Научная статья на тему 'Этнокультурная социализация учащихся: теоретические аспекты*'

Этнокультурная социализация учащихся: теоретические аспекты* Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
427
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СТРУКТУРНЫЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кожанов Игорь Владимирович, Кожанова Марина Борисовна

В статье анализируются взгляды современных ученых на сущность этнокультурной социализации, определяются подходы к ее изучению. Система этнокультурной социализации личности представлена в единстве ее структурных и функциональных компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнокультурная социализация учащихся: теоретические аспекты*»

УДК 304.442

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ*

ETHNOCULTURAL SOCIALIZATION OF STUDENTS: THEORETICAL ASPECTS

И. В. Кожанов, М. Б. Кожанова

I. V. Kozhanov, M. B. Kozhanova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье анализируются взгляды современных ученых на сущность этнокультурной социализации, определяются подходы к ее изучению. Система этнокультурной социализации личности представлена в единстве ее структурных и функциональных компонентов.

Abstract. The article analyses the ideas of modern scientists on the essence of ethnocultural socialization, determines the approaches to its studying. The system of ethnocultural socialization of personality is presented in the unity of its structural and functional components.

Ключевые слова: социализация, этнокультурная социализация, структурные и функциональные компоненты этнокультурной социализации.

Keywords: socialization, ethnocultural socialization, structural and functional components of ethnocultural socialization.

Актуальность исследуемой проблемы. Интенсивное поликультурное взаимодействие, являющееся неотъемлемой частью нынешнего общества, привело к тому, что подавляющее большинство стран в настоящий момент стали полиэтничными и мультикуль-турными по своей сути. Современный мир характеризуют два взаимосвязанных и взаимозависимых процесса - глобализация и локализация, поэтому сегодня все чаще говорят о «глокализации» современного мира как о двуедином процессе глобализации локального и локализации глобального.

Этнокультурный плюрализм, например, наблюдаемый в Российской Федерации, часто порождает противоречие между необходимостью познания культур разных этносов для построения эффективного диалога с ними и признанием русской культуры основной и консолидирующей, в которую должны вливаться остальные культуры страны. Данное противоречие существенно усложняет процессы самоопределения, самоидентификации личности, которые являются стержнем социализации.

В общем процессе социализации, который детерминирован изменениями, происходящими в мире, особое место занимает этнокультурная социализация.

*

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 12-16-21013 «Этнокультурная социализация учащихся в условиях поликультурной среды Среднего Поволжья»

Предполагается, что в ходе общей социализации индивид усваивает не только универсальные компоненты социального опыта, но и приобщается к культуре определенной этнической группы, членом которой он является. В процессе межличностного взаимодействия происходит усвоение на индивидуально-личностном уровне определенной совокупности потребностей, идеалов, мотивов деятельности, член этнической группы осваивает свое этническое пространство. Итак, этнообусловленные социальные нормы образуют ценностное ядро социальной интеграции, становятся важными регуляторами поведения личности.

Материал и методика исследований. Для определения теоретических основ исследуемой проблемы в качестве основного метода мы использовали теоретикометодологический анализ.

Результаты исследований и их обсуждение. Термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т. п. Автором термина «социализация» применительно к человеку, очевидно, является американский социолог Ф. Г. Гиддингс, который в 1887 г. в книге «Теория социализации» употребил его в значении, близком к современному, - «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни». А. В. Мудрик под сущностью социализации понимает сочетание приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества [7].

Включение личности в изменяющуюся социальную среду привлекает внимание ученых таких областей, как социальная и педагогическая психология, социология, педагогика, что обусловливает существование различных подходов при определении социализации. Социализация - это феномен, который располагается на пересечении социологии, антропологии и социальной психологии. Социология рассматривает социализацию с точки зрения среды, т. е. тех условий и факторов, которые обуславливают формирование социально компетентной личности. Антропологи подчеркивают влияние культуры (в широком смысле) на процесс социализации личности. Согласно антропологическому подходу важным результатом социализации является адаптация человека к культуре, в которой он живет. Социализация выполняет при этом такие функции, как передача социокультурных элементов с целью адаптации индивида к среде, а также воспроизводство культурного сообщества (культурная трансмиссия). С точки зрения социальной психологии социализация - это процесс взаимодействия ребенка и членов семьи, родственников, соседей и т. д., в ходе которого происходит естественное развитие ребенка и обретение им новых навыков.

Социализация - базовый двусторонний процесс активного взаимодействия личности и среды, в ходе которого посредством усвоения базовых ценностей и установок общества, а также общепринятых социальных ролей и образцов поведения социальной и, в частности, этнической групп происходит становление индивидуальной структуры личности, а также воспроизводство и развитие самой социальной системы.

Приспособление (социальная адаптация) - процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды (Ж. Пиаже, Р. Мертон). Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и реалиями социальной среды. Таким образом, адаптация - это процесс и результат становления индивида социальным существом.

Обособление - процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса - потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная

автономия), потребность иметь собственные привязанности (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать касающиеся лично его вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Следовательно, обособление - это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

Из вышесказанного следует, что в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации и степенью обособления человека в обществе. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления.

А. П. Садохин и Т. Г. Грушевицкая отмечают, что на практике процесс социализации выражается в передаче и освоении человеком исторического опыта, этнической культуры, ценностей и норм жизни своего этноса. Это позволяет говорить об этнокультурной социализации как одной из граней общего процесса социализации человека, продолжающегося на протяжении всей его жизни. Этнокультурную социализацию можно рассматривать как совокупность двух процессов - приспособление и обособление (авто-номизация), о чем говорилось ранее. Приспособление способствует сохранению стабильности этнической культуры, поскольку основным содержанием здесь является воспроизведение уже имеющихся образцов, контроль над проникновением в культуру случайных и новых элементов. Обособление обеспечивает носителям культуры возможность принять на себя ответственность за экспериментирование в культуре, за внесение в нее изменений различного масштаба [8].

Социокультурные процессы сегодняшнего дня настолько динамичны, что детальное рассмотрение этнокультурной социализации требует разнообразных подходов к ее изучению.

Феномен этнокультурной социализации, прежде всего, следует рассматривать в рамках междисциплинарного подхода. Структурно-функциональный анализ позволяет с социологической точки зрения изучить сущность, структуру и функции этнокультурной социализации.

В основе этнопедагогического подхода (совокупность приемов, способов изучения этнокультурной социализации с позиций народных традиций воспитания) к этнокультурной социализации лежит убеждение в том, что человек живет в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. Если общечеловеческое является базисным положением, обусловливающим формирование личности, то национальное -специфическим его отражением как особенного. Без национального, т. е. «без почвенного, без корневого», нельзя серьезно говорить о воспитании как вечной человеческой деятельности, ибо «национальное в человеке коренится глубже всего» (К. Д. Ушинский). «Через нацию осуществляется человек и человечество. Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек» (Н. А. Бердяев).

Сущность этнокультурной социализации учащихся невозможно понять вне конкретно-исторического подхода, рассмотрения этого процесса вне определенных общественной формации, цивилизации, культуры, особенностей того или иного класса, той или иной социальной группы, входящих в состав данной нации или народности, и др.

Систему этнокультурной социализации личности следует рассматривать в единстве ее структурных и функциональных компонентов.

В структуре процесса этнокультурной социализации можно выделить три компонента:

1. Познавательный. Восприятие индивидом этнокультурной информации на уровне ощущений, знаний, умений. Значение познания для социализации состоит в том, что оно

позволяет раскрыть связи и отношения в окружающем мире. Познавательный компонент направлен на формирование у учащихся целостной картины мира, предполагает приобретение необходимых для жизни в этносоциуме умений и знаний социальных отношений.

2. Ценностно-ориентационный. Соотнесение получаемой этнокультурной информации с собственным социальным опытом и формирование на этой основе собственного к ней отношения. Личность усваивает такие понятия, идеи, представления этноса, которые соответствуют доминирующим мотивам поведения. Далее эти усвоенные ценности сами приобретают силу непосредственных побуждений, именно они будут определять поведение учащегося. Основные признаки данного компонента: способность соблюдать нормы общественного поведения. Значение ценностно-ориентационного компонента этнокультурной социализации состоит в том, что учащийся усваивает нормы, социальные роли, ориентируется в содержании деятельности своего народа, понимая и оценивая ее социальную значимость.

3. Деятельностный. Активность личности согласно установленной системе национальных ценностей, осмысление установленной системы социальной деятельности. Он предполагает включение учащегося в деятельность, приобщение личности к социальному опыту своего народа, позволяет личности проявлять себя в качестве субъекта этноса, в результате чего формируется неповторимая индивидуальность личности.

Под функцией в социально-педагогическом аспекте понимают качественную характеристику, направленную на сохранение, поддержание и развитие системы. Функциональные компоненты - это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности педагогов и учащихся и тем самым обуславливающие движение, развитие, совершенствование педагогических систем и вследствие этого их устойчивость, жизнестойкость.

В системе этнокультурной социализации учащихся в образовательном учреждении можно выделить следующие функциональные компоненты: когнитивный, коммуникативный, деятельностный, коррекционный.

Когнитивный компонент системы реализуется в процессе целенаправленного овладения учащимися этнокультурного социального опыта. Дети приобретают знания и умения, необходимые для осуществления деятельности, социально значимой для народа.

Коммуникативный компонент включает действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений детей и педагогов в образовательном учреждении.

Деятельностный компонент способствует включению учащихся в деятельность, социально значимую для народа.

Коррекционный компонент связан с коррекцией хода этнокультурной социализации, установлением необходимых связей между субъектами процесса, их регуляцией.

Все указанные функциональные компоненты системы этнокультурной социализации личности тесно взаимосвязаны. Недооценка любого из них ведет к нежелательным результатам.

Целостность и эффективность системы этнокультурной социализации личности ребенка достигается гармонизацией ее структурных и функциональных компонентов.

Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает первые - фрагментарные и несистематические - знания о своей этнической принадлежности, т. е. происходит формирование начал национального самосознания. Совершается это в процессе инкультурации - вхожде-

ния ребенка в культуру своего народа, освоения им норм общественной жизни и присущих культуре миропонимания и поведения, в результате чего у него формируются когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур [3]. Для сохранения культурной идентичности со своим народом с самого раннего возраста ребенок должен включаться в естественную этническую среду. Инкульту-рация реализуется в форме воспитания и представляет собой целенаправленное воздействие на ребенка с целью формирования у него навыков, необходимых для нормальной социокультурной жизни. Для этой стадии характерны специальные формы и способы, которые обеспечивают ему нужное количество знаний и навыков для повседневной практики. Наиболее характерным примером такой формы первичной инкультурации является игра.

Несмотря на значимость инкультурации для последующей этнокультурной социализации школьников, она предполагает в большей степени научение без специального обучения: в процессе повседневной практической жизнедеятельности, а не в специализированных институтах социализации, к которым относится школа.

Вместе с тем именно в школе возможны освоение и реализация школьниками культурно-национальных возрастноориентированных программ, формирование биосоциальных способностей молодых индивидов к сохранению как национальной культуры своего народа, так и интернациональных элементов культуры, воспроизводство уже сложившихся традиций и развитие новаций, поддержка межнационального общения и обогащения культур.

Этнокультурная социализация происходит на основе включения учащихся в процесс освоения и «присвоения» образцов и ценностей национальной культуры. Средством погружения в сокровищницу народной культуры является национальный язык, на этой основе возрастает его роль и оптимизация методов его освоения и применения в разных видах деятельности. С национального языка начинается национальная культура.

Этнокультурная социализация обеспечивается активным использованием краеведческого материала, устного и музыкального фольклора, произведений народного декоративно-прикладного искусства. На этом материале раскрываются природные задатки каждого ребенка, в процессе его освоения развиваются творческие способности.

Основными компонентами содержания этнокультурной социализации учащихся в образовательном учреждении выступают:

1. Воспитание и обучение на родном языке. Родной язык В. Г. Костомаров определяет как язык, который человек постигает одновременно с развитием способности мыслить. Он отмечает, что «к родному языку приобщаются, его усваивают, а не осваивают, не изучают. Изучают позже, уже приобретя язык в неотъемлемую собственность, его грамматику в системе, стилевые потенции, орфографию. Это язык, который как бы дан, но вообще-то он благоприобретается в длительных условиях естественного общения младенца и родителей, особенно матери, отчего он не только родной ребенку, но и материнский, в буквальном смысле слова полученный с молоком матери, что уже само по себе облекает его в ауру почтения» [4].

2. Изучение культуры родного края и приобщение к народным традициям. Культура - основной механизм адаптации к окружающей среде. Этнокультура - это особая система, развитие которой определяется потребностью в адаптации к специфическим для каждой культуры природным условиям, она сплачивает людей воедино, выступает как результат и стимул общественного развития. Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ.

3. Формирование национального самосознания. Задача формирования этнического самосознания у новых поколений является одной из актуальных проблем системы образования. В. Ю. Хотинец отмечает: «Образование будет подлинно народным, национальным тогда, когда оно сможет обеспечить в своем содержании присутствие духовности народа, его этнического самосознания, когда оно вберет в себя этническую культуру, этническую психологию, образ жизнедеятельности, систему духовно-нравственных ценностей представителей своей общности» [10]. Каждому человеку необходимо идентифицировать себя в многообразном этнокультурном пространстве, для чего требуется осознать, откуда он сам. Отношение к своему «Я» играет важную роль в формировании целостной личности. Элементы Я-концепции (специфические убеждения, с помощью которых человек определяет, кто он есть) - это Я-структуры. Структуры - это психические модели, с помощью которых личность организует свою жизнь. Я-структуры влияют на то, как человек обрабатывает социальную информацию. Они влияют на то, как личность воспринимает, запоминает и оценивает других людей и себя. Д. Майерс утверждает, что если национальная принадлежность является центральной частью Я-концепции, то человек будет замечать и людей другой национальности. Будет быстро припоминать связанный с национальной принадлежностью опыт и приветствовать информацию, которая совместима с его Я-структурой [6]. Таким образом, знание своего этнического «Я» необходимо для успешной интеграции личности в полиэтническую среду.

4. Этнопедагогизация образовательного процесса. Для обозначения процесса реализации методов, форм, опыта, идей и традиций народной педагогики в образовании Г. Н. Волковым был введен термин «этнопедагогизация» как целостный процесс системного исследования, изучения, освоения и применения богатейшего этнопедагогического наследия народов и стран [1]. Он же ввел формулу, которая является важнейшим руководством для этнопедагогизации системы образования. Ее он условно назвал «золотой». В этой формуле, представленной не прямой линией, а спиралью, конец может быть и ее началом, только на новом витке истории, в одном ряду стоят история, воспитание и народ, причем именно в такой последовательности: «без памяти (исторической) - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа (исторической личности)» [1]. Другими словами, если не будет народа (как исторической личности), то и делать, и вершить историю будет некому. Следовательно, для развития цивилизации важно, чтобы не прерывались звенья данной формулы, а это означает, что необходимо формировать личность, ориентированную на сохранение и воспроизводство ценностей национальной культуры, культурное саморазвитие, культурно-нравственную регуляцию поведения.

Этнокультурная социализация школьников предполагает не только повторение сложившегося и построенного на основе культурных ценностей социального опыта предшествующих поколений, но и дополнение, углубление его посредством творчества.

По мнению С. И. Гессена, между образованием и культурой имеется точное соответствие. В ходе образования ребенок не только «считывает» готовый текст культуры, но и творит его, реализуя собственную, культуротворческую функцию субъектного бытия [2].

В соответствии с концепциями С. И. Гессена, В. Т. Кудрявцева [5], Д. И. Фельдштейна [9] присвоение культуры может быть представлено как творческий процесс, не ограничивающийся усвоением определенных знаний, их интериоризацией во внутренние убежде-

ния и ценности. Подлинное образование, по мнению С. И. Гессена, заключается «не в передаче новому поколению того готового культурного содержания, которое составляет особенность поколения образовывающего, но лишь в сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры» [2].

Резюме. Обобщая широкий спектр исследований по проблемам этнокультурной социализации учащихся, можно сделать следующий вывод:

- этнокультурная социализация - одно из направлений социализации, обеспечивающее включение личности в сферу этнических отношений. Она осуществляется различными агентами, в первую очередь, семьей;

- этнокультурная социализация - это процесс, благодаря которому личность усваивает этнокультурные социальные нормы. Целью этнокультурной социализации являются формирование социально активной личности, действия которой регулируются этнокультурными нормами и интересами народа, а также воспроизводство общества в целом;

- этнокультурная социализация учащихся предстает как двухсторонний процесс. С одной стороны, происходит усвоение этнокультурного социального опыта, - это характеристика того, как этническая среда воздействует на ребенка; с другой стороны, в ходе этнокультурной социализации ребенок воздействует на этническую среду посредством отношений, деятельности и общения, - это характеризует момент избирательного отношения личности к этнокультурным нормам и ценностям;

- эффективность этнокультурной социализации школьников зависит не столько от познания и усвоения «готовых» знаний, умений и навыков, сколько от становления универсальных человеческих способностей, обеспечивающих возможность сотворения культуры в условиях динамичного мира.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков, Г. Н. Этнопедагогизация - главный и решающий фактор интеграции обучения и воспитания / Г. Н. Волков // Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса : материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Йошкар-Ола : Марийский институт образования, 2003. - С. 4-7.

2. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. - М. : Школа-Пресс, 1995. - 448 с.

3. Иванов, А. В. Уровни русского самосознания / А. В. Иванов // Вестник МГУ. Сер. 12 : Социальнополитические исследования. - 1993. - № 6. - С. 56-62.

4. Костомаров, В. Г. Мой гений, мой язык: размышления языковеда в связи с общественными дискуссиями о языке / В. Г. Костомаров. - М. : Знание, 1991. - 64 с.

5. Кудрявцев, В. Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка : учебное пособие / В. Т. Кудрявцев. - М. : Изд-во УРАО, 1977. - 154 с.

6. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб. : Питер, 1997. - 688 с.

7. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

8. Садохин, А. П. Основы этнологии : учебное пособие для вузов / А. П. Садохин, Т. Г. Грушевицкая. -М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 351 с.

9. Фельдштейн, Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства / Д. И. Фельдштейн. -М. : Московский психолого-социальный институт ; Флинта, 1997. - 160 с.

10. Хотинец, В. Ю. Формирование этнического самосознания студентов в процессе обучения в вузе / В. Ю. Хотинец // Вопросы психологии. - 1998. - № 3. - С. 31-43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.