Научная статья на тему 'Развитие правосознания студентов педагогического вуза'

Развитие правосознания студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
134
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / СТУДЕНТЫ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ПРАВОВЫЕ ЗНАНИЕ / ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ПРАВОВАЯ УСТАНОВКА / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гатаев А.С.-А.

В статье рассматривается проблема развития правосознания студентов педагогического вуза. Акцентируется внимание на то, что учитель, обладающий развитым правосознанием на уровне всех его структурных элементов, способен стать активным носителем правовой культуры, участвовать в совершенствовании правового государства и гражданского общества, укреплении законности. Учитывая важность теоретических правовых знаний, указывается на необходимость их применения на практике, что существенно влияет на предпосылки формирования высокого уровня правового сознания. Отмечается, что правосознание личности является сложным, многогранным, полиструктурным образованием, и поэтому при формировании правосознания личности будущего учителя раскрываются все ее функциональные элементы: правовую психологию, правовую идеологию и правовую установку. В ходе анализа указанной проблемы установлено, что формирование правового сознания будущего учителя приобретает весомое значение, ее решение связано с поиском новой парадигмы развития образования в вузе, с задачами модернизации высшего педагогического образования, внедрением современных инновационных информационно-коммуникационных технологий правового обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие правосознания студентов педагогического вуза»

Развитие правосознания студентов педагогического вуза

Гатаев Анзор Сайд-Альвиевич

кандидат педагогических наук, Чеченский государственный педагогический университет, anzor-74@mail.ru

В статье рассматривается проблема развития правосознания студентов педагогического вуза. Акцентируется внимание на то, что учитель, обладающий развитым правосознанием на уровне всех его структурных элементов, способен стать активным носителем правовой культуры, участвовать в совершенствовании правового государства и гражданского общества, укреплении законности.

Учитывая важность теоретических правовых знаний, указывается на необходимость их применения на практике, что существенно влияет на предпосылки формирования высокого уровня правового сознания.

Отмечается, что правосознание личности является сложным, многогранным, полиструктурным образованием, и поэтому при формировании правосознания личности будущего учителя раскрываются все ее функциональные элементы: правовую психологию, правовую идеологию и правовую установку. В ходе анализа указанной проблемы установлено, что формирование правового сознания будущего учителя приобретает весомое значение, ее решение связано с поиском новой парадигмы развития образования в вузе, с задачами модернизации высшего педагогического образования, внедрением современных инновационных информационно-коммуникационных технологий правового обучения.

Ключевые слова: правосознание, студенты, будущий учитель, правовые знание, правовая психология, правовая идеология, правовая установка, личностно-профессиональная модель.

Проблема формирования личности учителя на всех этапах развития общества занимает доминирующие позиции. Особое значение в современных условиях цифровизации образования, рыночной экономики приобретают вопросы, связанные с утверждением правовых ценностей и правосознанием будущих учителей. Одним из важнейших показателей культуры педагога является уровень развития его правового сознания, определяющийся гражданской и социально-правовой активностью, а также готовностью участвовать в укреплении законности и правопорядка.

Как указано в статье 1 Конституции Российской Федерации, Россия - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления [7]. Свободам человека в Конституции РФ посвящена глава 2 «Права и свободы человека и гражданина». При этом, правовое государство невозможно без развития и правосознания населения. Недостаток правовых знаний и неумений ими пользоваться приводят к снижению уровня правового развития общества. В данном аспекте необходимо уделять особое внимание формированию правосознания студенческой молодёжи. Процесс подготовки специалиста в высшем учебном заведении предоставляет ему возможность выбора разнообразных, альтернативных форм получения знаний. На основании вышеизложенного следует констатировать, что актуальность изучения развития правосознания студентов обосновывается и в новой цели образовательного процесса - ориентации на личность, для которой ценностью становится не знание, а самореализация, как возможность раскрытия профессионального и личностного потенциала.

В данном контексте, несомненно, велика роль учителя, который формирует правовое сознание и прививает правовую культуру. Формирование правосознания подрастающего поколения является неотъемлемой частью профессиональной деятельности учителя [4]. Развитие правового общества в целом зависит от качественной подготовки молодежи к реализации поставленных задач, к жизнедеятельности в условиях быстро меняющейся реальности. Таким образом, именно учитель должен и способен на базе имеющихся знаний о правовой культуре и правосознании транслировать их подрастающему поколению. Кроме того, учитель является активным участником совершенствования правового государства и гражданского общества и укрепления законности.

На процесс формирования правового сознания влияют как объективные, так и субъективные факторы. Среди субъективных факторов выделяются:

- внешние, под влиянием которых происходит социализация личности. К ним следует отнести институты правовой системы, национальные и социальные группы, различные неформальные объединения;

- внутренние, связанные непосредственно с развитием личности и характеризующие индивидуально-психологические качества человека, а также процесс формирования мировосприятия норм права.

Вопрос определения правосознания личности является сложным. Трудность заключается в первую очередь в том, что правосознание личности многие ученые рассматривают как многогранное, полиструктурное образование. Именно поэтому при формировании правосознания личности будущего учителя должны быть учтены такие ее функциональные элементы как правовая психология, правовая идеология и правовая установка [8].

В правовой психологии как сегменте правосознания доминирующие позиции занимает эмоциональный компонент, характеризующийся совокупностью чувств и эмоций и выражающий отношение индивида, группы и общества в правовых явлениях.

Правовая идеология является системой правовых принципов, идей, теорий, концепций, отражающих теоретическое осмысление правовой реальности, осознанное проникновения в сущность правовых явлений и вызывают готовность к определенной правовой поведения в результате оценки правовых явлений.

Правовая установка составляет конкретную программу поведения в определенных условиях, которая формируется из всех принадлежащих субъекту правовых знаний, оценок, мнений, настроений, привычек, навыков, ожиданий, отношений к кому-либо и чего-либо, которые переходят в интересы и стремления и внешне выражаются в поведенческих актах.

Поддерживая важность указанной структуры (Лазарев В.В. [9], Климова Г.П. [6]), считаем необходимым ввести внутренний духовно-правовой императив, как неотъемлемую составляющую правосознания личности [9, с. 184-187].

Учитывая мнение ученых о том, что человек не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением, требует внимания проблема развития правовых чувств, поскольку эмоциональная окраска существенно влияет на уровень правового сознания и правовой характер поведения личности [1].

Правосознание и его формирование обусловлено взаимодействием социальных и индивидуально-психологических факторов и требует длительного времени.

Это объясняется тем, что проще изменить внешние условия существования и жизнедеятельности человека и управлять ее формальной поведением, чем изменять собственные ориентиры и

брать на себя ответственность за выбор своей социальной позиции и жизненной концепции.

Профессиональное самосознание как составляющая правосознания личности может быть сформирована в условиях, когда будущий учитель активно вступает в практическую общественно-педагогическую деятельность. Профессиональная педагогическая правовая компетентность формируется в период педагогической практики в условиях общеобразовательной школы, где учитель выполняет учебно-воспитательную функцию, развивая в учениках правовые знания, умения и навыки, воспитывает правовую культуру и социальную активность. Студенты учатся применять психологически-педагогические методы воздействия на сознание учащихся. Профессиональная педагогическая деятельность связана с такими нравственно-духовными представлениями как гуманизм, любовь к детям [3]. Постоянное их соблюдение является необходимым условием формирования педагогического мастерства и педагогической техники личности будущего специалиста. Важным фактором воспитания правомерного поведения является воздействие на сознание методами правового воспитания.

Фундаментом профессионального роста будущего учителя является правовое сознание, которое осуществляется на основе целенаправленно сформированной познавательно-

профессиональной потребности личности специалиста в постоянном пополнении и обновлению правовых знаний, умений и навыков с помощью разнообразных источников, современных компьютерных информационных технологий.

В процессе формирования правосознания необходимо учитывать психологические факторы, влияющие на развитие важных структурных элементов правосознания: на уровень духовно-нравственной устойчивости, что определяет способ ориентации личности в системе общечеловеческих ценностей и гуманистических идеалов, жизненную позицию, при которой поведение человека, в том числе и правомерное, детерминируется общественно-полезными целями и мотивами [10, с. 177-185]. При достаточно высоком уровне сформированности правосознания возникает морально-духовный иммунитет в отношении негативных воздействий и факторов, которые проявляются в способности человека изменять внешние обстоятельства, так и собственное поведение.

Основным аспектом данной проблемы является необходимость учета желание личности добросовестно выполнять требования норм права, потребность в правовом самообучении. В данном случае речь идет, прежде всего, о решении проблем мотивации, поощрения будущего педагога к участию в социально-правовой жизни, педагогической деятельности, то есть о введении системы ценностных, а не принудительных мотивов правовой социализации [5]. Эффективность этого процесса зависит от степени сформированной личностной ответственности будущего специалиста за результат социального поведения, как субъекта

обучения в условиях вуза и субъекта различных правовых, отношений на современном этапе создания государства.

Формирование у студента-будущего учителя правосознания начинается с первых дней обучения в условиях вуза. Глубина правовых знаний и формирования педагогического мастерства в структуре личности будущего учителя является залогом воспитания правовых убеждений будущего специалиста. Убеждения представляют собой стимулирующий мотив воли и деятельности личности. Они зависят не только от объема знаний, но и от правопонимания и осознание действительности студентом. Необходимым этапом в формировании правового сознания является трансформация знаний и убеждений в установку действовать правомерно и социально активно [2].

Наличие правового поля для обучения и практических действий будущего специалиста, социально активное поведение является неотъемлемой чертой их интеллектуального развития. Формирование правового сознания, правовой культуры, как развивается на основе указанных выше факторов в значительной мере зависит от характера, темпа, содержания процесса правовой социализации молодого человека. При этом происходит этот процесс, как в условиях стихийного воздействия на человека различных обстоятельств и в условиях правового воспитания, то есть целенаправленного формирования личности, благодаря которому она усваивает основные правовые ценности, установки, убеждения. Это способствует выработке первичных моделей поведения и помогает направить человека на сознательное участие в правовой и политической жизни.

Теоретико-методологический анализ проблемы формирования правового сознания будущего учителя позволил установить, что в условиях развитие гражданского общества указанная проблема приобретает весомое значение, ее решение связано с поиском новой парадигмы развития образования в вузе, с задачами модернизации высшего педагогического образования, внедрением современных инновационных информационно-коммуникационных технологий правового обучения. Психолого-педагогическая и воспитательная деятельность вузовского коллектива должна быть направлена на формирование духовного правового поля, стимулирующего правомерную деятельность.

Литература

1. Белянкова Е. И. Содержательный аспект правовой подготовки будущего учителя // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1074-1076. — URL https://moluch.ru/archive/113/29459/ (дата обращения: 14.01.2019).

2. Бибарсова Г.Ш. Категория нормы в формировании гражданско-правового и морального сознания личности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2011. № 3 (51). - С. 163-166.

3. Блинов, В. И. Аксиологические основания духовного воспитания в отечественной педагогике

конца XIX - первой трети ХХ в. : Монография / В. И. Блинов, А. Н. Хевронина. - М.: Прометей, 2005. - 148 с.

4. Гатаев А.С.-А., И.В. Мусханова. Формирование личности будущего педагога в образовательной среде вуза / А. С.-А. Гатаев, И. В. Мусханова // Педагогический журнал. - 2017. - Т. 7. - № 1. - С. 321-328.

5. Калиновский Ю.Ю. Правосознание общества: генезис и современность / Ю.Ю. Калиновский. - М.: Право, 2015. - 288 с.

6. Климова Г.П. Структурно-функциональный подход к анализу правосознания // Государство и право. - 2015. -№5.-С. 45-49.

7. Конституция РФ (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12. 2008 № 6-ФКЗ, от 30.12. 2008 № 7-ФКЗ).

8. Муслумов, Р. Р. Правовое сознание личности: учеб. пособие / Министерство образования и науки Рос. Федерации, Урал, федерал, ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2013. — 84 с.

9. Общая теория права и государства: учебник / под ред. В. В. Лазарева. - 3-е изд., перераб и доп. -М.: Юристь, 2014. - 520 с.

10. Романкевич А. В. Системный анализ структуры правового сознания студента в педагогической литературе // Молодой ученый. — 2013. — №7. — С. 421-425. — URL https://moluch.ru/archive/54/7279/ (дата обращения: 14.01.2019).

The development of legal awareness of students of a pedagogical university Gataev A.S.-A.

Chechen state pedagogical university

The article deals with the problem of the development of legal awareness of students of a pedagogical university. The attention is focused on the fact that a teacher with a developed legal consciousness at the level of all its structural elements is able to become an active carrier of legal culture, to participate in improving the law-bound state and civil society, strengthening the legitimateness.

Considering the importance of theoretical legal knowledge, the necessity of their application in practice is indicated, which significantly affects the prerequisites for the formation of a high level of legal consciousness. It is noted that the legal consciousness of the individual is a complex, multifaceted, polystructural composition, and therefore when of forming the legal consciousness of the personality of the future teacher all its functional elements are revealed: legal psychology, legal ideology and legal orientation. During the analysis of this problem it was established that of forming the legal consciousness of the future teacher becomes significant, its solution is connected with the search for a new paradigm for the development of university education, with the tasks of modernizing higher pedagogical education, and introducing modern innovative information and communication technologies of legal education. Keywords: legal consciousness, students, future teacher, legal knowledge, legal psychology, legal ideology, legal guideline, personal-professional model. References

1. Belyankova EI The substantive aspect of the legal preparation of

the future teacher // Young Scientist. - 2016. - №9. - pp. 10741076. - URL https://moluch.ru/archive/113/29459/ (appeal date: 01.01.2019).

2. Bibarsova G.Sh. Standard category in the formation of civil-legal

and moral consciousness of the individual // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2011. № 3 (51). - p. 163-166.

3. Blinov, V.I. Axiological foundations of spiritual education in the

national pedagogy of the late XIX - first third of the twentieth centuries. : Monograph / V.I. Blinov, A.N. Hebronin. - M .: Prometheus, 2005. - 148 s.

4. Gataev A.S.-A., I.V. Muskhanov. Formation of the personality of

the future teacher in the educational environment of the university / A. S.-A. Gataev, I. V. Muskhanov // Pedagogical Journal. - 2017. - V. 7. - № 1. - p. 321-328.

5. Kalinovsky Yu.Yu. Legal awareness of society: genesis and modernity / Yu.Yu. Kalinowski. - M .: Pravo, 2015. - 288 p.

6. Klimova G.P. Structural and functional approach to the analysis

of legal consciousness // State and law. - 2015. -№5.-C. 45-49.

7. The Constitution of the Russian Federation (as amended by the

Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of December 30, 2008 No. 6-FKZ, of December 30, 2008 No. 7-FKZ).

8. Muslumov, R. R. Legal personality consciousness: studies. manual / Ministry of Education and Science Grew. Federation, Ural, federal, un-t. Ekaterinburg: Ural Publishing House, University, 2013. - 84 p.

9. The General Theory of Law and the State: a textbook / ed. V. V.

Lazarev. - 3rd ed., Revised and add. - M .: Yurist, 2014. - 520 p.

10. Romankevich A. Century System analysis of the structure of the legal consciousness of the student in the pedagogical literature // Young scientist. - 2013. - №7. - p. 421-425. - URL https://moluch.ru/archive/54/7279/ (access date: 01.01.2019).

9 ^

O

C4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.