Научная статья на тему 'Этноценностные ориентации как социально-психологические детерминанты социализации этнофора'

Этноценностные ориентации как социально-психологические детерминанты социализации этнофора Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
284
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОФОР / ЭТНОЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТРАДИЦИИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ЭТНОКУЛЬТУРА / ETHNOPHORS / ETHNIC-VALUE ORIENTATION / TRADITION / SOCIALIZATION / MECHANISMS OF SOCIALIZATION / ETHNIC CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Накохова Рида Рашидовна, Ионова Ирина Хасановна

В статье анализируется процесс социализации этнофоров, детерминантами которого являются этноценностные ориентации. Рассматриваются структурные компоненты этноценностных ориентаций и механизмы социализации. Анализируется роль традиций, которые имеют целостный характер и представляют собой сложную систему взаимосвязанных между собой элементов обычаев, ценностей, норм, идеалов, убеждений, являющихся регуляторами поведения человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic-Value Orientations as Social-Psychological Determinants of Ethnophors Socialization

This article analyzes the process of socialization of ethnophors, the determinants of which are ethnic-value orientations. The structural components of the ethnic-value orientations and socialization mechanisms are considered. The role of the traditions that are integral in nature and represent a complex system of interconnected elements the customs, values, norms, ideals, beliefs that are the regulators of human behavior is analyzed.

Текст научной работы на тему «Этноценностные ориентации как социально-психологические детерминанты социализации этнофора»

ЭТНОЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЭТНОФОРА

Р.Р. Накохова, И.Х. Ионова

Кафедра педагогики и психологии Карачаево-Черкесский институт повышения квалификации работников образования ул. Фабричная, 139, Черкесск, Россия, 369000

В статье анализируется процесс социализации этнофоров, детерминантами которого являются этноценностные ориентации. Рассматриваются структурные компоненты этноценностных ориен-таций и механизмы социализации. Анализируется роль традиций, которые имеют целостный характер и представляют собой сложную систему взаимосвязанных между собой элементов — обычаев, ценностей, норм, идеалов, убеждений, являющихся регуляторами поведения человека

Ключевые слова: этнофор, этноценностные ориентации, традиции, социализация, механизмы социализации, этнокультура.

Роль общественно-социальных отношений в формировании личности применительно к ее ценностным ориентациям рассматривалась в работах Б.Д. Парыгина, Г.М. Андреевой, А.И. Донцова, Л.И. Анцыферовой, В.С. Мухиной, А.А. Бодале-ва, Г.Г. Дилигенского, В.Г. Алексеевой и многих других исследователей. С точки зрения Л.И. Анцыферовой, направленность личности на определенные ценности — ценностные ориентации — формирует общество. Именно общество предъявляет определенную систему ценностей, которые человек чутко улавливает в процессе постоянного «обследования границ и содержания норм» и формирования их собственных, индивидуально-личностных эквивалентов [6].

В настоящее время в этнопсихологии вслед за Т.Г. Стефаненко и другими учеными используются понятия «этническая социализация» и «культурная трансмиссия». Понятие «этническая социализация» используется для обозначения «процессов развития, которые приводят к тому, что у этнофоров формируется поведение, восприятие, ценности и аттитюды, свойственные одной из этнических групп, и они начинают рассматривать себя и других людей членами подобных общностей» [1].

Понятие «культурная трансмиссия» на групповом уровне включает в себя процессы инкультурации и социализации и представляет собой механизм, с помощью которого этническая группа «передает себя по наследству» своим новым членам, прежде всего детям. Используя культурную трансмиссию, группа может увековечить свои особенности в последующих поколениях с помощью основных механизмов научения. В работах Т.Г. Стефаненко выделяются три вида трансмиссии:

— вертикальная трансмиссия, в процессе которой культурные ценности, умения, верования и т.п. передаются от родителей к детям;

— горизонтальная трансмиссия, когда от рождения до взрослости ребенок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками;

— непрямая трансмиссия, при которой индивид обучается в специализированных институтах социализации (школах, вузах), а также на практике — у окружающих, помимо родителей, взрослых (родственников, старших, общин, соседей и т.п.) [1. С. 101].

Социализаторы различаются не только по семейной принадлежности (родитель, родственник, неродственик) и возрасту (взрослый, старший ребенок, сверстник), но и по функциям, выполняемым ими в процессе культурной трансмиссии. «Общая иерархия степени влияния и социальной значимости социализаторов» зависит от культуры народа [1. С. 148].

В полиэтнической среде ребенок подвергается также влиянию взрослых, принадлежащих к чужой культуре, т.е. включается и процесс аккультурации.

Операционализация понятия «социализация» предполагает выделение факторов, определяющих специфику процесса социализации в конкретной социокультурной среде; конструирование системы объектов-субъектов, механизмов, институтов и агентов социализации; форм, направлений и видов социализации; определение критериев результатов и последствий процесса социализации.

Механизмы социализации можно определить как совокупность средств и методов, обеспечивающих процесс наследования и преобразования социокультурного опыта определенного социума. В социологических и социально-психологических теориях в качестве механизмов социализации рассматриваются интернализа-ция (процесс освоения индивидом, личностью или группой людей социальных ценностей, норм, представлений, установок, стереотипов, принадлежащих тем, с кем он или они взаимодействуют); интериоризация (процесс перехода от внешнего реального действия ко внутреннему идеальному); экстериоризация и т.п. Универсальным средством социализации является социальный контроль — система формальных и неформальных норм и санкций, стимулирующая социально одобряемые модели поведения в различных сферах жизнедеятельности этнофоров.

Этнопсихологические черты народа находятся в тесном взаимодействии с его культурой, ценностями и историей. Закономерное формирование и развитие национальных черт характера, как и национального самосознания, происходило на различных этапах эволюции. «У каждого народа есть свой особый духовный внутренний мир, отражающий его социальные, географические, этнические, языковые и другие особенности, — писал В.Д. Попов. — Душа народа — это его общественная психология, то есть включающая такие всеобщие обоснования душевной жизни каждого человека, которые формируют его национальный характер, традиции, обычаи, нравы, привычки, этнические ценностные ориентации» [7. С. 27]

Этнические (национальные) ценности — это совокупность духовных идеалов представителей тех или иных этнических общностей, в которых находит отражение их историческое своеобразие. Этнические ценности выступают в роли социально и нормативно-культурных аксиом поведения людей одной этнической

принадлежности [4. С.121]. Этнические ценности — это совокупность культурных традиций этноса, которые выделяются самим этносом в качестве наиболее специфичных, маркирующих его историческое и культурное своеобразие, черт. При этом реальное происхождение культурных форм, интерпретируемых как этнические ценности, не имеет принципиального, значения; оно может быть как автохтонным, так и иноэтничным, что не влияет на степень вероятности включения их в систему этнических ценностей.

Этнические ценности (этноценности), по нашему мнению, — это ценности принадлежности к этносу, сохранения этноса, поддержания традиций и устоев этноса. Этнические ценности являются метаценностями, располагающимися над более частными, конкретными ценностями, содержание которых является более динамичным и ситуативным [6]. Этноценности занимают положение медиатора, связывая этнос с этнофорами, с одной стороны, и этнос с другими человеческими общностями — этносами, этническим системами, группами — с другой. Таким образом, этноценностные ориентаций можно считать специфичными детерминантами ценностного самосознания, являющимися системообразующими в системе ценностных ориентаций личности.

Этноценностные ориентации, согласно нашим исследованиям, выполняют следующие функции [6]:

— на уровне существования индивида в социальной среде — функцию согласования ценностей личности и ценностей этноса, что проявляется в уровне психологической адаптации и социализации личности по отношению к социальной ситуации, возможности реализации личных целей в согласии с общегрупповыми;

— на уровне существования группы по отношению с другими группами, этноса по отношению с другими этносами и социальными системами — функцию согласования групповых ценностей с общечеловеческими ценностями, что определяет меру межгруппового принятия или уровень межгрупповой напряженности.

Таким образом, по результатам наших исследований, этноценностные ориентации — это предпочитаемые, принимаемые и отражаемые в сознании этнические идеалы, ценности и нормы, сохраняющиеся в основных чертах у этнофора и активно детерминирующие развитие этнофора. Этноценностные ориентации — стабильная детерминанта, обусловливающая национальную самобытность системы ценностей в периоды социокультурных и социально-экономических кризисов личности, задающая направление изменений системы ценностных ориен-таций личности представителей этносов [6. С. 152].

В нашей концепции структурными компонентами этноценностных ориента-ций народов Северного Кавказа являются [6. С.151]:

— ценности межличностного общения (уважение к старшему, почитание родителей, взаимоотношения родители — дети, мужчина — женщина, старший — младший, взрослый — ребенок, и т.д.);

— ценности коллективизма (народ, род, семья, взаимопомощь, взаимоподдержка и т.д.);

— ценности определенности (культура, честь, совесть, язык, религия, нормы, традиции, обычаи, обряды, нравственно-моральный кодекс горцев и т.д.).

Известный ученый А.Ю. Шадже [9] по критерию предметного содержания национальные ценности делит на следующие группы:

— национальные ценности, связанные с предметами и явлениями природы;

— национальные ценности в предметах и явлениях общественного бытия;

— национальные ценности, связанные с отношениями между людьми;

— национальные ценности в межличностных отношениях;

— национальные ценности в людях, в их поступках, чертах их характера, способностях, качествах;

— национальные ценности в характере движения человеческой истории.

Социально-психологической детерминантой социализации этнофоров является система этнических ценностей, исторический социальный опыт коллективной жизнедеятельности членов этноса. При этом наиболее эффективные и социально приемлемые формы и технологии удовлетворения интересов и потребностей людей, способствующие повышению уровня их социальной интегрированности и социализации этнофора находятся в системе этноценностных ориентаций, культурных традиций и норм данного сообщества.

Ценности и нормы составляют единую нормативную систему, которая регулирует поведение людей и социальных групп в обществе. Ценностно-нормативная система является ориентиром при выборе способа действий, проверяет и отбирает идеалы, выстраивает цели, содержит способы достижения этих целей. Ценности и нормы являются частью сознания, как отдельного человека, так и общественного сознания, частью культуры.

Особую роль в закреплении и проявлении национальной психологии играют традиции, сложившиеся и закрепившиеся в ходе исторического развития этноса, формы деятельности и поведения, «доказавшие» свою положительную значимость, а также соответствующие им правила, ценности, представления. Традиции и нормы накапливаются в практике жизни и деятельности этноса, отражая положительный опыт всех предшествующих поколений. «Жизнь нации, национальная жизнь есть неразрывная связь с предками и почитание их заветов. В национальном всегда есть традиционное», — писал Н.А. Бердяев [2. С. 179].

К традициям относятся прежде всего действия и мнения, ставшие для данного народа привычными, устоявшимися. В этом смысле они близки к понятию стереотипа. Традиция — это всегда зафиксированный, передаваемый из поколения в поколение положительный опыт жизнедеятельности этноса, консолидирующий психологию его представителей. Традиция каждой культуры имеет целостный характер и представляет собой сложную систему взаимосвязанных между собой элементов — обычаев, ценностей, норм, идеалов, убеждений, являющихся регуляторами поведения человека [8]. Доступнее всего для этнологического и этнопсихологического изучения выработанные культурой модели поведения —

обычаи, непосредственно проявляющиеся в поведении ее отдельных членов, и даже не все обычаи, а те из них, которые лишь внешне «оформляют» общечеловеческие инвариантные модели поведения [3. С. 179].

Соответственно, в этнопсихологии в качестве традиций изучались передаваемые из поколения в поколение особенности отношения человека к миру — ценности, интересы, убеждения, нравственные нормы, являющиеся базой для его решений и действий. А в качестве обычаев — устойчивые формы, или стереотипы, поведения, установки.

В процессе социализации этнофора национальные традиции и этноценностные ориентации выполняют ряд функций, например мировоззренческую, заключающуюся в формировании научного мировоззрения путем приобретения знаний об окружающем мире и существующих ценностных предпочтениях разных этносов, принятых в прошлом и настоящем. Они связаны и с оценочно-императивной сферой, позволяющей оценивать все наблюдаемые в общественной и личной жизни события, ставящей своей целью формирование высоконравственной личности, чьи поступки опираются на знания и соблюдения социальных и национальных норм и принципов поведения в обществе. Этому же помогает коммуникативная функция, позволяющая на вербальном уровне общаться с представителями инонациональной культуры. Этноценностные ориентации несут и интегративную функцию, цель которой в установлении добрососедских дружеских отношений, решении общих задач с другими этносами.

При социализации этнофора, формируется мировоззрение, реализующее этническую специфику этноценностных ориентаций и составляющее основу национально своеобразной системы его взглядов на мир, идеалы, Я-концепцию т.е. всю его жизненную позицию.

Таким образом, социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства этнофором социального опыта своего этноса через этноценност-ные ориентации, традиции и нормы в процессе общения и деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Белинская Л.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. — М.; Воронеж, 2000.

[2] Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды / Ред.-сост. Л.И. Новикова и И.Н. Сиземская. — М.: МПСИ: Флинта, 1999.

[3] Бгажноков Б.Х. Основания гуманистической этнологии // Этнографическое обозрение. — 2000. — № 6. — С. 18.

[4] Крысько В.Г. Этническая психология — М., 2004.

[5] Мацумото Д. Психология и культура. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.

[6] Накохова Р.Р. Психология ценностных ориентаций этносов и этнофоров Северного Кавказа. — М.: Линкор, 2008.

[7] Попова И.В. Тенденции изменений ценностных ориентаций старшеклассников в условиях реформ 1990—1993 годов: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1994.

[8] Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. — М., 1976.

[9] Шадже А.Ю. Этнические ценности как философская проблема. — Майкоп: Качество, 2005.

BecTHHK Py^H, cepua Психоnогин u nедагогика, 2012, № 3

ETHNIC-VALUE ORIENTATIONS AS SOCIAL-PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF ETHNOPHORS SOCIALIZATION

R.R. Nakokhova, I.H. Ionova

Chair of Pedagogy and Psychology Karachai-Cherkess Institute of the Teaching Staff

Further Professional Development

Fabrichnaya str., 139, Cherkessk, Russia, 369000

This article analyzes the process of socialization of ethnophors, the determinants of which are ethnic-value orientations. The structural components of the ethnic-value orientations and socialization mechanisms are considered. The role of the traditions that are integral in nature and represent a complex system of interconnected elements — the customs, values, norms, ideals, beliefs that are the regulators of human behavior is analyzed.

Key words: ethnophors, ethnic-value orientation, tradition, socialization, mechanisms of socialization, ethnic culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.