УДК 378.017.925
М. Б. Кожанова, Н. М. Коршунова
КОНЦЕПЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. Важнейшей задачей системы высшего образования в поликультурном образовательном пространстве региона является становление этнокультурно социализированной личности в процессе развития ее этнокультурных знаний, умений и навыков для работы в многонациональном коллективе. В статье раскрываются концептуальные основы этнокультурной социализации студентов педагогического вуза. На основании исследования сущности и структуры этнокультурной социализации определяются цели, задачи, основные принципы и подходы, а также содержание и результат данного процесса.
Ключевые слова: социализация, этнокультура, этнокультурная социализация студентов, поликультурная среда.
Актуальность исследуемой проблемы. В поликультурном образовательном пространстве необходим педагог, не только знающий свою этническую культуру, но и понимающий и уважающий культуру других этнических общностей. Вопросы организации межкультурного взаимодействия обучающихся с разными этническими традициями в учебной, воспитательной, научно-исследовательской деятельности и в ходе общения, их ориентации на диалог культур в поликультурном образовательном пространстве актуализируют проблему этнокультурной социализации студентов - будущих педагогов.
В исследованиях ученых осуществлен анализ вопросов этнокультурной социализации учащихся в условиях поликультурной среды (И. В. Кожанов, М. Б. Кожанова), роли этнокультурного пространства села в социальном воспитании детей (Т. Н. Петрова, Е. В. Петрова), взаимосвязи социализации и этнической педагогики, этнопедагогических проблем этнической социализации (Ю. В. Филиппов), системного подхода к этнокультурологической подготовке будущих педагогов (С. Н. Федорова), социализации студенческой молодежи в ходе этнокультурной подготовки в вузах (Л. П. Карпушина), этнокультурной социализации подростков в процессе освоения регионального фольклорного танца (А. В. Мироненко) и др.
© Кожанова М. Б., Коршунова Н. М., 2016
Кожанова Марина Борисовна - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры дошкольного образования и сервиса Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Коршунова Надежда Михайловна - аспирант кафедры дошкольного образования и сервиса Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.03.2016
Поликультурное педагогическое образование в вузе нуждается в создании инновационной образовательной среды, включающей специально организованную систему работы по этнокультурной социализации студентов, ориентированной на формирование у них этнокультурной компетентности, направленной на их приобщение к этнокультурным традициям родного и других народов.
Для этого требуется учет в образовании этнокультурного фактора, создание условий для познания культуры других народов, воспитания толерантного отношения к ним, сотрудничество субъектов социализации, создание инфраструктуры, включающей этнокультурный потенциал музеев, стимулирующей развитие познавательного интереса, способствующей приобщению к культуре своего и других народов, создание этнокультурного воспитательного потенциала вуза.
Целью данной работы является обоснование и раскрытие концептуальных основ этнокультурной социализации студентов педагогического вуза.
Материал и методика исследований. Материалом исследования явились научные труды отечественных ученых, посвященные проблеме социализации личности, этнокультурной социализации. Основной метод исследования - теоретико-методологический анализ.
Результаты исследований и их обсуждение. В психолого-педагогической литературе все чаще встречаются исследования, посвященные проблеме социализации. Раскрыты психологические, социально-психологические, социально-педагогические механизмы социализации: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, импринтинг, экзистенциальный нажим, подражание, идентификация, рефлексия (А. В. Мудрик), интерио-ризация (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев), идентификация и обособление личности (В. С. Мухина), смена фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности (А. В. Петровский). Разработаны такие компоненты процесса социализации индивида, как факторы, средства, агенты, результат, эффективность социализации [10, с. 10-12].
Представляя социализацию человека как социально-педагогический процесс, Л. В. Мардахаев определяет ее как «развитие, становление личности, формирование его сознания (на основе языка, социальных ценностей, культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе), усвоение социальных ролей и опыта поведения (норм, установок, образцов поведения), овладение стилем социального общения и проявления с учетом возраста, своеобразия среды и самоактивности». В ходе социализации, по мнению автора, происходит формирование и развитие мировоззрения человека, овладение культурой среды жизнедеятельности, избирательное введение в систему тех норм, правил и шаблонов поведения, которые приняты в данном обществе, социальной группе (социокультурной среде), усвоение социальных ролей, навыков общения, целесообразного самопроявления в данной среде [9, с. 22]. Автор рассматривает социализацию как:
- процесс, означающий социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека с социокультурной средой обитания, адаптации к ней и самореализации с учетом индивидуальных возможностей;
- условие. Это свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития, становления как личности;
- проявление. Это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. Через проявление судят об уровне социального развития, социализированности человека;
- результат. Он является основополагающей социально-педагогической характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом [9, с. 23].
Анализ исследований, рассматривающих социализацию как социально-педагогический процесс, показал, что в них сделан акцент на осмысление ее сущности и особенностей проявления на различных возрастных этапах, на основные факторы, влияющие на данный процесс.
Различные подходы к исследуемому нами понятию использует Н. Ф. Голованова. С точки зрения социологического подхода социализация рассматривается ею как трансляция культуры от поколения к поколению, как общий механизм социального наследования, охватывающий стихийные и организованные (воспитание и образование) взаимодействия среды. С позиции факторно-институционного подхода социализация определяется как совокупность множественности, рассогласованности и некоторой автономности, а не как жесткая иерархическая система действия факторов, институтов и агентов социализации. Интеракционистский подход рассматривает социализацию в качестве важнейшей детерминанты, предполагающей межличностное взаимодействие, общение, без которого невозможно становление личности и восприятие ею картины мира. Интериоризационный подход представляет социализацию как процесс освоения личностью норм, ценностей, установок, стереотипов, выработанных обществом, в результате чего у нее складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения. Социализацию можно рассматривать и с позиции интраиндивидуального подхода, поскольку она не исчерпывается только адаптацией к социальной среде, а является творческой самоорганизацией личности, преобразованием себя, строится как деятельностная модель индивидуализации [2, с. 24].
Указанные выше подходы говорят о сложном и многогранном процессе социализации, в том числе и этнокультурной.
Мы рассматриваем социализацию как базовый двусторонний процесс активного взаимодействия личности и среды, в ходе которого посредством усвоения базовых ценностей и установок общества, а также общепринятых социальных ролей и образцов поведения социальной и, в частности, этнической групп происходит становление индивидуальной структуры личности, а также воспроизводство и развитие самой социальной системы [6, с. 65]. Это дает нам основание рассматривать этнокультурную социализацию как двусторонний процесс активного взаимодействия студентов и специфической среды (мы эту среду будем называть поликультурной), которую разные авторы называют по-своему: этнокультурной социализирующей средой, являющейся объектом проектирования социального воспитания, в состав которого входит этнопедагогический воспитательный потенциал [11, с. 24]; этнической социокультурной средой (природа, игра, слово, общение, традиции, искусство, религия) [4]; этнокультурной средой, составляющими которой являются региональные традиции, выражающиеся в фольклоре и обрядности, декоративно-прикладном искусстве, народной и современной архитектуре, обусловленной окружающей природной средой края, в народной музыке и хореографии [3, с. 45]; этнопедагогической средой, представляющей собой «совокупность всех условий жизни с учетом этнических особенностей места проживания, выражающихся в мировоззрении людей, их поведении, народных традициях, обрядах, обычаях, фольклоре, праздниках, быте и т. д.» [13, с. 20].
Возникновение поликультурных образовательных пространств, по мнению В. П. Борисенкова, А. Я. Данилюка и О. В. Гукаленко, позволяет решать проблему национального образования на принципиально новом уровне - на основе межкультурной интеграции, продуктивного диалога [1, с. 417]. Поэтому методологическим основанием процесса этнокультурной социализации студентов, наряду с компетентностным, аксиологическим, полисубъектным и этнокультурным подходами, является культурологический, кото-
рый «трансформируется в этнопедагогический. В этой трансформации проявляется единство, предполагающее единство общечеловеческого, национального и индивидуального» [12, с. 90]. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов отмечают, что «органическое сочетание «вхождения» молодежи в мировую культуру и воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи и привычки есть условие реализации этнопедагогического подхода к проектированию и организации педагогического процесса» [12, с. 90].
Таким образом, ведущая идея концепции заключается в том, что этнокультурная социализация будет осуществляться в поликультурной образовательной среде на основе этнокультурного и этнопедагогического подходов.
Центральным элементом концепции этнокультурной социализации студентов становятся цели и задачи. Основными целями являются:
- формирование социально активной личности, действия которой регулируются этнокультурными нормами и интересами народа, а также воспроизводство общества в целом [6, с. 70];
- формирование этносоциокультурной компетентности, освоение этносоциокуль-турных норм и обеспечение адекватного взаимодействия субъектов этноса в педагогическом процессе в условиях поликультурной образовательной среды.
Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи:
- сформировать у студентов мотивационно-ценностное отношение к межкультурному взаимодействию с субъектами различных этнических общностей;
- содействовать формированию у обучающихся в поликультурном образовательном пространстве ориентации на развитие каждого как личности, восходящей от этнической культуры родного народа к мировой через общероссийскую культуру;
- поддерживать творческое межкультурное взаимообогащение личности студента в процессе взаимодействия с представителями различных этносов;
- формировать этническую идентичность и этническое самосознание будущего педагога.
Этнокультурная социализация в процессе профессиональной подготовки студентов становится важным структурным компонентом высшего профессионального педагогического образования, при котором образовательная среда вуза и требования к подготовке педагога определяют содержание этнокультурно ориентированных знаний.
Любой процесс как система состоит из определенных компонентов, взаимодействующих между собой. Нам необходимо выявить, какие компоненты предполагает процесс этнокультурной социализации. Для этого нами были проанализированы работы ряда исследователей.
Проведя анализ сущности социализации, Л. В. Мардахаев выделил в ней следующие компоненты:
- мировоззренческий: усвоение индивидом языка, социальных ценностей, идеалов, формирование и развитие его интересов, потребностей, взглядов, целей, что определяет направленность и отношение человека к окружающей действительности, самому себе, другим людям;
- социоличностный: овладение социальными ролями, социальным опытом поведения, что находит отражение в социальном статусе человека, социальной роли, которую он выполняет в той или иной социокультурной среде, обществе;
- культурологический: овладение культурой среды, нормами и правилами, образцами поведения и деятельности, что находит проявление в культуре поведения, общения и деятельности;
- эмоционально-волевой: эмоциональное состояние и волевое своеобразие, определяющие культуру чувств, эмоций, целенаправленность, самоактивность в познании окружающей среды и самопроявление [9, с. 22-23].
Основными компонентами педагогической характеристики процесса социализации, по мнению Н. Ф. Головановой, являются: коммуникативный, познавательный, поведенческий и ценностный [2, с. 145-146].
И. С. Кон рассматривает социализацию детей как способ существования и трансмиссии культуры. В связи с этим в межпоколенной трансмиссии культуры автором выделены следующие структурные компоненты:
1) субъективный - от кого и кому передается культура, имеются ли в виду взаимоотношения вообще старших и младших, или родителей и детей, или разных поколений и т. д.;
2) объективный - что именно, какие знания, навыки, ценности, социальные установки передаются, какие свойства общество старается привить детям и т. п.;
3) процессуальный - какими путями и способами (непосредственное взаимодействие детей и взрослых в процессе совместной деятельности, пример, формальное обучение и т. д.) осуществляется трансмиссия;
4) институциональный - посредством каких специализированных социальных институтов осуществляется трансмиссия, какие социальные институты участвуют в данном процессе [8, с. 422].
Исходя из вышесказанного, можно дать следующую содержательную характеристику структурным компонентам этнокультурной социализации:
- субъективный компонент подразумевает наличие групп лиц (однокурсники, преподаватели, друзья и др.), при непосредственном контакте с которыми происходит этнокультурное взаимодействие;
- объективный компонент указывает на необходимость «приобщения личности к культуре как своего народа, так и культурам других народов, населяющих регион, страну, мир, с целью освоения этносоциокультурных норм и формирования этносоциокультур-ной компетентности» [5, с. 78];
- процессуальный компонент характеризуется тем, что вхождение индивида в поликультурное общество осуществляется постепенно, в несколько этапов, соответствующих определенным возрастным периодам становления личности;
- институциональный компонент предполагает этнокультурный потенциал учреждения высшего образования.
Рассматривая систему этнокультурной социализации личности в единстве ее структурных и функциональных компонентов, мы будем исходить из представлений исследователей [6], [7], выделяющих в структуре данного процесса три компонента: когнитивный, ценностно-ориентационный и деятельностный. Это дает нам возможность более точно определить содержание процесса этнокультурной социализации.
Когнитивный компонент формирует систему этнокультурных знаний, представлений и понятий о способах функционирования системы межкультурных отношений. Эти знания влияют на систему ценностных ориентаций в этнокультурной сфере, мотивацию к профессиональной деятельности. Деятельностный компонент предполагает включение в этнопедагогическую деятельность, дает опыт применения этнокультурных знаний и умений для достижения этнокультурных целей. Межкультурные коммуникации в данной системе мы рассматриваем как связующие для всех компонентов.
Важнейшим элементом концепции являются принципы. Особо мы выделяем два принципа: системности этнокультурологических знаний и ситуационного погружения в естественные этнические особенности культуры (искусство, традиции, обряды и др.).
Результатом этнокультурной социализации студента педагогического вуза являются развитые компетенции:
- общепрофессиональные, содержащие этнокультурные знания, умение работать с этнокультурной информацией, навыки педагогической работы с детьми разных этнических общностей. Эти компетенции предполагают проявление этнокультурно социализированных личностных качеств: этнокультурной толерантности, патриотизма и др.;
- специальные, включающие научно-методические знания в сфере обучения и воспитания детей разных национальностей, умение планировать воспитательную деятельность в процессе межкультурного общения, владение эффективными технологиями обучения иностранному языку и воспитания детей на основе использования этнокультурного компонента. Компетенции предполагают проявление таких этнокультурно социализированных личностных качеств, как личная ответственность, самообладание, толерантность;
- общекультурные, содержащие знания об общечеловеческих, общерегиональных ценностях, этнокультурных различиях участников образовательного процесса; умение использовать регионально-этническую направленность, позволяющую регулировать «соотношение общего, особенного и единичного», в педагогическом процессе и содержании образования; умение организовывать и выстраивать педагогическое взаимодействие с детьми разных этнических общностей с учетом этнокультурных различий; владение навыками толерантного поведения. Предполагается проявление этнокультурно социализированных личностных качеств: чуткости, толерантности;
- социокультурные, охватывающие знание этнокультурных норм и правил поведения, умение выстраивать доброжелательные отношения с людьми разных национальностей, владение методами и технологиями эффективного педагогического взаимодействия с детьми разных этнических общностей, усвоение народного этикета и опыта поведения. Проявление этнокультурно социализированных личностных качеств: этносоциальной мобильности, толерантности;
- лингвокультурологические (речевые), содержащие знание многообразия традиций и обычаев в области общения, умение выявлять особенности родного языка при изучении произведений устного народного творчества, владение системой умений в области этнической культуры в контексте поликультурного образования. Проявление этнокультурно социализированных личностных качеств: эмпатии, толерантности.
Резюме. Этнокультурная социализация студентов в высшем образовательном учреждении будет успешна, если будет внедрена концептуальная основа, включающая понимание сущности исследуемого понятия как процесса усвоения будущими педагогами этнокультурного социального опыта (знаний, умений, навыков), формирования этнокультурно компетентной личности, не только способной к эффективной педагогической деятельности, но и обладающей этнокультурно значимыми качествами, с целью оптимального ее включения по окончании вуза в систему социокультурных, межнациональных отношений, успешной адаптации и интеграции в поликультурную образовательную среду.
Концепция этнокультурной социализации студентов в поликультурном образовательном пространстве вуза представляет собой педагогически обоснованную совокупность научных взглядов на ее цели, задачи, принципы, содержание и результат.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борисенков В. П., Данилюк А. Я., Гукаленко О. В. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. - М. : Педагогика, 2006. - 464 с.
2. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. - СПб. : Речь, 2004. - 272 c.
3. Губанова Е. Н. Структурно-содержательная модель освоения национально-регионального компонента в системе образования // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 12. - С. 43-46.
4. Дзюба Т. А. Этнопедагогическое исследование в контексте культуры // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов. - 2004. - № 1, т. 1. - С. 177-182.
5. Карпушина Л. П., Бабушкина Л. Е. Социализация студенческой молодежи в ходе этнокультурной подготовки в вузах // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2011. - № 2. - С. 77-82.
6. Кожанов И. В., Кожанова М. Б. Этнокультурная социализация учащихся: теоретические аспекты // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2012. - № 2(74), ч. 2. - С. 64-70.
7. Кожанов И. В. Этнокультурная социализация учащихся в условиях поликультурной среды // Поликультурное образовательное пространство Поволжья : пути и формы интеграции. - Казань, 2013. - С. 285-290.
8. Кон И. С. Социологическая психология. - М. : Моск. психолого-социальный ин-т, 1999. - 560 с.
9. Мардахаев Л. В. Социализация человека как социально-педагогический процесс // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 4. - С. 20-25.
10. МудрикА. В. Социальная педагогика. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 200 с.
11. Петрова Т. Н., Петрова Е. В. Этнокультурное пространство села в социальном воспитании детей. - М. : Рекламно-производственная компания ООО «Коннект-Лаб», 2011. - 104 с.
12. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика. - М. : Академия, 2008. - 576 с.
13. Сластенин В. А., Палаткина Г. В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования. -М. : Прометей, 2004. - 170 с.
UDC 378.017.925
M. B. Kozhanova, N. M. Korshunova
CONCEPT OF ETHNOCULTURAL SOCIALIZATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. The most important problem of the system of higher education in polycultural educational environment of the region is the formation of ethnoculturally socialized personality in the development of their ethnocultural knowledge, skills for working in multinational community. The article reveals the concept of ethnocultural socialization of students of pedagogical university. On the basis of research of the essence and structure of ethnocultural socialization, the authors determine the purposes, tasks, basic principles and approaches, and also the contents and result of this process.
© Kozhanova M. B., Korshunova N. M., 2016
Kozhanova, Marina Borisovna - Doctor of Pedagogics, Associate Professor, Professor of the Department of Preschool Education and Service, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
Korshunova, Nadezhda Mikhaylovna - Post-graduate Student, Department of Preschool Education and Service, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
The article was contributed on March 18, 2016
Вестник UTnY um. M. H. Xmeneea. 2016. № 3(91)
Keywords: socialization, ethnoculture, ethnocultural socialization of students, multicultural environment.
REFERENCES
1. Borisenkov V. P., Daniljuk A. Ja., Gukalenko O. V. Polikul'tumoe obrazovatel'noe prostranstvo Rossii: is-torija, teorija, osnovy proektirovanija. - M. : Pedagogika, 2006. - 464 s.
2. Golovanova N. F. Socializacija i vospitanie rebenka. - SPb. : Rech', 2004. - 272 c.
3. Gubanova E. N. Strukturno-soderzhatel'naja model' osvoenija nacional'no-regional'nogo komponenta v sisteme obrazovanija // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2010. - № 12. - S. 43-46.
4. Dzjuba T. A. Jetnopedagogicheskoe issledovanie v kontekste kul'tury // Nauchno-informacionnyj vestnik doktorantov, aspirantov, studentov. - 2004. - № 1, t. 1. - S. 177-182.
5. Karpushina L. P., Babushkina L. E. Socializacija studencheskoj molodezhi v hode jetnokul'turnoj podgo-tovki v vuzah // Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). - 2011. - № 2. - S. 77-82.
6. Kozhanov I. V., Kozhanova M. B. Jetnokul'turnaja socializacija uchashhihsja: teoreticheskie aspekty // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2012. - № 2(74), ch. 2. - S. 64-70.
7. Kozhanov I. V. Jetnokul'turnaja socializacija uchashhihsja v uslovijah polikul'turnoj sredy // Polikul'turnoe obrazovatel'noe prostranstvo Povolzh'ja : puti i formy integracii. - Kazan', 2013. - S. 285-290.
8. Kon I. S. Sociologicheskaja psihologija. - M. : Mosk. psihologo-social'nyj in-t, 1999. - 560 s.
9. Mardahaev L. V. Socializacija cheloveka kak social'no-pedagogicheskij process // Pedagogicheskoe obra-zovanie i nauka. - 2009. - № 4. - S. 20-25.
10. MudrikA. V. Social'naja pedagogika. - M. : Izdatel'skij centr «Akademija», 2005. - 200 s.
11. Petrova T. N., Petrova E. V. Jetnokul'turnoe prostranstvo sela v social'nom vospitanii detej. - M. : Reklamno-proizvodstvennaja kompanija OOO «Konnekt-Lab», 2011. - 104 s.
12. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shijanov E. N. Pedagogika. - M. : Akademija, 2008. - 576 s.
13. Slastenin V. A., Palatkina G. V. Jetnopedagogicheskie faktory mul'tikul'turnogo obrazovanija. - M. : Prometej, 2004. - 170 s.