Научная статья на тему 'Подготовка учителя иностранного языка к духовно-нравственному воспитанию младших школьников'

Подготовка учителя иностранного языка к духовно-нравственному воспитанию младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / FOREIGN LANGUAGE PRIMARY TEACHERS TRAINING / НАЧАЛЬНОЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PRIMARY FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / SPIRITUAL AND MORAL DEVELOPMENT OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN / ОБРАЗ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / THE MODEL OF THE PERSONALITY IMAGE OF THE YOUNGER PUPIL ACQUIRING A FOREIGN LANGUAGE / ОВЛАДЕВАЮЩЕГО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитиенко Зинаида Николаевна

В статье поставлена проблема подготовки будущего учителя иностранного языка к реализации значимой цели начального иноязычного образования духовно-нравственному воспитанию младших школьников. Автор трактует нравственное воспитание как формирование личностных качеств и нравственных ценностей и представляет модель образа личности младшего школьника как субъекта своей культуры, способного достойно представлять свою культуру в иноязычном общении. Выделяются качества личности, которые могут быть сформированы, главным образом в процессе овладения иностранным языком и которые необходимые ученику для межкультурного общения. С учетом целей общего начального образования выделена совокупность качеств, которые подлежат целенаправленному развитию в начальном иноязычном образовании: гордость за свою семью, страну, культуру; любовь к родному языку; интерес к чужому языку и иной культуре (духовные качества); способность к сопереживанию; готовность помочь; стремление к согласию при разрешении споров и конфликтов (качества личности гуманной); стремление к созиданию, а не к разрушению; желание сделать и узнать что-то новое; стремление к речетворчеству (качества личности творческой); умение самостоятельно работать с источниками информации (учебником, тетрадью, словарем); трудолюбие; ответственность за свой труд (качества личности практичной); умение находить общее и различное в родном и иностранном языке, умение находить общее и различное в родной и иной культуре; уважение к иной культуре и иному мнению (качества личности свободной, обладающей чувством собственного достоинства). Утверждается значимость соответствия профессиональной подготовки учителя как носителя культурного содержания начального иноязычного образования задачам духовно-нравственного воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign Language Teachers Preparation to Moral and Spiritual Upbringing of Primary School

The article poses the problem of future foreign language teachers’ preparation to implement a significant aim of primary foreign language education spiritual and moral upbringing of younger pupils. The moral education is understood as the formation of personal qualities and moral values. The author represents the model of the personality image of the younger pupil as the subject of their culture, able to represent their culture in foreign language communication and identifies the personal qualities which the teacher forms mainly in the process of mastering a foreign language and which the pupil needs for intercultural communication. With regard to primary school education aims a set of qualities which is targeted to be developed in Foreign Language Primary Education has been selected: being pride of his/her family, country, culture; love for the native language; interest for the foreign language and another culture (spiritual qualities); the capacity for empathy; willingness to help; the desire for harmony in the resolution of disputes and conflicts (qualities of the humane personality); the desire for construction and not for destruction; the desire to do and learn something new; the desire to speech creation (qualities of the creative personality); the ability to work independently with textbook, notebook, dictionary; love to work; responsibility for their work (qualities of practical personality); the ability to find common and different in native and foreign language, the ability to find common and different in the native and foreign culture; respect for another culture and another view (personality with the sense of dignity). The article affirms the importance of compliance training of a future teacher as a carrier of primary foreign language education cultural content to the aims of spiritual and moral education.

Текст научной работы на тему «Подготовка учителя иностранного языка к духовно-нравственному воспитанию младших школьников»

УДК 378.091.398 ББК 74.26

112

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА К ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

| З.Н. Никитенко

Аннотация. В статье поставлена проблема подготовки будущего учителя иностранного языка к реализации значимой цели начального иноязычного образования - духовно-нравственному воспитанию младших школьников. Автор трактует нравственное воспитание как формирование личностных качеств и нравственных ценностей и представляет модель образа личности младшего школьника как субъекта своей культуры, способного достойно представлять свою культуру в иноязычном общении. Выделяются качества личности, которые могут быть сформированы, главным образом в процессе овладения иностранным языком и которые необходимые ученику для межкультурного общения. С учетом целей общего начального образования выделена совокупность качеств, которые подлежат целенаправленному развитию в начальном иноязычном образовании: гордость за свою семью, страну, культуру; любовь к родному языку; интерес к чужому языку и иной культуре (духовные качества); способность к сопереживанию; готовность помочь; стремление к согласию при разрешении споров и конфликтов (качества личности гуманной); стремление к созиданию, а не к разрушению; желание сделать и узнать что-то новое; стремление к речетворчеству (качества личности творческой); умение самостоятельно работать с источниками информации (учебником, тетрадью, словарем); трудолюбие; ответственность за свой труд (качества личности практичной); умение находить общее и различное в родном и иностранном языке, умение находить общее и различное в родной и иной культуре; уважение к иной культуре и иному мнению (качества личности свободной, обладающей чувством собственного достоинства). Утверждается значимость соответствия профессиональной подготовки учителя как носителя культурного содержания начального иноязычного образования задачам духовно-нравственного воспитания.

Ключевые слова: подготовка учителей иностранного языка для начальной школы; начальное иноязычное образование, духовно-нравственное развитие младшего школьника; образ личности младшего школьника, овладевающего иностранным языком.

FOREIGN LANGUAGE TEACHERS PREPARATION TO MORAL AND SPIRITUAL UPBRINGING OF PRIMARY SCHOOL PUPILS

■ Z.N. Nikitenko

Abstract. The article poses the problem of future foreign language teachers' preparation to implement a significant aim of primary foreign language education - spiritual and moral upbringing of younger pupils. The moral education is understood as the formation of personal qualities and moral values. The author represents the model of the personality image of the younger pupil as the subject of their culture, able to represent their culture in foreign language communication and identifies the personal qualities which the teacher forms mainly in the process of mastering a foreign language and which the pupil needs for intercultural communication. With regard to primary school education aims a set of qualities which is targeted to be developed in Foreign Language Primary Education has been selected: being pride of his/her family, country, culture; love for the native language; interest for the foreign language and another culture (spiritual qualities); the capacity for empathy; willingness to help; the desire for harmony in the resolution of disputes and conflicts (qualities of the humane personality); the desire for construction and not for destruction; the desire to do and learn something new; the desire to speech creation (qualities of the creative personality); the ability to work independently with textbook, notebook, dictionary; love to work; responsibility for their work (qualities of practical personality); the ability to find common and different in native and foreign language, the ability to find common and different in the native and foreign culture; respect for another culture and another view (personality with the sense of dignity). The article affirms the importance of compliance training of a future teacher as a carrier of primary foreign language education cultural content to the aims of spiritual and moral education.

113

Keywords: foreign language primary teachers training, primary foreign language education, spiritual and moral development of primary school children, the model of the personality image of the younger pupil acquiring a foreign language.

Духовно-нравственное воспитание рассматривается сегодня как значимый фактор стабилизации общества и ключевое условие результативности образования. В разработанной нами концепции начального иноязычного образования, в качестве цели овладения млад-

шими школьниками выдвигается формирование личности младшего школьника и его способности к иноязычному общению [1; 2; 3]. Данная цель включает формирование трех базовых способностей: духовно-нравственной, иноязычной речевой и учебно-познавательной способно-

стей, обеспечивающих успешное овладение иностранным языком в младшем школьном возрасте. Под духовно-нравственной способностью мы понимаем способность ученика к нравственной ориентации в ситуациях иноязычного общения (способность различать, «что такое хорошо» и «что такое плохо») и к добродетельным поступкам.

Постановка такой цели вызывает необходимость профессиональной подготовки и переподготовки такого педагога, который мог бы реализовать идеи развивающего начального иноязычного образования и способствовать духовно-нравственному становлению младшего школьника.

Понимание сущности воспитания, как и образования в целом, зависит от того, в каком типе личности нуждается общество. Считается доказанным, что ценности, являющиеся ориентирами для определения целевых и содержательных установок образовательного процесса, концентрируются в социально востребованном типе личности данного I'4 общества — «личностном образце» [4]. Важно, чтобы учитель имел представление о «личностном образце» — образе личности младшего школьника, овладевающего иностранным языком как средством общения и познания, и был способен выстраивать процесс его духовно-нравственного развития.

В современной России востребованным социальным образцом является человек культуры, он представляет собой, по определению Е.В. Бондаревской, такой тип личности, ядром которого являются качества, определяющие свободу, духовность, гуманность, творчество и практичность личности, а также ее

ориентированность на «воспроизводство ценностей общечеловеческой и национальной культуры в творческой жизнедеятельности, на саморазвитие и нравственную саморегуляцию поведения» [5, с. 19],

Мы принимаем такую трактовку человека культуры, однако полагаем, что все-таки сначала, чтобы не сформировать личность, не помнящую родства, должны следовать ценности национальной культуры, а уже потом общечеловеческие. Мы убеждены, что «человек входит в человечество через национальную индивидуальность как национальный человек, а не отвлеченный человек, как русский, француз, немец или англичанин» [6, с. 85] и «только поднявшись на вершину национальной культуры, человек может раскрыть для себя общечеловеческие ценности» [7, с. 160].

Учитывая модель личности выпускника [ФГОС общего среднего образования, 2009], а также развивая идеи о воспитании ученика как человека культуры и о культурной составляющей языкового образования [5; 8], мы спроектировали образ личности младшего школьника путем выстраивания иерархической цепочки взаимосвязанных качеств, харак-теризирующих его, с одной стороны, как человека культуры, а с другой стороны, как целостную и динамическую систему. При этом, исходя из специфики предмета «Иностранный язык» необходимо формировать личность младшего школьника и как субъекта своей культуры. Другими словами, речь сначала должна идти о младшем школьнике как человеке своей культуры, и только будучи таковым, он может быть субъектом общечеловеческой культуры.

Полагаем, что речь должна идти о таких качествах, которые не только понадобятся нашим детям для жизнедеятельности в поликультурном мире в дальнейшем, но которые нужны ему уже сейчас для взаимодействия с его поликультурным окружением в классе и школе.

Раскроем далее цепочку качеств личности младшего школьника как субъекта своей культуры, который познает иную культуру и готовится к межкультурному общению на ИЯ.

1. Младший школьник как человек культуры — личность духовная. Обращение к духовности — характерная черта отечественной философской и педагогической традиции. Еще Святой Праведный Иоанн Кронштадтский писал о том, что «при образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, на которое больше всего нужно обращать внимание» [9, с. 193]. Русский философ И.А. Ильин, посвятивший ряд своих работ проблемам образования, особо подчеркивал, что в будущей России образование не должно отделяться от духовного воспитания [10, с. 207-215]. Духовность в светском понимании определяется как высшая личностная установка индивида, определяющая его взаимодействие с собой и окружающим миром. С учетом исследований А.В. Осиповой [11] и Н.Ф. Коряковцевой [8], мы выделяем в духовности младшего школьника нравственную, когнитивную и эстетическую доминанты.

Нравственная доминанта духовности связана в младшем школьном возрасте с познанием нравственных ценностей культуры народа страны изучаемого языка, и, если это

познание сопровождается рефлексией и направленностью на самого себя в окружающем мире, то оно оказывает существенное влияние на «Я-концепцию» ученика, которая начинает формироваться в этом возрасте. Среди духовно-нравственных ценностей мы выделяем любовь к своей Родине, своему языку и культуре, чувство патриотизма, гордость за свою страну (свое ближайшее окружение) и свою культуру, все то, что вкладывается в понятие «гражданской идентичности», семейные ценности, интерес и уважение к иной культуре и иным ценностям.

Когнитивная доминанта, непосредственно связанная с нравственной составляющей духовности личности младшего школьника, является основой созидания самого себя посредством познания себя, овладевающего новым языком и его законами, познания окружающего мира — мира чужой культуры и других культур, которые находятся рядом, и благодаря этому лучшему познанию своего языка и своей культуры. В этом смысле когнитивное развитие учащегося является условием формирования нравственных качеств личности (доброжелательность, готовность делать добро), условием его развития в учебной, игровой, иноязычной речевой деятельностях и деятельности общения, создающих структуру личности младшего школьника.

Эстетическая доминанта духовности включает эмоциональное отношение ученика к познаваемым ценностям иной культуры и связана с потребностью в познании нового, в творчестве, красоте, в общении со сверстниками и представителями других культур.

115

ВЕК

116

2. Младший школьник как человек культуры — личность гуманная. Гуманность, проявляющаяся в доброжелательном отношении друг к другу, в развитии умения сотрудничать и взаимодействовать в группе выделяется нами в качестве важнейшего качества личности младшего школьника, для формирования которого в начальном иноязычном образовании, в силу специфики процесса овладения ИЯ как средством общения и взаимодействия, самые благоприятные условия. Гуманность проявляется также в таких качествах, как: любовь к близким людям, ко всему живому (природе, животным), доброжелательное отношение к сверстникам разных национальностей и культур; милосердие, способность к сопереживанию, готовность помочь, понимание равноценности всех языков и культур; стремление к миру, согласию, решение всех конфликтов мирным путем.

3. Младший школьник как человек культуры — личность творческая. Творчество отражает созидательную сущность личности и ее способность к деятельности, в которой главным побудительным мотивом является стремление к самореализации и проявлению своих способностей. В контексте начального иноязычного образования — это способность к речетворчеству на чужом языке, творчество в игровой, проектной, художественной и изобразительной деятельности при освоении нового языка и иной культуры; это возможность проявить себя при аудировании, говорении, чтении и письме и таким образом реализовать свой творческий потенциал. К качествам творческой личности младшего школьника мы

также относим самостоятельность его речевых поступков, стремление выражать свои собственные мысли на чужом языке (а не повторять за учителем и сверстниками), стремление к адекватной оценке своих достижений при овладении ИЯ и культурой народа-носителя языка. Таким образом, творческая личность применительно к младшему школьнику — это личность, у которой формируется способность к самореализации, которая означает не только осуществление учеником возможностей развития своего «Я» посредством собственных усилий, но и сотворчество, совместную деятельность с одноклассниками, совместное постижение нового языка и новой культуры.

4. Младший школьник как человек культуры — личность свободная и обладающая чувством собственного достоинства. Здесь значимыми являются такие гражданские качества, как: самостоятельность, которая проявляется, когда ученик ставится в ситуацию выбора и самостоятельного принятия решения; умение нести ответственность за свои поступки и ответственность за свою деятельность по овладению ИЯ и ее результаты, уважение к себе и окружающим, способность ориентироваться в мире культурных ценностей (различать свое и чужое, в чужом находить свое, и в своем чужое). Воспитание личности с чувством собственного достоинства исключает использование любого проявления неуважения к маленькому ученику. Следует подчеркнуть, что свобода и самостоятельность младшего школьника рассматриваются в единстве с ответственностью за свою деятельность при овладении ИЯ и ее результаты.

Самостоятельность также включает противоречие между свободой выбора речевого и неречевого поступка и ответственностью за процесс и результат деятельности по овладению ИЯ.

5. Младший школьник как человек культуры — личность практичная. Иноязычное образование вносит весомый вклад в практическую подготовку ученика к жизни в поликультурном мире. Владение ИЯ открывает окно в мир других культур, является неотъемлемым качеством образованного человека и условием его социальной мобильности и успешной жизнедеятельности в любой области. Владение культурой общения на ИЯ, умение самостоятельно работать с учебником и другими учебными средствами, универсальные умения, определяющие не только возможность его самостоятельной деятельности по овладению ИЯ, но и дальнейшее самообразование в данной области — все это качества, которые характеризуют младшего школьника как личность практичную.

Выделенная цепочка качеств сложно взаимодействует в реальной жизни. Такие качества младшего школьника как личности гуманной, как, например, умение слушать собеседника, стремление к согласию и решению всех конфликтов мирным путем присущи и практичной личности и необходимы ей для жизни в поликультурном мире. Личностные характеристики младшего школьника разделяются здесь гносеологически (а не функционально) — как объект специального внимания учителя при организации образовательного процесса по ИЯ.

Представленная характеристика образа младшего школьника вклю-

чает возможную цепочку обретаемых им нравственных качеств, которые можно поделить, на наш взгляд, на три группы. Первую группу составляют качества, которые можно формировать всю жизнь. Качества, которые формирует начальная школа в процессе изучения школьником всех предметов, составляют вторую группу. Предмет «Иностранный язык» готовит школьников к межкультурному общению на ИЯ, что ни один другой предмет сделать не может, а это означает, что во второй группе есть качества, в формирование которых может внести лепту именно начальное иноязычное образование, эти качества и составляют третью группу. На основе общего идеального образа, охарактеризованного выше, мы создали модель личности младшего школьника — выпускника по ИЯ, которая как всякая модель является аппроксимированной. В эту модель мы закладываем основу тех качеств личности, которые могут быть сформированы, главным образом, в процессе овладения ИЯ. В качестве критериев отбора таких качеств избраны цели обще- ''' го начального образования; принцип аппроксимации моделирования; принцип доминантности — важны все качества личности, но избраны те, которые нужны маленькому ученику для межкультурного взаимодействия на иностранном и родном языках.

Использование данных критериев позволило минимизировать идеальную характеристику образа личности младшего школьника и выделить те качества, которые подлежат целенаправленному развитию в начальном иноязычном образовании.

Младший школьник — выпускник начальной школы РФ по ИЯ:

ВЕК

1) личность духовная: гордость за свою семью, страну, культуру; любовь к родному языку; интерес к чужому языку и иной культуре;

2) личность гуманная: способность к сопереживанию; готовность помочь; стремление к согласию при разрешении споров и конфликтов;

3) личность творческая: стремление к созиданию, а не к разрушению; желание сделать и узнать что-то новое (нарисовать школу своей мечты и рассказать о ней сверстнику-носителю языка, открыть закон-секрет и родного, и ИЯ); стремление к речет-ворчеству (создание своего, а не подражание и имитация);

4) личность практичная: умение самостоятельно работать с источни-

ками информации (учебником, тетрадью, словарем); трудолюбие; ответственность за свой труд;

5) личность свободная, обладающая чувством собственного достоинства: умение находить общее и различное в родном и иностранном языке, умение находить общее и различное в родной и иной культуре; уважение к иной культуре и иному мнению (рис.).

Смоделированные личностные качества составляют основу модели образа личности младшего школь -ника, воспитание которого является приоритетной целью в начальном иноязычном образовании. В данной модели выделены те личностные качества, формирование которых обес-

118

печивает процессы, необходимые для становления ученика как субъекта учебной деятельности и субъекта своей культуры и для развития способности к общению на неродном языке с представителями других культур. Это процессы, связанные с самопознанием, самовыражением, самоутверждением, самореализацией и саморегуляцией личности младшего школьника и обеспечивающие его речемыслительную, познавательную и социальную активность.

В свете вышеизложенного становится очевидной, во-первых, значимость:

• соответствия профессиональной подготовки учителя как носителя культурного и духовного содержания начального иноязычного образования задачам воспитания;

• формирования у учителя его способности быть моральным эталоном для ученика;

• формирования его гражданской позиции и готовность быть выразителем адекватного отношения к происходящему, как на уроке, так и вне урока.

Без соблюдения этих условий сформировать у младшего школьника нравственные качества и ценности не представляется возможным, поскольку младший школьник может идентифицировать поступок как моральный/аморальный только на основе соотнесения действия с моральным эталоном, носителем которого в учебном процессе является учитель. Носителем образца может быть и сверстник, и персонажи сказок и мультфильмов, но только учитель способен передать свое отношение к тем или иным поступкам или фактам культуры, и только учитель

посредством общения формирует у школьников то или иное отношение, ту или иную моральную оценку поступкам, словам, действиям, фактам, и способствует тем самыми, их духовно-нравственному развитию в процессе иноязычного образования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Никитенко, З.Н. Развивающее иноязычное образование в начальной школе [Текст] / З.Н. Никитенко. - М.: Глосса-Пресс, 2010. - 438 с.

2. Никитенко, З.Н. Концептуальные основы развивающего иноязычного образования в начальной школе: монография [Текст] / З.Н. Никитенко. - М.: Прометей, 2011. - 191 с.

3. Никитенко, З.Н. Методика овладения иностранным языком на начальной ступени школьного образования: Учебное пособие [Текст] / З.Н. Никитенко. - М.: МПГУ, 2013. - 288 с.

4. Булкин, А.П. Культуросообразность образования. Педагогический опыт России XVIII-XX вв.: дис. ... д-ра пед. наук [Текст] / А.П. Булкин. - М., 2003. - 360 с.

5. Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры

и нравственности. Основные положения Ц9 концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях [Текст] / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1995. - 32 с.

6. Бердяев, Н.А. Смысл истории [Текст] / Н.А. Бердяев. - М.: Мысль, 1990. - 176 с.

7. Шадриков, В.Д. Происхождение человечности: учебное пособие для высших учебных заведений [Текст] / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2004. - 296 с.

8. Коряковцева, Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные технологии: учебное пособие для студентов лингвистических факультетов высших учебных заведений [Текст] / Н.Ф. Коряковцева. - М.: ИЦ «Академия», 2010. - 192 с.

9. Исцеление верой. - Изд-во Православное братство Святого благоверного великого

князя Александра Невского, 2008. - 488 с.

10. Ильин, И.А. Путь к очевидности [Текст] / И.А. Ильин. - М.: Республика, 1993. -431 с.

11. Осипова, А.В. Духовность и принцип деятельности. Социальный аспект [Текст] / А.В. Осипова. - М.: МИЭТТУ, 1998. -187 с.

REFERENCES

1. Berdjaev N.A., Smysl istorii, Moscow, Mysl, 1990, 176 p. (in Russian)

2. Bondarevskaya E.V., Vospitanie kak vozrozh-denie grazhdanina, cheloveka kultury i nravst-vennosti. Osnovnyje polozhenija kontseptsii vospitaniya v izmenyajutscikhsya sotsialnykh usloviyakh, Rostov-na-Donu, 1995, 32 p. (in Russian)

3. Bulkin A.P., Kulturosoobraznost obrazovani-ya. Pedagogicheskij opyt Rossii XVIII-XX vv., Extended abstract of ScD dissertation (Pedagogy), Moscow, 2003, 360 p. (in Russian)

4. Ilyin I.A., Put k ochevidnosti, Moscow, Re-spublika, 1993, 431 p. (in Russian)

5. Istselenije veroi, Izdatelstvovo Pravoslavnoje bratstvo Svjatogo blagovernogo velikogo

knyazja Aleksandra Nevskogo, 2008, 488 p. (in Russian)

6. Koryakovtseva N.F., Teoriya obucheniya in-ostrannym yazykam: produktivnyje obrazo-vatelnyje tekhnologii: uchebnoye posobije dlya studentov lingvisticheskikh fakultetov vyshikh uchebnykh zavedenii, Moscow, Akademiya,

2010, 192 p. (in Russian)

7. Nikitenko Z.N., Kontsepturlnye osnovy Raz-vivajushchego inoyazychnogo obrazovanija v nachalnoy shkole, Moscow, Prometei,

2011, 191 p. (in Russian)

8. Nikitenko Z.N., Razvivajushchee inoyazych-noe obrazovanie v nachalnoy shkole, Moscow, Glossa-Press, 2010, 438 p. (in Russian)

9. Nikitenko Z.N., Metodika ovladenija in-ostrannym jazykom na nachalnoy stupeni shkolnogo obrazovanija, Moscow, 2013, 288 p. (in Russian)

10. Osipova A.V., Dukhovnost Iprintsip dejatel-nosti. Sotsialnyii aspect, Moscow, 1998, 187 p. (in Russian)

11. Shadrikov V.D., Proiskhozhdenije chel-ovechnosti: uchebnoye posobije dlya vyshikh uchebnykh zavedenii, Moscow, Logos, 2001, 296 p. (in Russian)

120

Никитенко Зинаида Николаевна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра методики преподавания иностранных языков, институт филологии и иностранных языков, Московский педагогический государственный университет; лауреат Премии правительства России в области образования, [email protected] Nikitenko Z.N., ScD in Education, Professor, Department of Foreign Language Teaching, Moscow State University of Education; Russian Federation Government Prize Laureate in Education, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.