педагогические науки
Цагараева Елена Феликсовна ПРИШКОЛЬНЫЙ УЧАСТОК ...
УДК 37.012.7
DOI: 10.26140/anip-2020-0903-0065
ПРИШКОЛЬНЫЙ УЧАСТОК КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2020
SPIN: 7520-8888
AuthorlD: 860346
Цагараева Елена Феликсовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры «Экология и безопасность жизнедеятельности» Чеченский государственный педагогический университет (364048, Россия, Грозный, ул. Исаева, 62, e-mail: tsagaraeva.elena@mail.ru)
Аннотация. Экологическое воспитание невозможно без непосредственного взаимодействия с природой. Природное окружение напрямую влияет на развитие познавательных способностей, на нравственно-эстетическое воспитание, кроме того находясь длительное время на свежем воздухе укрепляется здоровье, снимается накопленное эмоциональное напряжение. Основы экологической культуры закладываются в процессе общения с природой и правильно организованной педагогической деятельностью. Одним из наиболее эффективных видов внеурочной деятельности, способствующей экологическому воспитанию являются совместные занятия на пришкольном участке. Закладывая основы позитивного отношения к окружающей природе, педагоги воспитывают любовь к родному краю, бережное отношение к природным богатствам Родины, к себе и окружающим людям. Экология в школьном курсе обучения рассматривается как комплекс дисциплин, объединяющих общую и прикладную часть экологического образования. Школьных уроков естественно-научного цикла не хватает для получения данного объема информации, поэтому необходимо задействовать другие формы и методы организации учебного процесса, а также другие предметные уроки. Все чаще и чаще в образовательном процессе используют межпредметные связи, которые позволяют в рамках того или иного предмета осуществлять не только образовательную, но и воспитательную деятельность, исследуя состав флоры и фауны, что способствует формированию бережного отношения к окружающей природе. Работа проводилась на базе ГБОУ СОШ № 2 сельского поселения Кантышево, РИ. Целью эксперимента было изучение возможностей использования пришкольного участка для повышения уровня экологического воспитания в современном образовательном учреждении. Выполняя под руководством учителя задания у учащихся развивается чувство ответственности за сохранность природных богатств, что имеет большое значение в деле экологического образования и воспитания школьников.
Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая культура, пришкольный участок, воспитательный процесс, общеобразовательная школа, экологическое образование.
SCHOOL DISTRICT AS AN INTEGRAL PART OF ENVIRONMENTAL EDUCATION
© 2020
Tsagaraeva Elena Feliksovna, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department "Ecology and Safety of Vital Functions" Chechen State Pedagogical University (364048, Russia, Grozny, Isaeva 62, e-mail: tsagaraeva.elena@mail.ru)
Abstract. Environmental education is impossible without direct interaction with nature. The natural environment directly affects the development of cognitive abilities, moral and aesthetic education, in addition, being in the fresh air for a long time strengthens health, relieves accumulated emotional stress. The foundations of ecological culture are laid in the process of communicating with nature and properly organized educational activities. One of the most effective types of extracurricular activities that promote environmental education is joint classes at the school site. By laying the foundations for a positive attitude to the surrounding nature, teachers foster love for their native land, respect for the natural resources of the Motherland, for themselves and others. Ecology in the school course of study is considered as a complex of disciplines that combine the General and applied part of environmental education. School lessons of the natural science cycle are not enough to obtain this amount of information, so it is necessary to use other forms and methods of organizing the educational process, as well as other subject lessons. More and more often in the educational process, intersubject connections are used, which allow for a particular subject to carry out not only educational, but also educational activities, exploring the composition of flora and fauna, which contributes to the formation of a careful attitude to the environment. The work was carried out on the basis of the State budget educational establishment the School № 2 of the rural settlement of Kantyshevo, RI. The purpose of the experiment was to study the possibilities of using the school site to improve the level of environmental education in a modern educational institution. Performing tasks under the guidance of a teacher, students develop a sense of responsibility for the preservation of natural resources, which is of great importance in environmental education and education of schoolchildren.
Keywords: environmental education, environmental culture, school district, educational process, secondary school, environmental education.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Развитие современного общества напрямую зависит от решения проблем в противоречиях содружества природы и человечества, которые приобретают глобальный характер. Каждый житель планеты должен осознавать тот факт, что только в гармоничном сосуществовании человека с природой возможно дальнейшее развитие общества в целом. Современное экологическое образование должно быть направлено не только на обучение школьников, но и на формирование у них экологической культуры. Приобретенные за время школьного образования знания в области экологии способствуют формированию экологического мировоззрения [1-4].
Стремительное развитие техносферы переросло в
глобальную экологическую проблему. Для решения возрастающих экологических проблем необходимо научить школьников бережному отношению к природе и ее ресурсам.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор. Современному человеку необходимо с раннего детства иметь навыки общения с окружающей его природой, которые воспитываются как во время школьного курса образования, так и в семье. Акцент должен ставиться на новую систему знаний и ценностей, благодаря которым индивидуум учится жить в согласии с природой, ее основными принципами и законами. Задача школьного курса образования в том, чтобы охватив все возрастные группы дать экологическое воспитание подрастающему поколению, способствовать
Tsagaraeva Elena Feliksovna pedagogical
SCHOOL DISTRICT AS AN INTEGRAL ... sciences
приобретению навыков анализа и изучения явлений природы для осмысленного взаимодействия между природой и обществом. Для осознания этого человеку крайне необходимы новые знания, умения, формирующие новую систему ценностей. Эти знания, навыки и привычки необходимо прививать с самого раннего детства, необходимо научить в детском возрасте жить в согласии с основными законами природы, соблюдая общепринятые правила поведения.
Анализ общего состояния школьной практики показал, что в современной школе отсутствует методическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся по экологии [5-8].
Для вооружения школьников универсальными умениями и способностями решать различные задачи, в том числе образовательного направления все чаще и чаще в образовательном процессе используют межпредметные связи, которые позволяют в рамках того или иного предмета осуществлять не только образовательную, но и воспитательную деятельность.
Кроме активного использования пришкольного участка в проведении уроков биологии, географии и экологии возможно так же применение навыков учащихся на уроках технологии. Это могут быть весенние работы, организованные совместно с учителем, могут быть зимние работы с сооружением и укреплением кормушек для зимующих птиц, а так же сезонные работы по подготовке к зимнему времени года.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи (постановка задания). Современное школьное образование охватывает все возрастные группы учащихся, а образовательный процесс, при помощи межпредметных связей подчеркивает приоритетность экологического воспитания и образования. Экология в школьном курсе обучения рассматривается как комплекс дисциплин, объединяющих общую и прикладную часть экологического образования. Школьных уроков естественно-научного цикла не хватает для получения данного объема информации, поэтому необходимо задействовать другие формы и методы организации учебного процесса, а также другие предметные уроки. Это могут быть занятия в кружке, экскурсионные походы в природу, работа на пришкольном участке или выполнение лабораторных заданий. В ГБОУ СОШ № 2 сельского поселения Кантышево Республики Ингушетия учителями не только естественно-научного цикла ежегодно проводится работа по экологическому воспитанию обучающихся. Это и приусадебная работа на уроках технологии и внеурочная работа, во время которой ребята все время соприкасаются с природой: уборка территорий от мусора, озеленение участка вокруг школы, занятия в виде экскурсий в природную среду, сбор растений для создания гербария и т.д.. Во время проведения внеурочных занятий на пришкольном участке, у детей развивается бережное отношение к природной среде, навыки работы по возделыванию земли, по уходу за растениями, кустарниками и деревьями, которые пригодятся в дальнейшей жизни. Для учеников 5-9 х классов эта работа оказывает развивающее воспитательное, образовательное значение. [9-13].
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Экологическими знаниями должны обладать все обучающиеся. К основным экологическим задачам школы можно отнести не только формирование определенного объема знаний по экологии и природоохранной деятельности, но и приобретение и закрепление навыков, помогающих анализировать те или иные явления природы, помогающих осмыслению взаимодействия общества и природы.
Современные подходы к экологическому воспитанию и образованию требуют переосмысления работы на пришкольном участке. Экологическое воспитание в 284
образовательном учреждении становится одним из приоритетных направлений развития системы школьного образования. Работа по экологическому воспитанию проходит неотрывно от образовательного процесса. Исследуя пришкольный участок, у школьников формируется представление о растительности как об основном источнике жизни на земле и воспитывается бережное отношение к растениям; они имеют возможность применить на практике теоретические знания, полученные на уроках биологии, экологии, технологии.
Для теоретической подготовки учащихся к практическим занятиям и работе на пришкольном участке проводились тематические занятия, дающие базовые знания по предстоящей работе. Целью работы школьников на пришкольном участке - преодоление потребительского отношения к природной среде и формирование бережного к природе отношения. Для достижения цели выполнялись следующие задачи: формировалась экологическая культура и экологический стиль мышления, формировались правила поведения в природной среде с учетом экологических норм и правил поведения в природе, развивалось стремление охранять окружающую среду.
Пришкольные участки используются учителями-предметниками в нескольких направлениях:
- изучаются типы и формы взаимодействия организмов в биоценозах, их взаимоотношения со средой;
- формируются знания о влиянии факторов природной среды на организмы;
- формируются навыки бережного отношения к объектам природной среды и методам их сохранения.
В качестве практической работы на пришкольном участке проводится следующее:
- влияние полива на рост и развитие растений, кустарников и деревьев;
- установка скворечников и наблюдение за гнездовьями птиц;
- наблюдение за влиянием удобрений на рост и развитие растений, кустарников и деревьев;
- организация внеурочных мероприятий экологического сожержания;
- организация экологических экскурсий: тематические, обзорные;
- экологическое оформление пришкольных участков, озеленение;
- проведение отдельных уроков, связанных с экологической грамотностью.
Подводя итоги проведенных на пришкольном участке работ необходимо отметить, что результаты анкетирования подчеркивают повышение знаний учащихся в области экологии, появляется стремление бережнее относится к природе.
ВЫВОДЫ
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В настоящее время остро стоит вопрос экологического воспитания и образования, входящего в общую образовательную программу [14-27]. В настоящее время пришкольный участок содержит большие возможности для формирования экологических знаний и экологической культуры учащихся. Дети учатся особенностям ухода за молодыми насаждениями и зрелыми деревьями в зависимости от времени года, производят прикорм перелетных птиц в зимнее время года. На уроках технологии мастерят скворечники и кормушки для птиц. Работа на пришкольном участке дает возможности для формирования экологических навыков и умений, формирования экологических знаний и принципов охраны окружающей среды. Таким образом, пришкольный участок, как средство экологического воспитания учащихся играет огромную роль в деле воспитания подрастающего поколения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алиханова Р.А. Экологическое образование в формировании нравственной культуры личности // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. 2017. № 3. С. 178-181.
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 3(32)
педагогические науки
Цагараева Елена Феликсовна ПРИШКОЛЬНЫЙ УЧАСТОК ...
2. Неустроев Н.Д., Григорьева Л.И. Экологическое образование и воспитание школьников в условиях природной среды //Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59. С. 103-106.
3. Цагараева Е.Ф., Гатаев А.С.А. Туризм как средство экологического воспитания учащихся // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 181-183.
4. Чернощекова А.Н. Экологическое образование и воспитание посредством организации и проведения агроэкскурсий // Мат. ВНПК «Актуальные аспекты развития сельского туризма в России». Краснодар. 2018. С. 98-103.
5. Conley D.T. Preparing students for life after high school // Educational leadership. 2002. № 7. Р. 123-129
6. Цагараева Е.Ф. Использование инновацинных технологий в экологическом образовании в средних школах Владикавказа // Известия Чеченского государственного педагогического института. 2018. Т. 18. № 1 (21). С. 136-141.
7. Некрасова С.Н., Супрун Н.А. Использование растений природной флоры на пришкольном участке // Актуальные вопросы теории и практики биологического образования // Мат. XI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции посвященной году экологии в России. 2017. С. 74-76.
8. Леонова А.О. Пришкольный участок как учебная база формирования экологических знаний сельских школьников //Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе // Мат. Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения ученого, методиста-биолога Д.И. Трайтака. В.В. Пасечник (отв. ред.).
2017. С. 216-218.
9. Монгуш О.С., Монгуш Б.С. Организация работы на пришкольном учебно-опытном участке // Мир науки, культуры, образования.
2018. № 6 (73). С. 80-83.
10. Hyde M. Intercultural competence in English language education // Modern English Teacher. Vol. 7. 1998. № 2. P. 7-11.
11. Попеляева С.А., Зорков И.А. Организация пришкольного участка в современных условиях // Инновации в естественнонаучном образовании //Мат. XВсероссийской (с международным участием) научно-методической конференции. 2018. С. 244-247.
12. Шеремет Е.Э. Озеленение и благоустройство пришкольных участков // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. //Мат.МНПК 2019. С. 19-22.
13. Строкова Н.П. Полевой практикум по экологии растений // Челябинск, 2017.
14. Маковецкая Д.С., Снегирева С.Н. Актуальные аспекты экологического воспитания в условиях современной школы // Наука в современном информационном обществе //Мат. XIVМНПК 2018. С. 35-37.
15. Павлова Н.П. К вопросу об экологическом воспитании // Проблема процесса саморазвития и самоорганизации в психологии и педагогике // Мат.МНПК 2018. С. 198-202.
16. Мирасова Л.Р., Мирасова А.Р. Роль экологического образования и воспитания в России // Вестник современных исследований. 2018. № 1.1 (16). С. 15.
17. Хамхоева Л.М. Роль учебно-полевой практики в воспитании экологической культуры // Рефлексия. 2018. № 1. С. 22-23.
18. Реут А.А. Биологическое образование школьников на базеучеб-но-опытныхучастков //Биоразнообразие и антропогенная трансформация природных экосистем. Мат.ВНПК, посвященной памяти профессора А.И. Золотухина и 85-летию Балашовского института. Под редакцией А.А. Овчаренко. 2018. С. 165-168.
19. Искендерова С.М. Экологическое образование как первичная стадия решения экологических проблем //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 89-95.
20. Орешкина Т.А., Коняшкин В.А. Экологическое сознание и экологические дискурсы цивилизации // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2018. № 4 (47). С. 133-144.
21. Тыминский В.Г., Кураков Л.П., Пястолов С.М., Игнатьев М.В., Фесенко О.П. Задачи в сфере экологической безопасности и ресурсы для их решения в свете теории политической экологии // Актуальные проблемы экономики и права. 2017. Т. 11. № 1. С. 47-66.
22. Оказова З.П. Пути оптимизации процесса обучения экологии //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 274-276.
23. Иванова Т.Н., Иванов М.Н. Теоретические подходы к изучению экологической культуры в современной социологии // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 129-133.
24. Галенко Е.В., Криворучка П.О. Предпочтения туриста при выборе экологической гостиницы // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 110-113.
25.МурадоваН.У. Взаимосвязь экономической и экологической систем как социальная проблема //Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 99-102.
26. Hutchinson T., Waters A. English for Specific Purposes: a learning centered approach. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. 183 p.
27. Сазанова А.С., Морозкина Ю.В. Экологическое образование как условие формирование основ экологической культуры школьников // Мат. МНПК «Экология речных бассейнов», Москва. 2018. С. 112116.
Статья поступила в редакцию 20.03.2020 Статья принята к публикации 27.08.2020