ОБРАЩЕНИЕ I К СЛОВУ|
1УДК 373.1.02 ББК 74.26
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
А. В. Аникеенко
Статья посвящена основным теоретическим положениям, на которых должен быть основан процесс реализации нравственно-эстетического воспитания при обучении иноязычному общению младших школьников.
Автор представляет систему нравственно-эстетического воспитания на занятиях по иностранному языку, основанную на использовании средств художественной культуры в процессе обучения иноязычному общению младших школьников.
В статье подробно представлены принципы и подходы, способствующие эффективной реализации нравственно-эстетического воспитания при обучении иноязычному общению младших школьников.
Ключевые слова: нравственно-эстетическое воспитание, иностранный язык, средства художественной культуры.
THE MAIN THEORETICAL ASPECTS OF MORAL AND AESTHETIC UPBRINGING OF YOUNG LEARNERS BY MEANS OF ARTISTIC CULTURE AT THE LESSONS OF FOREIGN LANGUAGE AT PRIMARY SCHOOL
A. V. Anikeenko
The article is devoted to the main theoretical positions of moral and aesthetic upbringing realization in the process of foreign language teaching at primary school.
The author offers the system of moral and aesthetic upbringing based on learning means of artistic culture.
The article describes the main principles and approaches to this process aimed at the harmonic development of young learners.
Keywords: moral and aesthetic upbringing, foreign language, means of artistic culture.
Нравственно-эстетическое воспитание является важнейшей составляющей иноязычного воспитания младших школьников в современных условиях и направлено на воспитание нравственного, инициативного, самостоятельного, активного гражданина с четко выраженной позитивной гражданской позицией, способного к постоянному самосовершенствованию. Данное на-
правление иноязычного образования младших школьников способствует присвоению ценностей культуры, постижению основ духовности, что ведет к гармоничному развитию личности ребенка. Иноязычное образование младших школьников в широком смысле данного понятия предполагает освоение системы нравственных и эстетических ценностей через процесс овладения иностранным языком и обла-
дает огромным духовным и нравственно-эстетическим потенциалом.
Исследования, посвященные нравственному и эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста, являются важнейшим направлением современного иноязычного образования. Реализация задач данного направления воспитания эффективно осуществляется на основе интеграции дисциплины «иностранный язык» с такими дисциплинами, как «изобразительное искусство», «музыка», «литература». Интеграция указанных дисциплин содержит в себе огромный воспитательный потенциал, направленный на решение задач нравственно-эстетического воспитания. Интеграция иностранного языка с дисциплинами, включающими в себя нравственно-эстетический потенциал средств художественной культуры, способствует формированию нравственных качеств и овладению ценностями родной, иностранной и мировой культуры. Реализация данного процесса должна быть обеспечена разработкой основных теоретических положений, позволяющих эффективно решить основные задачи нравственно-эстетического воспитания средствами художественной культуры в ходе изучения иностранного языка младшими школьниками.
Следует отметить, что уже существует определенная научная база, позволяющая провести всесторонний анализ проблемы нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях по иностранному языку средствами художественной культуры и предложить соответствующие решения. Всестороннему анализу указанной проблемы и решению задач исследования способствовали:
• работы, отражающие различные аспекты раннего и начального иноязычного образования (Н. А. Горлова, Н. А. Бонк, Н. М. Королева, В. П. Кузовлев и др.);
• исследования, касающиеся закономерностей реализации взаимодействия обучающихся в процессе иноязычного общения (И. А. Зимняя, А. А. Миролюбов, Е. Н. Соловова, К. Роджерс, А. В. Щепилова и др.);
• труды, посвященные рассмотрению нравственных основ воспитания в целом (К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухом-линский и др.) и в иноязычном образовании в
частности (И. Л. Бим, В. П. Кузовлев, С. Г. Тер-Минасова, Е. И. Пассов);
• работы, раскрывающие специфику использования различных средств художественной культуры в образовательном процессе (М. М. Бухман, Н. Н. Гаврюшенко, Л. А. Закс, О. А. Титова, М. Т. Усова, Р. Н. Шафеев);
• труды, освещающие проблемы нравственного воспитания в аспекте приобщения детей к культуре (В. А. Рыбин, И. С. Сушкова, Е. П. Шевченко);
• исследования, посвященные развитию эстетических чувств, в процессе образовательной деятельности (А. А. Радугин, И. И. Чес-нокова).
Обобщение опыта современных методистов свидетельствует о том, что эстетическое развитие и нравственное развитие учащихся неразрывны и должны являться неотъемлемой частью иноязычного образования, воплощающих в себе лучшие образцы мировой и национальной культуры [1]. Реализация нравственно-эстетического воспитания, по мнению многих авторов, должна быть направлена на формирование потребности в совместных действиях, с целью усовершенствования поликультурного мира [2].
При разработке основных теоретических положений исследования особое место отводилось рассмотрению следующих трудов:
• работам, посвященным содержанию иноязычного образования (И. Л. Бим, Н. Д. Гольско-ва, Г. А. Китайгородская, А. А. Леонтьев, А. А. Ми-ролюбов, Г. В. Рогова, А. В. Щепилова);
• работам, посвященным специфике реализации иноязычного образования на ранней и начальной ступенях (О. В. Афанасьева, М. З. Биболетова, И. Н. Верещагина, Н. А. Горлова, В. Н. Карташова, М. Л. Макклоски, Н. А. Тара-сюк, В. Н. Шацких и др.);
• культурологическим концепциям образования (В. С. Библер, В. П. Зинченко и др.);
• исследованиям, посвященным эстетической культуре (Л. В. Богомолова, М. А. Верб, Д. С. Лихачев).
Особое место в исследовании занимают работы, посвященные рассмотрению нравственных основ воспитания (Р. Вейсс, О. В. Крючкова, Л. И. Рувинский, Х. Штольц, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др.).
Анализ исследований, посвященных указанной проблеме, позволил прийти к выводу, что средства художественной культуры как часть духовной культуры человечества, включающей в себя художественное, музыкальное, литературное наследие различных эпох и культур, является неотъемлемой частью образовательного процесса на занятиях по иностранному языку с младшими школьниками. Иноязычное образование учащихся должно быть направлено не только на решение учебных, познавательных, развивающих, но и воспитательных задач и способствовать формированию человека с высокими нравственными качествами - Homo moralis [3].
Нравственно-эстетическое воспитание является важнейшим направлением в системе иноязычного начального образования и направлено на развитие в учащихся высокой духовности (на формирование системы духовных, нравственных и эстетических ценностей), представлений, личностных качеств, патриотических чувств юных граждан, способных проявить их в созидательном процессе в интересах своей Родины. Указанный вид воспитания направлен на формирование нравственной позиции через овладение такими нравственно-эстетическими ценностями, как добро, истина, красота.
Цель нравственно-эстетического воспитания - воспитание нравственного человека, охрана и укрепление его духовности, выявление, сохранение и поддержка индивидуальности учащегося, всестороннее развитие младшего школьника средствами художественной культуры на занятиях по иностранному языку.
Основными задачами нравственно-эстетического воспитания младших школьников являются следующие: воздействие педагога на нравственно-эстетическую сферу личности как системообразующую основу его внутреннего мира; влияние на эмоционально-мотивацион-ную сферу учащегося; интериоризация гуманистических ценностей содержания иноязычного образования.
Ведущим теоретическим положением, обеспечивающим эффективность нравственно-эстетического воспитания, является неразрывная связь иноязычного общения с общим контекстом национальной мировой
культуры, отражающим основные национальные и мировые ценности, которые представлены в средствах художественной культуры. Средства художественной культуры, как часть духовной культуры человечества, включающая в себя художественное, музыкальное, литературное наследие различных культур, является неотъемлемой частью иноязычного образования младших школьников и должны быть направлены на реализацию воспитательных задач в процессе обучения иноязычному общению.
Следующим теоретическим положением является положение о том, что процесс нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами художественной культуры в ходе изучения иностранного языка должен быть направлен на эмоциональный отклик детей, на доступные их пониманию явления культуры и социальной жизни, в условиях глобализации различных языков и культур.
Значимым для данного исследования является положение о том, что средства художественной культуры должны быть содержательной основой для организации общения на иностранном языке с целью решения проблемных нравственно-эстетических ситуаций, которые требуют от учащихся выражения своей нравственной позиции. Через общение на иностранном языке происходит овладение моделями нравственно-эстетического воспитания.
Ведущими подходами в процессе нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях по иностранному языку средствами художественной культуры являются: компетентностью подход (Н. И. Алмазо-ва, А. М. Окопова, И. А. Зимняя, И. И. Холеева, Д. И. Фельдштейн); системно-целостный подход, как проявление развивающего обучения (Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов); коммуникативный подход (И. Л. Бим, Е. И. Пасов, W. M. Rivers); аксиологический подход (М. С. Каган, О. В. Коновалова); культурологический подход (В. С. Библер и др.); гуманистический подход (Е. В. Бондаревская, В. А. Петровский).
Среди перечисленных подходов наиболее значимое место отводится компетентностному подходу, который предусматривает формирование у учащихся различных видов компетен-
ций в процессе нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях по иностранному языку. Наиболее приоритетными компетенциями, которые формируются у младших школьников в процессе нравственно-эстетического воспитания в ходе ознакомления со средствами художественной культуры, являются следующие:
• ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами младшего школьника, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
• общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; нравственно-эстетические основы жизни человека и человечества, отдельных народов;
• учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, направленной на добывание знаний из окружающей действительности;
• информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире;
• коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями в процессе коммуникации на иностранном языке.
Ведущими принципами реализации предлагаемой методической модели являются: принцип ценностной ориентации, принцип эстетической направленности, принцип целостности развивающейся личности, принцип интегративности.
Реализация указанных теоретических положений, подходов и принципов нашла отражение в учебно-методическом обеспечении процесса нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях по иностранному языку средствами художественной культуры, которое построено на интеграции дисциплин «изобразительное искусство», «музыка»,
«литература» и прошло апробацию в Хомутовской средней общеобразовательной школе с углубленным изучением английского языка Хомутовского района Курской области, а также в детском образовательном центре «Эрудит» г. Курска. Предлагаемое учебно-методическое обеспечение включает в себя следующую систему заданий:
• задания на осознание нравственно-эстетических ценностей, представленных в средствах художественной культуры на иностранном языке;
• задания и дифференциацию нравственно-эстетических ценностей, представленных в средствах художественной культуры на иностранном языке;
• продуктивно-проектировочные задания, требующие от учащихся способности представлять ценности родной культуры и других национальных культур, отраженных в средствах художественной культуры;
• продуктивно-творческие задания с элементами подготовленного и неподготовленного ролевого общения;
• аналитико-продуктивные задания, предусматривающие сравнительно-сопоставительный анализ средств художественной культуры, отражающих ценности различных национальных культур.
Предлагаемая система заданий, основана на интеграции коммуникативной деятельности на иностранном языке с музыкальной, изобразительной, театральной, литературно-творческой, предметной.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тарасюк Н. А. Иностранный язык для дошкольников: уроки общения (на примере английского языка) [Текст]: учеб. пособие / Н. А. Тарасюк. - М.: Флинта: Наука, 1999. -С.112.
2. Зябкина В. В. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. В. Зябкина. - Курск, 2012. - С. 25.
3. Пассов В. И. Сорок лет в методике, или 101 методическая идея [Текст] / В. И. Пассов. -М.: Владос, 2014. - С. 215.
REFERENCES
1. Tarasyuk N. A. Inostrannyy yazyk dlya dosh-kolnikov: uroki obshcheniya (na primere an-gliyskogo yazyka): ucheb. posobie [Foreign language for preschool children: lessons of communication (by the example of the English language): tutorial]. Moscow: Flinta: Nauka, 1999, p. 112.
2. Zyabkina V. V. Nravstvenno-esteticheskoe vos-
pitanie doshkolnikov v protsesse oznakomleniya s khudozhestvennoy literaturoy (Moral and aesthetic upbringing of schoolchildren in the process of familiarization with fiction). Kursk, 2012, p. 25.
3. Passov V. I. Sorok let v metodike, ili 101 metod-icheskaya ideya (Forty years in the methodology, or 101 methodical ideas). Moscow: Vlados, 2014, p. 215.
Аникеенко Анастасия Владимировна, соискатель кафедры теории и практики межкультурной коммуникации Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова e-mail: [email protected]
Anikeenko Anastasia V., Post-Graduate Student, Department of Theory and Practice of Intercultural Communication, Sholokhov Moscow State University for the Humanities e-mail: [email protected]