педагогические науки
Цагараева Елена Феликсовна, Хамикоев Артур Ахсарович ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ...
УДК 37.012.7
DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0064
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
© 2020
AuthorlD: 860346
SPIN: 7520-8888
Цагараева Елена Феликсовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры «Экология и безопасность жизнедеятельности»
Чеченский государственный педагогический университет (364048, Россия, Грозный, ул. Исаева, 62, e-mail: tsagaraeva.elena@mail.ru)
AuthorlD: 672907
SPIN-код: 4854-4663
Хамикоев Артур Ахсарович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теории, методики физического воспитания и спортивных дисциплин» Северо-Осетинский государственный университет (362025, Россия, Владикавказ, ул. Ватутина, 46, e-mail: hamikoevart@mail.ru)
Аннотация. Являясь основным звеном экологического образования, школа решает вопросы связанные с ликвидацией экологической безграмотности, вопросы экологического воспитания и экологической культуры. Школьное образование способствует формированию экологических знаний, умений и необходимых экологических навыков у учащихся. Выступая частью общего образования, экологическое образование подчеркивает основные нюансы взаимодействия общества и природы. Экологическое образование и воспитание осуществляется не только на уроках естественного цикла, но и во внеурочное время. Процесс экологического воспитания и образования тесно связан с практическими работами учащихся в природной среде, которые помогают привить навыки и умения поведения и природоохранной деятельности учащихся. Экологические проблемы современности, несущие угрозу человечеству, объясняют необходимость экологического образования, формирующего основы экологических знаний у учащихся разных возрастных групп. Формирование экологически ориентированной личности обуславливает процесс пересмотра ценностных взглядов на жизнь и окружающую природу, что привело к созданию теоретической и практической базы экологического образования. Средняя общеобразовательная школа прививает и воспитывает экологически грамотных людей, которые впоследствии станут экологически культурным слоем населения, способным преобразовывать окружающую среду без особого ущерба для нее. Современное направление развития экологического образования в средней школе показывают, что оптимальные возможности для становления экологической культуры школьников представляет смешанная модель, при которой специфические роли отдельных дисциплин сохраняют свои учебно-воспитательные роли. Задача учителя научить школьников вычленять основное из общего объема информации, научиться решать поставленные учителем задачи, самостоятельно принимать обоснованные решения по сохранению и приумножению природных богатств, находить решение в профилактике негативных экологических явлений.
Ключевые слова: экологическая культура, экологическое образование, экологическое воспитание, общеобразовательная школа
THE ENVIRONMENTAL ^MPONENT OF THE ЕDUCATIONAL РROCESS
© 2020
Tsagaraeva Elena Feliksovna, candidate of biological sciences, associate professor of the Department
"Ecology and Safety of Vital Functions" Chechen State Pedagogical University (364048, Russia, Grozny, Isaeva 62, e-mail: tsagaraeva.elena@mail.ru) Hamikoev Arthur Ahsarovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department "Theory, methodology of physical education and sports disciplines."
North Ossetian state University (362025, Russia, Vladikavkaz, Vatutina str., 46, e-mail: hamikoevart@mail.ru)
Abstract. Being the main element of the environmental education, the school solves issues, which are related to the elimination of environmental illiteracy, some problems of environmental education and environmental culture. Schooling contributes to the formation of environmental knowledge and necessary environmental skills among the students. As a part of general education, the environmental education emphasizes the basic nuances of the interaction of society and nature. The environmental education and upbringing is carried out not only in the lessons of the natural cycle, but also in extracurricular hours. The process of environmental upbringing and education is closely connected with the practical work of students in the natural environment, which help to instill the students' behavioral and environmental skills. Ecological problems of our time, threatening humanity, explain the need for environmental education, which forms the basis of environmental knowledge among students of different age groups. The formation of an environmentally oriented personality determines the process of revising the value outlook on life and the environment, which led to the creation of a theoretical and practical basis for environmental education. A secondary school instills and educates environmentally literate people, who will subsequently become an ecologically cultural layer of the population, that is able to transform the environment without any damage to it. The current direction of the development of environmental education in high school shows the mixed model, in which the specific roles of individual disciplines that retain their teaching and educational roles and then presents the optimal opportunities for the development of ecological culture for the schoolchildren. The teacher's task teaches the schoolchildren to isolate the main from the total amount of information, to learn how to solve the problems, which set by the teacher, to make informed decisions on the preservation and enhancement of natural wealth and to find a solution to the prevention of negative environmental phenomena.
Keywords: ecological culture, environmental education, environmental education, secondary school
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Современные глобальные экологические проблемы планетарного масштаба предполагают ряд вопросов, требу-
ющих неотложного вмешательства. Основная нагрузка в решении этих вопросов ложится на образовательные учреждения. Являясь основным звеном экологического образования, школа решает вопросы, связанные с ликвидацией экологической безграмотности, вопросы
Tsagaraeva Elena Feliksovna, Hamikoev Arthur Ahsarovich
THE ENVIRONMENTAL COMPONENT OF THE EDUCATIONAL .
pedagogical sciences
экологического воспитания и экологической культуры. Школьное образование способствует формированию экологических знаний, умений и необходимых экологических навыков у учащихся. Выступая частью общего образования, экологическое образование подчеркивает основные нюансы взаимодействия общества и природы. Для решения возрастающих с каждым днем экологических проблем современности возникла необходимость в обучении школьников бережному отношению к природе и ее ресурсам [1-5].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор. Продолжающиеся исследования в данной области, которые проводились многими учеными, обеспечили выделение нового аспекта образования - экологический. Экология, как наука, изучает взаимоотношения, складывающиеся между организмами и сообществами организмов и окружающей средой. Экология в школе не выступает отдельной дисциплиной, она включена в среднем звене школы в виде отдельных тем в курсе биологии и географии. Экологическое образование и воспитание на сегодняшний день одно из приоритетных направления в образовательном процессе. Это означает, что школа прививает и воспитывает экологически грамотных людей, которые впоследствии станут экологически культурным слоем населения, способным преобразовывать окружающую среду без особого ущерба для нее.
Экологическое образование на школьном этапе направлено на обучение подрастающего поколения пониманию основных законов природы, пониманию основ взаимодействия сообществ живых организмов с окружающей средой. Во время уроков и внеурочных занятий экологической направленности прививаются навыки общения с живой природой, учитывая ее законы и правила, навыки использования природных богатств, не нанося вред окружающему миру. В процессе экологического образования у учащихся формируются образовательные и воспитательные задачи, такие как, например:
-углубление и расширение экологических знаний и умений;
-развитие различных направлений активности школьников,
- формирование чувства бережного отношения к природе.
Интерес современных ученых педагогов к проблеме экологического образования возрастает с каждым днем. Практика внедрения в школьный курс образования системы экологических знаний набирает обороты. Большое количество вопросов, возникающих в связи с этим, и решаются они не меньшим числом программ обучения [6-10].
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи (постановка задания). Перед учителем часто возникает вопрос о том, как правильно научить, используя доступный уровень знания учащихся.
Современное экологическое образование активно стало формироваться в прошлом веке, тогда в учебный план средней школы был введен новый предмет «Окружающий мир», в это же время курс школьной программы претерпевал большие преобразования. Сформированность экологического образования направляла работу педагогов на достижение определенных целей и задач, способствующих формированию экологических знаний и навыков у учащихся. Конечная цель этого процесса заключалась в формировании экологических знаний, способствующих бережному отношению к окружающей природе. Естественнонаучные знания формировались с целью осознания многогранности окружающего мира и адаптации в социально-экологической среде. Особенный акцент ставился на привлечении других предметов, не относящихся к циклу естественно-математических дисциплин, привлекаемых
к проблеме экологического воспитания и экологического образования [11-13].
В связи с этим становится актуальной идея многопредметной модели образования, в которой каждой изучаемой дисциплине отводится свой взгляд на взаимоотношения человека с окружающей его природной средой. Спонтанный характер применения межпредметного содержания экологических знаний становился определяющим фактором в уровне и объеме экологического воспитания и образования.
Направленность непрерывного экологического образования и экологического воспитания на формирование бережного и ответственного отношения к окружающей природно-социальной среде является основой в экологическом образовании. Современными учеными педагогами подчеркивается непрерывность экологического образования, как фундаментальная составляющая экологической культуры [14].
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Совокупная оценка экологического образования осуществлялась в комплексе с изучением новых форм работы, современной эколого-педагогической практики и апробации различных форм и методов экологического воспитания.
Основное направление в развитии экологического воспитания и образования дополняется физиологическим и психологическим учетом возрастных способностей и возможностей учащихся и созданием основы минимальных знаний, умений и навыков, прививаемых в комплексной эколого-биологической и эколого-соци-альной педагогической деятельности.
Были сформированы определенные формы экологического воспитания, которые можно дифференцировать на массовые, групповые и индивидуальные.
Массовые формы - участие школьников в работе по озеленению пришкольной и внутришкольной территории, проведение недель экологии, проведение сезонной природоохранной работы, участие во внеурочных экскурсиях в природную среду, работа на пришкольном участке и т.д. [15-17].
К групповой форме работы можно отнести - участие в секциях, кружках и клубах экологического направления, совместная групповая работа на факультативных занятиях, участие в кружковой работе по охране природных ресурсов, экскурсии по изучению природы, возможен и экологический практикум.
Индивидуальная форма включает в себя работу учащихся на уроках, при подготовке домашнего задания, подготовка докладов и презентаций, наблюдение за растениями или сезонные наблюдения за животными и птицами и т.д.
Из перечисленных форм работы нельзя выделить какую-то одну, как наиболее продуктивную. В одном случае индивидуальная работа может дать наилучший результат, в другом случае групповая работа помогает найти коммуникативные точки соприкосновения, что может стимулировать детей к совместной плодотворной работе, разделяя задание на составные части и приобретая навыки извлечения основного материала из множества источников.
При использовании любой формы работы учитель стремится к тому, чтобы школьники заинтересовались биологическими науками, целенаправленно использовали полученные знания умения и навыки, приобретенные во время совместной или индивидуальной работы, в дальнейшей деятельности по охране природы.
В связи со всем перечисленным возникает необходимость установления и укрепления тесных взаимоотношений семьи, школы и социальной сферы, для совместной деятельности, направленной на экологическое воспитание и образование, в конечном итоге формирующее экологическую культуру подрастающего поколения
педагогические науки
Цагараева Елена Феликсовна, Хамикоев Артур Ахсарович ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ...
[18-20].
Необходимо обратить внимание на подготовительный этап, в котором учителю необходимо определить и проанализировать имеющиеся знания учащихся. На этом этапе учитель подбирает наиболее подходящие для уровня развития и восприятия индивидуальные или групповые занятия и соответственные задания. Подбираются наиболее целесообразные способы знакомства с окружающей средой и ее достопримечательностями.
В процессе построения занятия учитель подводит школьников к поиску наилучшего решения поставленных задач, при этом между учителем и учениками устанавливаются доверительные отношения, способствующие развитию индивидуальности школьников.
Цель начального этапа преобразования учебного процесса привить учащимся любовь к природе природоохранной деятельности, стремлению сберечь и по возможности приумножать богатства природных ресурсов, кроме этого привить практические навыки поведения в природной среде, учитывая основные законы природы. Навыки работы в коллективе приучают школьников к совместному труду, взаимоуважению, также приучают школьников считаться с мнением окружающих, сочетая все это с личными интересами и правилами поведения в общественных местах и природной среде.
На примере внеурочной работы, на пришкольном участке у школьников формируются определенные умения и навыки, кроме образовательного аспекта затрагивается и воспитательная составляющая учебного процесса. Занятия, проводимые в виде экскурсий так же кроме образовательного процесса затрагивают воспитательный, приучая школьников к правилам поведения в естественной среде или общественных местах. В этом случае работа педагога должна сочетать все аспекты образовательного процесса и непременно быть системно организованой.
Следующий этапом при организации образовательного процесса экологической направленности должен характеризоваться результатами учебной деятельности учащихся. На этом этапе систематизируются знания, полученные в процессе учебной и трудовой деятельности, впечатления и навыки по охране окружающей среды, личное участие в экологических мероприятиях.
Необходимо обратить внимание на разделение в образовании личностных качеств школьников, которые формируются в ходе смены разнообразной деятельности, в отношении со сверстниками и педагогами, в отношении к изучаемым природным объектам. На этом этапе необходимо подчеркнуть взаимосвязь живых организмов, учитывая специфичность проявления можно обратить внимание школьников на трофические цепи питания в живой природе. В комплексе эти взаимоотношения способствуют развитию и формированию гармонично развитой, грамотной личности. На данном этапе школьники учатся не только воспринимать себя частью окружающей природы, но и принимать грамотные обоснованные решения в области природопользования и охраны окружающей среды [20-28].
ВЫВОДЫ
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Совершенствование экологического воспитания и образования связано не только с получением знаний по предмету, но и развитием индивидуальных творческих способностей ребенка. Задача учителя научить школьников вычленять основное из общего объема информации, научиться решать поставленные учителем задачи, самостоятельно принимать обоснованные решения по сохранению и приумножению природных богатств, находить решение в профилактике негативных экологических явлений.
Сегодня вопрос о рациональном природопользовании поднимается не только в школьном курсе образовательного процесса, но и в средствах массовой информации. Исходя из этого, не надо доказывать учащимся
об актуальности поднимаемого вопроса, потому что они сталкиваются с вопросом об угрозе экологической целостности планеты или отдельно взятого региона практически ежедневно. При проведении мероприятий и уроков экологического характера учитель может отказаться от ряда общепринятых установок, для улучшения качества усвоения материала. Школа, являясь центральным звеном экологического образования, должна выступить в качестве активного организатора связей с другими учреждениями в целях расширения кругозора и сферы природоохранной деятельности школьников различного возраста и воспитания у них ответственного отношения к природе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. АшыроваМ.Г. Проблемы и необходимость экологического воспитания и образования детей; цели экологического воспитания // В сборнике: Инновационные механизмы решения проблем научного развития сборник статей МНПК: в 4 частях. 2016. С. 35-38
2. Васильева Т.В., Костецкая Г.А. Образование в области экологии и безопасности жизнедеятельности: аспекты социокультурной модернизации //Мат. МНПК «Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика». Санкт-Петербург. 2017. С. 20-24.
3. Моисеев Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования. // Экология и жизнь. 2010. № 8. С. 4-6.
4. Исакова А.А. Непрерывное экологическое образование как основа формирования экологической культуры (на примере регионального образования) //Педагогический журнал. 2017. Т. 7. № 1B. С. 430439.
5. Мирнова М.Н. Состояние экологического образования на современном этапе модернизации школьного образования // В сборнике: Экологическое образование и экологическая культура: современное состояние, проблемы и перспективы Материалы Международной студенческой научно-практической конференции. Отв. ред. Разаханова В.П.. 2017. С. 11-16.
6. Цагараева Е.Ф. Об экологическом воспитании школьников //В сборнике: Сохранение биологического разнообразия - основа устойчивого развития. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 385-389.
7. Савватеева О.А. Непрерывное экологическое образование как значимый фактор улучшения экологической обстановки в муниципальном образовании // В сборнике: География: развитие науки и образования Коллективная монография по материалам Всероссийской, с международным участием, научно-практической конференции, посвященной 150-летию со дня рождения В.Л. Комарова, 135-летию со дня рождения П.В. Гуревича, 90 -летию со дня рождения В.С. Жекулина. Ответственные редакторы С.И. Богданов, Д.А. Субетто, А.Н. Паранина. 2019. С. 169-173.
8. Алиханова Р.А. Экологическое образование в формировании нравственной культуры личности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. 2017. № 3. С. 178-181.
9. Неустроев Н.Д., Григорьева Л.И. Экологическое образование и воспитание школьников в условиях природной среды // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59. С. 103-106.
10. Несговорова Н.П., Савельев В.Г. Эколого-педагогическая деятельность учителя в образовании школьников: дидактика экологического образования // Курган, 2017.
11. Аргунова М.В., Моргун Д.В. Аксиологические и методологические основания экологического образования для устойчивого развития как метапредметного направления образования. //Наука и школа.
2017. № 6. С. 9-19.
12. Иванова Л.Ю. Экологическое образование и образование для устойчивого развития в российской школе: настоящее и будущее // Вестник Института социологии. 2017. Т. 8. № 4 (23). С. 90-112.
13. Пацула Л.П. Экологическое образование как органичная и приоритетная часть всей системы образования // В сборнике: Дальневосточная весна - 2017 FAR EAST SPRING - 2017 Мат.15-й МНПК по проблемам экологии и безопасности. 2017. С. 17-20.
14. Маковецкая Д.С., Снегирева С.Н. Актуальные аспекты экологического воспитания в условиях современной школы // Наука в современном информационном обществе //Мат. XIV МНПК 2018. С. 35-37.
15. Михайлова С.А. Оптимизация экологического образования в дополнительном образовании через обновление содержания и технологий развития детей младшего школьного возраста. // В сборнике: Психолого-педагогические проблемы развития ребенка в современных социокультурных условиях Мат. ВНПК с международным участием.
2018. С. 391-394.
16. Петрова Т.И., Петров С.С. Экологическое образование - важное звено в системе образования. // В сборнике: Наука, образование, общество: тенденции и перспективы Сборник научных трудов по материалам МНПК. 2017. С. 63-64.
17. Алексеев С.В. Современное образование как образование в интересах устойчивого развития общества: экологический подход. // Вестник экологического образования в России. 2017. Т. 2. С. 19-29.
18. Цагараева Е.Ф., Гатаев А.С.А. Туризм как средство экологического воспитания учащихся // Балтийский гуманитарный журнал.
2019. Т. 8. № 4 (29). С. 181-183.
19. Софронов Р.П. Экологическое образование в современной общеобразовательной школе в контексте дополнительного образования // Известия Волгоградского государственного педагогического уни-
Tsagaraeva Elena Feliksovna, Hamikoev Arthur Ahsarovich
THE ENVIRONMENTAL TOMPONENT OF THE ЕDUCATЮNAL .
pedagogical sciences
верситета. 2018. № 7 (130). С. 71-76.
20. Balan S.M., Tomuletiu A.E., Cojocariu L.I. Ecological education programs successfully implemented in high school education in romania. //В сборнике: Добродеевские чтения - 2018IIМНПК Отв. ред. Ю.М. Гришаева. 2018. С. 200-204.
21. Искендерова С.М. Экологическое образование как первичная стадия решения экологических проблем //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 89-95.
22. Орешкина Т.А., Коняшкин В.А. Экологическое сознание и экологические дискурсы цивилизации // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2018. № 4 (47). С. 133-144.
23. Тыминский В.Г., Кураков Л.П., Пястолов С.М., Игнатьев М.В., Фесенко О.П. Задачи в сфере экологической безопасности и ресурсы для их решения в свете теории политической экологии //Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11. № 1. С. 47-66.
24. Оказова З.П. Пути оптимизации процесса обучения экологии //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 274-276.
25. Иванова Т.Н., Иванов М.Н. Теоретические подходы к изучению экологической культуры в современной социологии //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 129-133.
26. ГаленкоЕ.В., КриворучкаП.О. Предпочтения туриста при выборе экологической гостиницы // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 110-113.
27. МурадоваН.У. Взаимосвязь экономической и экологической систем как социальная проблема //Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 99-102.
28. Халимбекова А.М. Экологическое образование и воспитание в современном образовании // В сборнике: Современные вопросы взаимодействия образования, науки и общества Сборник статей V научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 92-94.
Статья поступила в редакцию 02.04.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020