УДК:373.1.02:802/80§
МОДЕЛЬ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
© 2014 А. В. Аникеенко1, Н. А. Тарасюк2
1 аспирант каф. теории и практики межкультурной коммуникации e-mail: anastasya1986 а, yandex. ru
Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова
2докт. пед. наук, профессор каф. методики преподавания иностранных языков e-mail: N A TARASllKcijnaiI.ru
Курский государственный университет
В статье представлено описание модели нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами художественной культуры на занятиях по иностранному языку на начальной ступени. Автор описывает основные подходы данной модели, ее цели, задачи, принципы, алгоритмы, условия, критерии, показатели и результаты.
Ключевые слова: нравственно-эстетическое воспитание, модель, младшие школьники.
Методическая модель нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях по иностранному языку средствами художественной культуры включает в себя следующие компоненты: цель, задачи, подходы, принципы, содержание, критерии, алгоритм, условия, критерии и показатели эффективности, результат.
Ведущими в иноязычном образовании младших школьников средствами художественной культуры на занятиях по иностранному языку являются воспитательный и развивающий аспекты. Только развив различные способности учащихся, можно заложить основу, которая в дальнейшем поможет им успешно сформировать необходимый уровень нравственно-эстетической воспитанности, а при возможности и литературного образования.
Ведущими подходами в процессе нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях по иностранному языку средствами художественной культуры являются компетентностный, проблемно-деятельностный, аксиологический, культурологический, интегративный, коммуникативный.
Принцип целостности развивающейся личности. Процесс нравственноэстетического воспитания подразумевает формирование целостной личности учащихся, ее целостного мировоззрения и миропонимания, а также целостного развития. Нельзя направить данный процесс на формирование каких-то отдельных качеств или способностей, личность надо развивать в единстве всех составляющих ее духовной, эмоциональной, психологической, физической, интеллектуальной сферы.
Принцип ценностной направленности является приоритетным в модели нравственно-эстетического воспитания средствами художественной культуры
на занятиях по иностранному языку. Прежде всего, он предполагает ориентацию на нравственные ценности (толерантность, честность, доброта, отзывчивость,
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
уважительное отношение к людям, бережное отношение к природе, чувство прекрасного), то есть те, которые отражают ценностные представления о моральных нормах, принципах, идеалах, понятиях. Ценностная основа процесса нравственноэстетического воспитания предполагает формирование у обучающихся жизненного опыта, способности ориентироваться в системе ценностей, а также осуществлять передачу накопленного опыта последующим поколениям.
Принцип сохранения исторической памяти народа. Средства художественной культуры всегда несут в себе отпечаток времени, в которое они были созданы, содержат информацию о традициях, обычаях и особенностях культуры народа, создавшего их. Нравственно-эстетическое воспитание на основе использования средств художественной культуры предполагает сохранение этой информации в процессе учебно-воспитательной деятельности, а также формирование у обучающихся правильного представления об исторических составляющих представленных произведений. Кроме того, данный принцип формирует у обучающихся стремление к сохранению исторических традиций родного народа, формирует гордость за свое Отечество, его историю и культуру.
Принцип эстетической направленности. Указанный принцип предполагает формирование эстетических ориентаций и эстетического вкуса у младших школьников в процессе иноязычного образования средствами художественной культуры. Данный принцип предусматривает тесную взаимосвязь нравственного и эстетического в произведениях художественного искусства, используемых на занятиях по иностранному языку. Все эстетическое является глубоко нравственным, все нравственное - эстетично по своей природе.
Принцип коммуникативности является одним из ведущих и предусматривает учет закономерности реального общения в процессе реализации всех аспектов иноязычного образования. Основой процесса реализации нравственно-эстетического воспитания средствами художественной культуры на занятиях по иностранному языку является реализация всех первостепенных задач. Через общение на иностранном языке школьники решают нравственно-эстетические задачи, поставленные им учителем.
«Создать процесс обучения как модель процесса общения означает смоделировать основные, принципиально важные, сущностные параметры общения, к которым относятся: личностный характер коммуникативной деятельности субъекта общения, взаимопонимание и взаимодействие речевых партнеров, ситуации как формы функционирования общения, содержательная основа процесса общения, система речевых средств, эвритичность (новизна) общения» [Пассов 1989: 4].
Принцип соизучения языка и культуры на базе полилога культур предполагает реализацию нравственно-эстетического воспитания на основе овладения
произведениями мировой художественной культуры, отражающей в себе духовнонравственное наследие народов различных стран. Через обсуждение образцов мировой художественной культуры происходит овладение ценностями поликультурного мира. Школьник учится уважительно относиться к культурам других стран, осознавать, насколько его родная культура отличается от остальных.
Принцип интегративности является одним из наиболее важных принципов предполагаемой модели и предусматривает интеграцию различных предметов и сфер деятельности учащихся в процессе реализации иноязычного образования. Интеграция иностранного языка с другими предметами способствует формированию комплексного целостного восприятия действительности [Тарасюк 1999: 19]. Одной из важнейших особенностей нравственно-эстетического воспитания младших школьников является организация взаимодействия всех участников процесса иноязычного образования, поэтому, в соответствии с целями нравственно-эстетического воспитания, личность
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)
Аникеенко А. В., Тарасюк Н. А. Модель нравственно-эстетического воспитания младших школьников
средствами художественной культуры на занятиях по иностранному языку
должна быть включена в разнообразные виды деятельности на интегративной основе обучения иностранному языку.
Предлагаемая модель включает в себя обязательную систему средств формирования нравственно-эстетического воспитания младших школьников
на занятиях по иностранному языку. Данная система средств содержит в себе систему коммуникативных заданий нравственно-эстетической направленности, а также систему опор, демонстрирующих средства художественной культуры в мировом наследии различных стран.
К наиболее значимым видам заданий в предлагаемой системе средств в данной модели относятся:
- задания на осознание нравственно-эстетических ценностей, представленных в средствах художественной культуры на иностранном языке;
- задания на дифференциацию нравственно-эстетических ценностей,
представленных в средствах художественной культуры на иностранном языке;
- продуктивно-проектировочные задания, требующие от учащихся способности представлять ценности родной культуры и других национальных культур, отраженных в средствах художественной культуры;
- продуктивно-творческие задания с элементами подготовленного и неподготовленного ролевого общения;
- аналитико-продуктивные задания, предусматривающие сравнительно-
сопоставительный анализ средств художественной культуры, отражающих ценности различных национальных культур.
Разработанная модель также включает в себя систему методических приемов, ведущими из которых являются следующие: имитация, дифференциация, персонификация, драматизация, ролевое общение, объяснение, пробуждение, создание ярких ассоциаций, создание воспоминаний, создание эмоций для обеспечения позитивно-эмоционального фона.
Ведущими условиями нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой признаются следующие:
- создание специальной образовательной среды, направленной на интериоризацию системы национальных и мировых ценностей в процессе овладения средствами художественной культуры в иноязычном образовании;
- ориентация процесса иноязычного образования на решение задач нравственноэстетического воспитания (формирование нравственно-эстетических представлений, ценностей, качеств личности);
- реализация поэтапной системы заданий, построенной на применении алгоритма нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами художественной культуры в ходе обучения иностранному языку;
- проекция функций искусства на средства художественной культуры, представленных в иноязычном образовании (при этом использовалась классификация функций искусства, разработанная Л.Н. Столовичем [Столович 1994: 18];
- обеспечение субъектно-субъектного взаимодействия в условиях благоприятной психологической атмосферы при решении нравственно-эстетических проблем в процессе работы со средствами художественной культуры;
- развитие способности к целостному восприятию средств художественной культуры и обеспечение эмоциональной отзывчивости на средство художественной культуры в процессе осуществления общения на иностранном языке.
Основными критериями и показателями эффективности модели реализации нравственно-эстетического воспитания средствами художественной культуры на занятиях по иностранному языку являются: ценностный критерий (развитие
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ
ценностных ориентаций; изменение нравственно-эстетического отношения ребенка к окружающей его действительности); аналитический критерий (умение анализировать проблемные нравственно-эстетические ситуации; умение анализировать и соотносить поступки героев в произведениях художественной культуры со своими поступками); операционно-деятельностный критерий (умение использовать лингвистические средства в ходе обсуждения нравственно-эстетических ситуаций, представленных в произведениях художественной культуры; умение использовать социокультурные знания в ходе обсуждения нравственно-эстетических ситуаций).
Результатом данной модели является воспитание нравственного человека, охрана и укрепление его духовности, выявление, сохранение и поддержка индивидуальности учащегося, всестороннее развитие младшего школьника средствами художественной культуры на занятиях по иностранному языку.
Библиографический список
Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1980. 223 с.
Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина. М., 1994. 464 с.
Тарасюк Н. А. Иностранный язык для дошкольников: уроки общения. М.: Флинта-Наука, 1999. 112 с.
Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32)