Научная статья на тему 'Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации'

Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
794
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудолюбие / трудовая деятельность / дети старшего дошкольного возраста / критерии / показатели и уровни воспитанности трудолюбия. / industriousness / labor activity / children of preschool age / criteria / indicators and levels of upbringing of industriousness

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутвина Ольга Юрьевна, Шевчук Екатерина Михайловна

в статье рассматривается актуальность исследования по воспитанию трудолюбия у старших дошкольников. Представлены результаты экспериментального исследования по выявлению актуального уровня воспитанности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста. Перечислены педагогические условия эффективного воспитания трудолюбия у дошкольников. Выделены критерии, показатели, уровни воспитанности трудолюбия, а также подобран и модифицирован соответствующий диагностический инструментарий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION OF LABOR IN CHILDREN OF THE PRESCHOOL AGE IN CONDITIONS OF THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

the article discusses the relevance of research on the education of industriousness in children of preschool age in the conditions of preschool educational organizations. The results of an experimental study to identify the current level of upbringing industriousness in children of preschool age are presented. The pedagogical conditions for the effective education of industriousness among preschool children are listed. Criteria, indicators, levels of upbringing of industriousness are highlighted, and the corresponding diagnostic tools are selected and modified.

Текст научной работы на тему «Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»

Действительно, теоретические знания должны подкрепляться приобретением практических исполнительских навыков и умений, которые смогут в полной мере обеспечить развитие способности логического понимания содержания музыки.

Следует сделать вывод, что формирование музыкального мышления является сложной психолого-педагогической задачей, которая включает в себя педагогическую деятельность, направленную на: накопление музыкально-исторических, теоретических и исполнительских знаний; развитие двигательной памяти, образного мышления, логического мышления.

Список литературы / References

1. Блонский П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. СПб.: Питер, 2001. 288 с.

2. Ступницкий В.П. Психология: Учебник для бакалавров / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е.Степанов. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. 520 с.

3. Кобозева И.С. Активизация музыкально-познавательной деятельности детей в процессе обучения игре на фортепиано / И.С. Кобозева, Ю.В. Величко // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Научно-аналитический и научно-образовательный журнал. Нижний Новгород: Изд-во ННГК (академия) им. М. И. Глинки, 2012. 5(26). С. 23-27.

4. Фадеева Ю.С., Кобозева И.С. Художественно-образное мышление: сущность и содержание / Ю.С. Фадеева, И.С. Кобозева // Научное обозрение. Педагогические науки, 2019. № 3-1. С. 139-141.

5. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: учеб. пособие для преподавателей, студентов, аспирантов-психологов / Ю.А. Цагарелли. СПб.: Композитор, 2008. 368 с.

6. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение» / Г. М. Цыпин. М.: Просвещение, 1984. 176 с.

7. Чинякова,Н.И. Значение аналитической деятельности обучающихся в системе непрерывного музыкального образования / Н. . Чинякова // Гуманитарные науки и образование, 2014. № 4 (20). С. 71.

8. Borisov V.O., Borisova N.I., Dorokhova G.Ye., Migunova N.I. The problem of formation of skills of ensemble musical and instrumental performance // International scientific review. № 9 (63) / LXIII international correspondence scientific and practical conference «international scientific review of the problems and prospects of modern science and education» (Boston. USA. October 22-23, 2019).

EDUCATION OF LABOR IN CHILDREN OF THE PRESCHOOL AGE IN CONDITIONS OF THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION Butvina O.Yu.1, Shevchuk E.M.2 (Russian Federation) Email: Butvina565@scientifictext.ru

'Butvina Olga Yurevna - PhD in Biological, Associate Professor; 2Shevchuk Ekaterina Mikhailovna - Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY BY FEVZI YAKUBOV, SIMFEROPOL, REPUBLIC OF CRIMEA

Abstract: the article discusses the relevance of research on the education of industriousness in children ofpreschool age in the conditions of preschool educational organizations. The results of an experimental study to identify the current level of upbringing industriousness in children ofpreschool age are presented. The pedagogical conditions for the effective education of industriousness among preschool children are listed. Criteria, indicators, levels of upbringing of industriousness are highlighted, and the corresponding diagnostic tools are selected and modified. Keywords: industriousness, labor activity, children of preschool age, criteria, indicators and levels of upbringing of industriousness.

ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ Бутвина О.Ю.1, Шевчук Е.М.2 (Российская Федерация)

'Бутвина Ольга Юрьевна - кандидат биологических наук, доцент; 2Шевчук Екатерина Михайловна - студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, г. Симферополь, Республика Крым 61

Аннотация: в статье рассматривается актуальность исследования по воспитанию трудолюбия у старших дошкольников. Представлены результаты экспериментального исследования по выявлению актуального уровня воспитанности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста. Перечислены педагогические условия эффективного воспитания трудолюбия у дошкольников. Выделены критерии, показатели, уровни воспитанности трудолюбия, а также подобран и модифицирован соответствующий диагностический инструментарий.

Ключевые слова: трудолюбие, трудовая деятельность, дети старшего дошкольного возраста, критерии, показатели и уровни воспитанности трудолюбия.

Проблема воспитания трудолюбия дошкольников является актуальной в современном образовании. Трудолюбие, ответственность к своим обязанностям, стремление прийти на помощь являются одними из важных нравственных качеств человека. Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда, творчества у детей дошкольного возраста отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (далее - ФГОС ДО).

Современные исследователи в своих работах о труде - определяют место труда в педагогическом процессе детского сада, разработали его содержание (Е.И. Корзакова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и др.); выделяют формы организации детей в труде (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, А.Д. Шатова); изучают процесс формирования положительного отношения к труду взрослых (В.И. Глотова, В.И. Логинова, Я.З. Неверович, А.Г. Тулегенова, М.В. Крулехт и др.); рассматривают особенности трудового воспитания дошкольников в семье (Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Маркова); исследуют влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.).

Анализ литературы позволил определить содержание понятия «трудолюбие»: это интегрированное качество личности, включающее компоненты: познавательный (наличие знаний, относящихся к области трудовой деятельности), практический (наличие трудовых умений и навыков), эмоционально-волевой (желание и готовность трудиться, преодолевать трудности, получать удовольствие при достижения поставленной цели) [3].

Трудовая деятельность дошкольников - это развивающая деятельность. Каждый из компонентов деятельности изменяется с возрастом ребенка. Выявлены особенности развития трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста: умение ставить цель, умение действовать под влиянием общественно значимых мотивов, умение планировать работу, умение достигать результата и оценивать его [1].

Важно заметить, что особенности трудолюбия у старших дошкольников проявляются в активности, целеустремленности, инициативности, добросовестности, организованности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда, а также в ответственности перед коллективом за свое поведения и действия [2].

Также нами выделены и обоснованы педагогические условия, среди который основными, способствующими воспитанию трудолюбия у детей, являются: эмоционально-положительная атмосфера (важно чтобы процесс труда доставлял радость (использование музыки, совместный труд взрослого, родителей с детьми, обсуждение результатов труда)); взаимосвязь средств трудового воспитания; организация развивающей предметной среды; учет нагрузки; соблюдение гигиенических требований; учет индивидуальных интересов, склонности к тому или иному виду труда; систематическое приобщение к труду каждого ребенка; личностно-ориентированное взаимодействие педагога и детей в разнообразной трудовой деятельности.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад «Солнышко»» с. Мельничное Белогорского района Республики Крым. В эксперименте приняли участие 27 детей старшего дошкольного возраста (группа А), педагоги старшей возрастной группы, 27 родителей воспитанников.

В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста нами были определены критерии и показатели воспитанности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.

Когнитивный критерий, ориентирующийся на анализ исследований по дошкольной педагогике, составляют знания и представления о труде взрослых (В.И. Глотова, С. М. Котлярова, Г. П. Лескова), его общественной значимости (В.И. Логинова, Я.З. Неверович), о тружениках (С.А. Козлова, С.М. Котлярова, А.Ш. Шахманова), о положительном отношении к труду (А.М. Виноградова, Е.И. Радина). Кроме того, это осознание необходимости трудиться (Р.С. Буре, А.Д. Шатова), умение использовать орудия труда (Л.Е. Образцова) и т.д.

Эмоционально-ценностный критерий включает в себя положительное эмоциональное отношение к целенаправленной деятельности (В.К. Котырло), склонность к работе (К.И. Исмаилова), желание трудиться на пользу людям, интерес к труду (Л.Е. Образцова), стремление принимать участие в труде (Д.В. Сергеева).

Деятельностно-практический критерий представлен личностными качествами ребенка, влияющими на характеристику процесса труда: включение, способность к длительному сосредоточению (Л.Е. Образцова);

62

готовность проявить усилие, направленное на преодоление трудностей (Д.В. Сергеева); отношение к полученному результату, удовлетворение от успехов (Р.С. Буре, С.М. Вольфсон, Я.З. Неверович и др.).

Также нами был подобран диагностический инструментарий, направленный на выявление критериев и показателей воспитанности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.

Задания составлены по материалам Т.И. Гризик, Н.Г. Куприной, а также на основе практических разработок, предлагаемых Ю.А. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой. Было предложено 6 серий заданий, каждая из которых преследовала свою цель.

По результатам диагностических заданий нами были определены уровни воспитанности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний, низкий.

Обобщенные результаты об уровнях воспитанности трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста по всем шести диагностическим заданиям свидетельствуют, что большинство детей находятся на среднем уровне воспитанности трудолюбия, но, тем не менее, в группе присутствуют дети с низким уровнем воспитанности трудолюбия и небольшое количество детей старшего дошкольного возраста, которые были отнесены к высокому уровню воспитанности трудолюбия.

Таким образом, свою дальнейшую деятельность видим в апробации педагогических условий, направленных на воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в ДОО.

Список литературы / References

1. Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко и др. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 150 с.

2. Малунова Г.С. Теоретические основы воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. / Малунова Галина Супруновна. Улан-Удэ, 2001. 348 с.

3. Сайгушева Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду / Л.И. Сайгушева. М.: Феникс, 2013. 224 с.

THE DEVELOPMENT OF PHONEMIC AWARENESS IN PRESCHOOL CHILDREN THROUGH EDUCATIONAL GAMES Abbasova L.I.1, Estrina N.L.2 (Russian Federation) Email: Abbasova565@scientifictext.ru

'Abbasova Leviza Ilovievna — PhD in Pedagogy, Associate Professor;

2Estrina Natalia Leonidovna - Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY BY FEVZI YAKUBOV, SIMFEROPOL, REPUBLIC OF CRIMEA

Abstract: the article is devoted to the actual problem of development of phonemic perception in preschoolers through didactic play. The article reveals the content of the concepts "phonemic perception", "didactic game". Work on the development of phonemic perception is of great importance for the assimilation of the correct sound pronunciation and for the further successful education of children in school. Features of development ofphonemic perception at children of senior preschool age are considered, the main characteristics of development ofphonemic perception at preschool children by means of didactic game are considered. The system of didactic games and game techniques aimed at the formation ofphonemic perception of older preschoolers.

Keywords: didactic game, phonemic perception, game, game activity, children of senior preschool age.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ Аббасова Л.И.1, Эстрина Н.Л.2 (Российская Федерация)

'Аббасова Левиза Иловиевна — кандидат педагогических наук, доцент; 2Эстрина Наталья Леонидовна — студент, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет им. Февзи Якубова, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития фонематического восприятия у дошкольников посредством дидактической игры. Статья

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.