Научная статья на тему 'Овладение иностранным языком в начальной школе в республиках РФ с позиции полилога лингвокультур'

Овладение иностранным языком в начальной школе в республиках РФ с позиции полилога лингвокультур Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИЛОГ ЛИНГВОКУЛЬТУР / POLYLOGUE OF LINQUA CULTURES / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРО-ОРИЕНТИР О ВАННАЯ СПОСОБНОСТЬ К ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ / CULTURAL-ORIENTED ABILITY FOR THE COMMUNICATION IN A FOREIGN LANGUAGE / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / STUDENT''S PERSONALITY / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / THE CONCEPT OF DEVELOPMENTAL FOREIGN LANGUAGE EDUCATION / POLYCULTURAL LANGUAGE EDUCATION / POLYCULTURAL DEVELOPMENT OF A YOUNGER SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манджиева Светлана Ильинична

Большое количество кулыпуроведческого материала в курсе обучения иностранным языкам в начальной школе не может само по себе сформировать у ученика способности к межкультурному общению. Более того, национально-специфические фрагменты иной культуры могут вызвать у ученика как положительную, так и отрицательную реакцию. Следствием этого может быть социокультурная отчужденность, ведущая к отходу к собственным национальным ценностям, или, наоборот, обесцениванию своего и наивному восхищению всем иностранным,. Предлагаемое обновление содержания обучения иностранным языкам в контексте основных положений поликультурного языкового образования (С. И. Манджиева) призвано редуцировать подобные негативные стороны межкультурного общения. Поскольку стратегической целью современного обучения иностранным языкам в начальной школе признается развитие способностей младшего школьника к иноязычному общению (3. П. Никитенко), то рассмотрение цели обучения иностранным языкам в контексте основных положений поликультурного языкового образования предлагается с позиции формирования кулъ-туро-ориентированной способности учеников к иноязычному общению (термин 3. П. Никитенко). Учитывая тот факт, что в начальной школе создается только фундамент для формирования этой способности, необходимость формирования специальных культуроведческих умений, которые и составляют основу для формирования культуро-ориентированной способности к иноязычному общению, становится очевидной. Создание фундамента для формирования такой способности требует определенных условий, при которых она будет способствовать развитию таких качеств личности младшего школьника как духовность, интерес к изучению иностранного языка и культур, воспитанию уважительного отношения к иным культурам и чувства гордости за свои, что, в свою очередь, обеспечивает саморазвитие личности как субъекта родной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign language acquisition from the position of the polylogue of lingua cultures in a primary school in the republics of the Russian Federation

The article deals with the research focused on the need of updating the content of foreign language teaching in primary school within the modern circumstances of the multi-lingual and multicultural situation in the republics of the Russian Federation. Since the strategic goal of modern foreign language teaching in a primary school recognizes the development of abilities of younger schoolchildren to foreign language communication (Z. N. Nikitenko), consideration of the objectives of foreign language teaching in the context of the main provisions of multicultural language education is proposed for the formation of cultural-oriented ability for the communication in a foreign language (the term by Z. N. Nikitenko) and is determined as a necessary quality for the efficient foreign language communication. Creation of the base for formation of such ability demands certain conditions under which it will promote development of such qualities as spirituality, interest to learning of foreign language and cultures, teaching of respect for other cultures and being proud for your culture which in turn, provides self-development of the personality as subject of native culture. The research results can be used in foreign language teaching in other multicultural societies. The theoretical value of the research is the determination of the new aim of foreign language teaching in primary school within the fundamental notions of polycultural language education in the republics of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Овладение иностранным языком в начальной школе в республиках РФ с позиции полилога лингвокультур»

1УДК 372.881.111.1 ББК 74.26

ОВЛАДЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РЕСПУБЛИКАХ РФ С ПОЗИЦИИ ПОЛИЛОГА ЛИНГВОКУЛЬТУР

С. И. Манджиева

Большое количество культуроведческого материала в курсе обучения иностранным языкам в начальной школе не может само по себе сформировать у ученика способности к межкультурному общению. Более того, национально-специфические фрагменты иной культуры могут вызвать у ученика как положительную, так и отрицательную реакцию. Следствием этого может быть социокультурная отчужденность, ведущая к отходу к собственным национальным ценностям, или, наоборот, обесцениванию своего и наивному восхищению всем иностранным. Предлагаемое обновление содержания обучения иностранным языкам в контексте основных положений поликультурного языкового образования (С. И. Манджиева) призвано редуцировать подобные негативные стороны межкультурного общения.

Поскольку стратегической целью современного обучения иностранным языкам в начальной школе признается развитие способностей младшего школьника к иноязычному общению (З. Н. Никитенко), то рассмотрение цели обучения иностранным языкам в контексте основных положений поликультурного языкового образования предлагается с позиции формирования куль-туро-ориентированной способности учеников к иноязычному общению (термин З. Н. Никитенко). Учитывая тот факт, что в начальной школе создается только фундамент для формирования этой способности, необходимость формирования специальных культуроведческих умений, которые и составляют основу для формирования культуро-ориентированной способности к иноязычному общению, становится очевидной.

Создание фундамента для формирования такой способности требует определенных условий, при которых она будет способствовать развитию таких качеств личности младшего школьника как духовность, интерес к изучению иностранного языка и культур, воспитанию уважительного отношения к иным культурам и чувства гордости за свои, что, в свою очередь, обеспечивает саморазвитие личности как субъекта родной культуры.

Ключевые слова: полилог лингвокультур, поликультурное языковое образование, культуро-ориентированная способность к иноязычному общению, поликультурное развитие личности младшего школьника, концепция развивающего иноязычного образования.

FOREIGN LANGUAGE ACQUISITION FROM THE POSITION

OF THE POLYLOGUE OF LINGUA CULTURES IN A PRIMARY SCHOOL

IN THE REPUBLICS OF THE RUSSIAN FEDERATION

S. I. Mandzhieva

The article deals with the research focused on the need of updating the content of foreign language teaching in primary school within the modern circumstances of the multi-lingual and multicultural situation in the republics of the Russian Federation.

Since the strategic goal of modern foreign language teaching in a primary school recognizes the development of abilities of younger schoolchildren to foreign language communication (Z. N. Nikitenko), consideration of the objectives of foreign language teaching in the context of the main provisions of multicultural language education is proposed for the formation of cultural-oriented ability for the communication in a foreign language (the term by Z. N. Nikitenko) and is determined as a necessary quality for the efficient foreign language communication.

Creation of the base for formation of such ability demands certain conditions under which it will promote development of such qualities as spirituality, interest to learning of foreign language and cultures, teaching of respect for other cultures and being proud for your culture which in turn, provides self-development of the personality as subject of native culture.

The research results can be used in foreign language teaching in other multicultural societies. The theoretical value of the research is the determination of the new aim of foreign language teaching in primary school within the fundamental notions of polycultural language education in the republics of the Russian Federation.

Keywords: polylogue of linqua cultures, polycultural language education, cultural-oriented ability for the communication in a foreign language, polycultural development of a younger school, Student's personality, the concept of developmental foreign language education.

Основная цель любой системы образования - развитие личности ученика. Всегда признавалось, что процесс обучения иностранным языкам (далее - ИЯ) не только формирует навыки и умения, но и оказывает непосредственное влияние на развитие личности. Рассмотрев различные точки зрения ведущих отечественных и зарубежных ученых (Н. Д. Гальскова, А. А. Миролюбов, Е. И. Пассов, Г. В. Рогова, Э. И. Соловцова, И. И. Халеева, Дж. Л. М. Трим, Д. Косте, Б. Норт и др.) на проблему содержания обучения ИЯ, мы можем сделать вывод, что сегодня при формулировании целей обучения, детерминирующих это содержание, независимо от подхода, в поле зрения находится главный субъект образовательной политики - учащийся и его способность к межкультурному общению.

Опыт показывает, что присутствие в курсе обучения ИЯ большого количества культуро-ведческого материала не может само по себе сформировать у ученика способности к межкультурному общению. Такой материал лишь увеличивает поток информации, в котором ему приходится существовать. Культурный компонент обучения ИЯ лежит не вне языка, а внутри его, потому что язык лишь отражает сознание его носителя, а суть находится в культуре. В процессе приобщения к иной культуре учащийся опирается не только на познавательные средства своей культуры, привлекаемые для осознания средств чужой и на новые знания о чужой культуре, сформированные в процессе ее познания, но и на новые знания о своей культуре, созданные при познании чужой культуры. Роль исходной культуры учеников как средства познания иностранной чрезвычайно высока. Это значит, что в условиях межкультурного общения школьники, осваивая иностранный язык и пытаясь понять иную культуру, иные обычаи и традиции, используют свой

лингвокультурный опыт и свои национально-культурные традиции.

Изучение традиций, нравов и образа жизни носителей языка имеет большое значение в установлении взаимопонимания между народами и укреплении общечеловеческих ценностей, так как в процессе межкультурного общения наблюдается несовпадение национально-психологических типов участников этого общения, психический склад которого сформирован в ходе практической деятельности. Это вполне понятно, потому что в общении с другими этносами осознается, формируется и закрепляется нечто специфическое для данных этноса и культуры.

Овладение ИЯ приводит к изменению характера познавательной деятельности учащегося, языковое развитие которого оказывает воздействие на его когнитивное развитие, на формирование языкового сознания.

Познание иной культуры осуществляется в процессе восприятия чужой национально-специфической картины мира, ее интерпретации с опорой на свою родную культуру. Встречающиеся на этом пути национально-культурные специфические фрагменты незнакомой культуры могут восприниматься как странные, чуждые, непривычные. Следствием этого может быть социокультурная отчужденность, ведущая к защитной реакции - отходу к собственным национальным ценностям, или обесцениванию своего и наивному восхищению всем иностранным. Предлагаемое обновление содержания обучения ИЯ в контексте основных положений поликультурного языкового образования [1, с. 8] призвано редуцировать подобные негативные стороны межкультурного общения.

Поскольку стратегической целью современного обучения ИЯ в начальной школе признается развитие способностей младшего

школьника к иноязычному общению [2, с. 18], то рассмотрение цели обучения ИЯ в контексте основных положений поликультурного языкового образования предлагается с позиции формирования культуро-ориентированной способности учеников к иноязычному общению (термин З. Н. Никитенко). Учитывая тот факт, что в начальной школе создается только фундамент для формирования этой способности, необходимость формирования специальных культуроведческих умений, которые и составляют основу для формирования культуро-ори-ентированной способности к иноязычному общению, становится очевидной.

Создание фундамента для формирования такой способности требует определенных условий, при которых она будет способствовать развитию таких качеств личности младшего школьника, как духовность, интерес к изучению иностранного языка и культур, воспитанию уважительного отношения к иным культурам и чувства гордости за свои, что, в свою очередь, обеспечивает саморазвитие личности как субъекта родной культуры. Создание таких условий напрямую связано с обновлением содержания обучения в начальной школе в республиках РФ.

Важным для сложившейся ситуации в республиках РФ является то, что способность к иноязычному общению должна, на наш взгляд, включать в себя компоненты, необходимые для успешного общения коммуникантов, говорящих на одном и том же родном языке (русском), но принадлежащих к различным культурам (калмыцкой и русской).

Таким образом, способность к иноязычному общению проявляется через язык как инструмент общения и через личность как субъекта своей культуры. Содержание культуро-ориенти-рованной способности к иноязычному общению непосредственно связано с педагогическим аспектом обучения, обусловленным ценностными системами субъектов учебного процесса, их чувствами и эмоциями, их отношением к содержанию и организации обучения ИЯ.

Так как начальная школа является первым звеном в общей системе школьного образования, то ее задача состоит в том, чтобы заложить основы способности к иноязычному общению, позволяющей осуществлять взаимодействие

младших школьников с зарубежными сверстниками на иностранном языке на элементарном уровне (с учетом реальных потребностей и интересов детей этого возраста).

Формирование способности к иноязычному общению составляет прагматический аспект целеполагания. Прагматические цели - это совокупность конкретных практических задач, стоящих перед предметом «Иностранный язык» в начальной школе, связанных с формированием у учащихся знаний, навыков и умений, которые позволят им приобщаться к социокультурным ценностям страны изучаемого языка в условиях иноязычного общения.

На наш взгляд, формирование способности к общению невозможно без последовательного учета (на начальной, а затем на средней и старшей ступенях обучения) всей совокупности факторов, обусловливающих специфику языковой образовательной системы в условиях республик РФ. Если рассматривать прагматический аспект с этой точки зрения, то современная трактовка практического владения ИЯ должна быть прежде всего связана с наличием реального «выхода» на иную культуру и ее представителей и с необходимостью формировать у обучающегося те знания, умения и способности, которые позволят ему пользоваться иностранным языком как средством межкультурного взаимопонимания.

Таким образом, исходя из специфики прагматической цели обучения в начальной школе в республиках РФ можно выделить следующие коммуникативные умения, которые необходимо формировать у младших школьников:

В области говорения:

• осуществлять иноязычное общение на элементарном уровне со взрослыми и сверстниками-носителями изучаемого языка, в пределах сфер тематики и ситуаций общения, обозначенных в программе;

• высказываться на элементарном уровне о себе, о своей республике, о своей стране, об окружающем мире, о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом на элементарном уровне свое отношение к воспринятой информации или предмету высказывания.

В области аудирования:

• в условиях иноязычного общения понимать и реагировать на устные высказывания

партнеров по общению в пределах сфер тематики и ситуаций, обозначенных программой;

• понимать просьбы и указания учителя, своих сверстников, связанные не только с учебными, но и с игровыми межкультурными ситуациями общения в классе;

• понимать общее содержание аутентичных текстов (сказки, рассказы, стихи и др.), а также содержание калмыцких и русских сказок, рассказов, стихов, пословиц и т. д., переведенных на иностранный язык, и реагировать вер-бально и преимущественно невербально на их содержание;

• полностью и точно понимать короткие сообщения преимущественно монологического характера, построенные на знакомом учащимся материале о трех культурах (иностранной, родной и русской).

В области чтения:

• понимать основное содержание учебных аутентичных текстов, соответствующих уровню развития и обученности младшего школьника;

• понимать основное содержание несложных текстов культуроведческой направленности о стране изучаемого языка, своей собственной стране и республике, построенных на знакомом ученику языковом материале или содержащих незнакомые слова, о значении которых можно догадаться по контексту.

В области письма:

• написать короткое поздравление (с русским Новым годом, английским Рождеством, Зулом (калмыцким Новым годом и др.);

• написать личное письмо зарубежному сверстнику, используя изученный материал, оформить конверт, адрес в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка.

Обозначенный нами прагматический аспект цели обучения связан с формированием у учащихся навыков и умений, владение которыми позволит им приобщиться не только к социокультурным ценностям страны изучаемого языка, но и узнать новое о культуре своей страны и своей республики.

В условиях овладения ИЯ в поликультурном обществе младший школьник сталкивается с поликультурной картиной окружающего его мира, которая позволяет ему более полно участвовать в иноязычном общении и способствует формированию его личности. Средством и

результатом формирования такой личности является коммуникативное, социокультурное и когнитивное развитие учащегося, который учится понимать чужой образ жизни, учится использовать язык как средство иноязычного общения и у которого формируется индивидуальная картина мира за счет приобщения к «языковой картине мира» носителей изучаемого языка. Овладение же поликультурной картиной мира обеспечивает поликультурное развитие младшего школьника.

Опираясь на положения Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова о развитии личности, есть все основания утверждать, что полилог лингвокультур должен быть положен в основу организации содержания обучения.

При этом создание поликультурной образовательной среды, формирование способности к иноязычному общению [3, с. 16], обучение ИЯ с учетом основных положений поликультурного языкового образования и формирование его культуро-ориентированной способности в контексте полилога лингвокультур принимаются нами за необходимые условия для развития языковой личности младшего школьника, у которой формируется способность к участию в иноязычном общении.

Обучение языку в контексте полилога лингвокультур приобщает школьника к другим культурам и способствует социализации его личности - повышению своего статуса как субъекта родной культуры через лучшее осознание своей культуры и своей принадлежности к определенному социокультурному сообществу, а также обеспечивает поликультурное развитие младшего школьника.

Стратегическая цель обучения ИЯ в контексте основных положений пол и культурного языкового образования представлена нами в виде схемы (см. рисунок).

Как видно из приведенной схемы, сформулированная нами стратегическая цель предполагает формирование культуро-ориентирован-ной способности к иноязычному общению (термин З. Н. Никитенко), а также качеств языковой личности, способной к взаимодействию с представителями различных культур на ИЯ.

Таким образом, базируясь на концепции развития личности школьника (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин), концепции развивающего ино-

Стратегическая цель обучения ИЯ

Развитие языковой личности младшего школьника, у которой формируется способность к участию в полилоге лингвокультур

Культуро-ориентированная способность к участию в иноязычном общении

Рис. Стратегическая цель обучения иностранным языкам

язычного образования в начальной школе (З. Н. Никитенко) и на концепции языковой личности (Г. И. Богин, Н. Д. Гальскова, Ю. Н. Караулов, И. И. Халеева), в качестве стратегической цели обучения иностранным языкам в начальной школе республиках РФ мы выделяем формирование языковой личности младшего школьника и его способности к участию в полилоге лингвокультур.

Вышеизложенные цели обучения подводят нас к выводу о необходимости обновления содержания обучения ИЯ в республиках РФ и формирования специальных культуроведче-ских умений младших школьников, которые позволят им расширить представление о поликультурной картине мира, стать более наблюдательными к иной культуре, сравнивать культуры и находить в них общее и различное, уметь видеть проявление особенностей калмыцкой, русской и английской культур, а также уметь в устном и письменном общении представить свою республику и страну.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Манджиева, С. И. Поликультурный аспект содержания обучения иностранным языкам в начальной школе (английский язык, республика Калмыкия) [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. И. Манджиева. - М., 2008. - 23 с.

2. Никитенко, З. Н. Концептуальные основы развивающего иноязычного образования в начальной школе [Текст]: моногр. / З. Н. Никитенко. - М.: МПГУ, 2011. - 192 с.

3. Никитенко, З. Н. Создание культурной среды при обучении младших школьников иностранному языку [Текст] / З. Н. Ники-тенко // Иностр. языки в школе. - 2008. - № 4. - С. 16.

4. Бим, И. Л. Обучение иностранным языкам -поиск новых путей [Текст] / И. Л. Бим // М.: Иностр. языки в школе. - 1989. - № 1.

5. Богин, Г. И. Модель личности в ее отношении к разновидностям текстов [Текст]: дис. ... д-ра филол. наук / Г. И. Богин. - Л., 1984. - 356 с.

6. Караулов, Ю. Н. Что же такое языковая личность? [Текст] / Ю. Н. Караулов // Этническое и языковое самосознание. - М., 1995. -С. 63-65.

7. Никитенко, З. Н. Теория и практика обучения ИЯ в начальной школе [Текст] / З. Н. Никитенко, Н. Д. Гальскова. - М.: Ассоциация XXI век. - 2007. - 176 с.

8. Никитенко, З. Н. Технология как инструмент реализации методической системы иноязычного образования в начальной школе [Текст]: моногр. / З. Н. Никитенко. - М.: МПГУ, 2012. - 206 с.

REFERENCES

1. Mandzhieva S. I. Polikulturnyy aspekt soder-zhaniya obucheniya inostrannym yazykam v nachalnoy shkole (angliyskiy yazyk, respublika Kalmykiya). Extended abstract of PhD dissertation (Education). Moscow, 2008. 23 p.

2. Nikitenko Z. N. Kontseptualnye osnovy razvi-vayushchego inoyazychnogo obrazovaniya v

nachalnoy shkole: monogr. Moscow.: MPGU, 2011. 192 p.

3. Nikitenko Z. N. Sozdanie kultumoy sredy pri obuchenii mladshikh Shkolnikov inostrannomu yazyku. Inostr. yazyki v shkole. 2008, No. 4, pp. 16-20.

4. Bim I. L. Obuchenie inostrannym yazykam -poisk novykh putey. Inostr. yazyki v shkole. 1989, No. 1.

5. Bogin G. I. Model lichnosti v ee otnoshenii k raznovidnostyam tekstov. PhD dissertation (Phy-lology). Leningrad, 1984. 356 p.

6. Karaulov Yu. N. Chto zhe takoe yazykovaya li-chnost? In: Etnicheskoe i yazykovoe samosoz-nanie. Moscow, 1995. Pp. 63-65.

7. Nikitenko Z. N., Galskova N. D. Teoriya iprak-tika obucheniya IYa v nachalnoy shkole. Moscow: Assotsiatsiya XXI vek. 2007. 176 p.

8. Nikitenko Z. N. Tekhnologiya kak instrument realizatsii metodicheskoy sistemy inoyazychnogo obrazovaniya v nachalnoy shkole: monogr. Moscow: MPGU, 2012. 206 p.

Манджиева Светлана Ильинична, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры германской филологии гуманитарного факультета Калмыцкого государственного университета e-mail: sve-mandzhieva@yandex.ru

Mandzhieva Svetlana I., PhD in Education, senior lecturer, Germanic Philology Department, Humanity Faculty,

Kalmyk State University

e-mail: sve-mandzhieva@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.