Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ'

РАЗВИТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАКТИКА В ОБРАЗОВАНИИ / ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / TECHNOLOGY / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / EDUCATION / PEDAGOGICAL SKILLS / MODERN EDUCATION / PRACTICE IN EDUCATION / EDUCATIONAL PARADIGM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гатаев Анзор Сайд-Альвиевич, Цагараева Елена Феликсовна

Государство ставит перед педагогическими кадрами конкретные задачи в области образовательной и воспитательной политики, которые фактически изменили парадигму образования. Ключевой задачей становится переход от дидактической технологии «научения» к развивающим технологиям, достижению на основе полученного знания целевых практических ориентиров. Новое поколение должно не только овладевать знаниями, но и уметь их применять на практике, причем на основе нравственных убеждений и освоения культурных норм общества. Это достигается в тандеме образования и воспитания, реализуется с помощью прошедших педагогическую апробацию воспитательных технологий. Овладение воспитательными технологиями - задача современной педагогической практики и показатель педагогического мастерства педагогов. Без должной ценностной основы, принципов духовности, патриотизма, преемственности культуры, толерантности к обществу, сложно говорить о подлинно образованной личности в контексте меняющихся ценностей мирового сообщества. Сущность воспитательной технологии состоит в том, что она направлена на получение прогнозируемого результата с условием выполнения последовательности действий, от каждого из которых зависит решение промежуточных воспитательно-образовательных, педагогических задач. Соответственно, каждая технология должна иметь структурированную форму, отвечать последовательности заданных в ней алгоритмических действий. Развитие воспитательных технологий в образовании это структурированный процесс, который направлен на достижение воспитательных целей и формирование устойчивых форм нравственного поведения учащихся. Воспитательные технологии в образовании направлены на решение государственных задач, поставленных на уровне государственной политики в рамках важнейших социальных институтов воспитания и образования. Поэтому и овладение этими технологиями для педагогов основного и дополнительного образования становится необходимым условием развития компетенций и педагогического мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN MODERN EDUCATION

The state sets pedagogical cadres with specific tasks in the field of educational and upbringing policies, which have actually changed the paradigm of education. The key task is the transition from the didactic technology of “learning” to developing technologies, the achievement of targeted practical guidelines based on the knowledge gained. The new generation should not only master knowledge, but also be able to apply it in practice, moreover, on the basis of moral convictions and the development of cultural norms of society. This is achieved in the tandem of education and upbringing, and is implemented with the help of pedagogical approbation of educational technologies. Mastering educational technologies is the task of modern pedagogical practice and an indicator of pedagogical skill of teachers. Without a proper value basis, principles of spirituality, patriotism, cultural continuity, tolerance towards society, it is difficult to talk about a truly educated person in the context of changing values of the world community. The essence of educational technology is that it is aimed at obtaining a predicted result with the condition that a sequence of actions is performed, each of which depends on the solution of intermediate educational, pedagogical and pedagogical tasks. Accordingly, each technology should have a structured form, meet the sequence of algorithmic actions specified in it. The development of educational technologies in education is a structured process that aims to achieve educational goals and the formation of sustainable forms of moral behavior of students. Educational technologies in education are aimed at solving state problems set at the level of state policy within the framework of the most important social institutes of upbringing and education. Therefore, the mastery of these technologies for teachers of basic and additional education becomes a necessary condition for the development of competencies and pedagogical skills.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»

педагогические науки

Гатаев Анзор Сайд-Альвиевич, Цагараева Елена Феликсовна РАЗВИТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ...

УДК 37.011.33

DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0015

РАЗВИТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

© 2020

SPIN-код: 6811-1314

AuthorlD: 923115

Гатаев Анзор Сайд-Альвиевич, кандидат педагогических наук, директор Грозненский педагогический колледж (364031, Грозный, ул. Ляпидевского, 9, e-mail: anzor-74@mail.ru)

SPIN: 7520-8888

AuthorlD: 860346

Цагараева Елена Феликсовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры «Экология и безопасность жизнедеятельности» Чеченский государственный педагогический университет (364048, Россия, Грозный, ул. Исаева, 62, e-mail:tsagaraeva.elena@mail.ru)

Аннотация. Государство ставит перед педагогическими кадрами конкретные задачи в области образовательной и воспитательной политики, которые фактически изменили парадигму образования. Ключевой задачей становится переход от дидактической технологии «научения» к развивающим технологиям, достижению на основе полученного знания целевых практических ориентиров. Новое поколение должно не только овладевать знаниями, но и уметь их применять на практике, причем на основе нравственных убеждений и освоения культурных норм общества. Это достигается в тандеме образования и воспитания, реализуется с помощью прошедших педагогическую апробацию воспитательных технологий. Овладение воспитательными технологиями - задача современной педагогической практики и показатель педагогического мастерства педагогов. Без должной ценностной основы, принципов духовности, патриотизма, преемственности культуры, толерантности к обществу, сложно говорить о подлинно образованной личности в контексте меняющихся ценностей мирового сообщества. Сущность воспитательной технологии состоит в том, что она направлена на получение прогнозируемого результата с условием выполнения последовательности действий, от каждого из которых зависит решение промежуточных воспитательно-образовательных, педагогических задач. Соответственно, каждая технология должна иметь структурированную форму, отвечать последовательности заданных в ней алгоритмических действий. Развитие воспитательных технологий в образовании это структурированный процесс, который направлен на достижение воспитательных целей и формирование устойчивых форм нравственного поведения учащихся. Воспитательные технологии в образовании направлены на решение государственных задач, поставленных на уровне государственной политики в рамках важнейших социальных институтов воспитания и образования. Поэтому и овладение этими технологиями для педагогов основного и дополнительного образования становится необходимым условием развития компетенций и педагогического мастерства.

Ключевые слова: технология, воспитательная технология, образование, педагогическое мастерство, современное образование, практика в образовании, парадигма образования

DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN MODERN EDUCATION

© 2020

Gataev Anzor Sayd-Alvievich, candidate of pedagogical sciences, director Grozny pedagogical college (364031, Grozny, Lyapidevskogo St., 9, e-mail: anzor-74@mail.ru) Tsagaraeva Elena Feliksovna, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department of Ecology and Life Safety Chechen State Pedagogical University (364048, Russia, Grozny, 62 Isaev St., e-mail: tsagaraeva.elena@mail.ru)

Abstract. The state sets pedagogical cadres with specific tasks in the field of educational and upbringing policies, which have actually changed the paradigm of education. The key task is the transition from the didactic technology of "learning" to developing technologies, the achievement of targeted practical guidelines based on the knowledge gained. The new generation should not only master knowledge, but also be able to apply it in practice, moreover, on the basis of moral convictions and the development of cultural norms of society. This is achieved in the tandem of education and upbringing, and is implemented with the help of pedagogical approbation of educational technologies. Mastering educational technologies is the task of modern pedagogical practice and an indicator of pedagogical skill of teachers. Without a proper value basis, principles of spirituality, patriotism, cultural continuity, tolerance towards society, it is difficult to talk about a truly educated person in the context of changing values of the world community. The essence of educational technology is that it is aimed at obtaining a predicted result with the condition that a sequence of actions is performed, each of which depends on the solution of intermediate educational, pedagogical and pedagogical tasks. Accordingly, each technology should have a structured form, meet the sequence of algorithmic actions specified in it. The development of educational technologies in education is a structured process that aims to achieve educational goals and the formation of sustainable forms of moral behavior of students. Educational technologies in education are aimed at solving state problems set at the level of state policy within the framework of the most important social institutes of upbringing and education. Therefore, the mastery of these technologies for teachers of basic and additional education becomes a necessary condition for the development of competencies and pedagogical skills.

Keywords: technology, educational technology, education, pedagogical skills, modern education, practice in education, educational paradigm.

Основная идея педагогической технологии заключается в проектировании и управлении учебным процессом. Это одно из современных направлений в педагогической науке, возникло в конце прошлого века на территории США. Применение педагогических технологий предположительно гарантирует упрощение педагогического процесса в достижении поставленных целей.

Необходимость овладения учащимися педагогических колледжей технологиями обусловлена изменением образовательной парадигмы. В этом возрасте подростки ориентированы на грядущие события, на свою роль в общественной структуре общества будущего[1]. В связи с этим необходимо учитывать характерные особенности данной возрастной группы - потребность в диалоге, воз-

Gataev Anzor Sayd-Alvievich, Tsagaraeva Elena Feliksovna DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL TECHNOLOGIES ..

pedagogical sciences

можность поиска решения возникающей проблемы не только для получения результата, но и с целью самоутверждения. В отличие от традиционного понимания образования в качестве «трансляции знаний» учащимися, современным выпускникам требуются несколько иные компетенции. В частности в Федеральном законе -273 «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [2-4].

Без должной ценностной основы, принципов духовности, патриотизма, преемственности культуры, толерантности к обществу, сложно говорить о подлинно образованной личности в контексте меняющихся ценностей мирового сообщества. Значение процесса воспитания как общенационального приоритета подчеркивается в принятом Правительством РФ документе федерального уровня «Стратегия воспитания детей в Российской Федерации до 2025 года [5-7].

Анализируя состояние развития воспитательных технологий в современном образовании важно сказать об еще одном документе, соединяющим систему образования и систему воспитания - это Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) на основе которого (начального, основного и среднего уровня образования) реализуются в образовательных учреждениях программы обучения.

ФГОС нового поколения определяет в качестве приоритетов обучение социально-личностным и общепрофессиональным компетенциям. Их основу составляют базовые культурные ценности:

- культура жизненного самоопределения;

- культура семейных отношений;

- экономическая культура и культура труда;

- политическая, демократическая и правовая культура;

- интеллектуальная и нравственная культура.

В практике воспитательной работы современные педагоги часто обращаются к уже зарекомендовавшим себя технологическим приемам коллективного воспитания И.П.Иванова и технологии гуманного воспитания в коллективе В.А.Сухомлинского, эти технологии были разработаны в прошлом веке, но по содержанию и практическим аспектам остаются актуальными и сегодня. Согласно этим технологиям основными критериями результативности учебно-воспитательного процесса выступают:

- готовность выпускника образовательного учреждения к самореализации; развитие индивидуальных качеств личности и способностей;

- сформированность уровня нравственно-этических убеждений личности и принципов нравственного поведения;

- физическое и психическое здоровье учащегося;

- показатели уровня овладения культурными нормами общества;

- степень защищенности и комфорта учащегося в группе и образовательном учреждении.

Именно эти качества и говорят о формировании новой парадигмы образования с ориентацией на ценностно-культурный компонент личности как результат воспитательного процесса [7-9].

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи (постановка задания). Один из подходов к формированию обозначенных качеств личности - освоение педагогами-практиками продуктивных педагогических идей. Если в традиционной образовательной парадигме основу формировали опре-

деленные воспитательно-педагогческие методики, то для современной системы образования характерно применение различных технологий. В связи с чем целесообразным представляется дистанцировать эти понятия, что, в свою очередь, достаточно непросто сделать, поскольку, по мнению специалистов существует более 300 определений педагогических технологий [10-12].

Г.К. Селевко таким образом определяет существенное отличие методики и образовательной технологи. Он пишет, что «.. .методика определяется соответствующей научной дисциплиной. Приоритетный вопрос методики - «как», а технологии - «как это сделать оптимально?». Не углубляясь значительно в исследование этих областей, что требует самостоятельного изучения, согласимся в их разграничении по способу постановки вопроса в подходе к развивающим целям обучения, и уточним в авторском изложении определение воспитательной технологии [13].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Воспитательная технология это педагогический процесс, направленный на формирование у учащихся системы ценностных знаний об окружающем мире и навыков нравственного поведения на основе убеждений.

Суть воспитательной технологии в том, чтобы, «перейти от простой передачи знаний, умений и навыков в процессе обучения, необходимых для существования в современном обществе, к формированию и развитию профессиональной (технологической) компетентности, готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, участвовать в планировании социального развития».

Педагогические и воспитательные технологии неразрывно связаны между собой. Более того, можно сказать, что каждая педагогическая цель работает на воспитание качеств личности, и каждая воспитательная технология расширяет кругозор и изменяет границы познавательных горизонтов учащихся. Отличительной чертой педагогической технологии служит строго определенная образовательная цель [14-21].

В методической литературе описывается множество как педагогических, так и воспитательных технологий. Часто они меняются местами - в зависимости от цели применения технологии. Представим те из них, которые наиболее часто применяются в педагогике и направлены на достижение определенных воспитательно-развивающих целей. Кратко изложим основные из них в табличной форме, отметив возможные способы и формы организации развивающего обучения учащихся, а также цели, решаемые в процессе воспитания (таблица 1).

Таблица 1 - Содержательно-целевая характеристика воспитательных технологий

ТЕХНОЛОГИЯ СПОСОБЫ И ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЦЕЛЬ И НАВЫКИ ПО ИТОГАМ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

Интерактивные Технология проведения дискуссий Пр облемные диспуты Умение формировать и аргументированной отстаивать убеждения

Игровые Организационно-деятельностные игры Школа-театр Игровая технология интеллекгуально-творческого развития детей Игровые стратегии Развитие навыков и компетенций в процессе игр овой деятельности

Проблемное обучение Частично-поисковыйметод Исследовательская деятельно сть Эвристическое обучение Воспитание новатор ских качеств лично стн за счет умения находить выход в проблемной ситуации

Коллективное творческое дело Командная форма {спортивные, художественные, образовательныеКТД, с Групповая р абота Умение работать в команде, развитие коммуникативных навыков

Проектирование Научные проекты Далмон-план (Е. Паркхерст) Кейс-стадн (сазе-5Ш<1у)ме10д Воспитание самостоятельности, умения выбр ать оптимальный путь к цели

Тьютор ство Педагогическая поддержка Тренинг Персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве.

Сущность воспитательной технологии состоит в том, что она направлена на получение прогнозируемого результата с условием выполнения последовательности действий, от каждого из которых зависит решение промежуточных воспитательно-образовательных, педагогических задач. Соответственно, каждая технология долж-

80

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 4(33)

педагогические науки

Гатаев Анзор Сайд-Альвиевич, Цагараева Елена Феликсовна РАЗВИТИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ...

на иметь структурированную форму, отвечать последовательности заданных в ней алгоритмических действий. Структура технологии характеризуется наличием научного, дескриптивного, процессуально-деятельностного компонентов.

Научный компонент состоит в том, что каждая их технологий должна базироваться на принципе логичности, проверяемости, целевой направленности и использовании научно выверенных методов обучения и воспитания.

Дескриптивный компонент - технология должна в своей основе иметь технологическую карту с описанием исходного состояния проблемы (субъекта воспитания и развития), действий с алгоритмом достижения промежуточных результатов и конечной цели на каждом этапе осуществления процесса и оценкой результата на основе заданных критериев.

Процессуально-деятельностный компонент содержит схему субъект-объектных взаимодействий в процессе достижения результата, план действий, сроки и контроль достигнутых результатов [22-26]. ВЫВОДЫ.

Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами - практиками продуктивных педагогических идей. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно-ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание преподавателя.

Таким образом, развитие воспитательных технологий в образовании это структурированный процесс, который направлен на достижение воспитательных целей и формирование устойчивых форм нравственного поведения учащихся. Технологии в образовании направлены на решение государственных задач, поставленных на уровне государственной политики в рамках важнейших социальных институтов воспитания и образования. Поэтому и овладение этими технологиями для педагогов основного и дополнительного образования становится необходимым условием развития компетенций и педагогического мастерства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Тирская Н.Ю. Развитие воспитательных технологий в современной школе // В сборнике: Феномены и тенденции развития современной психологии, педагогики и менеджмента в образовании. Мат. VI Всероссийской национальной конференции школьников, студентов, молодых ученых, посвященной 195-летию со дня рождения К.Д. Ушинского. Ответственный редактор О.В. Груздева; Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2019. С. 116-118.

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. Ы273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Дата обращения 07.03.2020.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.95. 2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025»// Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Дата обращения 07.03.2020.

4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий // В 2-х т. Т. 1. — М.: Народное образование, 2005. — 556 с.

5. Шарафеева А.Ф. Приоритеты и технологии развития воспитательной системы в педагогическом вузе //Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2007. № 4 (11). С. 73-78.

6. Гатаев А.С.-А. Особенности воспитания студентов в процессе их аудиторной и внеаудиторной работы // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 5-2. С. 57-60.

7. Феткуллов А.Д., Блажко А.М., Канболатов Д.Ю. Развитие воспитательных технологий в современном образовании //В сборнике: Воспитание и социализация в современной социокультурной среде сборник научных статей МНПК 2019. С. 314-317.

8. Гатаев А.С.-А., Мусханова И.В. Гражданско-патриотическое воспитание и его роль в процессе подготовки студентов педагогического вуза // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 2А. С. 197-203.

9. Савотина Н.А., Клемяшова Е.М. Перспективы развития воспитательных технологий в практике образования с учетом проблем и реалий современного детства // Заметки ученого. 2015. № 3. С. 78-82.

10. Даровских И.С. Современные педагогические технологии

как объективная потребность в развитии учебно-воспитательного процесса // В сборнике: Современное общество, образование и наука сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции 25 июня 2012 г.: в 3 частях. 2012. С. 38-39.

11. Гадаев В.Ю. К вопросу трудового воспитания современной молодежи //Известия Чеченского государственного педагогического института. 2019. Т. 26. № 4 (28). С. 116-122.

12. Савотина Н.А. Подходы к развитию профессионализма педагога в контексте работы с воспитательными технологиями // В сборнике: Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития Мат. МНПК, посвященной 130-летию со дня рождения А.С. Макаренко: в 2 частях. Под ред. Е.И. Артамоновой. 2018. С. 210-214.

13. Иманбакаева М.Г., Боталиева У.А. Использование технологий развития критического мышления в воспитательной работе школы // Известия ВУЗов Кыргызстана. 2017. № 4. С. 104-106.

14. Lynn Laurence E. Teaching and Learning with Cases. A Guidebook. Chatham House Publishers, Seven Bridges Press, LLC, 1999. P. 45.

15. Цагараева Е.Ф. Современные подходы к экологическому воспитанию школьников // Известия Чеченского государственного педагогического института. 2019. Т. 23. № 1 (25). С. 127-133.

16. Hyde M. Intercultural competence in English language education // Modern English Teacher. Vol. 7. 1998. № 2. P. 7-11.

17. Арсалиев Ш.М.Х., Мусханова И.В. Особенности формирования профессиональной компетентности студентов педагогического ВУЗа // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 1. С. 169-173.

18. Калинина Л.Ю. Концепция и содержание педагогической технологии «Арт-композиция» // Балтийский гуманитарный журнал.

2017. Т. 6. № 3 (20). С. 157-161.

19. Гагиева З.А. Способность к саморегуляции как условие успешной педагогической деятельности //Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 11-13.

20. Васьковская Г.А. Особенности реализации педагогических технологий профильного обучения // Балканское научное обозрение.

2018. № 1. С. 76-79.

21. Коблик В.А. Ценностное отношение к труду и его воспитание у подростков //Revista ¡¡tiinfificâ progresiva. 2019. № 1. С. 12-15.

22. Мусханова И.В. К проблеме формирования личности педагога в условиях вузовской подготовки // Известия Чеченского государственного педагогического института. 2010. № 4. С. 25-30.

23. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.

24. Халадов Х.-А. С. Использование сетевых и дистанционных технологий в образовании // Сборник статей ВНПК/ 2018.

25. Gadaev V.Yu., Mankiev A.A., Khaladov Kh.A.S., Magamadov S.S., Gadaev R.V. Microsocial groups and their role in educating the younger generation // В сборнике: The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS Conference: SCTCGM 2018 - Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism. Conference Chair(s): Bataev Dena Karim-Sultanovich - Doctor of Engineering Sciences, professor, director of the Complex Scientific Research Institute n. a. H.I. Ibragimov of the Russian Academy of Sciences. 2019. С. 1961-1968.

26. Тимощук Н.А. Образовательные технологии в вузе: воспитательный аспект // В сборнике: Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве Сборник статей. Ответственный редактор О.К. Позднякова. 2018. С. 276-280.

Статья поступила в редакцию 05.04.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.