Научная статья на тему 'Этнокультурная социализация как детерминант социальной компетентности'

Этнокультурная социализация как детерминант социальной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ / ЭТНОЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Накохова Рида Рашидовна, Накохова Диана Харуновна, Салпагарова Марула Биляловна

В статье рассматриваются особенности этнокультурной социализации, как фактора социальной компетентности, роль этнопедагогики в социализации личности, раскрываются условия этнокультурной социализации и приводятся экспериментальные данные по выборкам контрольной и экспериментальных групп по определению зависимости параметров социализированности от влияния этнокультурных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Накохова Рида Рашидовна, Накохова Диана Харуновна, Салпагарова Марула Биляловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнокультурная социализация как детерминант социальной компетентности»

Психолого-педагогические науки •••

85

УДК 37

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТ

СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

THE ETHNO-CULTURAL SOCIALIZATION AS A DETERMINANT

OF THE SOCIAL COMPETENCE

©2014 Накохова Р. Р., Накохова Д. Х., Салпагарова М. Б.

Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия ©2014 Nakokhova R. R., Nakokhova D. Kh., Salpagarova M. B.

North-Caucasian State Humanitarian Technological Academy

Резюме. В статье рассматриваются особенности этнокультурной социализации, как фактора социальной компетентности, роль этнопедагогики в социализации личности, раскрываются условия этнокультурной социализации и приводятся экспериментальные данные по выборкам контрольной и экспериментальных групп по определению зависимости параметров социализированности от влияния этнокультурных ценностей.

Abstract. The article discusses the features of the ethno-cultural socialization as a factor of social competence, the role of socialization in ethnopedagogics disclosed terms of ethno-cultural socialization and the experimental data for samples of the control and experimental groups to determine the dependence of the parameters of the influence of socialization on the ethnocultural values.

Rezjume. V stat’e rassmatrivajutsja osobennosti jetnokul'turnoj socializacii, kak faktora social'noj kompe-tentnosti, rol' jetnopedagogiki v socializacii lichnosti, raskryvajutsja uslovija jetnokul’turnoj socializacii i pri-vodjatsja jeksperimental'nye dannye po vyborkam kontrol'noj i jeksperimental'nyh grupp po opredeleniju zavi-simosti parametrov socializirovannosti ot vlijanija jetnokul'turnyh cennostej.

Ключевые слова: этнокультурные ценности, социализация, этнокультурная социализация, этнопе-дагогический подход, социокультурная среда, социальная компетентность, социализированность, эт-ноценности.

Keywords: ethnocultural values, socialization, ethnic and cultural socialization, ethnopedagogical approach, socio-cultural environment, social competence, socialization, ethno-values.

Kljuchevye slova: jetnokul'turnye cennosti, socializacija, jetnokul'turnaja socializacija, jetnopedagogicheskij podhod, sociokul'turnaja sreda, social'naja kompetentnost', socializirovannost', jetnocennosti.

Результатом социализации является социализированность, которая измеряется через включенность индивида в различные виды деятельности экстенсивностью (количеством сфер деятельности, в которые вовлечен индивид) и интенсивностью (степенью овладения данным видом деятельности, проявляющейся в наличии и развитости определенных социальных качеств и свойств). Интеграция всех полученных качеств и свойств будет представлять собой социализированность конкретного социального субъекта.

Существенную роль в развитии личности играет этнопедагогика, обосновывая необходимость преемственности поколений, накопления знаний о своем народе, его умений и навыков, выполняющая функцию социализации подрастающих поколений. Этнопедагогический подход предполагает единство социального, этнического и индивидуального; органическое сочетание «вхождения» в мировую культуру с учетом на-

следия национальной культуры; использование народной педагогики в организации целостного педагогического процесса; обеспечение всестороннего взаимодействия школы с социокультурной средой. Национальная культура придает специфические характеристики социокультурной среде, в которой функционируют различные институты социализации, в том числе и учреждения дополнительного образования.

Сущность этнической социализации заключается в приобщении индивидов, членов этноса к этническому опыту, к культуре своего народа, тем самым происходит инкультурация (вхождение человека в культуру своего народа) [7]. В процессе этнической социализации происходит освоение народных традиций, закладываются основы этнокультурного миропонимания и поведения. В результате этого формируются, по исследованиям И. В. Кожанова, когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходства с членами

86

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2014

данной культуры и отличие от членов других культур [3].

Культурная социализация - двусторонний процесс постоянной передачи обществом и освоение индивидом в течение всей его жизни культурных ценностей, норм, правил, идеалов, в результате, которого происходит формирование культурной картины мира, позволяющей личности успешно функционировать в окружающей культурной среде [3].

Сущность этнокультурной социализации невозможно понять вне конкретно-исторического подхода. Данный процесс не может проходить вне определенных общественных формаций, цивилизации, культуры, не может не учитывать особенностей того или иного этноса, той или иной социальной группы, входящей в состав данной нации или народности, и др.[3]. Этнокультурная социализация базируется также на культурологическом подходе, что позволяет обеспечивать учет национальных ценностей и традиций в образовании.

В основе этнопедагогического подхода лежит совокупность приемов, способов изучения этнокультурной социализации с позиций народных традиций воспитания. Человек живет в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. Если общечеловеческое является базисным положением, обусловливающим формирование личности, то национальное - является специфическим его отражением как особенного. По К. Д. Ушинскому, без национального как «без почвенного, без корневого» нельзя серьезно говорить о воспитании как вечной человеческой деятельности, ибо «национальное в человеке коренится глубже всего» [9].

«Через нацию осуществляется человек и человечество. Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек» (Н. А. Бердяев).

Необходимым условием эффективности этнокультурной социализации является единство социальной, этнической и российской культур. Исходя из представленных определений этнической и культурной социализации, можно говорить о том, что этнокультурная социализация - это единый неразрывный процесс вхождения индивида в культуру родного народа, сопровождающийся приобщением к общечеловеческой культуре, формированием социальной компетенции и открытости к культуре других этнических общностей. Социальная компетентность может выступать фактором и результатом позитивной этнокультурной социализации.

Как уже отмечалось, результатом этнокультурной социализации личности является социальная компетентность.

Условиями этнокультурной социализации личности выступают:

- Воспитание и обучение на родном языке. Средством погружения в сокровищницу этно-культуры является национальный язык. С нацио-

нального, родного языка начинается и продолжается этнокультура.

- Ознакомление с культурой и историей родного края и приобщение к народным традициям. Культура - основной механизм адаптации к окружающей среде, средство приспособления к функциональным требованиям существования, своеобразная «иммунная система», защищающая человека [13]. Этнокультура - это особая система, эволюция которой определяется потребностью адаптации к специфическим для каждой культуры природным условиям, она сплачивает людей воедино, выступает как результат и как стимул общественного развития. Этническая культура позволяет приобщить каждого к ценностям и достижениям, имеющим непреходящий характер. Она способствует формированию духовнонравственного облика личности, выработке ее ценностных ориентаций и жизненной позиции. Традиция организует связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ [13].

- Формирование этнического самосознания. Формирование этнического самосознания одна из актуальных проблем системы образования, актуализированная этническая идентичность является основой формирования гражданской (общероссийской) идентичности.

- Этнопедагогизация воспитательного процесса, изучение, освоение и применение богатейшего этнопедагогического наследия народов и стран. Важно формировать личность, ориентированную на сохранение и воспроизводство эт-ноценностей, этнокультуры в творческой жизнедеятельности, способной к культурному саморазвитию, культурно-нравственной регуляции поведения.

Учитывая сказанное выше, можно редуцировать проверку заглавной гипотезы нашей работы к следующей статистической модели: чем выше выраженность этноценностных ориентаций подростка, тем выше уровень социальной компетентности и социализированности и тем она в структуре личности представлена полнее, а чем ниже уровень этноценностей - тем социализиро-ванность ниже.

Статистически это означает выявление силы связи между данными феноменами. Для этого мы воспользуемся методом корреляционного анализа (использована программа SPSS, v. 17.0). Результаты анализа приведены в таблице.

Таблица

Матрица корреляций ценностных ориентаций, этноценностей и параметров социализированности подростков

(экспер ъиментальная группа)

Показа- тели ЦТ ЦИ ЭЦ СЦ ОД ВС КР

ЦТ 1

Психолого-педагогические науки •••

87

ЦИ .446 (**) 1

ЭЦ .390(*) .319 1

СЦ .208 -.160 .384(*) 1

ОД -.143 .076 -.176 -.307 1

ВС .171 -.161 .356(*) -.119 -.176 1

КР -.212 -.178 .437(**) .179 .201 -.231 1

Примечания: (*) корреляция обнаружена на уровне 0.05; (**) корреляция обнаружена на уровне 0.01; ЦТ -ценности (терминальные), ЦИ - ценности (инструментальные); ЭЦ - этноценности; СЦ - социализиро-ванность; ОД - одобрение; ВС - волевой самоконтроль; КР - креативность.

Как видно из таблицы, связи (прямые) обнаружены между следующими показателями:

- ценности терминальные - ценности инструментальные;

- ценности терминальные - этноценности;

- этноценности - социализированность;

- этноценности - волевой самоконтроль;

- этноценности - креативность.

На наш взгляд, первая связь обнаруживается, с одной стороны, достаточно традиционно как связь между целями и средствами, однако эти виды ценностей часто противопоставляются друг другу, что вскрывает особенности этой связи именно для нашей выборки. Нам представляется, что данные виды ценностей согласуются через

третью переменную, которая в данном случае достаточно очевидна - этноценностные ориентации. Заметим, что в табл. 1. коэффициент корреляции между этноценностными ориентациями и инструментальными ценностями приближается к значимому, но не пересекает границу значимости (r=0.319).

Далее обнаружены принципиальные для нашего исследования связи между этноценностны-ми ориентациями и параметрами социализиро-ванности, волевого самоконтроля и креативности. Эти последние параметры, раскрываясь через настойчивость, самообладание, ответственность, самоконтроль и пр., на наш взгляд, составляют основу социальной компетентности подростка и выступают основой его успешной социализации посредством освоения этнокультурных ценностей.

Таким образом, проведённый анализ позволяет нам говорить о том, что гипотеза, предполагавшая зависимость параметров социализиро-ванности от влияния этнокультурных ценностей, подтвердилась. Эта зависимость наиболее ярко себя обнаруживает во взаимовлияниях между этноценностными ориентациями, параметрами социализированности, волевого самоконтроля и креативности, а как результат - социальной компетентности.

Литература

1. Давыдова А. В., Давыдов В. В.Проблемы развивающего обучения. М. : Педагогика, 1986. 240 с.

2. Данилюк А. Я. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /

А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М. : Просвещение, 2009. 24 с. 3. Кожанов И. В. Сущность и структура этнокультурной социализации личности // Фундаментальные исследования. 2013. № 8 (часть 5). С. 1193-1197. 4. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977. 304 с. 5. Накохова Р. Р. Психология ценностных ориентаций этносов и этнофоров Северного Кавказа. М. : «Линкор», 2008. 378 с

6. Платонов Ю. П. Этнический фактор. Геополитика и психология. СПб. : Речь, 2002. 265 с. 7. Стефаненко Т. Г. Белинская Е. П. Этническая социализация подростка. М., 2000. 208 с. 8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1989. Т. 2. 328 с. 9. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании / Ушинский К. Д. Пед. соч. : М. : Педагогика, 1988,Т. 1. С. 194. 10. Шиянов Е. Н. Педагогика: общая теория образования. Ставрополь, 2007. 11. Хузиахметов А. Социализация и индивидуализация личности школьника. Казань, 1998. 12. Триандис Г. Культура и социальное поведение. М. : Форум, 2007. 384 с.

13. Этнофафические исследования pазвития культуpы. М. : 2004.

References

1. Davydov A. V. Davydov V. V. Problems of developmental teaching. M. : Pedagogy, 1986. 240 p.

2. Danilyuk A. Ya. Concept of spiritual and moral development and education of citizens of Russia / A. Ya.

Danilyuk A. M., Kondakov V. A. Tishkov. M. : Prosveshchenie, 2009. 24 p. 3. Kozhanov I. V. Nature and structure of the ethno-cultural socialization // Fundamental research. 2013. # 8 (part 5). P. 1193-1197.

4. Leontiev A. N. Activity, consciousness, personality. M., 1977. 304 p. 5. Nakokhova R. R. Psychology of value orientations of ethnic groups and ethnophores of the North Caucasus. M. : Linkor, 2008. 378 p.

6. Platonov Yu. P. Ethnic factor. Geopolitics and psychology. SPb. : Rech, 2002. 265 p. 7. Stefanenko T. G., Belinskaya E. P. Ethnic socialization of the adolescent. M., 2000. 208 p. 8. Rubinstein S. L. Fundamentals of General psychology. Vol. 2. M., 1989. Vol. 2. 328 p. 9. Ushinsky K. D. The nation in public education / K. D. Ushinsky. Ped. works: In 6 vol. M. : Pedagogika, 1988, Vol 1. P. 194. 10. Shiyanov E. N. Pedagogy: a General theory of education. Stavropol, 2007. 11. Khuziakhmetov A. Socialization and individualization of the schoolchild's person. Kazan, 1998. 12. Triandis G. Culture and social behaviour. M. : Forum, 2007.

384 p. 13. Ethnographic studies of cultural development. M. : 2004.

Literatura

1. Davydova A. V. Davydov V. V.Problemy razvivajushhego obuchenija. M. : Pedagogika, 1986. 240 s.

2. Daniljuk A. Ja. Koncepcii duhovno-nravstvennogo razvitija i vospitanija lichnosti grazhdanina Rossii / A. Ja. Daniljuk, A. M. Kondakov, V. A. Tishkov. M. : Prosveshhenie, 2009. 24 s. 3. Kozhanov I. V. Sush-hnost' i struktura jetnokul'turnoj socializacii lichnosti // Fundamental'nye issledovanija. 2013. № 8 (chast' 5). S. 1193-1197. 4. Leont'ev A. N. Dejatel'nost', soznanie, lichnost'. M., 1977. 304 s. 5. Nakohova R. R.

88

• ••

Известия ДГПУ, №4, 2014

Psihologija cennostnyh orientacij jetnosov i jetnoforov Severnogo Kavkaza. M. : «Linkor», 2008. 378 s

6. Platonov Ju. P. Jetnicheskij faktor. Geopolitika i psihologija. SPb. : Rech', 2002. 265 s. 7. Stefanenko T. G. Belinskaja E. P. Jetnicheskaja socializacija podrostka. M., 2000. 208 s. 8. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshhej psihologii. M., 1989. T. 2. 328 s. 9. Ushinskij K. D. O narodnosti v obshhestvennom vospitanii / Ushinskij K. D. Ped. soch. M. : Pedagogika, 1988, T. 1. S. 194. 10. Shijanov E. N. Pedagogika: obshhaja

teorija obrazovanija. Stavropol', 2007. 11. Huziahmetov A. Socializacija i individualizacija lichnosti

shkol'nika. Kazan', 1998. 12. Triandis G. Kul'tura i social'noe povedenie. M. : Forum, 2007. 384 s.

13. Jetnogpaficheskie issledovanija pazvitija kul'tupy. M. : 2004.

Статья поступила в редакцию 23.09.2014 г.

УДК 378

КАЧЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД К ЗАНЯТИЯМ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

THE QUALITATIVE APPROACH TO THE LESSONS USING THE INTERACTIVE FORMS OF THE COMMINICATION

©2014 Омарова А. А., Омарова П. А.

Дагестанский государственный педагогический университет

©2014 Omarova A. A., Omarova P. A.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье подчеркивается необходимость внедрения в образовательный процесс современных методов обучения в связи с острой потребностью современного общества в качественном взаимодействии педагогов и обучающихся для более целенаправленного процесса усвоения знаний и овладения навыками их применения.

Abstract. The authors of the article emphasize the necessity of introduction in educational process of modern teaching methods due to the acute need of the modern society in qualitative interaction peda-of-the-art and students for a more focused process of learning and mastering the skills of their application.

Rezjume. V stat’e podcherkivaetsja neobhodimost’ vnedrenija v obrazovatel’nyj process sovremennyh meto-dov obuchenija v svjazi s ostroj potrebnostju sovremennogo obshhestva v kachestvennom vzaimodejstvii peda-gogov i obuchajushhihsja dlja bolee celenapravlennogo processa usvoenija znanij i ovladenija navykami ih pri-menenija

Ключевые слова: интерактивное обучение, коммуникационные технологии, информатизация образования, автоматизированная обучающая система, моделирующая программа обучения.

Keywords: online training, communication technologies, informatization of education, automated training system, the simulator training.

Kljuchevye slova: interaktivnoe obuchenie, kommunikacionnye tehnologii, informatizacija obrazovanija, av-tomatizirovannaja obuchajushhaja sistema, modelirujushhaja programma obuchenija.

Вузы, имеющие государственную аккредитацию на территории нашего государства, призваны использовать в учебном процессе различные активные, в том числе интерактивные формы проведения занятий. Удельный вес интерактивных занятий определяется особенностью контингента учащихся и содержанием конкретных дисциплин. Интерактивный метод в общем выражает взаимодействие, то есть ориентирован на более глубокое взаимодействие студентов как с преподавателем, так и между собой. Такие занятия способствуют эффективному обучению студентов посредством вовлечения их в активный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учебный процесс. При таком подходе в обучении каждый студент вносит свой индивидуальный вклад, выражающийся обменом знаний, выдвижением собственных идей и способами их представления. Образовательная среда, которая создается при таком подходе, характеризуется открытостью, совместным накоплением знаний при взаимодействии студентов, взаимному контролю с их стороны, побуждает к активному участию в обсуждении. Преподаватель выступает в роли ведущего группы студентов, создает условия для самостоятельного поиска студентов в учебном процессе. Для организации учебного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.