УДК:373.1.02:802/80§
СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ОСНОВА НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
© 2014 А. В. Аникеенко
аспирант каф. теории и практики межкультурной коммуникации e-mail: anastasyal986@yandex. ru
Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова
В статье освещаются вопросы использования средств художественной культуры в качестве содержательной основы нравственно-эстетического воспитания на занятиях по иностранному языку в начальной школе. Автор представляет новую систему реализации нравственно-эстетического воспитания, основанного на средствах художественной культуры, и обосновывает целесообразность их применения с целью решения воспитательных задач в иноязычном образовании на начальной ступени.
Ключевые слова: средства художественной культуры, нравственно-эстетическое воспитание, начальная школа.
Нравственно-эстетическое воспитание реализуется через процесс общения на иностранном языке, построенном на основе обсуждения средств художественной культуры, представляющих духовное наследие различных стран.
Содержательной основой для построения общения на иностранном языке, которое является каналом воспитания, являются средства художественной культуры.
Номенклатура средств художественной культуры, представлена произведениями живописи, скульптуры, художественного народного творчества, архитектуры, музыки, детской художественной литературой и др. Выбор средств художественной культуры определяется целями и задачами нравственно-эстетического воспитания, соответствием возрастным особенностям и интересам детей, художественной и образовательной ценностью произведений культуры, их стимулирующим коммуникативным потенциалом, а также их национальной самобытностью и идентичностью.
Средства художественной культуры обладают огромным образовательным потенциалом и представляют прекрасные возможности для развития основных психических функций (памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия), а также для развития коммуникативных способностей.
Средства художественной культуры оказывают положительное влияние на мотивационно-потребностную сферу младших школьников. Общение, организованное на основе работы со средствами художественной культуры, способствует формированию устойчивой мотивации к образовательному процессу не только на занятиях по иностранному языку, но и по другим дисциплинам. Содержательное накопление упражнений, построенных на основе обсуждения и работы со средствами художественной культуры всегда привлекают внимание детей и дают возможность педагогу превратить принудительный процесс обучения в увлекательный, желанный и ожидаемый ребенком. Они помогают учителю расположить детей к учебе, сделать из них добровольных помощников в поисках лингвистических и художественных знаний, сформировать положительное отношение к учебно-воспитательному процессу в целом.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
Важной целью развивающего аспекта иноязычного образования является формирование умений общения. В младшем школьном возрасте у детей формируется личностное, личностно-ролевое, деловое, статусное общение. Работа со средствами художественной культуры всегда вызывает у детей потребность в общении, так как их содержание соответствует интересам детей и потребностям их возраста.
Модели поведения, отраженные в средствах художественной культуры в лучших своих образах, открывают ребенку мир, суть человеческих отношений, нюансы человеческих чувств: доброты, уважения, сочувствия, товарищества, справедливости, отзывчивости, взаимопонимания и тем самым несут в себе богатый нравственный потенциал. Важная роль средств художественной культуры в развитии человеческой души, конечно же, не исчерпывается прямыми научениями. Средства художественной культуры дают ребенку на редкость яркий, широкий, многообразный образ мира.
Средства художественной культуры всегда отражают в себе реальные жизненные проблемы, с которыми ребенок может столкнуться в жизни. Хотя в средствах художественной культуры форма представления явлений особая, проблемы, которые стоят за этими явлениями, оказываются тесно связанными с реальностью.
Средства художественной культуры выполняют ряд социокультурных функций, которые представляют особую ценность с социально-психологической и
педагогической точек зрения. К важнейшей из таких функций относится культурноэтническая функция, присущая средствам художественной культуры.
Через раннее приобщение к средствам художественной культуры в детях развивается естественный интерес к жизни народов других стран. Положительное эмоциональное отношение к средствам художественной культуры позволяет предотвратить возникновение чувства недоверия и даже враждебности, которое, увы, нередко появляется даже у взрослых как реакция на все новое, незнакомое, непривычное, выходящее за рамки привычных социальных стандартов.
Через обучение общению на основе анализа средств художественной культуры раздвигаются границы внутреннего мира ребенка, в самом начале пути он привыкает к мысли о возможности объединения людей всей планеты, об общности их интересов и образа жизни.
В младшем школьном возрасте значительное место отводится и
познавательному аспекту. На данной возрастной ступени у ребенка формируется и реализуется познавательный интерес к культуре страны. Богатым источником, из которого ребенок может легко черпать данные знания, являются средства художественной культуры, представляющие культурное наследие той или иной страны. Обучение на их основе дает возможность изучать элементы различных национальных культур и сравнивать их с целью нахождения сходства и различий между ними. В средствах художественной культуры всегда ярко выражен не только национальнокультурный колорит, но и лингвострановедческая специфика, отражающая особенности использования одного и того же языка в различных культурах. Например, дети узнают об особенностях использования слова “a studio” в американском варианте английского языка и в британском варианте английского языка. Средства художественной культуры предоставляют прекрасные возможности для овладения фоновыми знаниями. У детей формируется способность к иноязычному общению через получение фоновых знаний в процессе ознакомления с произведениями художественной культуры различных стран. Интерес ко всему новому, а также неустойчивость и разносторонность этого интереса у младших школьников позволяют использовать многие пласты страноведческой информации для организации иноязычного общения.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)
Аникеенко А. В. Средство художественной культуры как содержательная основа
нравственно-эстетического воспитания на занятиях по иностранному языку в начальной школе
Произведения художественной культуры являются основой построения общения и способствуют формированию навыков, совершенствованию навыков и развитию умений коммуникации на иностранном языке. При использовании средств художественной культуры в качестве содержательной основы обучения процесс развития коммуникативных умений направлен на развитие коммуникативной готовности, на формирование установки использования иностранного слова как средства общения. Обсуждение средств художественной культуры дает возможность вовлечь всех учащихся в процесс общения и сотворчества. На основе изучения средств художественной культуры могут быть построены различные ситуации игрового ролевого общения.
Из сказанного выше следует, что средства художественной культуры являются образовательным аутентичным материалом, позволяющим расширить потенциал дисциплины «иностранный язык» не только в воспитательном, но и в развивающем, познавательном и учебном аспектах. Данные факты свидетельствуют о том, что средства художественной культуры должны найти свое достойное место в системе дидактических средств, которые используются на занятиях по иностранному языку в начальной школе и должны выступать в качестве содержательной основы построения процесса иноязычного образования младших школьников. Они, во-первых, способствуют формированию мотивации учения; во-вторых, повышают воспитательные и образовательные возможности; в-третьих, являются прекрасным средством обучения общению и нравственно-эстетическому воспитанию.
Восприятие средств художественной культуры происходит на основе интеграции иноязычной коммуникативной деятельности с изобразительной, музыкальной, танцевальной, театральной, что способствует формированию эмоционального отклика у детей, изменению его отношения к окружающей действительности. Учащиеся обогащают не только свой лингвистический опыт, но и социокультурный опыт, расширяют круг своего поликультурного общения. Они расширяют свой литературный кругозор, значение которого подчеркивал российский литературовед Д.С. Лихачев: «Литература дает нам колоссальный, обширный и глубочайший опыт жизни, она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам» (Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1989. С. 119).
Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир в разнообразных красках и звуках: он тянется к красивому, яркому; испытывает радость общения с природой, с ее поэтическим образом в сказках, потешках, стихотворениях.
Изображение природы в детской отечественной и иностранной литературе оказывает большое влияние на нравственно-эстетические чувства детей. Возникающая при этом взаимосвязь между восприятием природы и приобщением к художественному образу усиливает и углубляет эти чувства.
Чувства ребенка побуждаются и обостряются сильными эмоциональными переживаниями. В связи с этим очень важно отбирать для чтения и исполнительской деятельности высокохудожественные иноязычные произведения, образы которых показывают наблюдаемые в действительности явления природы с новых сторон, открывают новое содержание, эмоционально закрепляют увиденное. Отбирая художественные произведения, надо помнить, что разные литературные жанры, в зависимости от своей художественной специфики, по-разному воздействуют на детей.
Большое значение в нравственно-эстетическом воспитании детей имеет ознакомление с поэтическими произведениями. Особое место отводится малым литературным формам, которые придают эмоциональный характер обычным,
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
повседневным делам, сопровождают и подсказывают различные формы игры с ребенком (Mothers’ Goose Rhymes). Малые литературные формы эффективно сочетаются с музыкальными произведениями об окружающем мире, о природе, о труде, об уходе за животными. Эмоциональная окраска помогает младшим школьникам присваивать отраженные в данных произведениях ценности добра, истины и красоты.
Немаловажно с помощью средств художественной культуры вызвать у младшего школьника не только сопереживание героям, но и активное сочувствие, побуждающее к внутреннему содействию. Например, дети оказывают помощь героям индейских народных сказок Северной Америки.
Немаловажным является отношение детей к представителям различных стран мира и к социальному неравенству. Например, дети узнают историю о детстве Луи Армстронга - основателя американского джаза, который был вынужден с ранних лет зарабатывать себе на «кусок хлеба», развлекая публику игрой на музыкальном инструменте, и о благородном талантливом музыканте, который дал возможность одаренному ребенку развить свой талант и подарить его людям. Учащиеся слушают американский джаз, обращая внимание на лингвистическое и музыкальное оформление.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)