Научная статья на тему 'Проблемы эстетического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства'

Проблемы эстетического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
962
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА / AESTHETIC EDUCATION / AESTHETIC PERCEPTION / AESTHETIC SENSES / AESTHETIC NEEDS / AESTHETIC IDEALS / AESTHETIC JUDGMENT / AESTHETIC OPINIONS / AESTHETIC CONVICTIONS / AESTHETIC ATTITUDE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емелина Татьяна Владимировна, Касаткина Наталья Эмильевна

В рамках анализа процесса воспитания обучающихся в статье обосновывается необходимость эстетического воспитания средствами музыки, осуществляется обзор различных подходов и авторских концепций воспитания отечественных педагогов, ученых современности. Авторами подчеркивается важность воздействия музыки на внутренний мир обучающихся, ее роль в предоставлении всем школьникам возможности для культурной и творческой деятельности, что позволяет сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. Практическая часть проведенного исследования позволила выявить противоречие между музыкальными потребностями школьников и предлагаемыми школьной жизнью условиями. Авторы предполагают, что разрешить данное противоречие могут сами школьники и родители, выразив готовность к использованию в обычной жизни более серьезной, глубокой для понимания классической музыки и более частого, лучше систематического посещения концертов всей семьей. Процесс развития музыкальной культуры современных школьников будет эффективным, если сами школьники выступят активными участниками формирования модели своей собственной музыкальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Aesthetic Education of Junior Schoolchildren by means of musical art

The author of the article considers the problem of aesthetic education of schoolchildren in modern conditions, carries out a review of normative documents regulating various approaches of the education organization. The experience of the work of teachers is generalized in the implementation of the socially important project “School Philharmonic”, which is aimed at the disclosure of the creative potential of students, based on the regional component. The authors have made an attempt to summarize the experience of the work in the organization of a methodical platform “The system of the work on aesthetic education within the framework of the interaction of general and additional education in the conditions of the implementation of the federal state educational standard”. The notions such as “aesthetic”, “aesthetic education of schoolchildren”, stable motives, needs and conditions of the formation of aesthetic education in the realities of today’s dynamically developing reality are revealed in this article. The article substantiates the necessity of the formation of the aesthetic relation of a student to reality, his notion of the beautiful and the ugly, the sublime and the low-lying, the tragic and the comic, arising in the process of the mastering by a student the world around him. The article presents the results of the integration of general and additional education for the full disclosure of the creative potential of a student, approaches to the organization of the system-activity approach in matters of education and the implementation of the socially important project “School Philharmonic” are prescribed in it as a form of the social interaction.

Текст научной работы на тему «Проблемы эстетического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства»

_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_

УДК 371+37.0+18

Емелина Татьяна Владимировна

Заместитель директора по воспитательной работе школы № 5, emelinatv@mail.ru, Кемерово

Касаткина Наталья Эмильевна

Доктор педагогических наук, профессор, профессор межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики, Кемеровский государственный университет, kasatkina@kemsu.ru, Кемерово

ПРОБЛЕМЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация. В рамках анализа процесса воспитания обучающихся в статье обосновывается необходимость эстетического воспитания средствами музыки, осуществляется обзор различных подходов и авторских концепций воспитания отечественных педагогов, ученых современности. Авторами подчеркивается важность воздействия музыки на внутренний мир обучающихся, ее роль в предоставлении всем школьникам возможности для культурной и творческой деятельности, что позволяет сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. Практическая часть проведенного исследования позволила выявить противоречие между музыкальными потребностями школьников и предлагаемыми школьной жизнью условиями. Авторы предполагают, что разрешить данное противоречие могут сами школьники и родители, выразив готовность к использованию в обычной жизни более серьезной, глубокой для понимания классической музыки и более частого, лучше систематического посещения концертов всей семьей. Процесс развития музыкальной культуры современных школьников будет эффективным, если сами школьники выступят активными участниками формирования модели своей собственной музыкальной культуры.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, эстетическое восприятие, эстетические чувства.

Введение в проблему. Современное состояние массового уровня музыкальной культуры обучающихся характеризуется предпочтением легкой развлекательной танцевальной музыки. Легкость усвоения такой музыки обуславливается повторяющимися мелодическими и ритмическими оборотами, элементарной гармонией, приводит в большинстве случаев к неприятию серьезной музыки, требующей большей исполнительской и слушательской культуры, а также способствует все большему закреплению «потребительской культуры» обучающихся.

Современный школьник часто не замечает художественной ценности музыки, а воспринимает ее как фоновое сопровождение, поэтому формирование интереса к музыкальному искусству следует проводить путем постепенного, планомерного овладения необходимыми навыками эмоционально-образного восприятия. Мы исходили из того, что изучение предмета «Музыка» необходимо связывать с литературой и изобразительным искусством. Это соприкосновение насыщает внутренний мир школьника, делая его разноплановым и разносторонним. Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа эстетического воспитания

в целом на данном этапе обучения становится отправной точкой раскрытия своего собственного внутреннего мира для самого школьника, для его родителей и педагогов. Проведенное нами исследование показало, что через музыку ученик познает себя, получая знания для дальнейшего интеллектуально-творческого и духовного развития. Слушание и исполнение музыкальных произведений формирует представления школьника о мировой культуре, его вкус, развивает чувство творческого стиля того или иного композитора. У учеников происходит формирование основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития любви к музыке. А потому цель нашего исследования - изучение процесса формирования у современных школьников положительного отношения к классической музыке.

Процесс формирования восприятия музыки, по мнению Б. Л. Яворского, должен проходить в 5 этапов: накопление впечатлений; спонтанное выражение в зрительных, сенсорно-моторных и речевых проявлениях; импровизирование: двигательное, музыкальное, литературно-речевое; создание оригинальных композиций (музыкальных,

изобразительных, пластических, литературных), являющихся отражением какого-либо художественного или жизненного впечатления; музыкальное творчество - сочинение песен [9].

Планомерно и структурировано осуществить это возможно только в образовательной организации через посещение школьником уроков музыки.

Изучение предмета «Музыка» в образовательной организации является обязательным и осуществляется на основе реализации основной образовательной программы основного общего образования. Всем школьникам в этих условиях предоставляются возможности для культурной и творческой деятельности, позволяющие сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Учитель на уроках акцентирует внимание на соприкосновении школьника с миром музыки, его нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия через распевание, слушание произведений, эмоционально-эстетический отклик на музыку, выраженный в ответах на вопросы, в рассказах, в рисунках, в речевой и двигательной импровизации. В процессе обучения школьники начинают понимать, что музыка открывает перед ними возможности для познания своих собственных чувств и мыслей, побуждает импровизировать и фантазировать, развивает воображение, помогает встать на позицию другого человека, учит вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для него самого явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Большое значение в эстетическом воспитании школьника играет его приобщение к музыкальному искусству, расширение музыкального и культурного кругозора каждого ученика, даже того, кто не проявляет активного участия в уроке.

Мы исходили из того, что изучение музыкального искусства в школе ориентировано на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение своего собственного внутреннего мира, обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека. В этом случае происходит становление его активной жизненной позиции, формируется готов-

ность к взаимодействию и сотрудничеству в современном культурном пространстве.

В контексте нашего исследования мы исходили из позиции Б. Асафьева о воспитательной ценности творчества, который полагал, что «воздействуя одновременно на разум и чувства, оно организует эмоции, чувства, способствует росту эмоционально-нравственной культуры человека» [1, с. 132].

Изучение предмета «Музыка» способствует формированию чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознанию своей этнической и национальной принадлежности посредством исполнения народного фольклора; узнаванию культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоению традиционных ценностей многонационального российского общества; приобщению к основам музыкального искусства.

Для изучения отношения к классической музыке младших школьников и их родителей нами было проведено исследование с участием 250 семей учащихся начальной школы и учителей МБОУ «СОШ № 5» города Кемерово.

В результате проведенного исследования среди обучающихся начальных классов было выявлено, что свободное время они предпочитают проводить, играя с друзьями, где музыка играет роль сопроводительного фона, как правило, эстрадной направленности. Причем относятся серьезно к прослушиванию классических произведений и делают это с желанием и без принуждения только 30 % опрашиваемых. Мы зафиксировали, что в числе любимых классических произведений в основном музыка П. И. Чайковского, Э. Грига, В. Моцарта. Среди современных композиторов выделяют творчество И. Крутого. И все-таки с большим удовлетворением дети этого возраста слушают именно эстрадную музыку. Всей семьей концерты посещают 10 % опрошенных и 100 % всем классом по абонементу на протяжении всего учебного процесса в сопровождении учителя. Обучаются в музыкальной школе и сами музицируют 15 % опрошенных.

В качестве источника получения информации о музыке чаще всего называют уроки музыки в образовательной организации, в музыкальной школе и общение среди свер-

UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS

стников (обмен музыкальными файлами в телефонах и социальных сетях). Особое место занимает современная поп- и рэп-музыка, которую слушают 100 % школьников. Несомненно, большое влияние на это оказывают родители, которые отдают предпочтение современной эстрадной музыке.

Несмотря на все вышеизложенное, в ходе нашего исследования мы выявили, что музыка оказывает большое благотворное влияние на обучающихся, что подтверждает 99 % обучающихся начальной школы.

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать, что музыка учит не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. С этим утверждением согласны 89 % младших школьников. Каждый из опрошенных не раз ощущал на себе магию музыки. Одно воспоминание о любимых композициях способно поднять настроение и подарить чувство радости -с этим согласны 88 % опрошенных. Практически все природные явления - шелест листьев, шум ветра, падение капель дождя - содержат свою мелодику, пробуждая в душах обучающихся различные эмоции. Это утверждение разделяют 95 % младших школьников. В то же время исследование показало, что невозможно выделить какое-то одно музыкальное направление, которое приносило бы чувство счастья всем и постоянно. Кто-то предпочитает серьезную симфоническую музыку (15 %), для кого-то лучший фон повседневной жизни - незатейливые поп-композиции (82 %), а некоторые не представляют своей жизни без заряжающего энергией рока (3 %). Нам удалось установить, что индивидуальные предпочтения родителей опрашиваемых учеников зависят от опыта, кругозора, широты взглядов каждого из них. Да и настроение играет не последнюю роль при выборе любимой мелодии. Вне зависимости от жанра

музыка создает заряд положительной энергии - так считают 100 % опрошенных. Он формируется благодаря тембру голоса исполнителя, мелодичности основной темы, ритмичности, ободряющим словам. После прослушивания любимых музыкальных произведений появляется чувство счастья, желание изменять собственную жизнь в лучшую сторону, ощущение всемогущества. Однако иногда любимой становится музыка, просто совпадающая по характеру с той ситуацией, которая имеет место в жизни человека - так думают 64 % родителей, отвечающих на вопросы. Формируя определенные образы и ассоциации, она вызывает желание слушать песню или мелодию снова и снова. Подчас такая музыка может стать руководством к действию, частью мотивации, ответом на внутренние вопросы - так считают 56 % родителей.

В результате проведенного исследования изучено общественное мнение родителей и учащихся относительно роли музыки в жизни современного школьника.

Исследование позволило выявить противоречие между музыкальными потребностями школьников и предлагаемыми школьной жизнью условиями. Причем разрешить данное противоречие могут сами школьники, учителя и родители, выразив готовность к использованию в обычной жизни более серьезной, глубокой для понимания классической музыки и более частого, лучше систематического посещения концертов всей семьей. Процесс развития музыкальной культуры современных школьников будет эффективным, если родители и учителя выступят активными участниками формирования модели как собственной музыкальной культуры, так и музыкальной культуры учащихся, так как в музыкальной деятельности ребенок осознает личную пространственною реальность, в которой открывает мир для себя по-своему и себя миру.

Библиографический список

1. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкаль- и культура. - 2011 ном просвещении и образовании. - Л.: Музы-ка,1973. - 142 с.

2. Гаттауллина В. Д. Педагогические условия музыкально-эстетического воспитания младших школьников в поликультурной эстетической среде общеобразовательной школы // Филология

№ 25. - 240 с.

3. Зарецкая И. И. Эстетическое воспитание как фактор социализации младших школьников // Начальная школа. - 2011. - № 1. - С. 54-58.

4. ЛейтесН. С. Проблема общих способностей в возрастном аспекте [Электронный ресурс]. -URL: http://www.bimbad.ru/biblioteka/artide_full.

phpaid=1633 (дата обращения 25.07.16).

5. Любимова Ю. С. Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей нач. кл. - Минск: Пачатковая школа, 2008. - 114 с.

6. Максимова В. Р. Педагогические особенности эстетического воспитания младших школьников // Образование и саморазвитие. - 2012. - Т. 5, № 33. - C. 83-88.

7. Пагута Т. И. Система эстетического воспитания младших школьников в современных условиях // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2013. - № 2 (13). - С. 240-244.

8. Солодова Г. Г., Климова Н. А. Эстетическое развитие личности в воспитательно-образовательном процессе школы. - Кемерово: Кузбассиз-дат, 2003. - 45 с.

9. Яворский Б. Л. Статьи, воспоминания, переписка. - М.: Советский композитор, 1972. - 189 с.

10. CorsoR.M. Practices for enhancing children's

social-emotional development and preventing challenging behavior // Gifted Child Today. - 2007. -Vol. 30 (3). - P. 51-56.

11. Moissinac L. Affect and emotional development // Encyclopedia of education / ed. J. W. Guthrie. - New York: MacMillan Reference, 2003. - P. 58-61.

12. Raver С. C. Emotions matter: Making the case for the role of young children's emotional development for early school readiness // Social policy report. - 2002. - Vol. 16 (3). - P. 3-19.

13. Smith B. J. Recommended practices. Linking social development and behavior to school readiness. RetrievedApril21, 2008 [Электронный ресурс]. - URL: http://challengingbehavior.fmhi.usf.edU/resources. html#handouts (дата обращения: 23.09.2016).

14. The Nature of Emotion / Discover Your Mind. New Ideas in Psychology & Idealism [Электронный ресурс]. - URL: http://discover-your-mind.co.uk/1 am%20-%20emotions-1.htm (дата обращения: 30.09.2016).

Поступила в редакцию 12.08.2016

Emelina Tatyana Vladimirovna

Deputy Director on Educational Work Secondary school № 5, Postgraduate, Kemerovo State University, emelinatv@mail.ru, Kemerovo

Kasatkina Natalia Emilevna

Dr. Sci. (Pedag.), Prof., Prof. of Inter-University Department of General and Intercollegiate University Pedagogy, Kemerovo State University, kasatkina@kemsu.ru, Kemerovo

THE AESTHETIC EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF MUSIC ARTS

Abstract. The author of the article considers the problem of aesthetic education of schoolchildren in modern conditions, carries out a review of normative documents regulating various approaches of the education organization. The experience of the work of teachers is generalized in the implementation of the socially important project "School Philharmonic", which is aimed at the disclosure of the creative potential of students, based on the regional component.

The authors have made an attempt to summarize the experience of the work in the organization of a methodical platform "The system of the work on aesthetic education within the framework of the interaction of general and additional education in the conditions of the implementation of the federal state educational standard". The notions such as "aesthetic", "aesthetic education of schoolchildren", stable motives, needs and conditions of the formation of aesthetic education in the realities of today's dynamically developing reality are revealed in this article.

The article substantiates the necessity of the formation of the aesthetic relation of a student to reality, his notion of the beautiful and the ugly, the sublime and the low-lying, the tragic and the comic, arising in the process of the mastering by a student the world around him. The article presents the results of the integration of general and additional education for the full disclosure of the creative potential of a student, approaches to the organization of the system-activity approach in matters of education and the implementation of the socially important project "School Philharmonic" are prescribed in it as a form of the social interaction.

Keywords: Aesthetic education, aesthetic perception, aesthetic senses, aesthetic needs, aesthetic ideals, aesthetic judgment, aesthetic opinions, aesthetic convictions, aesthetic attitude.

UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS References

1. Asafiev, B., 1973. Izbrannye stat'i o muzykal'nom prosveshchenii i obrazovanii [Selec-tid articles about musical teaching and education]. Leningrad: Music Publ., 142 p. (in Russ.).

2. Gattaullina, V. D., 2011. Pedagogicheskie usloviya muzykal'no-ehsteticheskogo vospitaniya mladshih shkol'nikov v polikul'turnoj esteticheskoj srede obshcheobrazovatel'noj shkoly [Pedagogical conditions of musical-aesthetic education of younger pupils in a multicultural aesthetic environment of comprehensive school]. Filologiya i kul'tura [Philology and culture], 25, 240 p. (in Russ.).

3. Zaretskaya, I. I., 2011. Esteticheskoe vospi-tanie kak faktor socializacii mladshix shkol'nikov [Aesthetic education as the factor of socialization of younger pupils]. Nachal'naya shkola [Elementary School], 1, pp. 54-58 (in Russ.).

4. Leytes, N. S. Problema obshchih sposobnostej v vozrastnom aspekte [The problem of general abilities in the age aspect] [online]. Available at: http:// www.bimbad.ru/biblioteka/article_full.phpaid=1633 (Accessed 25 July 2016).

5. Lyubimova, Y. S., 2008. Metodika organizacii esteticheskogo vospitaniya mladshix shkol>nikov [The technique of the organization of aesthetic education of younger pupils]. Minsk: Pachatkovaya school Publ., 114 p. (in Russ.).

6. Maksimova, V. R., 2012. Pedagogicheskie osobennosti esteticheskogo vospitaniya mladshix shkol'nikov [Pedagogical features of aesthetic education of younger pupils]. Obrazovanie i samorazvi-tie [Education and self-development], V. 5, No 33, pp. 83-88 (in Russ.).

7. Paguta, T. I., 2013. Sistema esteticheskogo vospitaniya mladshix shkol'nikov v sovremenn-yx usloviyax [The system of aesthetic education of

younger pupils in modern conditions]. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seri-ya: Pedagogika, psixologiya [Vector Science Tolyatti State university. Series: Pedagogy, psychology], 2 (13), pp. 240-244 (in Russ.).

8. Solodova, G. G. 2003. Esteticheskoe razvitie lichnosti v vospitatel'no-obrazovatel'nom processe shkoly [The aesthetic development of a person in educational process of school education]. Kemerovo: Kuzbassizdat Publ., 45 p. (in Russ.).

9. Yavorsky, B. L., 1972. Stat'i, vospominaniya, perepiska [Articles, memoirs, correspondence]. Moscow: Soviet composer Publ., 189 p. (in Russ.).

10. Corso, R. M., 2007. Practices for enhancing children's social-emotional development and preventing challenging behavior. Gifted Child Today, 30 (3), pp. 51-56 (in Eng.).

11. Moissinac, L., 2003. Affect and emotional development. Guthrie, J. W., ed. Encyclopedia of education. New York: MacMillan Reference Publ., pp. 58-61 (in Eng.).

12. Raver, C. C., 2002. Emotions matter: Making the case for the role of young children's emotional development for early school readiness. Social policy report, 16 (3), pp. 3-19.

13. Smith, B. J. Recommended practices. Linking social development and behavior to school readiness. Retrieved April 21, 2008 [online]. Available at: http://challengingbehavior.fmhi.usf.edU/resourc-es.html#handouts (Accessed 23 September 2016) (in Eng.).

14. The Nature of Emotion / Discover Your Mind. New Ideas in Psychology & Idealism [online]. Available at: http://discover-your-mind.co.uk/1am%20 -%20emotions-1.htm (Accessed 30 September 2016) (in Eng.).

Submitted 12.08.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.