Научная статья на тему 'Овладение младшими школьниками иностранным языком: компетенции или способности'

Овладение младшими школьниками иностранным языком: компетенции или способности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1029
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦЕЛЬ РАННЕГО ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / КОНЦЕПЦИЯ НАЧАЛЬНОГО РАЗВИВАЮЩЕГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / СОДЕРЖАНИЕ НАЧАЛЬНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИЧНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И ЕЕ СПОСОБНОСТЬ К ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ / THE AIM OF EARLY FOREIGN LANGUAGE LEARNING / THE CONCEPT OF PRIMARY FOREIGN LANGUAGE DEVELOPING EDUCATION / MORAL DEVELOPMENT / COGNITIVE DEVELOPMENT / COMMUNICATIVE DEVELOPMENT / THE CONTENT OF PRIMARY FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / THE YOUNG LEARNER PERSONALITY AND HIS/HER ABILITY TO FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитенко Зинаида Николаевна

В статье рассматривается цель раннего изучения иностранного языка в контексте личностно-ориентированной парадигмы. Автор показывает интегративную природу цели и раскрывает ее компоненты: нравственное развитие, когнитивное развитие и коммуникативное развитие младшего школьника. Обосновывается важность содержания начального иноязычного образования и его трех аспектов, создающих идеальную и материальную основу для реализации воспитательной, развивающей и коммуникативно-культурной составляющих цели: формирования личности ученика и его способности общаться на иностранном языке. При рассмотрении технологии подчеркивается ее главная функция обеспечить в учебном процессе интеграцию воспитания, развития и учения младшего школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING A FOREIGN LANGUAGE IN PRIMARY SCHOOL: COMPETENCES OR ABILITIES

The article considers the aim of early foreign language learning in the context of learner-centered paradigm. The author shows the integrative nature of the aim and tackles its components: moral development, cognitive development and communicative development. The importance of the content of primary foreign language education is argued as well as its three aspects that create the ideal and the material basis for the implementation of spiritually moral, developing and communicative-cultural components of the aim: formation of the young learner personality and his/her ability to communicate in a foreign language. When considering technology the author emphasizes its main function which is to provide in the educational process the integration of upbringing, development and learning of younger pupils.

Текст научной работы на тему «Овладение младшими школьниками иностранным языком: компетенции или способности»

1УДК 372.881.1 ББК 74.268.1

ОВЛАДЕНИЕ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ: КОМПЕТЕНЦИИ ИЛИ СПОСОБНОСТИ

З. Н. Никитенко

Аннотация. В статье рассматривается цель раннего изучения иностранного языка в контексте личностно-ориентированной парадигмы. Автор показывает интегративную природу цели и раскрывает ее компоненты: нравственное развитие, когнитивное развитие и коммуникативное развитие младшего школьника. Обосновывается важность содержания начального иноязычного образования и его трех аспектов, создающих идеальную и материальную основу для реализации воспитательной, развивающей и коммуникативно-культурной составляющих цели: формирования личности ученика и его способности общаться на иностранном языке. При рассмотрении технологии подчеркивается ее главная функция - обеспечить в учебном процессе интеграцию воспитания, развития и учения младшего школьника.

Ключевые слова: цель раннего изучения иностранного языка, концепция начального развивающего иноязычного образования, нравственное развитие, когнитивное развитие, коммуникативное развитие, содержание начального иноязычного образования, личность младшего школьника и ее способность к иноязычному общению.

LEARNING A FOREIGN LANGUAGE IN PRIMARY SCHOOL: COMPETENCES OR ABILITIES

Z. N. Nikitenko

Abstract. The article considers the aim of early foreign language learning in the context of learner-centered paradigm. The author shows the integrative nature of the aim and tackles its components: moral development, cognitive development and communicative development. The importance of the content of primary foreign language education is argued as well as its three aspects that create the ideal and the material basis for the implementation of spiritually moral, developing and communicative-cultural components of the aim: formation of the young learner personality and his/her ability to communicate in a foreign language. When considering technology the author emphasizes its main function which is to provide in the educational process the integration of upbringing, development and learning of younger pupils.

Keywords: the aim of early foreign language learning, the concept of primary foreign language developing education, moral development, cognitive development, communicative development, the content of primary foreign language education, the young learner personality and his/her ability to foreign language communication.

Категория цели является центральной методической категорией, детерминирующей содержание и способы овладения этим содержанием, что объясняет неослабевающее к ней внимание к ней на разных этапах методики обучения иностранному языку (далее - ИЯ). Вопрос «С какой целью должен изучаться иностранный язык в начальной школе?», который являлся одним из самых актуальных и в 1980-х гг., когда в нашей стране проводился эксперимент

по раннему обучению, является таковым и в настоящее время. В психологической науке цель понимается как «образ (представление) результатов, на достижение которых направлена деятельность» [1, с. 729]. На наш взгляд, слово «образ» призвано являться ключевым для определения цели овладения детьми ИЯ, поскольку представление результатов, на достижение которых направлена деятельность, должно быть связано с личностью младшего школьника и его готовно-

стью к освоению данной предметной области на следующей ступени.

Цель - это то, что нужно и желательно осуществить в современной начальной школе, ценностные приоритеты которой связаны с личностным развитием младшего школьника, формированием его способностей и, что очень важно, с сохранением его духовного здоровья. «Иностранный язык» как образовательная дисциплина призвана внести свой вклад в реализацию данных ценностных приоритетов, отражающих стратегию развивающего начального образования (А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов, В. Д. Шадриков).

Такая реализация не может быть полной, если в качестве цели и результата языковой подготовки младших школьников по ИЯ выдвигается его коммуникативная компетенция в основных видах речевой деятельности. Такая цель носит прагматический характер, и она является действительно достаточной в качестве цели обучения языку. Но, как правильно утверждают дидакты (В. И. Загвязинский), обучение - это средство образования, то есть знания, навыки, умения, компетенции - это не цель, а средства становления личности: выдвигая формирование коммуникативной компетенции в качестве цели, мы лишаемся того, что свойственно образованию как социальному феномену - способа развития и воспитания молодого поколения. Современная образовательная парадигма меняет вектор цели овладения ИЯ в начальной школе, в качестве которой выступает развитие личности ученика и формирование его способности к иноязычному общению с представителями иной культуры. При этом значимость знаний, навыков и умений вовсе не умаляется, и более того, они являются важным и необходимым средством достижения данной цели, которая носит уже не прагматический, а образовательный характер. Интересно отметить, что и разработчики новой европейской концепции школьного языкового образования (1 N. УоИтег, 2006; З. Н. Никитенко, 2009; 2010) также считают коммуникативную парадигму не вполне отвечающей задачам современной школы.

Итак, в качестве цели овладения ИЯ на начальной ступени мы выдвигаем формирование личности младшего школьника и его способности к иноязычному общению. Данная

цель интегрирует три взаимосвязанных и взаимообусловленных составляющих: воспитательную, развивающую и учебно-культуро-ведческую. Рассмотрим данные цели и покажем, какие компоненты содержания начального иноязычного образования обеспечивают их реализацию.

Воспитание понимается нами как нравственное развитие младших школьников (Патриарх Кирилл: «Нужно не воспитывать, а формировать ценности»), которое происходит, если мы формируем у них:

• личностные качества, необходимые для межкультурного общения;

• нравственные ценности (любовь, дружба, семья, взаимопомощь и др.);

• культурные ценности, значимые для зарубежных сверстников.

Формирование качеств и ценностей и обеспечивает развитие у учащихся способности, которую мы называем способностью к нравственной ориентации в ситуациях иноязычного общения («что такое хорошо и что такое плохо»), которая и является значимой воспитательной целью при овладении младшими школьниками ИЯ. Реализация данной цели вносит вклад в их нравственное развитие.

Развивающая цель заключается в формировании:

• учебно-познавательного интереса и мотивации (учебно-познавательной в сочетании с широкой социальной);

• иноязычной речевой способности, то есть способности самостоятельно (не на основе имитации), так же как и на родном языке, строить свою речь при говорении и письме и понимать таковую при аудировании и чтении (в пределах программных требований);

• иноязычной языковой способности, то есть способности использовать знаки языка (звуки, слова, грамматические явления) как орудия речевой деятельности;

• когнитивных способностей (фонологическая способность, слуховое и зрительное внимание, оперативная память, вероятностное прогнозирование), которые являются непременными речевыми составляющими и определяют успешность овладения детьми иностранным языком.

Заметим, что формирование иноязычной речевой способности (включающей языковую

способность) требует учета универсальных психолингвистических закономерностей овладения языком в онтогенезе и нейрофизиологических закономерностей формирования речевой деятельности [2], которые, к сожалению, до сих пор не принимаются во внимание в методике обучения ИЯ. Реализация развивающей цели призвана обеспечить когнитивное развитие младшего школьника.

Учебно-культуроведческая цель заключается в формировании:

• учебно-познавательной способности, то есть способности к учебно-познавательной деятельности, которая базируется на универсальных учебных действиях и специальных учебных умениях (А. В. Жарова); формирование учебно-познавательной деятельности является первостепенной задачей начальной школы, поскольку она является основой коммуникативного, когнитивного и нравственного развития младшего школьника;

• рефлексивной самооценки процесса и результата овладения ИЯ [3];

• способности к иноязычному общению, обогащенной культуроведческими умениями [4; 5].

Реализация учебно-культуроведческой цели вносит вклад в коммуникативное развитие личности.

Таким образом, знания, навыки, умения, компетенции не являются целью, они выступают в качестве важного и необходимого средства развития личности и ее способностей -средства самостроительства личности младшего школьника при овладении ИЯ.

Содержание призвано обеспечить основу (идеальную и материальную) для реализации целей изучения предмета «Иностранный язык», поэтому в составе содержания должны быть те аспекты, которые отражают современное понимание начального образования как способа развития личности младшего школьника и комплекса его качеств и способностей. И в этом контексте содержание начального иноязычного образования трактуется нами (следуя концепции В. В. Краевского, И. Я. Лернера) как новый для ученика социальный опыт -опыт освоения ИЯ как части культуры народа - носителя данного языка и как средства иноязычного общения в процессе учебной де-

ятельности, определяющей (в отличие от других возрастов) социальную ситуацию развития младших школьников.

Содержание начального иноязычного образования (в отличие от содержания обучения) призвано обеспечить основу не только для эффективного овладения младшим школьником ИЯ, но и для его личностного становления и поэтому включает три аспекта:

• аксиологический, связанный с опытом обретения нравственных ценностей и качеств (создает ценностную основу для реализации воспитательной цели);

• мотивационно-когнитивный, связанный с опытом заинтересованного и рефлексивного овладения иноязычной речью (основа для реализации развивающей цели);

• социально-культуроведческий, связанный с опытом овладения иноязычным общением, учебной деятельностью и рефлексивной самооценкой, включающий опыт знакомства с иной культурой (основа для реализации учеб-но-культуроведческой цели) [6].

Каждый выделенный аспект представляет одну из сторон социального опыта младшего школьника, овладевающего ИЯ. Этот социальный опыт является тождественным по структуре (разумеется, не по объему): 1) нравственной культуре, 2) речевой культуре, 3) культуре общения и культуре учебного труда. Содержание начального иноязычного образования является культуро-сообразным по своей сути и обеспечивает, посредством технологии, реализацию воспитательной, развивающей и учебно-культуроведческой целей изучения предмета «Иностранный язык» на начальной ступени школьного образования.

Особенность технологии заключается в том, что она призвана обеспечить в образовательном процессе интеграцию воспитания, развития и учения младшего школьника за счет сопряженного развития трех базовых способностей: иноязычно-речевой, учебно-познавательной и способности к нравственной ориентации.

В заключение подчеркнем, что ценность начального иноязычного образования определяется его личностно-формирующей функцией, отражающей новый смысл предмета «Иностранный язык» как средства становления личности младшего школьника и его нравственного созидания как человека культуры.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М.: АСТ: АСТ-Москва; СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 868 с.

2. Никитенко З. Н. Развивающее иноязычное образование в начальной школе. - М.: Глосса-Пресс, 2010. - 438 с.

3. Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н. Европейский Языковой портфель для детей 7-10 лет. Знакомство с языками / под ред. К. М. Ирис-хановой. - М.: МГЛУ, 2003. - 15 с.

4. Сафонова В. В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 3. -С.17-24.

5. Сафонова В. В. Соизучение языков и культур в зеркале мировых тенденций развития современного языкового образования // Евразийский форум. Научный журнал. - М.: Ев-рошкола, 2010. - № 1 (2). - С. 181-196.

6. Никитенко З. Н. Методическая система овладения иностранным языком на начальной ступени школьного образования: дис. ... д-ра пед. наук. - М.: МПГУ, 2015. - 428 с.

7. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. -М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 352 с.

REFERENCES

1. Meshcheryakov B. G., Zinchenko V. P. (eds.) Bolshoy psikhologicheskiy slovar. Moscow: AST: AST-Moskva; St. Petersburg: Praym-Ev-roznak, 2008. 868 p.

2. Nikitenko Z. N. Razvivayushchee inoyazychnoe obrazovanie v nachalnoy shkole. Moscow: Glossa-Press, 2010. 438 p.

3. Galskova N. D., Nikitenko Z. N. Evropeyskiy Yazykovoy portfel dlya detey 7-10 let. Znakom-stvo syazykami. Moscow: MGLU, 2003. 15 p.

4. Safonova V. V. Kulturovedenie v sisteme sovre-mennogo yazykovogo obrazovaniya. Inostran-nye yazyki v shkole. 2001, No. 3, pp. 17-24.

5. Safonova V. V. Soizuchenie yazykov i kultur v zerkale mirovykh tendentsiy razvitiya sovre-mennogo yazykovogo obrazovaniya. Evraziys-kiy forum. Nauchnyy zhurnal. Moscow: Evro-shkola, 2010, No. 1 (2), pp. 181-196.

6. Nikitenko Z. N. Metodicheskaya sistema ovlad-eniya inostrannym yazykom na nachalnoy stu-peni shkolnogo obrazovaniya. ScD dissertation (Education). Moscow: MPGU, 2015. 428 p.

7. Kraevskiy V. V., Khutorskoy A. V. Osnovy obu-cheniya. Didaktika i metodika: ucheb. posobie dlya studentov vyssh. ucheb. zavedeniy. Moscow: Izd. tsentr "Akademiya", 2007. 352 p.

Никитенко Зинаида Николаевна, доктор педагогических наук, лауреат Премии правительства России в области образования, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков Московского педагогического государственного университета e-mail: [email protected]

Nikitenko Zinaida N., ScD in Education, The Russian Federation Government Prize Laureate in Education, Professor, Foreign Language Teaching Methods Department, Moscow Pedagogical State University e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.