Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
518
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АЛГОРИТМ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ECOLOGICAL CULTURE / ENVIRONMENTAL PROJECTS / JOINT ACTIVITIES / PROJECT ACTIVITY / ALGORITHM / ENVIRONMENTAL EDUCATION OF PRESCHOOL-AGE CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шафикова Гульназ Радмиловна, Тукбаева Рамиля Булатовна

В статье отражаются результаты инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения и вуза по теме: «Проектная деятельность в детском саду по формированию экологической культуры детей». Новизна работы состоитв том, что изучена специфика вовлечения в образовательную проектную деятельность по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста их родителей (законных представителей). Раскрывается содержание экологического образования современных детей дошкольного возраста на разных ступенях взросления, наиболее эффективные формы и методы работы с воспитанниками и их родителями в различных группах детских садов. Выделены актуальные проблемы экологического образования детей, определен эффект применения информационно-коммуникационных технологий на формирование отношения детей к природе, обозначены особенности применения проектного метода в организации образовательного процесса по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. В процессе взаимодействия педагогов и родителей выявлена специфика отношения последних к развитию экологической культуры детей. Полученные результаты и методические материалы могут быть полезны в организации образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений по развитию экологических представлений и начальных навыков бережного отношения к природе у детей, начиная со среднего дошкольного возраста. Предложенное содержание поможет существенно обогатить социокультурное и предметное пространство детского сада, будет способствовать созданию единой образовательной среды «детский сад -семья». Описанные формы и методы взаимодействия педагогов с родителями позволяют значимо укрепить сотрудничество между участниками образовательных отношений, обоюдно обогатить опыт друг друга с учетом особенностей и возможностей ребенка и его родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шафикова Гульназ Радмиловна, Тукбаева Рамиля Булатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 373.24

Г.Р. Шафикова, Р.Б. Тукбаева

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ключевые слова: экологическая культура, экологические проекты, совместная деятельность, проектная деятельность, алгоритм, экологическое образование детей дошкольного возраста.

Аннотация. В статье отражаютсярезультаты инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения и вуза по теме: «Проектная деятельность в детском саду по формированию экологической культуры детей». Новизна работы состоитв том, что изучена специфика вовлечения в образовательную проектную деятельность по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста их родителей (законных представителей). Раскрывается содержание экологического образования современных детей дошкольного возраста на разных ступенях взросления, наиболее эффективные формы и методы работы с воспитанниками и их родителями в различных группах детских садов.

Выделены актуальные проблемы экологического образования детей, определен эффект применения информационно-коммуникационных технологий на формирование отношения детей к природе, обозначены особенности применения проектного метода в организации образовательного процесса по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. В процессе взаимодействия педагогов и родителей выявлена специфика отношения последних к развитию экологической культуры детей.

Полученные результаты и методические материалы могут быть полезны в организации образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений по развитию экологических представлений и начальных навыков бережного отношения к природе у детей, начиная со среднего дошкольного возраста. Предложенное содержание поможет существенно обогатить социокультурное и предметное пространство детского сада, будет способствовать созданию единой образовательной среды «детский сад -семья». Описанные формы и методы взаимодействия педагогов с родителями позволяют значимо укрепить сотрудничество между участниками образовательных отношений, обоюдно обогатить опыт друг друга с учетом особенностей и возможностей ребенка и его родителей.

Для цитирования: Шафикова, Г.Р. Применение проектных технологий в экологическом образовании детей дошкольного возраста / Г.Р. Шафикова, Р.Б. Тукбаева // Педагогический журнал Башкортостана. - 2020. - №2. - С.71-80.

Gulnaz R. Shafikova, Ramilya B. Tukbayeva

USING THE PROJECT TECHNOLOGIES IN ECOLOGICAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

Keywords: ecological culture, environmental projects, joint activities, project activity, algorithm, environmental education of preschool-age children.

Abstract. The article reveals the results of innovative activities of the preschool educational institution and the university on the topic: "Project activities in the kindergarten to form the environmental culture in children". The work is novel in that it has studied the specificity of involving the children and their parents (legal representatives) in the educational

project activities for the formation of environmental culture. The article shows the content of the environmental education of modern preschool children at different stages of adulthood, the most effective forms, and methods of working with children and their parents in various groups of kindergartens.

The authors selected the topical problems of ecological education for children, determined the effect of applying information and communication technologies on the formation of the children's attitude towards nature. They also specified some certain features of the application of the project method in the organization of educational process to form the bases of ecological culture in children at a preschool age. In the process of coordinate actions between teachers and parents, the authors revealed the specific features of the latter's attitude to the development of children's environmental culture.

The obtained results and teaching aids can be useful in organizing the educational activities in preschool educational institutions to develop environmental concepts and initial skills in children so that they start caring for nature starting from the middle preschool age. Also, the recommended content will help significantly enrich the social cultural and subject space of the kindergarten, will contribute to the creation of a unified educational environment "kindergarten -family". The described forms and methods of interaction between teachers and parents will significantly strengthen cooperation between participants in educational relations, mutually enrich each other's experience, taking into account the characteristics and capabilities of the child and his parents.

For citing: Shafikova G.R., Tukbayeva R. B. (2020). Primeneniye proyektnykh tekhnologiy v ekologicheskom obrazovanii detey doshkol'nogo vozrasta [Using the project technologies in ecological education of preschool children]. Pedagogical journal of Bashkortostan. №2:71 -80. (In Russ).

DOI: 10.21510/1817-3992-2020-87-2-71-80

Введение. Проблемой повышения экологической культуры населения обеспокоены давно не только в России, но и во всем мире. В связи с глобализацией, развитием института сервиса и повышением количества отходов на планете возникает необходимость формирования у подрастающего поколения таких умений, как бережное отношение к окружающему миру, грамотное расходование ресурсов природы, быта и общего хозяйства. Экологически культурное население может более эффективно планировать расход ресурсов, принимать правильные инвестиционные и иные решения. Кроме того, повышение уровня экологической культуры создает основу для роста благосостояния населения, способствует экономии государственных расходов на ликвидацию последствий экологических и природных катастроф, виной которым часто становится деятельность самого человека.

Обучение основам экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста, так как на данном возрастном этапе формируются базовые типы отношений, а именно: к жизни, к вещам, к людям и самому себе [7, 8]. Экологическая культура является частью отношения к вещам, однако от ее становления зависит формирование других типов отношения -бережное отношение к жизни, себе и другим [2, 3, 14, 15].

Методология исследования. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста активно стало изучаться в 80-е годы прошлого столетия [4. 11, 13 и др.]. На современном этапе разработаны и апробированы методики диагностики представлений о природе, отношения к природе детей дошкольного возраста, предложены различные парциальные программы экологического воспитания детей в образовательной деятельности в детском саду [1, 5, 6, 9, 10, 12]. Наш анализ показывает, что большая часть данных программ нацелена на развитие представлений об окружающей живой и неживой природе, предполагает использование традиционных для дошкольной педагогики методов и приемов организации образовательной деятельности в детском саду.

Следует заметить, что в современной педагогике результатом экологического воспитания человека принято считать появление экологической культуры как способа согласования в своей жизни природного и социального жизнеобеспечения, при котором обеспечивается сохранение окружающей природной среды [2]. Важными признаками экологической культуры человека рассматриваются ресурсосбережение, малоотходность, безотходность процессов производства и степень использования источников энергии, создание условий для своего развития и для существования будущих поколений [5, 7]. Однако в вышеупомянутых программах уделяется недостаточное внимание возможности формирования данных характеристик экологической культуры у детей дошкольного возраста, наблюдается недостаток современного учебно-методического обеспечения данного процесса.

В нашей работе под экологической культурой детей дошкольного возраста мы понимаем ориентированность ребенка на бережное отношение к природе, восприятие природных объектов как важных элементов жизнедеятельности человека, баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой. Основы экологической культуры человека закладываются в дошкольном возрасте с учетом его возрастных особенностей и активном взаимодействии всех участников образовательных отношений. Однако вопрос объема и содержания, эффективных методов экологического образования современных детей дошкольного возраста остается открытым.

Материалы и методы исследования. К решению вопроса экологического образования нынешних детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях мы подошли с позиций формирующего эксперимента, который проходил на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Солнышко» с. Бурибай. В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие восемь педагогов, сто восемь детей, двести три родителя. В своем исследовании мы выясняли объем и содержание экологического образования современных детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также возможности использования в данном процессе проектной технологии,

условия привлечения к данному процессу родителей (законных представителей).

Анкетирование родителей на констатирующем этапе показало, что 100% опрошенных заинтересованы в развитии экологической культуры своих детей, считают это важным навыком конкурентоспособности в жизни; 98% родителей высказали заинтересованность в сотрудничестве с детским садом по вопросам формирования экологической культуры своих детей. Наиболее актуальными экологическими проблемами своей местности считают:

1) увеличениеобъема мусора - 98%;

2) отсутствие условий для раздельного сбора мусора - 85%;

3) увеличение количества бездомных животных - 75%;

4) вторичное использование отходов - 61%;

5) расточительное использование природных ресурсов - 58%;

6) отсутствие и сохранность зеленых насаждений - 53%.

Все родители согласны с тем, что формирование экологической культуры необходимо начинать с дошкольного возраста. Однако представления о начале специально организованной образовательной деятельности у родителей расходятся. Начинать с 3-х лет предлагают 22%; с 4-5 лет - 28%; 5-6 лет - 86%, с 6-7 лет - 92%. При этом сами родители не знают, как это делать в домашних условиях, утверждая, что:

- ограничиваются беседами с детьми о важности охраны окружающей среды - 94%;

- предлагают также наблюдать за поведением взрослых - 97%;

- привлекают к посадке растений - 73%;

- предлагают просмотр мультфильмов экологического содержания -

44%;

- привлекают к уборке территории - 37%.

Как видно из анкетирования, у родителей (законных представителей) современных детей дошкольного возраста наблюдается высокая готовность к сотрудничеству с дошкольной образовательной организацией (далее - ДОО) в формировании экологической культуры своих детей и недостаточная осведомленность о формах и методах организации данного процесса.

Результаты анкетирования родителей позволили нам выбрать в качестве основного подхода в организации образовательной деятельности детского сада по формированию экологической культуры детей дошкольного возраста проектный подход, выбор которого обусловлен тем, что он позволяет объединить под единой темой различные методы и формы, всех участников образовательных отношений и партнеров, спланировать процесс во времени исходя из возможностей и потребностей участников, а также получить материальный продукт, который может использоваться в дальнейшей образовательной деятельности организации.

Опытно-экспериментальная деятельность показала, что метод проектов в организации экологического образования детей лучше всего начинать

использовать со среднего дошкольного возраста детей (4-5 лет), так как у детей накапливается элементарный опыт практической деятельности в разных областях. Экологические проекты в дошкольном возрасте должны: быть дополнением к общему образовательному процессу познания природы, развития эмоционального влечения и интереса к познанию объектов окружающей среды, формирования общих правил поведения и самообслуживания; носить познавательно-творческий характер, что позволяет выстроить персональный личностно значимый образовательный маршрут дошкольника, так как обоюдно предполагает как действия по образцу и примеру, так и возможность проявления самостоятельного творчества; длиться не более 10 дней, так как приводят к пресыщению детей одним и тем же содержанием; иметь обязательный материальный продукт, так как, с одной стороны, напоминают о проделанных действиях, с другой стороны, дают высокое удовлетворение от выполненной деятельности.

Организация проектной деятельности в условиях ДОО предполагает алгоритм, который включает определенную деятельность воспитателя, детей, родителей (законных представителей) на каждом этапе работы (организационный или подготовительно-мотивационный, практический, заключительный этапы).

На каждом этапе был выявлен наиболее эффективный набор форм организации образовательной деятельности детей:

- на подготовительно-мотивационном этапе - экскурсия, беседа, дидактическая игра;

- на практическом этапе - экспериментирование, совместная организованная образовательная деятельность, сюжетно-ролевая игра, ТРИЗ-игра или дидактическая игра;

- на заключительном этапе - совместная деятельность с родителями, развлечение, презентация или совместный труд в природе.

На всех этапах в организации образовательной деятельности применялись современные формы информационно-коммуникационных технологий: игры и упражнения на интерактивной доске, съемки блога для социальных сетей, создание мультфильмов и так далее.

Совместная проектная деятельность всех участников образовательных отношений в ДОО выявила интересную особенность, к которой воспитателям пришлось адаптироваться - родители не сразу принимали предлагаемые воспитателями экологическое проекты, активно обсуждали их в социальных сетях, предлагали свои, голосовали за выбор темы и просили согласовывать с ними ожидаемый продукт, формы совместной деятельности с детьми. В итоге запросы родителей и детей выявили содержание 12 экологических проектов в разных возрастах дошкольного возраста, которые равномерно распределены в течение учебного года с учетом времен года (по 4 проекта на каждую возрастную группу) (таблица №1). Цели и задачи всех проектов взаимосвязаны и усложняются в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста:

- в средней группе (4-5 лет) - формировать бережное отношение к воде как к природному ресурсу; к сохранению хвойных деревьев в преддверии новогоднего праздника; к живой природе (перелетным птицам); научить раздельному сбору мусора, оценивать эстетическое состояние окружающей среды;

- в старшей группе (5-6 лет) - побудить детей к вторичному использованию крышек; формировать заботливое отношение к птицам в зимний период; к постоянному сбору макулатуры как способу вторичного использования бумаги в целях сохранения зеленых насаждений; мотивировать к сбору мусора на берегу рек, оценивать эстетическое, экологическое состояние окружающего мира;

- в подготовительной к школе группе (6-8 лет) формировать заботливое отношение к домашним и бездомным животным, навыки ухода за ними; навыки энергосбережения и рационального использования природных ресурсов; учить благоустройству территории села, формировать представления о зеленых насаждениях как источниках чистого воздуха.

Таблица №1

Содержание экологических проектов в ДОО_

Средняя группа

Срок Содержание Ожидаемый продукт

осень «Закрой кран» Цель: побудить к бережному отношению к воде как к природному ресурсу Создание и презентация альбома сказок собственного сочинения о воде, распространение буклетов об охране воды

зима «Елочка - зеленая иголочка» Цель: побудить к сохранению хвойных деревьев в преддверии новогоднего праздника. Выставка и выпуск журнала «Альтернативная елка» по изготовлению елочек

весна «Домик для скворца» Цель: формировать заботливое отношение к живой природе (перелетным птицам) Мастер-класс родителей по способам изготовления скворечников, скворечники на терррирории ДОО

лето «Экопомощники» Цель: научить раздельному сбору мусора, оценивать эстетическое состояние окружающей среды Выставка-презентация поделок из бросового материала

Старшая группа

осень «Полезная крышечка» Цель: побудить детей к вторичному использованию крышек Изготовление дидактических пособий для развития мелкой моторики рук

зима «Птичье кафе» Цель: пробудить заботливое отношение к птицам в зимний период Кормушки в селе (городе), на террирории ДОО

весна «Чистый берег» Цель: мотивировать к сбору мусора на берегу рек, оценивать эстетическое, Создание видеофильма «Чистота своими руками - до

экологическое состояние окружающего мира_

и после»

лето «Бумажный марафон»

Цель: побудить к постоянному сбору макулатуры как способу вторичного использования бумаги в целях сохранения зеленых насаждений

Защита презентации об изготовлении изделий из бумаги

Подготовительная к школе группа

осень «Юные защитники природы»

Цель: сформировать представление об экологическом состоянии окружающих экосистем: «реки», «степи», «леса» Башкортостана_

Установка экологических знаков в проблемных местах с распространением видеообращения в социальных сетях.

зима «Энергия ветра и солнца»

Цель: подвести детей к понятию энергосбережения с целью бережного и рационального использования природных ресурсов_

Семейный фестиваль конструированию «Ресурсосбережению грамотные решения»

по

весна «Зеленые легкие моей родины»

Цель: обучить благоустройству территории села, сформировать представления о зеленых насаждениях как источниках чистого воздуха_

Составление озеленения окружения, консультация

проекта ближайшего (онлайн-учителей

географии и биологии)

лето «Как помочь бездомным домашним

животным?»

Цель: выяснить причины появления бездомных животных и способы помощи им

Изготовление мягкой игрушки питомца, защита презентации по ее изготовлению.

В процессе выполнения проекта педагоги используют различные виды детской деятельности, материалы и формы, что позволяет обеспечить легкое и прочное усвоение материала и выработку необходимых отношений значимости бережного отношения к природе и её ресурсам. Наш опыт показал, что наиболее эффективными методами экологического образования современных детей дошкольного возраста являются:

1) наглядные: фото и видеоматериалы, карты, схемы, плакаты и так далее, особенно предварительно подготовленные детьми совместно с родителями;

2) игровые: квест-игры, игра-путешествия, дидактические, сюжетно-ролевые и настольно-печатные игры, ТРИЗ-игры и так далее;

3) исследовательские: опыты с различными материалами, экспериментирование;

4) практические: конструктивная, продуктивная, трудовая деятельности, подготовка совместно с родителями презентаций и защита материала.

При этом алгоритм организации методов в каждом проекте не может быть одинаковым, так как наша практика показала, что единообразие форм снижает интерес детей и их родителей к выполнению проектов. Поэтому в проектах должны быть как сюжетно-ролевые, дидактические,

театрализованные игры, так и квесты, экспериментирование, экскурсии на природу. Их последовательность определяется возможностями детского сада, условиями окружающей среды и запросами детей и их родителей.

В ходе практической реализации был омечен интересный факт в запросах родителей на экологическое образование - при обсуждении предстоящей темы, ожидаемого продукта родители не считали необходимым советоваться со своими детьми, они ориентировались на собственные утилитарные потребности, а не на запросы своих детей. Их более интересовало собственное экологическое образование, чем формирование экологической культуры детей. Так, они просили устроить им встречу с ландшафтными дизайнерами, чтобы те их научили основам своей профессии. Или при встрече с учителем биологии родителей более интересовали условия посадки и ухода за растениями в собственном огороде, чем те, что предлагались к уходу на территории села. Для того, чтобы найти баланс между тем, что хотят знать об экологии родители и возможным для усвоения материала детьми дошкольного возраста общение с родителями в рамках проектной деятельности чаще всего организовывалось в рамках круглого стола, в том числе с привлечением консультантов по теме проекта, обязательным приглашением психолога. Наибольший отклик у родителей вызывали совместные трудовые акции, домашняя совместная с детьми подготовка атрибутов к проведению мероприятий, презентаций к защите, речи детей для защиты проекта.

Следует отметить, что интерес к формированию экологической культуры у родителей в течении года повысился, укрепились доброжелательные взаимоотношения между педагогами и родителями. Бережное отношение детей к природе за время опытно-экспериментальной деятельности также возросло. Для его диагностики использовалась методика О. Соломенниковой «Определение уровня отношения к миру природы» [6]. Результаты представлены в таблице №2.

Таблица №2

Отношение к природе детей дошкольного возраста_

Период Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Начальный этап 17% 79% 4%

Контрольный срез 2% 56% 42%

Динамика -15% -23% +38%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы. Полученные результаты доказывают, что совместные экологические проекты всех участников образовательных отношений в детском саду являются эффективным средством формирования экологической культуры детей дошкольного возраста. Большинство воспитанников на контрольном срезе демонстрировали знания о способах охраны объектов живой и неживой природы, понимали взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений, без труда выражали свое отношение к проблеме. Кроме того, вовлеченность родителей в проектно-исследовательскую деятельность способствовала расширению

социокультурного пространства дошкольной образовательной организации через взаимодействие с организациями, в которых работают родители.

Таким образом, проектная деятельность в экологическом образовании способствовала созданию единой образовательной среды «детский сад - семья». Родители включились в интерактивное взаимодействие с воспитателем по обогащению пространственно-предметной среды как в ДОО, так и дома, обогатили медиатеку организации, повысили не только собственную экологическую культуру, но информационно-коммуникационные компетенции, педагогическую грамотность в вопросах домашнего экологического образования детей. Обмен опытом между педагогами и родителями показал обоюдную значимость совместного общения в ходе проектов - родители учили педагогов навыкам монтажа видео для блогов в социальных сетях, работы с различным программным обеспечением, расширяли кругозор педагогов в тех областях, специалистами в которых они являлись. Исходя из этого, можно говорить о проектном методе в детском саду как эффективном средстве организации образовательной деятельности, ориентированной на развитие индивидуальных особенностей и возможностей конкретного ребенка, а также его родителей.

1. Азнабаева, Ф.Г. Природа и человек: учебное пособие/ Ф.Г. Азнабаева, Г.Р. Шафикова. - Уфа: Китап, 2012. - 324 с.

2. Гончарова, Е.В. Теория и технология экологического образования дошкольников: учебное пособие / Е.В. Гончарова. - Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного гуманитарного университета, 2008. - 336с.

3. Дерябо, С.Д.. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо., В.А. Ясвин. - Ростов- на- Дону: Феникс, 1996. - 478 с.

4. Зверев, ИД. Проблемы экологического образования и воспитания // Российская общеобразовательная школа: проблемы и перспективы / И.Д. Зверев ;под ред. В.А. Полякова, Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Дика,- Москва, 1997. - С. 109-116.

5. Маркова, ТА. МЫ: программа экологического образования детей /Т.А. Маркова,

Т.А. Виноградова, Н.Н Кондратьева,Т.А. Шиленок. - Москва: ПРЕСС, 2006. -

240 с.

6. Мир природы и ребенок: методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, H.H. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева ; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2003. -319 с.

7. Мясищев, В.Н. Психология отношений / под ред. A.A. Бодалева. - Москва : Институт практической психологии; Воронеж : МОДЭК, 1995. - 356 с.

8. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - Москва : Академия, 2013. - 272 с.

9. Рыжова, Н.О.Опроекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации» / Н.О. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 10. - С. 1820.

10. Рыжова, И.О. Экологический проект «Здравствуй, дерево» / Н.О. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 3. - С. 38-47.

11. Соловьева, Н.В. Экологическая культура как показатель образа жизни современного общества (теоретико-методологический анализ):дисс.канд. социол. наук / Н.В. Соловьева. - Казань, 1994. - 166 с.

12. Соломейникова, O.A. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа / O.A. Соломейникова,- Москва : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014. - 112 с.

13. Храменков, H.H. Экологическая культура общества и личности: дисс.канд. философ. наук/H.H. Храменков. - Пермь, 1984. - 198 с.

14. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / под ред. Д.И. Фельдштейна. - Москва: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995.-416 с.

15. Yasvin, V. The fundamentals of ecological psychopedagogics for pre-school pupils /A teacher at a pre-school. What does it mean? Daugavpils, 1995.

References

1. Aznabayeva. F.G. (2012) Priroda i chelovek [ A nature and man]. Ufa: Kitap. 324 p.(In Russ).

2. Goncharova. E.V.(2008) Teoriya i tekhnologiya ekologicheskogo obrazovaniya doshkolnikov [Theory and technology of environmental education of preschool children].Nizhnevartovsk: Nizhnevartovsk state University for the Humanities.336 p. (In Russ).

3. Deryabo. S.D.(1996). Ekologicheskaya pedagogika i psikhologiya [Environmental pedagogy and psychology]. Rostov on Don: Phoenix. 478 p.(In Russ)

4. Zverev. I.D.(1997). Problemy ekologicheskogo obrazovaniya i vospitaniya [Problems of environmental education and upbringing]. Russian secondary school: problems and prospects.Moscow. P.: 109-116. (In Russ).

5. Markova. T.A.(2006).MY : programma ekologicheskogo obrazovaniya detey [WE : environmental educational program for children].Moscow: PRESS. 240 p.(In Russ).

6. The world of nature and the child: methods of environmental education for preschoolers. Saint Petersburg: Detstvo-press, 2003.319 p.(In Russ).

7. Myasishchev. V.N. (1995).Psikhologiya otnosheniy [Psychology of relationships]. Moscow: Institute of practical psychology; Voronezh: MODEK. 356 p.(In Russ).

8. Nikolayeva. S.N. Teoriya i metodika ekologicheskogo vospitaniya doshkolnikov [Theory and methodology of environmental education of preschool children]. Moscow: Academy. 272p.(In Russ)/

9. Ryzhova. N. O. (2005).O proyekte «Strategii ekologicheskogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii» [About the project "Strategies for environmental education in the Russian Federation»]. Preschool education№\0\ 18-20.(In Russ).

10. Ryzhova, N. O. (2002) Ekologicheskiy proyekt «Zdravstvuy. derevo» [ The environmental project " Hello, tree»] Preschool education.№3: 38-47. (In Russ).

11. Solovyeva. N.V.(1994). Ekologicheskaya kultura kak pokazatel obraza zhizni sovremennogo obshchestva (teoretiko-metodologicheskiy analiz) : diss. kand. sotsiol. nauk. [Ecological culture as an indicator of the lifestyle of modern society (theoretical and methodological analysis)]. Kazan. 166p.(In Russ).

12. Solomeynikova. O.A.(2014). Oznakomleniye s prirodoy v detskom sadu. Starshaya gruppa [Familiarization with nature in kindergarten. Senior group]. Moscow: MOSAIKA-SYNTHESIS. 112p.(In Russ).

13. Khramenkov. N.N. (1984). Ekologicheskaya kultura obshchestva i lichnosti: diss. kand. filosof. nauk [Ecological culture of society and the individual]. Perm. 198 p.(In Russ).

14. Elkonin. D.B.(1995). Psikhicheskoye razvitiye v detskikh vozrastakh [Mental development in childhood]. Moscow: Institute of practical psychology; Voronezh: MODEK. 416 p.(In Russ)

15. Yasvin, V.(1995). The fundamentals of ecological psychopedagogics for preschool pupils. A teacher at a pre-school. What does it mean? Daugavpils. (In Engl)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.