PUGACHEVA, NATAL YA B. - Doctor of Pedagogy, Professor, Department of Building Technology, Kazan State University of Architecture and Engineering (natalya-pugacheva@yandex.ru).
LUNEV, ALEKSADR N. - Doctor of Technical Sciences, Professor, Department of Engineering Production Technology, Kazan National Research Technical University named after Tupolev-KAI (KNITU-KAI) (lunev.aleksander2012@yandex.ru).
УДК 37.017.93
ГАТАЕВ А.С.-А. ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: этнос, этнокультура, этнокультурное воспитание, высшее образование, современная система образования.
В статье исследуется проблема этнокультурного воспитания в образовательных организациях высшего образования. Проведен анализ проблем теоретического осмысления понятий: «этнос», «этнокультура», «этнокультурное воспитание». В работе рассмотрены цели, задачи современной системы преподавания в области формирования этнокультурного воспитания студентов вузов. При этом охарактеризованы проблемы, возникающие в ходе данного процесса.
GATAEV, A.S.-A.
FORMATION OF ETHNOCULTURAL EDUCATION IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION Keywords: ethnos, ethnoculture, ethnocultural education, higher education, modern education system.
In the article researched the problem of ethnocultural education in the institutions of higher education. It carried out the analysis of the problem of theoretical understanding of the concepts of "ethnos", "ethnoculture", "ethnocultural education". In the article considered the goals and tasks of the modern system of formation of ethnocultural education of university students. At the same time it described the problems arising in the course of this process. It is indicated that the ethnocultural specificity of the region has a significant impact on education activity.
Система образования - социальный институт, который формирует культурные, интеллектуальные и духовные ценности граждан любого общества. Федеральная программа развития образования указывает на необходимость формирования у подрастающего поколения познавательных и личностных, в том числе и творческих компетенций. Одной из ценностей в образовательной и воспитательной работе можно назвать формирование культурной идентичности личности, которая заключается в осознании личностью своего место в культурной жизни общества, своей принадлежности к определенной культуре, необходимости оберегать культурные традиции нации.
В статье 12 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что «содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации прав обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» [1].
Именно формирование культурной идентичности лежит, как основополагающий принцип, в процессе образования и воспитания в системе высших учебных заведений России. Культурная идентичность личности немыслима без формирования и развития у подрастающего поколения этнокультурных черт.
В современной науке понятие «этнос» трактуется неоднозначно. Так, исследователь Бромлей Ю.В. трактовал понятие «этнос», как совокупность людей, проживающих на одной территории и обладающих общими и довольно стабильными культурными традициями и нравами [2]. Более широкое определение данного понятия раскрыл в своих работах Широгоров С.М., который понимал под «этносом» совокупность людей, говорящих на одном языке, знающих о своем происхождении, обладающих набором неповторимых культурных ценностей, отличающихся от других групп [3]. Опираясь на данное определение, полагаем, что без формирования этнокультуры ни о какой идентичности говорить не приходиться.
Термин «этнокультура» стал популярен в конце XX века. Сущностью, классификацией данного понятия занимались такие исследователи, как Гусев В.Е., Каган М.С. и другие, которые
указывали на то, что в основе этнокультуры лежит не только фольклор, народная культура, культура определенного этноса, а совокупность разнообразных проявлений культурной жизни народа, в основе которой этническая принадлежность и неповторимость [4]. Проявления индивидуальной этнической принадлежности носят разнообразный характер: личностная позиция индивида, этические принципы, потеря идентичности и прочее. Каждый из нас воспринимает мир через призму этнической культуры и от того, какие ценностные ориентиры вложены в личность, зависит будущее отношение к жизни, формирование самой личности.
Обратимся к понятию «этнокультурное воспитание». Изучением теоретических основ, методологической базы этнокультурного воспитания занимались такие ученые, как Волков Г.Н., Ганичева В.Н., Гоначарова И.Ф., Корнетова Г.Б. и другие. Мы будем придерживаться мнения Губы Г.И., которая определяет данный термин, как деятельность, направленную на формирование основ самобытного национально самосознания, развитие национальной идентичности посредством культурных ценностей определенного этноса для гармонического вхождения личности в мировую культуру [5].
Шаповалов В.К. указывает, что этнокультурное воспитание молодежи направлено на разработку, внедрение, формирование целей, задач, направлений, технологий воспитания на развитие и социализацию личности, как гражданина полиэтнического государства [6]. По мнению исследователя, главной целью обучения молодежи выступает ориентация личности на жизнь в этнически разнообразном обществе с толерантным отношением к его членам.
О социальном аспекте этнокультурного образования говорят и исследователи Белозерцева Е.П., Березина Т.И. и другие, которые придерживаются мнения о том, что система образования, ориентированная на этническую культуру, сможет обеспечить в полной мере сохранение и развитие этнических составляющих центральной культурной основы этноса [3].
Этнокультурное воспитание в системе высшего образования имеет ряд отличительных черт, в отличие от этнокультурного воспитания в дошкольном, школьном образовании. В связи с тем, что система современного высшего образования ориентирована на развитие в студентах общечеловеческих ценностей - взаимоуважения, толерантного отношения, сотрудничества и прочее - современный студент должен не просто существовать в своей этнической группе, но и расширять свои ориентиры на всю общественность [7].
Важной составляющей работы преподавателей в высших учебных заведениях является приобщение студентов к бережному отношению к этнокультурным ценностям через овладение ими определенными компетенциями, развитие навыков моделирования, конструирования, коммуникативных способностей и другое. Это может быть осуществлено, к примеру, через работу музеев, выставок на территории вуза.
Приобщение студентов к мировой культуре, быту и обычаям другой этнической группы может быть осуществлено через организацию экскурсий, научных изысканий, раскопок, диалектных экспедиций и т.д.
Также большую роль в формировании этнокультурного воспитания играет социализация студентов. Социальные навыки, коммуникативные умения в области этнокультурного воспитания легко реализовать через межкультурное направление в работе вузов: международные конференции, съезды, семинары, обмен опытом и прочее.
В этнокультурном воспитании большую роль играет родной язык, который необходимо оттачивать, совершенствовать в процессе обучения как на первой ступени обучения, так и всех последующих. Это может быть осуществимо через ряд дисциплин: изучение литературы родного края, истории родного края и т.д. Поскольку обучение в вузе носит разноплановый характер, гуманитарные дисциплины органически вкрапляются в любую специальность в вузовской системе обучения. Это было отмечено такими выдающимися педагогами, как А. Дистервег, Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский.
Привлечение социальных партнеров (благотворительных организации, государственных учреждений) формирует у студентов межкультурные ценностные представления о жизни других народов в сопоставлении с собственными ценностными ориентирами, а также способствует развитию у студентов взаимопонимания, сотрудничества, личностного развития в плане профессиональной деятельности.
Несмотря на то, что общепризнанным является факт о том, что непризнание, отвержение межкультурных различий являются тормозным механизмом на пути развития цивилизации в целом, в системе образования наметились проблемы, связанные с формированием этнокультурного воспитания:
- замена этносамобытной культуры народов общекультурной: смешение традиций разных народов может привести к обесцениванию собственных культурных ценностей и традиций. Построение этнокультурного воспитания должно ориентироваться на собственные культурные традиции;
- тенденция к утрате духовных и культурных ориентиров современной молодежи: ценностными ориентирами в современном обществе зачастую выступают материальные блага. Построение работы по формированию этнокультурного воспитания зачастую опирается на традиционные формы работы, которые утратили свою актуальность;
- многие проявления современной культурной жизни противоречат духовным и культурным ценностям: распространенность СМИ и сети Интернет псевдокультурных направлений в искусстве и литературе.
Как отмечают исследователи, будущее этносов многонациональной России определяется сегодня не столько политическими и административными воздействиями на носителей национального сознания, сколько рефлексивными процедурами самосознания, в основу которого должно быть положено осознание равных возможностей в формировании гражданского сообщества, которое не может строиться по идеальным моделям Запада [8].
Этнокультурная специфика региона оказывает существенное влияние на воспитательную деятельность. Так в Чеченской Республике, с учетом ее особенностей, с 2013 года реализуется Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики (далее по тексту Концепция). Данный стратегический документ четко определил цели, задачи, формы, методы и институты воспитания в республике [9]. Высшие учебные заведения занимают особое место среди социальных институтов, обеспечивающих реализацию Концепции. И ожидаемым результатом образовательной деятельности вузов является не только квалифицированный специалист, но и воспитатель - активный проводник этнокультурных традиций народа. В связи с этим, к обычному набору общекультурных компетенций выпускника вуза добавляется готовность к культурно-просветительской деятельности.
Цели воспитания студентов вузов, определенные в Концепции, отражающие как традиционные этнокультурные особенности народа, так и современный воспитательный идеал, не противоречит компетентностой модели выпускника, заложенный во ФГОС ВО третьего поколения, а лишь конкретизируют и дополняют ее применительно к специфике региона [10].
Таким образом, можно говорить о том, что в системе высшего образования этнокультурное образование занимает важное место при формировании гармонически развитой личности, способной адекватно функционировать в социуме. Система высшего образования имеет свои особенности проявления этнокультурного воспитания: это связано как с возрастными особенностями личности студента, так и с формируемыми компетенциями в процессе профессионального образования. С формированием этнокультурных ценностей перед системой высшего образования встает ряд проблем, связанных с утратой культурной идентичности, обесцениваем собственных культурных ценностей.
Литература и источники
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Дата обращения 16.04.2019.
2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. - М., 1983. - 167 с.
3. Дугин А.Г. Социология этноса (Структурная социология). Лекция № 7 // Центр консервативных исследований. - 2009. [Электронный ресурс] - Режим доступа URL: http://konservatizm.org/konservatizm/sociology/220409204809.xhtml (дата обращения 22.04.2019).
4. Григорьева М.И., Журавлева Н.Н. Этнокультурное образование: сущность, подходы, опыт реализации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 2 (6).
5. Губа Г.И. Этнокультурное воспитание дошкольников и младших школьников в театральной деятельности. Дисс. ... канд. пед. наук. - Курск, 2007.
6. ШаповаловВ.К. Этнокультурная направленность российского образования. Дис. ... докт. пед. наук. - Ставрополь, 1997. -311 с.
7. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 256 с
8. Бадаева А.Р., Гатаев А.С.-А. Этнокультурные процессы в условиях глобализации современного мира // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2017. - С. 141-144.
9. Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики // Режим доступа URL: https: //www. chechenmol.ru/prog/1 -edinaj a-koncepcij a-duhovno-nravstvennogo-vospitinija-i-razvitija-podrastayuschego-pokolenija-chech.html.
10. Гатаев А.С.-А., Мусханова И.В. Воспитание личности в педагогическом вузе: теория и практика. Монография. -Махачкала, 2018. - 148 с.
References and Sources
1. Federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // Dostup iz spravochno-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus». Data obrashcheniya 16.04.2019.
2. Bromlej YU.V. Ocherki teorii etnosa. - M., 1983. - 167 s.
3. Dugin A.G. Sociologiya etnosa (Strukturnaya sociologiya). Lekciya N° 7 // Centr konservativnyh issledovanij. - 2009. [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa URL: http://konservatizm.org/konservatizm/sociology/220409204809.xhtml (data obrashcheniya 22.04.2019).
4. Grigor'eva M.I., ZHuravleva N.N. Etnokul'turnoe obrazovanie: sushchnost', podhody, opyt realizacii // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2012. - № 2 (6).
5. Guba G.I. Etnokul'turnoe vospitanie doshkol'nikov i mladshih shkol'nikov v teatral'noj deyatel'nosti. Diss. ... kand. ped. nauk. - Kursk, 2007.
6. SHapovalov V.K. Etnokul'turnaya napravlennost' rossijskogo obrazovaniya. Dis. ... dokt. ped. nauk. - Stavropol', 1997. - 311 s.
7. Kraevskij V.V. Obshchie osnovy pedagogiki: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. - M.: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2008. - 256 s
8. Balaeva A.R., Gataev A.S.-A. Etnokul'turnye processy v usloviyah globalizacii sovremennogo mira // Aktual'nye problemy sovremennoj nauki: vzglyad molodyh uchenyh. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Groznyj: CHechenskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2017. - S. 141-144.
9. Edinaya koncepciya duhovno-nravstvennogo vospitaniya i razvitiya podrastayushchego pokoleniya CHechenskoj Respubliki // Rezhim dostupa URL: https://www.chechenmol.ru/prog/1-edinaja-koncepcija-duhovno-nravstvennogo-vospitinija-i-razvitija-podrastayuschego-pokolenija-chech.html.
10. Gataev A.S.-A., Muskhanova I.V. Vospitanie lichnosti v pedagogicheskom vuze: teoriya i praktika. Monografiya. - Mahachkala, 2018. - 148 s.
ГАТАЕВ АНЗОР САЙД-АЛЬВИЕВИЧ - кандидат педагогических наук, проректор Чеченского государственного педагогического университета (anzor-74@mail.ru).
GATAEV, ANZOR S-A. - Ph.D. in Pedagogy, Vice-Rector of Chechen State Pedagogical University (anzor-74@mail.ru).