Научная статья на тему 'Особенности проявления любознательности у детей старшего дошкольного возраста'

Особенности проявления любознательности у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
8547
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОПРОСЫ / QUESTIONS / ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ / ЛЮБОПЫТСТВО / CURIOSITY / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / COGNITIVE DEVELOPMENT / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / COGNITIVE NEED / СТРУКТУРА ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ / STRUCTURE OF CURIOSITY / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / COGNITIVE COMPONENT / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / EMOTIONAL COMPONENT / ДЕЯТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ACTIVE COMPONENT / УРОВНИ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИСТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / LEVELS OF CURIOSITY SENIOR PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Знаменщикова Надежда Валерьевна, Шинкарёва Надежда Алексеевна

В статье рассматривается проблема любознательности детей старшего дошкольного возраста. Проблема любознательности является одной из традиционных в психолого-педагогической науке. В то же время, она не утрачивает свою актуальность. Изучены взгляды авторов на данную проблему, где авторывыделяют целый ряд направлений в изучении любознательности и считают, что в старшем дошкольном возрасте познавательное развитие приобретает новые черты: происходит смена периода «упорядочивания» информации на «накопление» информации, характеризующееся более глубоким познанием качеств и свойств разных предметов и объектом окружающего мира. Особенно это значимо на современном этапе, когда происходят глубокие изменения в познавательной деятельности детей, обусловленные значительным увеличением информационного потока, возрастанием требований к процессу переработки и усвоения информации, а также на фоне воздействия средств мультимедиа, которые формируют среди детей дошкольного возраста пассивных наблюдателей и в значительной степени приводят к снижению проявлений у них любознательности. Представлены результаты изучения особенностей проявления любознательности у старших дошкольников, выделены критерии любознательности, охарактеризованы уровни развития любознательности, представлены методики по изучению любознательности детей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Знаменщикова Надежда Валерьевна, Шинкарёва Надежда Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF MANIFESTATIONS OF CURIOSITY IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

The article deals with the problem of curiosity of children of preschool age. The problem of curiosity is one of the traditional in psychological and pedagogical science. At the same time, it does not lose its relevance. The authors studied the views on this problem, where the authors identify a number of areas in the study of curiosity and believe that in the older preschool age cognitive development acquires new features: there is a change in the period of “ordering” information on the "accumulation" of information, characterized by a deeper knowledge of the qualities and properties of different objects and the object This is especially significant at the present stage, when there are profound changes in the cognitive activity of children, due to a significant increase in the flow of information, the increasing requirements for the process of processing and assimilation of information, as well as the impact of multimedia, which form passive observers among preschool children and largely lead to a decrease in their The results of study of peculiarities of manifestation of the curiosity of the senior preschool children, criteria of curiosity, we characterized the levels of development of inquisitiveness, the presented method for the study of curiosity in preschool children.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления любознательности у детей старшего дошкольного возраста»

педагогические науки

Знаменщикова Надежда Валерьевна, Шинкарёва Надежда Алексеевна ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ...

УДК 373

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© 2018

Знаменщикова Надежда Валерьевна, бакалавр Шинкарёва Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» Иркутский государственный университет (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя-Набережная, 6, e-mail:shinkaryva@yandex.ru)

Аннотация. В статье рассматривается проблема любознательности детей старшего дошкольного возраста. Проблема любознательности является одной из традиционных в психолого-педагогической науке. В то же время, она не утрачивает свою актуальность. Изучены взгляды авторов на данную проблему, где авторывыделяют целый ряд направлений в изучении любознательности и считают, что в старшем дошкольном возрасте познавательное развитие приобретает новые черты: происходит смена периода «упорядочивания» информации на «накопление» информации, характеризующееся более глубоким познанием качеств и свойств разных предметов и объектом окружающего мира. Особенно это значимо на современном этапе, когда происходят глубокие изменения в познавательной деятельности детей, обусловленные значительным увеличением информационного потока, возрастанием требований к процессу переработки и усвоения информации, а также на фоне воздействия средств мультимедиа, которые формируют среди детей дошкольного возраста пассивных наблюдателей и в значительной степени приводят к снижению проявлений у них любознательности. Представлены результаты изучения особенностей проявления любознательности у старших дошкольников, выделены критерии любознательности, охарактеризованы уровни развития любознательности, представлены методики по изучению любознательности детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: вопросы, любознательность, любопытство, познавательная активность, познавательное развитие, познавательная потребность, структура любознательности, когнитивный компонент, эмоциональный компонент, деятельный компонент, уровни любознательностистарший дошкольный возраст.

PECULIARITIES OF MANIFESTATIONS OF CURIOSITY IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE

© 2018

Znamenshchikova Nadezhda Valeryevna, bachelor Shinkareva Nadezhda Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of " Psychology and pedagogy of preschool education» IrkutskstateUniversity

(664053, Russia, Irkutsk, Nizhnyaya-Naberezhnaya street, 6, e-mail: shinkaryva@yandex.ru)

Abstract. The article deals with the problem of curiosity of children of preschool age. The problem of curiosity is one of the traditional in psychological and pedagogical science. At the same time, it does not lose its relevance. The authors studied the views on this problem, where the authors identify a number of areas in the study of curiosity and believe that in the older preschool age cognitive development acquires new features: there is a change in the period of "ordering" information on the "accumulation" of information, characterized by a deeper knowledge of the qualities and properties of different objects and the object This is especially significant at the present stage, when there are profound changes in the cognitive activity of children, due to a significant increase in the flow of information, the increasing requirements for the process of processing and assimilation of information, as well as the impact of multimedia, which form passive observers among preschool children and largely lead to a decrease in their The results of study of peculiarities of manifestation of the curiosity of the senior preschool children, criteria of curiosity, we characterized the levels of development of inquisitiveness, the presented method for the study of curiosity in preschool children.

Keywords: questions, curiosity, curiosity, cognitive activity, cognitive development, cognitive need, structure of curiosity, cognitive component, emotional component, active component, levels of curiosity senior preschool age.

Важнейшей задачей дошкольного образования на современном этапе является такая организация учебно-воспитательного процесса, которая позволяет наиболее полно раскрыть возможности ребенка. Как известно, в основе любой деятельности ребенка-дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познавательная.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития в дошкольном возрасте. В их число входит развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий и т. д.

На данный момент в научной литературе можно выделить целый ряд направлений в изучении любознательности: Б.Г. Ананьев, Н.Б. Шумакова любознательность рассматривают как черту характера, В.С. Юркевич как определенный уровень познавательной потребности, Н.С. Лейтес как проявление умственной активности, Д.Е. Берлайн как условие мотивации, У. Джеймс как врожденное качество, С.И. Кудинов как системное качество, М.А. Холодная как интеллектуальное качество

[1-3].

Мы согласны с Н.А. Шинкарёвой, что проблема мо-тивационной готовности к обучению в школе, не является достаточно разработанной в психолого-педагоги-

ческой литературе. В психологических исследованиях несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются. Познавательный интерес выражен в своём развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес[4-13].

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие приобретает новые черты: происходит смена периода «упорядочивания» информации на «накопление» информации, характеризующееся более глубоким познанием качеств и свойств разных предметов и объектом окружающего мира. Основой развития любознательности ребёнка старшего дошкольного возраста выступает противоречие между сложившимися или имеющимися знаниями, умениями и навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок, новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели деятельности и её достижения.

Н.К. Рамонова в структуре любознательности выделяют когнитивный компонент (наличие внимания и

Znamenshchikova Nadezhda Valeryevna, Shinkareva Nadezhda Alekseevna pedagogical

PECULIARITIES OF MANIFESTATIONS OF CURIOSITY IN CHILDREN ... sciences

интереса к предмету или деятельности), эмоциональный компонент (положительное отношение к процессу познания), деятельный компонент (самостоятельные действия познавательного характера), а так же уровневые характеристики развития любознательности у детей шестого года жизни:

- высокий уровень характеризуется наличием у ребенка осознанного внимания и интереса к предмету деятельности, разнообразными и многочисленными вопросами, свидетельствующими о стремлении ребенка глубже понять наблюдаемые явления. У дошкольников с высоким уровнем наблюдается положительное эмоциональное отношение к предмету или деятельности. Они проявляют активность и самостоятельность в процессе познания окружающего мира;

- средний уровень развития любознательности характеризуется тем, что у детей проявляется осознанное внимание и интерес к предмету или объекту окружающего мира, желание узнать его качества и свойства, что проявляется в вопросах. В то же время, активные самостоятельные действия познавательного характера у дошкольников со средним уровнем наблюдаются редко;

- низкий уровень характеризуется тем, что у детей не проявляется осознанное внимание и интерес к предмету или деятельности, и их вопросы ориентированы только на внешние признаки предмета. У них не наблюдается положительного эмоционального отношения к предмету или объекту, они не проявляют активных самостоятельных действий, направленных на познание предмета или деятельности в процессе исследования[14].

Целью нашего исследования являлось изучение особенностей проявления любознательности у детей старшего дошкольного возраста.

Базой исследования выступало МКДОУ «Ункурлик-ский детский сад» Нукутский район Иркутской области. В исследовании приняли участие две группы детей шестого года жизни (экспериментальная и контрольная), по 20 человек в каждой.

Диагностический инструментарий для оценки проявлений любознательности включал в себя:

1. Методика «Вопрошайка» (Н.Б. Шумакова) [3].

2. Методика «Загадка» (И.Э. Баранова) [15].

3. Проективная методика «Сахар» (Л.Н. Прохорова).

С помощью методики «Вопрошайка» мы изучили

уровни развития когнитивного компонента любознательности, который проявляется в характере вопросов детей.

Поисковые вопросы преобладали у 20 %детей обеих групп. Эти дошкольники задавали вопросы с целью проанализировать то, что они видят на картинке, и понять, что им неизвестно, сформулировать предположение. Это вопросы поисково-исследовательского характера, которые отражают готовность ребенка осуществлять процесс познания.

Коммуникативные вопросы преобладали у 25 % детей экспериментальной группы и у 35 % контрольной группы. Эти дошкольники задавали вопросы, в большей степени ориентируясь на установление контакта. Среди этих вопросов было много вопросов, не относящихся к содержанию предлагаемых картинок. Например, это такие вопросы, как «А где вы взяли эти картинки?», «А кто вам их дал?», «Зачем нужно рассказывать по этим картинкам?» т. д. При этом, собственно познавательная активность через вопросы проявлялась у детей шестого года жизни недостаточного.

Оценочные вопросы преобладали у 25 % детей в обеих группах. Эти дошкольники шестого года жизни характеризовались тем, что оценочные вопросы у них являлись продолжением вопросов познавательного характера, но их назначение было в том, чтобы проверить правильно ли ребенок рассуждает. По характеру вопросов, мы сделали вывод о том, что у этих детей присутствует неуверенность в том, что они правильно задают вопросы и большое количество оценочных вопросов 240

препятствовало развитию собственно поисковой познавательной деятельности, поскольку ребенок был больше обеспокоен характером своих ответов.

Вопросы-уточнения преобладали у 30% детей экспериментальной группы и у 20 % контрольной группы. Эти дошкольники шестого года жизни ориентировались на то, чтобы восполнить недостающую информацию, которой им не хватало для осуществления самостоятельного поиска. Примерами таких вопросов могут выступать следующие: «Кот улыбается, глядя на пустую бутылку, но так не бывает, ведь в бутылке ничего нет, верно? Она не может его развеселить?».

Анализ характера вопросов и их количество позволяет нам сделать следующие выводы. У детей шестого года жизни когнитивный компонент любознательности проявляется в характере задаваемых вопросов. О высокой степени сформированности данного компонента свидетельствует преобладание поисковых вопросов. О средней степени сформированности когнитивного компонента свидетельствует сочетание поисковых вопросов и вопросов уточнений. Низкая степень развития когнитивного компонента любознательности проявляется у детей, у которых преобладают коммуникативные и оценочные вопросы. Наблюдения за детьми в процессе выполнения задания и анализ их ответов показали, что у большинства детей шестого года жизни, когнитивный компонент любознательности сформирован не в полной мере, поскольку у детей поисковые вопросы сочетаются с другими типами вопросов и познавательная активность не всегда носит последовательный характер и достигает поставленной цели.

Результаты оценки эмоционального компонента любознательности по методике «Загадка» являлись следующими: высокий уровень выявлен у 20 % детей экспериментальной группы и у 25 % контрольной группы средний уровень выявлен у 45 % детей экспериментальной группы и у 40 % контрольной группы низкий уровень составил по 35 % детей в обеих группах.

Дети с высоким уровнем эмоционального компонента, отгадывая загадку, смогли безошибочно заполнить пустые квадраты подходящими картинками и отгадать слово. При этом, они сделали это с первого раза, у них это не вызвало затруднений, но вызвало устойчивый интерес. Дети испытывали положительные эмоции в процессе откладывания, обрадовались тому, что правильно отгадали зашифрованное слово и предложили взрослому отгадать еще одну загадку. У этих дошкольников отчетливо проявилось положительное эмоциональное отношение к познавательной деятельности.

Старшие дошкольники, которых мы включили, в группу со средним уровнем развития эмоционального компонента любознательности проявляли нейтральное отношение. Интерес и положительные эмоции у них были не ярко выраженными, дети обрадовались тому, что правильно отгадали загадку, но сделали они это с небольшой подсказкой взрослого и не захотели продолжать дальше. Отказывать загадки, что может свидетельствовать о том, что процесс познания не вызывает у детей ярких положительных эмоций, которые бы выступали дополнительным стимулом для продолжения познавательной деятельности.

Дошкольники с низким уровнем развития эмоционального компонента в ходе выполнения задания не проявили заинтересованности и положительных эмоций в отношении процесса познания. Выполнить задание они смогли только с помощью взрослого и отказались от дальнейшего продолжения данного задания. У этих дошкольников не проявилось положительного эмоционального всплеска на фоне познавательной деятельности, что свидетельствует о недостаточном развитии эмоционального компонента любознательности. Результаты по методике «Загадка» показали, что уровень развития эмоционального компонента у детей шестого года жизни преобладают средний, что свидетельствует о Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

педагогические науки

Знаменщикова Надежда Валерьевна, Шинкарёва Надежда Алексеевна ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ...

том, что процесс познания и познавательная активность у ребенка не сопряжены с положительными эмоциями, в результате чего у детей отмечается неустойчивость познавательной активности.

Методика «Сахар» использовалась нами для оценки деятельностного компонента любознательности. Высокий уровень выявлен у 20 % детей обеих групп. Средний уровень выявлен у 40 % детей экспериментальной группы, и у 45 % детей контрольной группы. Низкий уровень выявлен у 40 % детей экспериментальной группы, и у 35 % контрольной группы.

Дошкольники шестого года жизни с высоким уровнем развития деятельностного компонента активно приступали к поиску решения ответов на вопрос, они сразу включались в рассуждение, делали предположения, старались доказать их и подтвердить на основе цепочки логических рассуждений. Они проявляли самостоятельность и инициативность в поисковых действиях, использовали рассуждение как способ решения проблемы.

Дошкольники шестого года жизни со средним уровнем развития деятельностного компонента любознательности проявляли активность и инициативность в поисковых действиях, но иногда они обращались за помощью ко взрослому, т. е. не были в полной мере самостоятельными в решении данного вопроса. Кроме того, они не всегда достигали, поставленной цели иногда представляли лишь частичный результат.

Дошкольники с низким уровнем развития деятель-ностного компонента, самостоятельность, инициативность и активность в поисковых действиях не проявляли, ориентировались, на взрослого постоянно обращались за помощью, в соответствии с этим они затруднялись найти ответы на поставленные вопросы, рассуждали они не охотно.

Результаты по методике «Сахар» показали, что преобладающим уровнем развитием деятельностного компонента любознательности является средний уровень, который характеризуется тем, что у детей шестого года жизни проявления любознательности сопряжены с недостаточной самостоятельностью и поисковой активностью при наличии эмоционально-положительного отношения к процессу познания.

Обобщив результаты по трем методикам, мы смогли определить уровневые характеристики развития любознательности у детей шестого года жизни на основе рассмотрения, характеристик каждого компонента развития любознательности.

Количество дошкольников, которые отнесены к высокому уровню развития любознательности составило 20% человек в экспериментальной группе, и 25 % в контрольной группе. Количество дошкольников, отнесенных к среднему уровню развитию любознательности, составило 45 % человек в экспериментальной группе, и 40 % человек в контрольной группе. Количество дошкольников, отнесенных к низкому уровню развития любознательности, составило по 35 % человек в каждой из групп.

Охарактеризуем каждый уровень развития любознательности.

Высокий уровень развития любознательности имеет следующие характеристики. Дошкольники, отличаются высокой познавательной активностью, выражающейся в поисковом характере их действий и вопросов. Они проявляют инициативность, самостоятельность, эмоционально-положительное отношение к познавательной деятельности, активно включаются в процесс познания, применяют известные им способы познания для достижения результата.

Средний уровень любознательности имеет следующие характеристики: дошкольники проявляют интерес и поисковую активность в форме вопросов, направленную на решение поставленной задачи, в тоже время они не всегда бывают уверены в правильности своих действий, могут отвлекаться от намеченной цели, в резуль-

тате им необходима определенная помощь взрослого. Эмоциональное отношение к процессу познания у них положительное, но не всегда устойчивое, иногда они не могут самостоятельно применить известные им способы познания для решения поставленной задачи.

Низкий уровень развития любознательности имеет следующие характеристики. Дошкольники не проявляют интереса к познавательной деятельности, их поисковая активность в форме вопросов является низкой, вопросы преимущественно непродуктивного характера. Эмоциональное отношение у них преобладает нейтральное, но может отмечаться и негативизм по отношению ко всему заданию, самостоятельно они не могут применить способы познания, в результате чего решение познавательных задач у них бывает затруднено.

Таким образом, результаты исследования показали, что у большинства детей старшего дошкольного возраста любознательность развита недостаточно, и преобладающими являются средний и низкий уровни ее развития. Для них характерно неустойчивое отношение к процессу познания, при самостоятельном применении известных способов познания для решения поставленной задачи, недостаточная поисковая активность в форме вопросов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы. М., 2009. - 25 с.

2. Берлайн Д.Е. Любознательность и поиск информации // Вопросы психологии. - 2006. - №3. - С. 54-60.

3. Шумакова Н.Б. Возраст вопросов - М.: Знание, 2010. - 80 с.

4. Шинкарёва Н.А., Евдокимова О.А. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры// Проблемы и перспективы развития образования Материалы V Международной научной конференции. 2014. С. 102104.

5. Сашкова Н.А., Шинкарева Н.А. К проблеме моти-вационной готовности к обучению в школе, детей старшего дошкольного возраста // В сборнике: Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. 2013. С. 107-110.

6. Бичерова Е.Н. Роль познавательного интереса и познавательной активности в развитии творческого мышления младших школьников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 190-193.

7. Шинкарёва Н.А., Евдокимова О.А. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Материалы IV Международной научной конференции «Актуальные вопросы современной педагогики» (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). 2013. С. 72-74.

8. Бондаренко, А.В., Шинкарева Н.А. Педагогические условия развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста //Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. № 4 (7). С. 38-40.

9. Репринцева Г.А., Серых Л.В. Субъектно-собы-тийная общность детей и взрослых как условие развития субъектности дошкольников в познавательной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 142-145.

10. Сафина Л.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии с помощью игровых технологий // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 102-104.

11. Копаева Е.В. Образовательные технологии, способствующие развитию научно- познавательных интересов старшеклассников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 75-78.

12. Китева Э.Р. Формирование познавательных учеб-

Znamenshchikova Nadezhda Valeryevna, Shinkareva Nadezhda Alekseevna PECULIARITIES OF MANIFESTATIONS OF CURIOSITY IN CHILDREN ..

pedagogical sciences

ных действий у младших школьников // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 27-29.

13. Барышникова Е.В. Изучение мотивации и интереса к выбору профиля обучения у обучающихся подросткового возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 284-287.

14. Рамонова К.М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста. СПб, 2007. - 187 с.

15. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст] / Э.Л. Баранова. - СПб.: Речь, 2005. - 128 с.

Статья поступила в редакцию 28.04.2018

Статья принята к публикации 26.06.2018

242

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.