Научная статья на тему 'Развитие художественно-эстетической культуры младших школьников'

Развитие художественно-эстетической культуры младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
694
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science
Область наук
Ключевые слова
PRIMARY SCHOOL / CULTURE / STUDENT / JUNIOR SCHOOLCHILD / ARTISTIC AND AESTHETIC CULTURE / DEVELOPMENT / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / КУЛЬТУРА / УЧЕНИК / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РАЗВИТИЕ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неустроева Милидора Изотовна

В статье рассматривается сущность художественно-эстетической культуры младших школьников как психолого-педагогического явления. Внимание направляется на важность развития художественно-эстетической культуры младших школьников. Описываются методы диагностики художественно-эстетической культуры, приводятся статистические сведения и их исследование. Приведены направления внеурочной деятельности (кружки) для развития и воспитания художественно-эстетической культуры детей в Покровской средней общеобразовательной школы № 1 Хангаласского района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неустроева Милидора Изотовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие художественно-эстетической культуры младших школьников»

THE DEVELOPMENT OF ARTISTIC AND AESTHETIC CULTURE

OF YOUNGER STUDENTS Neustroeva M.I. (Russian Federation) Email: [email protected]

Neustroeva Milidora Izotovna - Undergraduate, PEDAGOGICAL INSTITUTE NORTH-EASTERN FEDERAL UNIVERSITY, YAKUTSK

Abstract: the article examines the essence of the artistic and aesthetic culture of younger schoolchildren as a psychological and pedagogical phenomenon. Attention is directed to the importance of developing the artistic and aesthetic culture of younger schoolchildren. The methods for diagnosing artistic and aesthetic culture are described, statistical information and their study are given. The directions of extracurricular activities (circles) for the development and upbringing of the artistic and aesthetic culture of children in the Pokrovsk secondary school No. 1 of the Khangalassky district are given.

Keywords: primary school, culture, student, junior schoolchild, artistic and aesthetic culture, development, extracurricular activities.

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Неустроева М.И. (Российская Федерация)

Неустроева Милидора Изотовна - магистрант, Педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет, г. Якутск

Аннотация: в статье рассматривается сущность художественно-эстетической культуры младших школьников как психолого-педагогического явления. Внимание направляется на важность развития художественно-эстетической культуры младших школьников. Описываются методы диагностики художественно-эстетической культуры, приводятся статистические сведения и их исследование. Приведены направления внеурочной деятельности (кружки) для развития и воспитания художественно-эстетической культуры детей в Покровской средней общеобразовательной школы № 1 Хангаласского района.

Ключевые слова: начальная школа, культура, ученик, младший школьник, художественно-эстетическая культура, развитие, внеурочная деятельность.

В современном образовательном процессе реализована Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации, где было отмечено: «Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка» [6].

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность всем обучающихся заниматься художественным творчеством - в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями [2].

Художественно-эстетическая культура- это один из видов культуры общества и элемент его духовной жизни, который состоит в образно творческом воспроизведении жизни людей, неживой и живой природы с помощью категорий возвышенного, прекрасного, совершенного, трагического и комического, серьезного и игрового, а также низменного, безобразного, несовершенного [4].

В системе художественно-эстетического воспитания младших школьников особая роль принадлежит изобразительному искусству и музыке. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетической культуры. Поэтому мы провели опытно-экспериментальную работу.

Опытно-экспериментальная работа проводилась 2 года в 2017-2018 учебном году в 1 «в» классе, и в 2018- 2019 учебном году уже во 2-ом «в» классе Покровской средней школы № 1 Хангаласского района. В исследовании приняли участие 20 детей. Цель практической работы было раз апробировать художественно-эстетическую программу с целью выявления и обоснования художественно-эстетической культуры. В соответствии с целью, гипотезой и задачами были выбраны методики:

1. Методика недописанный тезис.

2. Методика ранжирования [3].

Проанализировав данные в 1 -м классе, можно сказать, что уровень развития художественно- эстетической культуры находится на недостаточно высоком уровне. Далее основываясь на художественно-эстетической культуре младших школьников, мы решили выделить часы внеурочной деятельности уже во 2-м классе на такие программы:

1. Программа «Палитра» под руководством М.К. Ильиной, направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Программа предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства и развитию художественно-эстетической культуры.

2. Мы считаем, что наиболее эффективным методом передачи духовного опыта поколений музыкального искусства - это игра на музыкальном инструменте. В нашем случае это духовой музыкальный инструмент - флейта. Поэтому в нашей школе который год работает программа «Радужка» под руководством Степановой Е.А., направлена на приобщение детей к исполнению музыки - раскрыть перед младшими школьниками прекрасный и удивительный мир звуков. Именно с детьми младшего школьного возраста предполагает развитие художественно-эстетической культуры через обучение на музыкальном инструменте.

В нашей школе начиная со 2-го класса все младшие школьники занимаются по этим программам. По результатам исследования мы можем сделать вывод, что во 2-м классе количество школьников с высоким уровнем художественно-эстетической культуры увеличилось на 5%, со средним - на 3%, с низким уровнем художественно -эстетической культуры уменьшилось на 5%.

Таким образом, полученные данные позволяют с уверенностью сказать, что художественно-эстетическая культура с помощью этих программ у учащихся, как и в целом интерес кружку, повысился.

Список литературы /References

1. Котикова О.П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для

учителей. Научно-методический центр учебной книги и средств обучения. Минск,

2001.

2. Пьянкова Н.И. Изобразительное искусство в современной школе. М.:

Просвещение, 2006.

3. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М.: Педагогическое

общество России, 2001.

4. Эстетическое сознание и процесс его формирования. М.: Искусство, 1981.

5. Эстетическое воспитание школьников / А.И. Буров, Т.Ф. Завадская, В.В. Колокольникова и др.; под ред. А.И. Бурова, Б.Т. Лихачева. М: Педагогика, 1974.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://standart.edu.ru/ (дата обращения: 25.11. 2018).

Список литературы на английском языке /References in English

1. Kotikova O.P. Aesthetic education of younger students: a manual for teachers. Scientific-methodical center of the educational book and teaching aids. Minsk, 2001.

2. Pyankova N.I. Fine art in the modern school. M.: Enlightenment, 2006.

3. Shchurkov N.E. Classroom management: working diagnostics. M.: Pedagogical Society of Russia, 2001.

4. Aesthetic consciousness and the process of its formation. M.: Art, 1981.

5. Aesthetic education of schoolchildren / A.I. Burov, T.F. Zavadskaya, V.V. Kolokolnikov et al.; by ed. A.I. Burova, B.T. Likhachev. M.: Pedagogy, 1974.

6. Federal State Educational Standard of Primary General Education. [Electronic resource]. URL: http://standart.edu.ru/ (date of acces: 25.11.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.