Научная статья на тему 'О ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА (рецензирована)'

О ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА (рецензирована) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этнос / социализация / ценностные ориентации / этнокультурные ценности / ethnos / socialization / valuable orientations / ethno cultural values

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джанибекова Эльвира Хамитовна

Этнокультурные ценности, являясь детерминантой социализации, выполняют важнейшую функцию в системе "личность-общество", обеспечивая социализацию, сохраняя культуру в целом, способствуя транслированию духовности, выступая специфическим средством познания мира и себя в этом мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FORMATION OF ETHNOCULTURAL VALUES IN SENIOR SCHOOLCHILDREN IN THE EDUCATIONAL SPACE (reviewed)

Ethnocultural values, being a socialization determinant, perform a major function in the system “personalitysociety”, providing socialization, keeping culture in general, promoting spirituality broadcasting, acting as a specific tool for learning the world and themselves in this world.

Текст научной работы на тему «О ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА (рецензирована)»

УДК 371.02 ББК 74.200.55 Д-40

Джанибекова Эльвира Хамитовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева, т.: 8(928)3860400

О ФОРМИРОВАНИИ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА (рецензирована)

Этнокультурные ценности, являясь детерминантой социализации, выполняют важнейшую функцию в системе "личность-общество", обеспечивая социализацию, сохраняя культуру в целом, способствуя транслированию духовности, выступая специфическим средством познания мира и себя в этом мире.

Ключевые слова: этнос, социализация, ценностные ориентации, этнокультурные ценности.

Dzhanibekova Elvira Hamitovna, Candidate of Pedagogics, associate professor of the Department of Pedagogics of Karachay-Cherkessia state university named after U. D. Aliyev, tel.: 8(928)3860400.

ON THE FORMATION OF ETHNOCULTURAL VALUES IN SENIOR SCHOOLCHILDREN

IN THE EDUCATIONAL SPACE

(reviewed)

Ethnocultural values, being a socialization determinant, perform a major function in the system “personality- society”, providing socialization, keeping culture in general, promoting spirituality broadcasting, acting as a specific tool for learning the world and themselves in this world.

Keywords: ethnos, socialization, valuable orientations, ethno cultural values.

Культурное становление отдельной личности является сложным многоуровневым процессом, при котором создаются, принимаются, меняются, отвергаются и аккумулируются различные духовные ценности. В нынешних условиях мировой глобализации и жизни, в постоянно развивающемся, информационном сообществе, образование становится все более интернациональным, поликультурным и многоязычным. В таких условиях, сам образовательный процесс уже не представляется вне культурного контекста. Оказание помощи в личностной самоидентификации обучающегося, является одной из наиболее приоритетных задач современной педагогики. Причем, необходимо отметить, что самоидентификация, сама по себе, не сводится исключительно к освоению и изучению предметной части окружающей среды и усвоению культурных ценностей, а представляет собой достаточно сложный процесс, направленный на становление личности и капитальное преобразование человеческого характера.

Одним из приоритетных направлений в современной педагогике выступает обучение и воспитание молодежи, посредством приобщения их к народным традициям. Ключевым моментом в педагогическом процессе должно являться формирование способностей к участию в

межкультурных коммуникациях, так как сегодня остро стоит проблема терпимости к иным культурам, пробуждения уважения и интереса к ним, а также формирования этнокультурных ценностей.

Духовное и нравственное формирование, социализация личности ребенка осуществляется посредством присвоения им исторического и общественного опыта предыдущих поколений в процессе практической деятельности и условия социально-этических взаимоотношений, а также общечеловеческих гуманистических взаимоотношений в общем. Данные нормы, достаточно четко и ясно зафиксированы в традициях народа, этнокультурных ценностях и выступают в качестве образцов, в которых в сосредоточены самые лучшие черты, нравственные эталоны и личностные качества, которые приняты в социуме. В этнокультуре и традициях каждой народности зафиксированы исторически сложившиеся и укоренившиеся нормы и принципы, идеалы, отношения, взаимоотношения, которые утвердились в социуме и обеспечили их выживание и последующее активное функционирование.

Этнокультурными ценностями называются установки (смыслы, идеи, понятия), не зависящие от определенного человека, а определяющиеся культурой и разделяющиеся абсолютно всеми людьми, принадлежащими к конкретному культурному полю.

Исходя из этого, этническо-культурные ценности, выступая как коллективная память, являются неотъемлемым и неоспоримым элементом этнического сознания. Они включают в себя совокупность ценностей всех сфер: материальные и духовные ценности этноса, письменные и устные народно творческие произведения, особенности ландшафта, флору и фауну в местах проживания этноса, художественное искусство, особенности исторических фактов, религии, обряды, традиции, культура межличностного общения, этикет и др.

Теоретический анализ этническо-культурных ценностей позволил определить следующие особенности:

- этнокультурные ценности, являясь структурным компонентом культуры, выполняют этноинтегрирующую функцию;

- этнокультурные ценности, по сути, являются механизмами сохранения и соблюдения традиций, норм и образцов поведения;

- этнокультурные ценности, являясь детерминантами социализации и самореализации этнофора, при этнопедагогизации образовательного процесса, приобщение к народным этническокультурным ценностям, актуализируют когнитивный, конативный, коммуникативный, креативный, мотивационно-ценностный и эмоционально-волевые сферы старшеклассника.

Этноценностные ориентации - стабильная, базовая детерминанта, которая определяет национальную самобытность систем ценностей в периоды социально-культурных и социальноэкономических кризисов. Кроме этого, она задает основное направление в сфере изменения систем ценностных ориентаций народностей Северного Кавказа. Этноценности - это те ценности, которые определяют принадлежность к определенному этносу и его сохранению. Поддержание устоев и традиций этноса - являются метаценностями, которые располагаются над конкретными частными ценностями, содержание которых, по большей части, ситуативным и динамичным.

Этнические ценности выступают в качестве медиатора, связывая этнос с этногруппами, а также связывая этнос с остальными человеческими общностями - этносами, государствами, этническими системами - с другой. Этноценностная ориентация - специфическая детерминанта ценностного самосознания, которая является основополагающей в общей системе ценностных ориентаций народностей Северного Кавказа.

Северный Кавказ - уникальный в этническо-культурном, этническо-соци-альном и этническо-конфликтном смысле, регион нынешней России. Основная специфика данного региона заключается в полиэтничности и некой размытости этнических ареалов и общего взаимодействия различных этнокультурных и цивилизационных типов, этнополитического менталитета, традиционализма и модернизма. Данный регион отличается повышенной значимостью, по сравнению с другими регионами, этнической идентичности в самосознании этносов. Определенные особенности жизни, выработали у народностей данного региона специфические стереотипы этноповедения.

С учетом этого, возникает острая необходимость образования новых педагогических подходов к освоению социальных норм и этноценностей традиционными средствами этнической педагогики (Арабов И.А., Бузаров К.И., Волков Г.Н., Батчаева Х.Х.М., Шоров И.А.); гармоничного сочетания традиционности и инноваций, в процессе организации педагогически направленной этнической социализации.

Внутри определенной системы ценностей, этнические ценностные ориентации направлены на выполнение таких основных функций: на уровне жизнедеятельности индивида - функцию согласования личностных ценностей личности и этноценностей, проявляющиеся в уровне психологической личностной адаптации по отношению к социальным ситуациям; в возможности реализации индивидуальных целей в согласии с общегрупповыми целями.

На уровне существования определенной группы, сравнительно к другим группам, одного этноса по отношению к другим этносам и социальным системами - функции согласования групповых ценностей с общими ценностями, дает возможность определить уровень межгрупповой напряженности. Системообразующие этноценности сохраняются при любого рода, изменениях системы ценностей народности, обеспечивая, тем самым, существование этноса, как общины [4].

Развитие личности подрастающего поколения, их мотивационно-потреб-ностные, духовные, нравственные сферы активнее всего проходит в работе по усвоению моральных норм, человеческих взаимоотношений, этических и духовных ценностей. Именно поэтому, в процессе выбора соответствующей цели, характера и объема организации данной деятельности, особенно важно усиление взаимопонимания тех структурных элементов народных традиций, которые способствовали бы реализации ценностей, которые свойственны конкретной этнической группе, а также утверждению себя, в качестве личности и в качестве представителя своей народности и всего человечества.

В работах Бахтина М.М., Бердяева Н.А., Библера В.С., Вентцеля К.Н., Соловьева А.С. и некоторых других специалистов, образование рассматривается исключительно в качестве процесса духовного личностного становления, происходящего в культуре и ориентированного на свободное, индивидуальное и творческое развитие, как отдельного человека, так и группы людей, а также направленного на стремление индивида к приобщению к сокровищам культуры.

Процесс регионализации образования показал необходимость создания такой его системы, которая наиболее органически сочетала бы в себе национальные, индивидуальные, общероссийские, а также мировые культурные и образовательные интересы и потребности.

Стратегическим направлением для достижения этого, можно назвать научное обеспечение полностью всех звеньев образования, которые ориентированы на последовательное развитие индивида, самоопределение и ориентацию в условиях современного многоязычного общества, а также приобщение ее к высшим достижениям национальной и мировой культуры; на возрождение и продвижение гуманистических ценностей, идеалов добра, свободы, гражданственности,

человеческого достоинства, коллективизма и патриотизма. Очень большую роль, в процессе становления личности, играют преемственность традиций, культурное наследие предыдущих поколений, а также умелое использование богатств народной мудрости [2].

Основными факторами оптимального баланса ценностей в качестве регионального компонента, по мнению Стреловой О.Ю., [1] выступают такие условия, как:

- "органически диалогическое соединение ценностей и прав каждой личности с общими ценностями и правами человека" (Каган М.С.);

- меры соответствия баланса ценностей интересам личности школьника, которая формируется в социокультурных условиях конкретного региона;

- лояльность системы ценностей, представленной в содержании региональных компонентов общего образования, по отношению к прочим системам ценностей иных региональных сообществ;

- непротиворечивость соотношений единичных и особых категорий ценностей с общенациональными и общечеловеческими ценностями.

Усвоение этническо-культурных ценностей, кроме прочего, зависит от оптимальной структуры учебной системы. Эффективность решения данных проблем, будет напрямую зависеть от того, насколько полно мы включим в эту образовательную систему традиционную и духовную культуру воспитания этносов - как важнейших компонентов этой системы. Образовательный процесс, имея в качестве основы народную педагогику, должен обеспечивать, в идеале, развитие индивида на общечеловеческих ценностях, что, в свою очередь, будет направлено на цивилизованное развитие общества в целом.

Совокупность индивидуальных свойств, являющихся, по большей части, внутренними факторами развития человека, и определенные особенности социально-культурной среды, выступающие как внешние факторы, определяют формирование системы ценностных ориентаций учащихся в процессе взаимодействия, реализующегося какой-либо деятельностью.

Внешней предпосылкой формирования и развития системы ценностных ориентаций этнофора юношеского возраста являются социальная среда, условия жизнедеятельности.

По мнению В.С. Мухиной о новообразованиях юношеского возраста у молодого человека возникает проблема, касающаяся выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению лично к себе, к другим людям и к моральным ценностям. Именно в юном возрасте, любой человек сознательно отрабатывает свое место в обществе. "Честь", "право", "достоинство", "долг" и некоторые другие, характеризующие личность критерии, достаточно остро волнуют человека в юном возрасте. Молодому человеку, который сознательно обратился к сопоставлению и анализу общечеловеческих ценностей, а также своих собственных склонностей и этноценностных ориентаций, предстоит либо разрушить, либо принять исторически сложившиеся и обусловленные ценности и нормативы, которые являлись определяющими для его поведения в более раннем возрасте. [3]

Профессиональные задачи учителей многонациональных школ, с одной стороны, определяются некоторыми общими требованиями, предъявляемыми к учителю-предметнику или к классному руководителю, а с другой стороны, имеют целый ряд определенных особенностей, связанных с учётом влияния культурного контекста, в пределах которого, собственно, и происходит социализация учеников.

Многолетний педагогический опыт работы позволяет выделить следующие особенности, при соблюдении которых, процесс формирования этнокультурных ценностей у старшеклассников будут наиболее эффективными:

- развитие в подрастающем ребенке гордости именно за ту этническую культуру, в которой он родился и унаследовал (язык, традиции, фольклор и пр.);

- включение мультикультурного материала в абсолютно все аспекты воспитания и обучения;

- обеспечение максимально открытого взаимодействия и максимально открытого диалога с окружающим миром;

Так как невозможно в поликультурном регионе полностью изучить всевозможные аспекты национальной культуры, то знакомство с разнообразными народными традициями и ценностями эффективнее было бы осуществлять по таким направленностям:

- народная философия, в качестве основы существования конкретной этнической культуры;

- человек в природе: общие правила поведения в природе, отношения с природой, космосом;

- семья: значимость родства и отношение к нему, идеалы и взаимоотношения между всеми членами семьи и общества;

- народное искусство: костюм, фольклор, игрушки, жилище и пр.;

- отношения с другими народами: невмешательство, дружба и т.п.;

- этнический этикет;

- табу: система различных запретов во взаимоотношениях с представителями иных национальностей;

- народные обряды, традиции, ритуалы;

- ценностные ориентации.

Необходимо отметить, что если пытаться раскрывать данные вопросы в сравнении с различными культурами, то, во-первых, будет достаточно четко прослеживаться логика народных культур, а во-вторых, получиться охватить намного большее количество культур.

Литература:

1. Баймурзина В.И. Становление и развитие башкирской народной педагогики // Диалог культур народов Среднего Поволжья: духовность, нравственность, гуманность, миролюбие. Чебоксары, 1999. С. 30-31.

2. Стрелова О.Ю. Национально-региональный компонент гуманитарного образования: проблемы проектирования и реализации в контексте гуманистической парадигмы образования. М.; Хабаровск, 2001. С. 38-39.

3. Мухина В.С. Этнология: настоящее и будущее // Психологический журнал. 1994. №3. С. 47.

4. Накохова Р.Р. Психология ценностных ориентаций этносов и этнофоров Северного Кавказа. М.: Линкор, 2008. 378 с.

References:

1. Baymurzina V. I. Formation and development of the Bashkir national pedagogics//Dialogue of cultures of the people of Central Volga: spirituality, moral, humanity, peacefulness / V. I. Baymurzina. Cheboksary, 1999. P. 30-31.

2. Strelova O. Y. National and regional component of arts education: problems of design and realization in the context of a humanistic paradigm of education. / O. Yu. Strelova. M. - Khabarovsk, 2001. P. 38-39.

3. Mukhina, V. S. Ethnology: present and future / V. S. Mukhina//Psychological magazine. 1994. No. 3. 47p.

4. Nakokhova R. R. Psychology of valuable orientations of ethnoses and ethnofors of the North Caucasus/R. R. Nakokhova. M.: Linkor, 2008. 378p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.