Следовательно, для эффективной организации процесса обучения иностранным языкам в условиях его модернизации необходимо использовать как технологический, так и поисковый подходы.
Среди наиболее популярных и эффективных технологий обучения иностранному языку можно выделить следующие: коммуникативные технологии, технологии модульного и проблемного обучения, игровые и проектные технологии и др. Продуктивность применения данных технологий неоднократно подтверждалась практикой образовательной деятельности; эти технологии характеризуются высоким уровнем эмоциональной вовлеченности учащихся, что позволяет поддерживать стойкую положительную мотивацию учения, а также отличаются высоким уровнем познавательного поиска с целью решения ряда коммуникативных задач. А их интеграция с учетом основных характеристик поискового подхода позво-
лит разработать модель оптимальной технологии работы с современным вузовским учебником иностранного языка в свете его инновационных особенностей.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дмитренко Т. А. Инновации в профессиональной подготовке специалистов в области языкового образования // Проблемы и перспективы развития высшего образования на современном этапе: материалы междунар. науч.-практ. конф. Электросталь: Новый гуманитар. ин-т, 2010. 180 с.
2. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. 176 ^
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАГЛЯДНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
THE CONDITIONS OF MORAL-AESTHETIC EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN BY MEANS OF MUSICAL AIDS AT FOREIGN LANGUAGE LESSONS
Е. А. Давыдова
Статья посвящена проблеме нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной наглядности на уроках иностранного языка. Автор статьи дает всестороннюю характеристику основных педагогических условий, необходимых для реализации нравственно-эстетического воспитания младших школьников в процессе обучения иностранному языку.
E. A. Davydova
The article is devoted to the problem of moral-aesthetic education of junior schoolchildren by means of musical aids at foreign language lessons. The author of article gives the all-round characteristic of the basic pedagogical conditions necessary for realisation of moral-aesthetic education of junior schoolchildren in the process of foreign language teaching.
Ключевые слова: условия нравственно-эстетического воспитания, музыкальная наглядность, иноязычное образование.
В системе современного образования личности все чаще внимание педагогов, методистов, психологов и других представителей науки привлекает воспитательный потенциал предмета «иностранный язык».
Воспитание является неотъемлемой составляющей иноязычного образования. «Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно...» - писал Л. Н. Толстой. Проблема построения единой и ясной системы воспитания актуальна во все времена, так как воспитание является важнейшей социальной и духовной потребностью каждого человека и всего общества
Keywords: conditions of moral-aesthetic education, musical aids, foreign language education.
в целом [1, с. 363-364]. В связи с этим образование личности представляет собой целостно организованный педагогический процесс обучения, воспитания и развития обучающихся в рамках предмета «иностранный язык», который призван способствовать становлению опыта творческой личности, ее духовному, нравственному и эстетическому развитию, формированию общей культуры личности школьников [2, с. 94]. Такая интерпретация понятия «образование» может быть отнесена и к иноязычному образованию, которое предусматривает реализацию нравственно-эстетического воспитания. Однако анализ науч-
ной литературы свидетельствует об отсутствии комплексного подхода к рассмотрению проблемы нравственно-эстетического воспитания личности в процессе иноязычного образования, а также условий реализации нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях по иностранному языку, что делает обозначенную проблему актуальной на сегодняшний день.
Каким же образом иностранный язык может способствовать полноценному нравственно-эстетическому воспитанию личности в начальной школе? Что необходимо учитывать в первую очередь на данном этапе иноязычного образования, чтобы «урок иностранного языка имел нравственное измерение» [3, с. 3]?
Целью данной статьи является представление основных педагогических условий реализации нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной наглядности в обучении иностранному языку.
Указанная проблема исследования и его цель определили основные задачи данной статьи:
• определить наиболее важные условия эффективной реализации процесса нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной наглядности на уроках иностранного языка;
• рассмотреть и всесторонне охарактеризовать возможности использования музыкальной наглядности в процессе нравственно-эстетического воспитания младших школьников на занятиях иностранного языка.
Нравственно-эстетическое воспитание - сложный и многогранный процесс, включенный в общую систему всестороннего развития личности, предусматривающий взаимодействие всех субъектов иноязычного образования. Комплексный подход к проблеме нравственно-эстетического воспитания средствами иностранного языка делает необходимым построение модели нравственно-эстетического воспитания, в которой основную цель нравственно-эстетического воспитания в обучении иностранному языку можно сформулировать на двух уровнях: на уровне образовательной системы и на личностном уровне [4, с. 2]. Общей целью нравственно-эстетического воспитания может являться развитие в обществе высокой духовности, становление юных граждан, обладающих нравственно-эстетическими ценностями и личностными качествами, необходимыми для формирования этической позиции, способной проявляться в созидательном процессе в интересах своей Родины [5, с. 95-96]. На личностном уровне целью нравственно-эстетического воспитания является творческое развитие личности, стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию, умеющей использовать и ценить духовные и материальные богатства общества, а также обладающей высокой нравственной культурой и «эстетическим вкусом» [6]. При этом произведения музыкального искусства, являясь важным источником формирования нравственности, а также художественно-эстетического вкуса личности, обладают поистине огромным воспитательным потенциалом и с успехом могут быть использованы в обучении иностранному языку на всех ступенях его изучения, и особенно в начальной школе.
Определяющее значение для эффективной реализации модели нравственно-эстетического воспитания младших школьников на основе использования музыкальной наглядности в обучении иностранному языку имеет соблюдение необходимых педагогических условий, среди них:
• организация процесса обучения иностранному языку в соответствии с психологическими особенностями детей младшего школьного возраста;
• оптимизация процесса нравственно-эстетического воспитания в системе иноязычного образования в начальной школе на основе интегративного подхода;
• ориентация содержательной основы обучения иностранному языку на решение задач нравственно-эстетического воспитания младших школьников;
• обеспечение специфичной методической основы обучения иностранному языку, направленной на достижение цели нравственно-эстетического воспитания;
• соблюдение требований к профессиональной подготовке учителя, осуществляющего нравственно-эстетическое воспитание младших школьников в системе иноязычного образования.
Рассмотрим указанные условия более подробно.
Младший школьный возраст играет особую роль в становлении структуры личности. С приходом в школу ребенку приходится пережить кризисный момент своего развития, связанный с объективными изменениями ситуации, с вступлением в систему новых отношений. Изменение социальной позиции ребенка приводит к изменению его самосознания и, как следствие, к переоценке жизненных ценностей. В этот жизненный период важным оказывается создание новой системы ценностей [7, с. 251-254]. Использование музыкальной наглядности в обучении иностранному языку помогает учащимся младшего школьного возраста преодолеть многие негативные последствия учебной деятельности, которая является ведущей в этот период. Музыка оказывает благотворное эмоциональное воздействие на учащихся, создает благоприятный психологический климат, снижает психологическую нагрузку, повышает эмоциональный тонус и тем самым поддерживает на высоком уровне мотивацию к изучению иностранного языка [8, с. 31]. Кроме того, важной психологической особенностью младших школьников является нерасчле-ненное, целостное восприятие окружающей действительности. В связи с этим произведения иноязычного музыкального искусства оказываются особенно ценными. Многообразный и сложный мир человеческой жизни предстает в музыкальных произведениях относительно простым и понятным для обучающихся. В таких произведениях наиболее ярко и целостно отражается своеобразие культуры своих создателей, их эстетические запросы, внутренний мир людей, нравственный облик, мировоззрение народа - носителя языка. Воспринимая этот мир, учащиеся приближаются к пониманию менталитета носителей языка, переживают родственное создателям такого рода произведений мироощущение. Таким образом, иноязычная музыкальная наглядность ненавязчиво приобщает школьников к постижению нравственных идеалов, а также способствует воспитанию эстетических вкусов и потребностей детей этого возраста [9, с. 33].
Одной из важнейших особенностей нравственно-эстетического воспитания младших школьников является организация взаимодействия всех участников процесса иноязычного образования, поэтому в соответствии с целями нравственно-эстетического воспитания личность должна быть включена в разнообразные виды деятельности на ин-тегративной основе обучения иностранному языку. Инте-гративное обучение помогает ребенку воспринимать мир во взаимосвязи всех его элементов, а также развивает у школьников желания, способности и умения проявить инициативу, нестандартное мышление, значительно способствует формированию опыта морально-нравственного поведения в различных жизненных ситуациях. Интегративные знания, построенные на одновременном сочетании иностранного языка, музыкальной наглядности, а также ритмики, изобразительной деятельности и предметной деятельности, способствуют осознанию учащимися роли языка как элемента культуры [10, с. 27-31]. Не менее важным при этом является и тот факт, что обучение, построенное на интегра-тивной основе, позволяет индивидуализировать процесс усвоения знаний, то есть организовать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы при выборе приемов, способов, темпа образовательного процесса учитывались бы индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей. Использование музыки и песен на занятиях иностранного языка способствует реализации всех видов индивидуализации в процессе нравственно-эстетического воспитания: индивидной, субъектной и личностной [11, с. 23-27]. Музыкальная наглядность оказывает различное воздействие на каждого учащегося, каждый по-разному выражает собственные идеи, мысли и чувства в речевой деятельности на иностранном языке, таким образом, в какой мере индивидуальна коммуникативная деятельность учащихся на занятиях, в той же мере индивидуален и опыт нравственно-эстетического воспитания каждой личности. В соответствии с индивидуальной основой такого опыта учителю иностранного языка необходимо уделить особое внимание содержательной основе нравственно-эстетического воспитания, в том числе отбору музыкальных произведений в соответствии с их ценностно-смысловой значимостью.
Важное место в нравственно-эстетическом воспитании занимают такие гуманистические и духовные ценности, как Истина, Добро, Любовь, Красота, Человек, Отечество, Земля, Семья, Труд, Знание, Культура, Мир и др. Ценностная ориентация процесса нравственно-эстетического воспитания находит свое отражение также в задачах нравственно-эстетического воспитания: 1) формирование нравственных позиций каждого обучающегося, его эстетических интересов; 2) выявление единства этического и эстетического в каждом произведении музыкального искусства и донесении его до сознания обучающихся; 3) воздействие через искусство на духовный мир обучающихся; 4) формирование целостного мировоззрения [6]. Большую помощь в решении указанных задач учителю иностранного языка может оказать использование сказок, построенных по принципу музыкального произведения или содержащих музыкальный компонент, многие сказки послужили поводом к созданию музыкальных произ-
ведений. Так, немецкая сказка »Aschenputtel« («Золушка») стала содержательной основой музыкального произведения С. С. Прокофьева для балета «Золушка». В таких произведениях находят свое отражение многие общечеловеческие ценности, при этом музыкальный компонент помогает учащимся глубже понять смысл поэтического произведения, а также стимулирует иноязычное речевое высказывание.
Сказка наиболее понятным для ребенка образом открывает ему реальный мир, суть человеческих отношений, нюансы человеческих чувств - доброты, уважения, сочувствия, товарищества, справедливости, отзывчивости, взаимопонимания, и тем самым несет в себе богатый нравственный потенциал [12, с. 20]. При этом музыкальный компонент, звучащий в экранизациях сказок, придает произведению эстетическую направленность, а песни, созданные на основе сказок, могут служить ценным методическим материалом для обучения всем видам иноязычной речевой деятельности, так как отличаются простотой и содержательностью.
Следующим важным условием реализации нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной наглядности в иноязычном образовании является обеспечение специфичной методической основы. Задания, которые предлагает учитель для работы с музыкальной наглядностью, должны соответствовать основным целям обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте. Одновременно они должны способствовать правильному осмыслению нравственно-эстетических ценностей музыкального произведения, помогать обучающимся приобретать опыт нравственного выбора и в дальнейшем применять его в реальной жизни. Примерами таких заданий может служить выражение чувств учащихся после прослушивания музыкального произведения, характеристика основных идей и проблем произведения, описание собственного опыта относительно обозначенных проблем и т. д. При этом учитель должен помнить о необходимости подготовки к такому роду занятий, сформированности необходимых лексических и грамматических навыков обучающихся и др.
Наконец, важным условием эффективности нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной наглядности в обучении иностранному языку является профессиональная готовность учителя к осуществлению такого рода деятельности. Необходим определенный уровень профессиональной культуры учителя иностранного языка, основанный на сформированности следующих умений: аналитических; прогностических, проективных, рефлексивных, информационных, развивающих, ориентационных, перцептивных, умений педагогического общения, прикладных умений [13, с. 48-62].
Таким образом, проблема поиска и соблюдения условий реализации нравственно-эстетического воспитания младших школьников средствами музыкальной наглядности в обучении иностранному языку является одной из самых значимых и комплексных проблем современного иноязычного образования. Отсутствие на сегодняшний момент специализированной учебно-методической литературы свидетельствует о необходимости ее дальнейшего изучения и более детальной разработки.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Климов С. Н. Воспитание должно быть национальным // Педагогическое образование: вызовы XXI в.: материалы 3-й науч.-практ. конф. памяти В. А. Сластенина: 20-21 сент. 2012 г., Курск: в 2 ч. Ч. II. Курск: Изд-во Курск. гос. унта, 2012. 419 с. С.361-367.
2. Ромашина С. Я. Функции иностранного языка в современной системе образования. 2012. № 4. С.94-98.
3. Копылова В. Любой урок иностранного языка должен иметь нравственное измерение // Вопр. преподавания ин. языков в школе: информац.-публицист. бюл.: спецвып. М.: Просвещение. 2010.
4. Давыдова Е. А. Модель нравственно-эстетического воспитания младших школьников на основе применения музыкальной наглядности в обучении иностранному языку // Уч. зап.: электрон. науч. журн. КГУ. Курск, 2013. № 2 (26) [Электронный ресурс]. URL: http://scientifi.c-notes.ru/pdf/030-034.pdf (дата обращения 18. 09.2013).
5. Зябкина В. В. Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой: дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2012. 219 с.
6. Курдюкова Л. А. Нравственно-эстетическое воспитание личности средствами музыки и пения при обучении иностранному языку [Электронный ресурс]. URL: http://omsk-perspectiva. narod2.ru/main/met-kop/kurdukova.doc (дата
обращения 20.07.2011).
7. Калугина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: ТЦ Сфера. 2006. 464 с.
8. Маничева Т. М. Работа с песней на уроках французского языка // Ин. языки в школе. 2012. № 3. С.30-32.
9. Сирица Т. Г. Методика работы с музыкально-поэтическим фольклором в курсе обучения английскому языку в школе. 2012. № 3. С. 33-37.
10. Белкина А. П. Интегрированное обучение как одно из условий развития личности школьника // Педагогическое образование: вызовы XXI в.: материалы 3-й науч.-практ. конф. памяти В. А. Сластенина: 20-21 сент. 2012 г., Курск: в 2 ч. Ч. 2. Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2012. 419 с. С.27-31.
11. Дмитриева Д. Д. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов-медиков на основе интегративно-модульного подхода к изучению русского языка как иностранного: дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2012. 165 с.
12. Тарасюк Н. А. Иностранный язык для дошкольников: уроки общения (на примере английского языка). М.: Флинта: Наука. 1999. 112 с.
13. Тарасюк Н. А. Теоретические основы формирования профессиональной готовности учителя к иноязычному дошкольному образованию: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2001. 221 с.
ИЗУЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПРОЕКЦИЙ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
STUDYING DIFFERENT TYPES OF PROJECTIONS AS ONE OF THE MEANS OF FORMING GENERAL CULTURAL COMPETENCE OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS
А. В. Василенко
В данной статье представлено одно из средств формирования общекультурной компетентности учащихся средней школы - изучение параллельной, ортогональной и центральной проекций. Таким образом, автором показана возможность формирования представлений о целостной картине мира в процессе изучения геометрии.
Ключевые слова: общекультурная компетенция, изображение объектов, параллельная проекция, ортогональная проекция, центральная проекция.
A. V. Vasilenko
In this article one of the means of forming general cultural competence of secondary school students, studying parallel, orthogonal and central projections, is presented. Thus, the author shows the possibility of forming ideas about the integral picture of the world in the process of studying geometry.
Keywords: general cultural competence, image of objects, parallel projection, orthogonal projection, central projection.