

Низкий уровень музыкально-эстетической воспитанности характеризуется небольшими знаниями в области музыкального искусства народов Поволжья, отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальной культуре данного региона, наивно-реалистическим восприятием музыкальной культуры различных народов данного региона. Дети не могут назвать композиторов и их произведений, пассивны, неэмоциональны, не имеют любимых песен, новые учат без желания. В них отсутствуют творческое воображение и активное начало в творчестве. Младшие школьники маловыразительны и неэмоциональны. Они теряются на сцене, с трудом контролируют свои действия во время пения; их движения несвободны, неестественны. Детей данного уровня отличает нежелание участвовать в совместной художественно-эстетической деятельности, критика одноклассников, осознание собственного превосходства.

Средний уровень выражался в наличии у младших школьников неглубоких знаний в области музыкального искусства народов Поволжья, некоторого проявляемого интереса к музыке народов Поволжского региона, активностью на непродолжительное время и меньшей внимательностью при разучивании произведений. Дети неплохо знакомы с композиторами данного региона, но не могут назвать их музыкальные про-

изведения, они знают некоторые народные песни, но исполняют их неэмоционально, часто знают слова только первых куплетов. Учащиеся легко вовлекаются в репетиционную работу, но активность проявляется непродолжительное время; школьники откликаются на предложение участвовать в совместной художественно-эстетической, концертной деятельности и проявляют некоторое внимание к национальным, индивидуальным особенностям одноклассников. Во время выступлений дети волнуются, но контролируют свои действия; их движения недостаточно свободны и неестественны.

При высоком уровне музыкально-эстетической воспитанности личность школьника характеризуют внимательность и активность на музыкальных занятиях, глубокие знания в области музыкального искусства Поволжского региона, ярко выраженный интерес к музыкальной культуре народов региона, гармония рационального и эмоционального начал. Кроме того, они с удовольствием исполняют народные песни Поволжского региона (татарские, марийские, чувашские и т.д.), могут отличить их от песен современных композиторов, интонационно правильно передают мелодию и знают слова всех куплетов. Эти учащиеся с желанием учат новые вокальные произведения, охотно занимаются технической отработкой и доведением произведения до окончательного варианта, исполняют их выразительно и эмоционально. Дети выражают стремление активно участвовать в совместной художественно-творческой деятельности: уровень развития фантазии и творческого воображения высок; они свободно, естественно держатся на сцене.

Проведенный анализ научной литературы по проблеме исследования позволил нам дать определение понятию «музыкально-эстетическое воспитание младших школьников в поликультурной эстетической среде общеобразовательной школы»; определить содержательные компоненты, их показатели и уровни музыкально-эстетической воспитанности младших школьников. Мы пришли к выводу, что музыкально-эстетическое воспитание младших школьников - это сложный процесс, эффективность которого зависит от педагогически организованной поликультурной эстетической среды. Последовательная организация активной творческой деятельности учащихся в поликультурной эстетической среде и включение школьников в различные виды деятельности посредством использования многообразных форм и методов работы будут способствовать развитию музыкальной культуры школьников, повышению их интереса к освоению высокохудожественных образцов музыкального искусства народов По-

волжского региона, формированию творческих способностей, воспитанию личности младшего школьника в духе толерантности и уважения к другим народам.

1. Жирнова И.В. Педагогические условия развития музыкально-творческих способностей младших школьников (на материале марийского фольклора): дисс. ... канд. пед. наук. - Йошкар-Ола: 2005. - 174 с.

2. Кашапова Л.М. Моделирование и реализация непрерывного этномузыкального образования как целостной национально-региональной образовательной системы: дис. ... д. пед. наук. - Уфа, 2006. - 400 с.

3. Карпушина Л.П. Педагогические основы освоения мордовского музыкального фольклора (на примере 1-го класса 4-х летней начальной национальной школы): дисс. ... канд. пед. наук. - М.: 1996. - 160 с.

4. Кузнецова Л.В. Национально-культурная среда в общеобразовательной школе: Теория и практика формирования: дис. ... д. пед. наук. - Чебоксары, 2001. - 370с.

5. Ларионова А.Г. Этнопедагогические основы формирования музыкальной культуры младших школьников: дисс. ... канд. пед. наук. - Якутск. 2000. - 166с.

6. Будаева Т.Б. Формирование эстетической культуры младших школьников средствами бурятского музыкального искусства: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Улан-Уде : 2000. - 21 с.

7. Раджабов Октай Мамед Ага оглы. Детские песни азербайджанских композиторов в музыкально -эстетическом воспитании младших школьников: дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1985. - 155 с.

8. Реутская И.Н. «Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников в процессе реализации национально-регионального компонента образования (На материале Карачаево-Черкесской республики)»: дис. ... канд. пед. наук. - Карача-евск, 2004. - 198 с.

9. Сыртланова Н.Ш. Мультикультурная направленность регионального компонента дошкольного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Челябинск, 2008. - 24 с.

10. Явгильдина З.М. Использование фольклора в музыкальном образовании: Учебное пособие. - Казань, 2004. - 120 с.

11. Новикова Л.И. Школа и среда. - М.: Знание, 1991. - 79 с.

12. Борисова С.М. Преемственность в формировании музыкально-эстетического вкуса старших дошкольников и младших школьников в условиях поликультурной среды: дисс. ... канд. пед. наук. - Чебоксары: 2006. - 161с.

MUSICAL ESTHETIC EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN IN A POLYCULTURAL ESTHETIC ENVIRONMENT AT COMPREHENSIVE SCHOOLS

V.D.Gataullina, N.V.Sokolova

The article considers musical aesthetic education of junior schoolchildren and suggests the idea of creating a polycultural aesthetic environment at comprehensive schools. The components, indicators, and criteria, characterizing musical-aesthetic education of junior schoolchildren in a polycultural aesthetic environment of the secondary school, are identified in the article.

Key words: musical-aesthetic education, polycultural esthetic environment, junior schoolchildren, principles, components, indicators, criteria of musical and aesthetic education.

1. Zhirnova I.V. Pedagogicheskie usloviya razvitiya muzykal'no-tvorcheskix sposobnostej mladshix shkol'nikov (na materiale marijskogo fol'klora): diss. ... kand. ped. nauk. - Joshkar-Ola: 2005. - 174 s. (In Russian)

2. Kashapova L.M. Modelirovanie i realizaciya ne-preryvnogo e'tnomuzykal'nogo obrazovaniya kak ce-lostnoj nacional'no-regional'noj obrazovatel'noj sis-temy: dis. ... d. ped. nauk. - Ufa, 2006. - 400 s. (In Russian)

3. Karpushina L.P. Pedagogicheskie osnovy osvoeniya mordovskogo muzykal'nogo fol'klora (na primere 1-go klassa 4-x letnej nachal'noj nacional'noj shkoly):

diss. ... kand. ped. nauk. - M.: 1996. - 160 s. (In Russian)

4. Kuznecova L.V. Nacional'no-kul'turnaya sreda v obshheobrazovatel'noj shkole: Teoriya i praktika formirovaniya: dis. ... d. ped. nauk. - Cheboksary, 2001. - 370 s. (In Russian)

5. Larionova A.G. E'tnopedagogicheskie osnovy formirovaniya muzykal'noj kul'tury mladshix shkol'nikov: diss. ... kand. ped. nauk. - Yakutsk, 2000. - 166 s. (In Russian)

6. Budaeva T.B. Formirovanie e'steticheskoj kul'tury mladshix shkol'nikov sredstvami buryatskogo muzykal'nogo iskusstva: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Ulan-Ude: 2000. - 21 s. (In Russian)

7. Radzhabov Oktaj Mamed Aga ogly. Detskie pesni azerbajdzhanskix kompozitorov v muzykal'no-e'steticheskom vospitanii mladshix shkol'nikov: diss. ... kand. ped. nauk. - M., 1985. - 155 s. (In Russian)

8. Reutskaya I.N. «Muzykal'no-e'steticheskoe vospitanie mladshix shkol'nikov v processe realizacii nacion-al'no-regional'nogo komponenta obrazovaniya (Na materiale Karachaevo-Cherkesskoj respubliki)»: dis. ... kand. ped. nauk. - Karachaevsk, 2004. - 198 s. (In Russian)

9. Syrtlanova N.Sh. Mul'tikul'turnaya napravlennost' re-gional'nogo komponenta doshkol'nogo obrazovaniya:

avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Chelyabinsk, 2008. - 24 s. (In Russian)

10. Yavgil'dina Z.M. Ispol'zovanie fol'klora v muzykal'nom obrazovanii: Uchebnoe posobie. - Kazan', 2004. - 120 s. (In Russian)

11. Novikova L.I. Shkola i sreda. - M.: Znanie, 1991. - 79 s. (In Russian)

12. Borisova S.M. Preemstvennost' v formirovanii muzy-kal'no-e'steticheskogo vkusa starshix doshkol'nikov i mladshix shkol'nikov v usloviyax polikul'turnoj sre-dy: diss. ... kand. ped. nauk. - Cheboksary, 2006. -161 s. (In Russian)

Гатауллина Венера Дамировна - соискатель кафедры теории искусств и мировой художественной культуры Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.

420008, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: [email protected].

Gataullina Venera Damirovna - PhD student, The Department of Theory of Arts and World Art Culture, Kazan (Volga Region) Federal University.

18 Kremlevskaya Str.,Kazan, 420008, Russia. E-mail: [email protected].

Соколова Наталья Владимировна - кандидат педагогических наук, профессор кафедры музыкального искусства и хореографии Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.

420008, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: [email protected].

Sokolova Natalya Vladimirovna - PhD in Pedagogy, Professor, the Department of Music Art and Choreography, Kazan (Volga Region) Federal University.

18 Kremlevskaya Str.,Kazan, 420008, Russia. E-mail: [email protected].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 12.09.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.