Научная статья на тему 'ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ'

ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
637
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ТРОПА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА / ECOLOGICAL EDUCATION / ECOLOGICAL CULTURE / TOURIST TRAIL / EDUCATIONAL PROCESS / SECONDARY SCHOOL / ECOLOGICAL TRAIL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цагараева Елена Феликсовна, Гатаев Анзор Сайд-Альвиевич

Экологическое воспитание невозможно без непосредственного взаимодействия с природой. Природное окружение напрямую влияет на развитие познавательных способностей, на нравственно-эстетическое воспитание, кроме того находясь длительное время на свежем воздухе укрепляется здоровье, снимается накопленное эмоциональное напряжение. Основы экологической культуры закладываются в процессе общения с природой и правильно организованной педагогической деятельностью. Одним из наиболее эффективных видов внеурочной деятельности, способствующей экологическому воспитанию, является детский туризм. Закладывая основы позитивного отношения к окружающей природе, педагоги воспитывают любовь к родному краю, бережное отношение к природным богатствам Родины, к себе и окружающим людям. Во время туристических походов можно изучать историю родного края, исследовать состав флоры и фауны, что способствует формированию бережного отношения к окружающей природе. Работа проводилась на базе МБОУ СОШ № 5 г. Аргун, среди числа экологических проектов наиболее масштабным проектом было создание эколого-туристической тропы «Берегите природу». Целью эксперимента было изучение возможностей туризма для повышения уровня экологического воспитания в современном образовательном учреждении. Учащиеся изучали состояние окружающей среды города в процессе нескольких походов. У учащихся развивается чувство ответственности за сохранность природных богатств, что имеет большое значение в деле экологического образования и воспитания школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цагараева Елена Феликсовна, Гатаев Анзор Сайд-Альвиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM AS A MEANS OF ECOLOGICAL EDUCATION OF PUPILS

The environmental education is impossible without the immediate engagement with Nature. The natural environment clearly affects the development of cognitive abilities, moral and aesthetic education, additionally, being a long time in the fresh air leads to the health promotion and the accumulated emotional stress is removed. The foundations of ecological culture was laid in the process of communication with nature and properly organized pedagogical activity. The child tourism is one of the most effective types of extracurricular activities that contribute to environmental education. Laying the foundations of a positive attitude to the environment, teachers educate love for their native land, respect for the natural resources of the Motherland, to themselves and others. During hiking trips children can learn the history of their native land, explore the composition of flora and fauna and such actions stimulate them to be careful to the environment. The work was carried out on the basis of Municipal budget educational establishment the School № 5 of the Argun town and among the number of environmental projects the most ambitious was the creation of ecological and tourist trails "Take Care of Nature". The aim of the experiment was to study the possibilities of tourism to improve the level of environmental education in a modern educational institution. Students studied the state of the environment of the town during a few camping trips and they developed themselves a sense of responsibility for the preservation of natural resources that have a great importance in the environmental education of students.

Текст научной работы на тему «ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ»

педагогические науки

Цагараева Елена Феликсовна, Гатаев Анзор Сайд-Альвиевич ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ...

УДК 378.14.014.13

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0804-0039

ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

© 2019

AuthorlD: 860346 SPIN: 7520-8888

Цагараева Елена Феликсовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры «Экология и безопасность жизнедеятельности»

AuthorlD: 923115 SPIN-код: 6811-1314

Гатаев Анзор Сайд-Альвиевич, кандидат педагогических наук, проректор Чеченский государственный педагогический университет (364048, Россия, Грозный, ул. Исаева, 62, e-mail: anzor-74@mail.ru) Аннотация. Экологическое воспитание невозможно без непосредственного взаимодействия с природой. Природное окружение напрямую влияет на развитие познавательных способностей, на нравственно-эстетическое воспитание, кроме того находясь длительное время на свежем воздухе укрепляется здоровье, снимается накопленное эмоциональное напряжение. Основы экологической культуры закладываются в процессе общения с природой и правильно организованной педагогической деятельностью. Одним из наиболее эффективных видов внеурочной деятельности, способствующей экологическому воспитанию, является детский туризм. Закладывая основы позитивного отношения к окружающей природе, педагоги воспитывают любовь к родному краю, бережное отношение к природным богатствам Родины, к себе и окружающим людям. Во время туристических походов можно изучать историю родного края, исследовать состав флоры и фауны, что способствует формированию бережного отношения к окружающей природе. Работа проводилась на базе МБОУ СОШ № 5 г. Аргун, среди числа экологических проектов наиболее масштабным проектом было создание эколого-туристической тропы «Берегите природу». Целью эксперимента было изучение возможностей туризма для повышения уровня экологического воспитания в современном образовательном учреждении. Учащиеся изучали состояние окружающей среды города в процессе нескольких походов. У учащихся развивается чувство ответственности за сохранность природных богатств, что имеет большое значение в деле экологического образования и воспитания школьников.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая культура, туристическая тропа, воспитательный процесс, общеобразовательная школа, экологическая тропа.

TOURISM AS A MEANS OF ECOLOGICAL EDUCATION OF PUPILS

© 2019

Tsagaraeva Elena Feliksovna, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department "Ecology and Safety of Vital Functions" Gataev Anzor Said-Alvievich, Prorector, Candidate of Pedagogical Sciences Chechen State Pedagogical University (364048, Russia, Grozny, Isaev St., 62, e-mail: anzor-74@mail.ru) Abstract. The environmental education is impossible without the immediate engagement with Nature. The natural environment clearly affects the development of cognitive abilities, moral and aesthetic education, additionally, being a long time in the fresh air leads to the health promotion and the accumulated emotional stress is removed. The foundations of ecological culture was laid in the process of communication with nature and properly organized pedagogical activity. The child tourism is one of the most effective types of extracurricular activities that contribute to environmental education. Laying the foundations of a positive attitude to the environment, teachers educate love for their native land, respect for the natural resources of the Motherland, to themselves and others. During hiking trips children can learn the history of their native land, explore the composition of flora and fauna and such actions stimulate them to be careful to the environment. The work was carried out on the basis of Municipal budget educational establishment the School № 5 of the Argun town and among the number of environmental projects the most ambitious was the creation of ecological and tourist trails "Take Care of Nature". The aim of the experiment was to study the possibilities of tourism to improve the level of environmental education in a modern educational institution. Students studied the state of the environment of the town during a few camping trips and they developed themselves a sense of responsibility for the preservation of natural resources that have a great importance in the environmental education of students.

Keywords: ecological education, ecological culture, tourist trail, educational process, secondary school, ecological trail.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Неразумное вторжение человека в природную среду способно нанести непоправимый вред всему живому. Человеку стоит задуматься о последствиях варварского отношения к природе, научиться беречь и заботиться о ней. И учить этому необходимо как можно раньше, поэтому тема экологического воспитания школьников так актуальна. Ребенок - это часть природы, она вокруг него и с ним с самого рождения.

Как известно, дети, вне зависимости от возраста, предпочитают учиться на примере близких людей. Следовательно, если мы хотим научить ребенка заботиться о природе, мы сами должны любить ее. Многие современные дети мало гуляют и больше времени проводят перед экраном компьютера, телевизора и телефона. Задача взрослых привлекать школьников к прогулкам, к играм на свежем воздухе. Это полезно для здоровья детей и для их экологического воспитания. В со-

временных образовательных учреждениях распространена внеклассная и внеучебная работа, направленная на экологическое развитие и образование, приветствуются все новые формы организации практической деятельности учащихся в области экологического воспитания. Туристические клубы, создание экологических троп, лагеря труда и отдыха и т.д.

В России туризм начал свое развитие со школьных экскурсий. А экскурсии как метод обучения в практику преподавания естествознания ввел А.Я.Герд. Первая, известная нам дальняя экскурсия в России состоялась в 1876 г. Студенты Новороссийского университета совершили экскурсию по горному Крыму. А дальше уже создаются кружки, клубы, которые объединяют энтузиастов туризма. Учащиеся приобретают в них навыки и умения самостоятельных исследований по изучению состояния окружающей среды, ее защите и улучшению. Близость к образовательному учреждению разнообразных объектов природы - водоемов, полей, леса, является дополнительными здоровьесберегающими факторами

Tsagaraeva Elena Feliksovna, Gataev Anzor Said-Alvievich pedagogical

TOURISM AS A MEANS OF ECOLOGICAL EDUCATION ... sciences

[1-4]. Воспитание экологической культуры сегодня рассматривается среди основных задач общества. Наиболее эффективным методом при формировании высокой экологической морали человека и развитию экологического мышления является исследовательская познавательная деятельность с экологическим содержанием, основанном на краеведческом материале. Это позволяет не только приумножить знания по природным ресурсам родного края, но и развивать творческие и интеллектуальные возможности школьников.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор.

Современные тенденции в области школьного образования указывают на то, что в среднем школьном возрасте продолжает закладываться позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. В реализации данной проблемы педагоги должны ориентироваться на воспитательный потенциал окружающей среды [5-13].

Туризм в России рос и развивался на основе повышения культурного, политического уровня трудящихся, улучшения материально-бытовых условий. Он наглядно знакомил широкие трудящиеся массы с ходом социалистического строительства, природой, историей и культурой нашей страны, содействовал формированию военно-прикладных навыков, организации здорового, разумного отдыха в сочетании с массовой общественно-политической работой. Это туристы по всей стране способствовали поиску сырья для нужд пятилетки [13-24].

Система школьного туризма работала в Советские годы, а в перестроечное время эта работа была утеряна, ввиду экономических затруднений школьникам не было возможности ходить в походы и путешествия. В последние годы со стабилизацией экономики страны многим семьям удается путешествовать. В настоящее время, когда остро стоит вопрос экологического воспитания всего населения особую роль играют начальные ступени образования. Ещё начиная с младшего школьного возраста мы воспитываем бережное отношение к окружающей среде [25-30].

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи (постановка задания). Для наиболее глубокого понимания учащимися общеобразовательных школ экологических проблем родного края их необходимо сочетать со знаниями по географии, биологии и привязывать их к району, области, населенному пункту. В МБОУ СОШ №2 5 г. Аргун ежегодно проводится та или иная форма работы по экологическому воспитанию обучающихся. В аспекте этого вопроса особенную роль отводится внеурочной работе с обучающимися. Будь это школьный лагерь или приусадебная работа ребята все время соприкасаются с природой: уборка территорий от мусора, озеленение участков, прогулки, экскурсии в поле, на речку, собирание гербария, лекарственных трав и т.д. Для учеников 7-8 х классов экологические экспедиции, проведенные в рамках экологических проектов, имеют воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи [16, 18, 19, 25].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Под экологическим образованием принято понимать систему обучения, направленную на усвоение теории и практики всеобщей экологии, как одной из основ фундаментальных основ природопользования. Экологическое образование включает элементы географических, биолого-медицинских и социально-экономических знаний. Исследовательскую деятельность по экологическим проблемам необходимо включать в учебный процесс, только при достаточных знаниях в исследуемой области, что повысит понимание вопросов, поставленных в начале проекта, и повысит долю участия их в выполнении проектов. Работа над проектом эколо-го-туристической тропы «Берегите природу» длилась в 182

течение педагогической практики студентов факультета Естествознания ЧГПУ. Создание экологической тропы не было трудным делом, потому что учителя и администрация школы во главе с директором Асхабовым Умаром Мовлаевичем поддерживали нас во всех проектах и начинаниях, помогая педагогическими советами и рекомендациями. Экологическая тропа проложена так, что дети знакомятся с различными видами растений: травянистыми, кустарниковыми, древесными; с растительными сообществами на искусственных газонах и естественных полянках; с антропогенными компонентами: строениями, памятниками, строительными площадками, загрязняющими территорию. Наша экологическая тропа начинается со школьного участка и тянется на протяжении около километра и заканчивается на берегу реки Орга. Река протекает в пригороде города Аргун, Аргунского района Чеченской республики, в очень живописном месте, по берегу часто встречаются заросли с густой травой, но в основном это каменистый берег на всем протяжении исследуемой территории. Эта река является местом отдыха населения, в основном молодежи. В ходе похода решались следующие задачи: - привлечение и воспитание подрастающего поколения к культуре экологии и туризма; - воспитание бережного отношения к родной природе, познавательного интереса, воли и выносливости, взаимоподдержки, - привлечение внимания учащихся и населения к соблюдению чистоты; - проведение экологического десанта по очистке изучаемой территории.

С целью теоретической подготовки учащихся к эко-лого-туристической тропе нами были запланированы и проведены ряд тематических уроков, в которых углубленно изучается раздел «Экология города»., включающий такие вопросы, как природные ресурсы современной городской среды, загрязнение окружающей среды и перспективы устранения; методика составления и изучения гербарных образцов, правила поведения в природной среде [31, 32]. Эколого-туристическая тропа состоит из нескольких этапов, в которых учитывали следующие требования: чередовали открытые пространства с территориями, застроенными жилыми домами, старались сделать нашу тропу интересной, информативной и доступной. Пришкольный участок МБОУ СОШ № 5; территория, прилежащая к МБДОУ № 5 «Светлячок»; парковая зона; карьер; берег реки Орга.

По результатам обсуждений школьниками предлагаются мероприятия по улучшению экологического состояния окружающей территории и территории эколого-ту-ристической тропы. По завершению проекта учащимся еще раз было предложено ответить на вопросы теста экологического направления. По результатам анкетирования выяснено, что у учащихся заметно повысилось качество знаний в области региональной экологии и появилось стремление беречь и приумножать богатства родного края.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В связи с тем, что эко-лого-туристическая тропа ограниченна во времени, основной целью ее являлось исследование экологического состояния городской территории. В настоящее время периодически проводиться очистка речного берега и близлежащей территории, ведутся наблюдения за сезонными изменениями природных условий территории реки. Таким образом, туризм как средство экологического воспитания учащихся играл и играет огромную роль в деле воспитания подрастающего поколения. Сейчас, когда в мире остро стоит вопрос экологии тем более нужно поддерживать движение экологического туризма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ушакова Е.С., Ушакова А.Г. Экологическое образование — неотъемлемый элемент формирование молодежного сознания // Мат. МНПК «Организм и среда жизни». Курган. 2018.С. 39-41.

2. Алиханова Р.А. Экологическое образование в формировании нравственной культуры личности //Известия Дагестанского государ-

Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 4(29)

педагогические науки

Цагараева Елена Феликсовна, Гатаев Анзор Сайд-Альвиевич ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ...

ственного педагогического университета. 017. № 3. С. 178-181.

3. Иванова Л.Ю. Экологическое образование и образование для устойчивого развития в российской школе: настоящее и будущее // Вестник института социологии. 2017. № 4.С. 90-112.

4. Артемова Ю.А., Дрожкина Ю.Ю. Экологическое образование в школе // Форум молодых ученых. 2018. № %. С. 289-292.

5. Гатаев А.С.-А., Мусханова И.В. Гражданско-патриотическое воспитание и его роль в процессе подготовки студентов педагогического вуза //Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 2А. С. 197-203.

6. Гордеева И.В. Анализ эффективности экологического образования учащихся колледжа // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 80-84.

7. Николайчук О.А. Экологическое образование как фактор устойчивого экономического развития // Научные исследования и разработки. Экономика. 2017. № 6. С. 125-129.

8. Гомилевская Г.А., Ден В.Г. Экологическое образование молодежи средствами туристско-краеведческой деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 76-79.

9. Мясникова Т.А., Скопинцева А.К. Экологическое образование как инструмент поддержки развития «зеленой экономики // Мат. МНПК «Экономическое развитие России». Краснодар. 2018. С. 83-86.

10. Кудинова Г.Э., Розенберг А.Г., Костина Н.В. Экологическое образование - один из факторов устойчивого развития региона // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 60-63.

11. Искендерова С.М. Экологическое образование как первичная стадия решения экологических проблем //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 89-95.

12. Сенатор С.А., Казанцев И.В., Матвеева Т.Б., Кудинова Г.Э. Инновационные возможности экологического образования в интересах устойчивого развития //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 228-233.

13. Неустроев Н.Д., Григорьева Л.И. Экологическое образование и воспитание школьников в условиях природной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59. С. 103-106.

14. Кузнецова Н.Ф. «Великий шелковый путь» как способ интеграции объектов культурно-исторического наследия Южной Сибири в индустрию туризма // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 219-224.

15. Колодезникова С.И., Глухарева М.Р., Дмитриева Л.П. Социальный туризм как фактор повышения качества жизни населения в регионе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 400-402.

16. Бульчева А.А. Экологическое образование и воспитание в библиотеке: современные практики // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. 2018. № 2. С. 5.

17. Власенко А.А., Царева Н.А. Развитие культурного туризма в Приморском крае: создание многофункционального туристского комплекса //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 49-52.

18. Цагараева Е.Ф. Экологическое воспитание школьников в процессе изучения ботаники // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. № 3. С. 251-254.

19. Lynn Laurence E. Teaching and Learning with Cases. A Guidebook. Chatham House Publishers, Seven Bridges Press, LLC, 1999. P. 45.

20. Евменчук Е.В., Суржиков В.И. Аттрактивный потенциал спортивно-событийного туризма субъектов Дальневосточного федерального округа // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 127-129.

21. Чернощекова А.Н. Экологическое образование и воспитание посредством организации и проведения агроэкскурсий // Мат. ВНПК «Актуальные аспекты развития сельского туризма в России». Краснодар. 2018. С. 98-103.

22. Боголюбова С.А., Боголюбов В.С., Лось А.В., Лось О.Ю. Проблемы развития детско-юношеского туризма и пути их решения в современных условиях // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 161-164.

23. Кондаурова И.К., Давлетова Н.К. Математический туризм как форма дополнительного образования младших подростков // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 10-12.

24. Толстых И.Н., Золотухина Е.С., Ван Ш. Развитие культурно-познавательного туризма в Приморском крае в условиях реализации проекта «Восточное кольцо России» //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 325-329.

25. Ключников Д.А., Платонова С.А. Экологическое образование школьников на уроках географии и биологии // Наука и современное общество. 2018. № 5. С. 67-72.

26. Ниязова А.А. Экологическое образование обучающихся в условиях устойчивого развития общества // Вестник Костромского государственного университета. 2018. № 1. С. 15-18.

27. Петрова Т.И. Экологическое образование младших школьников на уроках окружающего мира //Вестник НИЦМИСИ: актуальные вопросы современной науки. 208. № 5. С. 89-91.

28. Сазанова А.С., Морозкина Ю.В. Экологическое образование как условие формирование основ экологической культуры школьников // Мат. МНПК «Экология речных бассейнов», Москва. 2018. С. 112116.

29. Hyde M. Intercultural competence in English language education // Modern English Teacher. Vol. 7. 1998. № 2. P. 7-11.

30. Чернощекова А.Н. Экологическое образование и воспитание посредством организации и проведения агроэкскурсий // Мат.

ВНПК «Актуальные аспекты развития сельского туризма в России». Краснодар. 2018. С. 98-103.

31. Цагараева Е.Ф., Оказова З.П. Изучение природоохранного законодательства учащимися общеобразовательных школ // Известия Чеченского государственного педагогического университета. 2018. № 2. С. 190-194.

32. Hutchinson T., Waters A. English for Specific Purposes: a learning centered approach. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. 183 p.

Статья поступила в редакцию 10.08.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.