УДК 376.7 ББК 74.6 Б-28
Батчаева Халимат Хаджи-Муратовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий факультета педагогики и методики начального образования Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева, т.: 8(928)0326687.
ВЛИЯНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ЛИЧНОСТИ
(рецензирована)
Этнокультурные ценности как совокупность ценностей материальной и духовной жизни этноса обуславливают процесс становления и социализации личности, ее восхождение как к индивидуальности, так и к единству со своим народом. Стремление к сохранению собственных ценностей, традиций, языка, культуры, этнического самосознания выступает в качестве необходимой формы сохранения и развития этносов.
Ключевые слова: этнос, этноценностные ориентации, этнокультурная личность.
Batchaeva Khalimat Khaji-Muratovna, Doctor of Pedagogy, professor of the Department of Pedagogy and Pedagogical Technologies of the Faculty of Pedagogy and Methodology of Primary Education, Karachay-Cherkessia State University named after U.D. Aliev, tel.: 8 (928) 0326687.
INFLUENCE OF VALUE ORIENTATIONS ON THE FORMATION OF AN ETHNO CULTURAL PERSON
(reviewed)
Ethnic and cultural values as a set of values of the material and spiritual life of a nation cause the process of formation and socialization of the individual, his ascent to the individual and to the unity with his nation. The desire to preserve one's own values, traditions, language, culture, ethnic identity serves as a necessary form of preservation and development of ethnic groups.
Keywords: ethnicity, ethnic orientation, ethnic and cultural identity.
В результате эволюции и этногенеза, т.е. закономерного естественно-исто-рического развития в определённой географической и социально-экономической среде, у различных народов сформировались свойственные им национальные особенности, такие как язык, психология, национальные традиции, обычаи, обряды, ритуалы, фольклор, прогрессивные из которых должны сохраняться, совершенствоваться и передаваться последующим поколениям. Позитивных гуманистических общечеловеческих ценностей у всех народов больше, чем негативных. Каждый народ вносит самобытную лепту в мировую цивилизацию и имеет свою нишу в сфере человеческих отношений. Педагогический арсенал народов Карачаево-Черкесии имеет потенциальные возможности для успешного формирования этнокультурной личности как в условиях семейного воспитания, так и в образовательных учреждениях.
В новых социокультурных условиях в российском обществе отмечаются изменения в культуре народов России и коренных этносов Карачаево-Черкесии, фиксируемые на шкалах культурных измерений. Проведенные исследования показывают, что уровень социальной адаптации прямо связан с уровнем этнической идентичности и значимостью этнических ценностей. Это подтверждает гипотезу о том, что этнические ценности являются системообразующими, так как они обеспечивают и сохранение единства ценностей субъекта, и определяют направление развития системы ценностей. Этнические ценности в максимальной степени позволяют интегрировать динамические и стабилизирующие тенденции в структуре ценностей личности, создавая условия для реализации личностных возможностей в единстве с ценностями социального окружения.
В то же время система ценностных ориентации не остается неизменной. Наблюдается сдвиг в сторону повышения толерантности к неопределенности, но это
изменение не затрагивает уровня этнической идентичности личности, так что этноценностные ориентации остаются стабильными.
Полученные результаты свидетельствуют о высокой устойчивости этноценностных ориентации по отношению к изменениям культурно-исторической ситуации и об их ведущей роли в обеспечении адаптации личности. Ценностные ориентации этнофоров Карачаево-Черкесии складывались, переживая воздействие различных религиозных и идеологических ценностей, множества культур и социальных систем. Изменение социальных условий определяло и неизбежные сдвиги ценностных ориентации, мировоззрения жителей. Несмотря на это, этническое своеобразие системы ценностей народов Карачаево-Черкесии сохранилось и продолжает выполнять свои функции в более благоприятных условиях.
Согласно системному подходу, формирование и развитие ценностных ориентации личности осуществляется в неразрывной связи с культурно-историческим процессом, с историей собственного этноса на основе взаимодействия личности с социальной средой. Важнейшим элементом социальной среды является этническая культура, складывающаяся под воздействием исторического развития этноса и обеспечивающая сохранение этнической ментальности, этнического характера. И этнический характер, и социальный характер выступают как выражение функциональных ролевых качеств личности, проявляющихся в ее социотипическом поведении, то есть в том поведении, в котором личность слита с социальной общностью.
Система ценностей формируется под воздействием сложившейся в культуре системы норм и правил, что соответствует первому этапу инкультурации (М. Херсковиц). Однако сложившаяся система культурно обусловленных ценностей может изменяться под воздействием изменений в культуре, что соответствует второму этапу инкультурации. Инкультурация в период зрелости, отмечает Херсковиц, открывает дорогу изменениям и способствует тому, чтобы стабильность не переросла в застой, а культура не только сохранялась, но и развивалась. Мы предполагаем, что изменение системы ценностей этносов и этнофоров Северного Кавказа, происходящее в настоящее время, соответствует второму этапу инкультурации.
В качестве базовых механизмов формирования и развития системы ценностных ориентации мы можем рассматривать универсальные механизмы адаптации - ассимиляцию и аккомодацию. Ассимиляция предполагает принятие ценностей среды, а аккомодация -преобразование норм и ценностей среды в соответствии с собственной системой ценностных ориентации. Согласно теории Пиаже, успешная адаптация и продуктивное развитие психики возможно при уравновешенности процессов ассимиляции и аккомодации. Соответственно, в развитии системы ценностей так же должны быть уравновешены процесс усвоения новых культурных ценностей и их преобразование на основе традиционных ценностей этнической культуры.
Первичным и основным элементом национального самосознания является, осознание этнической принадлежности, этнические взгляды, этнические представления, привычки, нормы поведения как составные элементы обыденного сознания, которые образуют национальное самосознание в узком смысле слова. Самосознание нации включает следующие аспекты: сознание этнической общности и отношение к другим этносам; приверженность к национальным ценностям.
Переменные этнического самосознания (исконная культура, этноценностные ориентации и др.) в большей или меньшей степени входят в структуру самосознания каждой личности. В процессе развития структурные звенья самосознания личности наполняются содержанием, обусловленным историческим развитием общественных отношений, ценностных ориентации, сложившихся условий межэтнических отношений. На этническое самосознание людей, ориентированных на ценности традиционной культуры, безусловно, не могут не воздействовать новые ценности современной цивилизации. Это воздействие по разному сказывается на систем е ценностей личности и, в частности, на систему этнических ценностей личности. В некоторых случаях этническое самосознание и
этническая идентичность не столько трансформируются, сколько разрушаются, что ведет к стиранию этнического своеобразия личности и полной потере связи с традиционной культурой. Другой крайностью является игнорирование и отрицание современных ценностей, стремление сохранять традиционную систему ценностей вопреки всем внешним условиям. В случае уравновешенности процессов ассимиляции и аккомодации происходит продуктивное развитие системы ценностей.
Системообразующие ценностные ориентации этносов сохраняются при всех изменениях, обеспечивая существование этноса как целостного образования. Утрата этой стабильной части ценностных ориентации приводит и к разрушению этноса. Сохранение этнических ценностей выполняет адаптивную функцию при уравновешивании тенденций ассимиляции и аккомодации, изменения нового и удерживания традиций.
Сохранение и развитие культурного своеобразия народов Карачаево-Черкесии было обеспечено, в том числе, своеобразной системой ценностных ориентации субъектов исторического процесса. Ценностные ориентации коренных этносов и этнофоров Карачаево-Черкесии складывались, переживая воздействие различных религиозных и идеологических систем ценностей, множества культур и социальных систем. Изменение социальных условий определяло и неизбежные сдвиги мировоззрения жителей. Но, не смотря на это, этническое своеобразие системы ценностей народов Карачаево-Черкесии сохранилось и в настоящий момент переживает период расцвета и подъема.
Этнические ценности - ценности принадлежности к этносу, сохранения этноса, поддержания традиций и устоев этноса. Этнические ценности являются метаценностями, располагающимися над более частными, конкретными ценностями, содержание которых является более динамичным и ситуативным. Этнические ценности занимают положение медиатора, связывая этнос с этнфорами с одной стороны и этнос с другими человеческими общностями - этносами, этническим системами, государствами и пр. Выраженность этнических ценностей связана с уровнем этнической идентичности личности.
Таким образом, мы можем предположить, что основными детерминантами развития ценностных ориентации народов Карачаево-Черкесии являются: 1) сложившееся
этническое самосознание, этническая идентификация, социализация, этноментальность, психологические и культурные особенности этноса как составляющие ценностных ориентации; 2) изменение социокультурной ситуации, вызванное, в частности, изменением социально-экономического строя; 3) особенности личности, определяющие характер взаимодействия с уже сложившейся системой социокультурным обстоятельств, так и с требованиями новых условий.
Конкретным результатом взаимодействия этих трех факторов будет либо адаптивное развитие системы этнических ценностных ориентации, либо их дезадаптивное разрушение. Возможный вариант зависит от многих обстоятельств, однако, как мы предполагает важнейшим из них является сохранение в системе личных ценностей этноценностных ориентаций.
Этнокультурная составляющая является неотъемлемым качеством личности и обладает большим гуманистическим потенциалом для её развития и формирования. Целенаправленное и системное использование прогрессивных достижений элементов этнической культуры является серьёзной предпосылкой формирования интеллекта и совершенствования личностной структуры представителей молодого поколения (направленность личности, выражающейся в потребностях, интересах, убеждениях; способности, дарования; волю; нравственность).
Этнокультура находится в органической связи с историей развития самого народа, её менталитета, стереотипа национального характера и определяет как средство развития и воспитания базовой этнической личности носителя национального самосознания.